Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:01, курсовая работа
Проблема развития детского творчества в настоящее время, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем. Особенно в старшем дошкольном возрасте, когда идёт подготовка ребёнка к обучению в школе.
Введение ………………………………3
Глава I Теоретические основы исследования………..…………………….…....5
1.1.Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста ….…………………………………………….……………….…..5
1.2.Использование художественных техник в развитии изобразительного творчества…………………………………………….. …………….….....15
Глава II. Методические аспекты освоения художественных техник как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста…………….. ………………………………………………......31
.Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования……………………………….31
2.2.Программа по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения художественных техник………………………..………………………………………………...36
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы ………………........38
Заключение ……………………..…………41
Список использованной литературы ………………………..……...42
Квиллинг
Квилинг
(англ. quilling — от слова quill (птичье перо)),
также бумагокручение - искусство изготовления
плоских или объемных композиций из скрученных
в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Торцевание
Торцевание - один
из видов бумажного рукоделия. Эту технику
можно отнести и к способу аппликации
и к виду квиллинга. С помощью торцевания
можно создавать удивительные объёмные
картины, мозаики, панно, декоративные
элементы интерьера, открытки. Эта техника
довольно популярна , интерес к ней объясняется
необычным эффектом "пушистости"
и лёгким способом её исполнения.
Коллаж
Коллаж (от фр. collage
— приклеивание) — технический приём
в изобразительном искусстве, заключающийся
в создании живописных или графических
произведений путём наклеивания на какую-либо
основу предметов и материалов, отличающихся
от основы по цвету и фактуре. Коллажем
также называется произведение, целиком
выполненное в этой технике. Коллаж используется
главным образом для получения эффекта
неожиданности от сочетания разнородных
материалов, а также ради эмоциональной
насыщенности и остроты произведения.
Оригами.
Орига́ми (яп. «сложенная
бумага») — вид декоративно-прикладного
искусства; древнее искусство складывания
фигурок из бумаги. Классическое оригами
складывается из квадратного листа бумаги
и предписывает использование одного
листа бумаги без применения клея и ножниц. [9;
12]
Аппликация из салфеток
Салфетки — очень интересный
материал для детского творчества. Из
них можно делать разные поделки. Такой
вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность
создавать шедевры без ножниц; - развитие
мелкой моторики маленьких ручек; - развитие
тактильного восприятия, используя бумагу
различной фактуры; - широкие возможности
для проявления креатива.
Гофрированная бумага
Гофрированная бумага
— один из видов так называемой поделочной
бумаги. По сравнению с бумагой обычной,
появилась она сравнительно недавно. Она
очень мягкая, нежная и приятная на ощупь.
Великолепные цвета очень нравятся детям,
и они с удовольствием работают с ней на
занятиях творчеством. Это отличный декоративный
и поделочный материал, позволяющий создавать
декорации, красочные игрушки, оригинальные
гирлянды и великолепные букеты, костюмы,
которые могут стать отличным подарком
к празднику.
Аппликация из ткани.
Аппликация из ткани
- разновидность вшивки. Вышивание аппликацией
состоит в том, чтобы укреплять на определенном
фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются
аппликации из ткани либо пришиванием,
либо приклеиванием. Аппликация из ткани
может быть предметной, сюжетной и декоративной;
одноцветной, двухцветной и многоцветной.
Выполнение аппликации из ткани требует
определенных навыков. Во-первых, надо
уметь резать ткань (ткань труднее резать,
чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут
осыпаться и осложнять работу.
Аппликация из крупы
Для самых маленьких детей полезно
развивать мелкую моторику. Перебирать
предметы пальчиками, учиться совершать
щипковые движения , конечно, важно. Но
деткам, в возрасте старше года, интересно
видеть результат своего труда сразу.
Аппликация из крупы становится для них
наиболее привлекательной в этом плане.
С крупой можно создавать разные поделки
с малышами. Для этого манку, рис, пшено
раскрашивают в различные цвета с помощью
гуаши и воды.
Аппликация из соломы.
Аппликации из соломы необычайно
привлекательны, они отливают золотом.
Происходит это оттого, что солома имеет
глянцевую поверхность и продольно расположенные
волокна. Эти волокна максимально отражают
свет только в определенном положении.
Составленная из форм, находящихся под
разными углами по отношению к свету. Аппликация
передает неповторимую игру: блестит как
золото. Это могут быть картины, орнаментальные
полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.
Аппликация из засушенных
растений.
В настоящие время широкую
популярность приобрела аппликация из
цветов, травы, листьев, так называемая
флористика. Работа с природным материалом
вполне доступна учащимся и детям дошкольного
возраста. Увлекательно, интересно и полезно
общение с природой. Оно развивает творчество,
мышление, наблюдательность, трудолюбие.
Занятия с природным материалом способствует
воспитанию у детей любви к родной природе,
бережного к ней отношения. Полезны они
еще и потому, что сбор и заготовка природного
материала происходит на воздухе. [ 8; 23]
Создавая красивые аппликации своими
руками, видя результат своей работы, дети
испытывают положительные эмоции. Работа
с бумагой и другими материалами даёт
возможность детям проявить терпение,
упорство, фантазию и вкус. Детям приятно
украшать групповую комнату своими работами,
дарить их родителям и друзьям. Причем
художник может комбинировать разнообразные
художественные техники; сочетать аппликацию
и коллаж, вводить коллаж в красочный слой
живописного полотна и др. И все это делается
для того, чтобы создать неповторимый
художественный образ, найти наиболее
подходящие средства для воплощения замысла
художника. [ 9; 31]
Выводы по I главе
Таким образом, особенности развития творчества у детей старшего дошкольного связаны с тем, что в этом возрасте продолжается совершенствование детского организма, повышается его обучаемость, устойчивость психических процессов, накоплен определённый багаж знаний. Каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями как физического, так и личностного развития, и необходимо учитывать эти особенности в процессе воспитания и обучения ребенка.Творчество определяется как деятельность по изменению, преобразованию окружающего мира, созданию чего-то нового, ранее не существовавшего. Детское творчество имеет свои особенности, что определяет субъективный характер его результатов.Чтобы получить творчески развитую личность, необходимо предоставлять ребенку право выбора деятельности, а также материалов для нее необходимых. Это касается и развития изобразительного творчества детей. Старший дошкольный возраст – сензитивный период для раскрытия изобразительных способностей. Изобразительное творчество включает в себя ряд изобразительных умений, навыков, которыми ребёнок овладевает в процессе целенаправленного обучения. Художественные техники имеют большое значение в работе с детьми: они создают интерес к изобразительной деятельности, что является одним из важнейших условий для развития у детей художественного творчества.
Глава II. Методические аспекты освоения художественных техник - как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
2.1 Анализ состояния
проблемы в практике работы
учреждения дошкольного
Экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Ясли – сад № 2 г.Марьина Горка» Пуховичского района, Минской области, в период с 01.09.2013 года – 18.11.2013 года. В эксперименте участвовали 2 группы старшего дошкольного возраста (экспериментальная и контрольная группы) и 4 педагога учреждения дошкольного образования.
При проведении констатирующего эксперимента использовались в качестве дополнительного материала к проведённой работе результаты тематического контроля по теме «Организация работы по изобразительной деятельности детей - выполнение «Учебной программы дошкольного образования» рисование, лепка, аппликация» проведённого в учреждении образования.
На первом этапе констатирующего эксперимента был проведён анализ годового плана учреждения образования на 2013-2014 учебный год и планов работы старших групп.
Как показал анализ годового плана учреждения образования, перед педагогическим коллективом была поставлена задача по развитию творческих способностей. (см. приложение 1). По реализации данной задачи в плане были запланированы консультации для педагогов и родителей, семинар, тематический контроль «Организация работы по изобразительной деятельности детей - выполнение «Учебной программы дошкольного образования» рисование, лепка, аппликация», исследуемой тематике посвящён один из педагогических советов «Состояние работы детского сада по художественно – эстетическому воспитанию дошкольников». Анализ планов работы на группах (см. приложение 2) показал, что все педагоги ведут планирование работы по данному направлению. Однако не в полной мере используют разнообразие художественных техник на занятиях по изобразительной деятельности.
В своей работе педагоги используют календарно – тематическое планирование, чаще всего занятия с использованием художественных техник запланировано 1 раз в месяц по каждому виду деятельности. Не используется такая форма как интегрированные занятия. Естественно, такое планирование не может способствовать продуктивной работе по развитию изобразительного творчества. В программном содержании занятий в планах на первом месте стоят обучающие и воспитательные задачи. Таким образом, задача развития творчества, желание творить прекрасное своими руками, в процессе занятий выполняется лишь частично. Слабо отражена предварительная и последующая работа по закреплению знаний детей, а также совместная работа с семьей в этом вопросе.
Следует отметить также недостаточное внимание педагогов к планированию данной темы в повседневной жизни. В анализируемых планах данных групп можно отметить лишь индивидуальную работу по закреплению освоенных техник. И здесь видны типичные недостатки в работе педагогов: воспитатели заботятся об оттачивании основных техник рисования, лепки и аппликации и мало внимания уделяют творческой стороне этой работы.
Было проведено анкетирование участвующих в эксперименте педагогов. Им были предложены специально разработанные анкеты (см. Приложение 3). Исследование проводилось с целью выяснения знаний, мнения воспитателей о том, какие методы и приемы работы в данном направлении являются наиболее эффективными, как они используются в работе с дошкольниками. Анализ анкет показал, что в учреждении дошкольного образования уделяется внимание изобразительной деятельности детей посредством проведения регулярных занятий. Педагоги осуществляют работу по ознакомлению детей с произведениями искусств; художественными техниками, однако перечисленные техники, показывают, что педагоги не знают или не владеют разнообразием имеющихся художественных техник используемых в изобразительном творчестве. Все педагоги считают необходимым развивать творческие проявления в изобразительной деятельности. Все педагоги понимают под творческими проявлениями в изобразительной деятельности – фантазию и умение варьирировать предложенными материалами. Все педагоги предоставляют детям самостоятельно выбирать материалы и способы изображения во время самостоятельной деятельности.
При проведении занятий по изобразительной деятельности педагоги указали в основном на традиционные материалы используемые в работе. Роль педагога в изобразительной деятельности детей участники эксперимента видят в: сотворчестве и в предоставлении самостоятельности.
Чаще всего педагоги используют в процессе руководства изобразительной деятельностью: показ способов изображения; рассматривание произведений изобразительного искусства, предметов; сотворчество; игровые приемы. Привлечение родителей к изобразительной деятельности осуществляется через проведение консультаций, организации выставок детского творчества.
В
анкетировании родителей
Что касается развивающей среды в домашних условиях, то родители указали на имеющееся в убранстве квартир наличие картин (пейзаж, натюрморт), предметы декоративно прикладного искусства из соломки, деревянные шкатулки, глиняная посуда, льняные салфетки.
Следующим этапом работы был анализ развивающей среды в группах учреждения образования. При проведении этой работы использовались материалы тематического контроля проведённого в учреждении дошкольного образования в рамках решения годовой задачи, справка по результатам контроля (см. приложение 5). Было отмечено наличие разнообразного материала для изобразительной деятельности и в достаточном количестве. Однако представленный консультационный материал для родителей не несёт информации по работе с детьми дома по развитию творческих способностей. Особенно в продуктивных видах деятельности, а также отсутствует материал по ознакомлению с разнообразием различных художественных техник и их использования в домашних условиях.
Для выявления у детей уровней развития творчества и владения техниками в изобразительной деятельности были проведены занятия. Использовались следующие критерии:
1. Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:
- Искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность.
- Интерес к изобразительной деятельности.
2. Показатели творчества,
характеризующие способы
-Создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов.
- Использование художественных техник.
-Дополнения, изменения, преобразования
знакомого материала, нахождение
оригинальных приемов
- Самостоятельное нахождение
новых способов, быстрота реакций
и ориентировки в новых
3. Показатели творчества,
характеризующие качество
- Нахождение адекватных
выразительно-изобразительных
- Соответствие результатов
творчества элементарным
- Индивидуальный «почерк»
деткой продукции, своеобразие манеры
исполнения и характера
Цель занятий: Выявить уровень творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста с помощью применения занимательного содержания и нетрадиционной техники.
Эксперимент проходил в форме занятия по изобразительной деятельности: