Освоение художественных техник - как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития детского творчества в настоящее время, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем. Особенно в старшем дошкольном возрасте, когда идёт подготовка ребёнка к обучению в школе.

Содержание работы

Введение ………………………………3
Глава I Теоретические основы исследования………..…………………….…....5
1.1.Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста ….…………………………………………….……………….…..5
1.2.Использование художественных техник в развитии изобразительного творчества…………………………………………….. …………….….....15
Глава II. Методические аспекты освоения художественных техник как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста…………….. ………………………………………………......31
.Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования……………………………….31
2.2.Программа по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения художественных техник………………………..………………………………………………...36
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы ………………........38
Заключение ……………………..…………41
Список использованной литературы ………………………..……...42

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2013.docx

— 248.98 Кб (Скачать файл)

  Квиллинг  
       Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.  
Торцевание  
      Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.  
Коллаж  
      Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.  
Оригами.  
     Орига́ми (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. [9; 12] 
 
Аппликация из салфеток  
     Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.  
Гофрированная бумага  
     Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.  
Аппликация из ткани.  
      Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.  
Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.  
Аппликация из крупы  
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения , конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.  
Аппликация из соломы. 

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.  
Аппликация из засушенных растений.  
      В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.  
Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе. [ 8; 23]     Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям. Причем художник может комбинировать разнообразные художественные техники; сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и др. И все это делается для того, чтобы создать неповторимый художественный образ, найти наиболее подходящие средства для воплощения замысла художника. [ 9; 31]

Выводы по I главе

Таким образом, особенности развития творчества у детей  старшего дошкольного связаны с тем, что в этом возрасте продолжается совершенствование детского организма, повышается его обучаемость, устойчивость психических процессов, накоплен определённый багаж знаний. Каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями как физического, так и личностного развития, и необходимо учитывать эти особенности в процессе воспитания и обучения ребенка.Творчество определяется как деятельность по изменению, преобразованию окружающего мира, созданию чего-то нового, ранее не существовавшего. Детское творчество имеет свои особенности, что определяет субъективный характер его результатов.Чтобы получить творчески развитую личность, необходимо предоставлять ребенку право выбора деятельности, а также материалов для нее необходимых. Это касается и развития изобразительного творчества детей. Старший дошкольный возраст – сензитивный период для раскрытия изобразительных способностей. Изобразительное творчество  включает в себя ряд изобразительных умений, навыков, которыми ребёнок овладевает в процессе целенаправленного обучения. Художественные техники имеют большое значение в работе с детьми: они создают интерес к изобразительной деятельности, что является одним из важнейших условий для развития у детей художественного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Методические аспекты освоения художественных техник - как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

2.1 Анализ состояния  проблемы в практике работы  учреждения дошкольного образования.

Экспериментальная работа проводилась на базе ГУО  «Ясли – сад № 2 г.Марьина Горка» Пуховичского района, Минской области, в период с 01.09.2013 года – 18.11.2013 года. В эксперименте участвовали 2 группы старшего дошкольного возраста (экспериментальная  и контрольная группы) и 4 педагога учреждения дошкольного образования.

При проведении констатирующего эксперимента использовались в качестве дополнительного материала к проведённой работе результаты тематического контроля по теме «Организация работы по изобразительной деятельности детей  - выполнение «Учебной программы дошкольного образования» рисование, лепка, аппликация» проведённого в учреждении образования.

На первом этапе констатирующего эксперимента был проведён анализ годового плана учреждения образования на 2013-2014 учебный год и планов работы старших групп.

         Как показал анализ годового плана учреждения образования, перед педагогическим  коллективом была поставлена задача по развитию творческих способностей. (см. приложение 1). По реализации данной задачи в плане были запланированы консультации для педагогов и родителей, семинар, тематический контроль «Организация работы по изобразительной деятельности детей  - выполнение «Учебной программы дошкольного образования» рисование, лепка, аппликация», исследуемой тематике посвящён один из  педагогических советов «Состояние работы детского сада по художественно – эстетическому воспитанию дошкольников». Анализ планов работы на группах (см. приложение 2) показал, что все педагоги ведут планирование работы по данному направлению. Однако не в полной мере используют разнообразие художественных техник на занятиях по изобразительной деятельности.

В своей работе педагоги используют календарно – тематическое планирование, чаще всего занятия с использованием художественных техник запланировано 1 раз в месяц  по каждому виду деятельности. Не используется такая форма как интегрированные занятия. Естественно, такое планирование не может способствовать продуктивной работе по развитию изобразительного творчества. В программном содержании занятий в планах на первом месте стоят обучающие и воспитательные задачи. Таким образом, задача развития творчества, желание творить прекрасное своими руками, в процессе занятий выполняется лишь частично. Слабо отражена предварительная и последующая работа по закреплению знаний детей, а также совместная работа с семьей в этом вопросе.

Следует отметить также недостаточное внимание педагогов  к планированию данной темы в повседневной жизни. В анализируемых планах данных групп можно отметить лишь индивидуальную работу по закреплению освоенных техник. И здесь видны типичные недостатки в работе педагогов: воспитатели заботятся об оттачивании основных техник рисования, лепки и аппликации и мало внимания уделяют  творческой стороне этой работы.

       Было проведено анкетирование участвующих в эксперименте педагогов. Им были предложены специально разработанные анкеты (см. Приложение 3). Исследование проводилось с целью выяснения знаний, мнения воспитателей о том, какие методы и приемы работы в данном направлении являются наиболее эффективными, как они используются в работе с дошкольниками. Анализ анкет показал, что в учреждении дошкольного образования уделяется внимание изобразительной деятельности детей посредством проведения  регулярных занятий. Педагоги осуществляют работу по ознакомлению детей с произведениями искусств; художественными техниками, однако перечисленные техники, показывают, что педагоги не знают или не владеют разнообразием имеющихся художественных техник используемых в изобразительном творчестве. Все педагоги считают необходимым развивать творческие проявления в изобразительной деятельности. Все педагоги понимают под творческими проявлениями в изобразительной деятельности – фантазию и умение варьирировать предложенными материалами. Все педагоги предоставляют детям самостоятельно выбирать материалы и способы изображения во время самостоятельной деятельности.

      При проведении занятий по изобразительной деятельности педагоги указали в основном на традиционные материалы используемые в работе. Роль педагога в изобразительной деятельности детей участники эксперимента видят в: сотворчестве и в предоставлении самостоятельности.

        Чаще всего педагоги используют в процессе руководства изобразительной деятельностью: показ способов изображения; рассматривание  произведений изобразительного искусства, предметов; сотворчество; игровые приемы. Привлечение родителей к изобразительной деятельности осуществляется через проведение консультаций, организации выставок детского творчества.

        В  анкетировании родителей приняло  участие 32 человека, анкета (см. приложение 4) показала, что 10 родителей считают, что у ребёнка есть способности к изобразительному творчеству; 14 родителей считают, что у детей есть интерес к рисованию, но творчеством это нельзя назвать;6 родителей считают, что у их детей умеренные способности; 2 человека- у детей есть талант ( дети посещают художественную школу).Из материалов которые  приобретают ребенку для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью преобладают: бумага (белая, цветная), краски, пластилин,  цветные мелки, наборы цветных карандашей, фломастеры, кисти. Все дети пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сами пожелают. Анкета показала, что не всегда родители реагируют на просьбы ребёнка позаниматься с ним изобразительной деятельностью, только 5 человек откладывают свои дела и включаются  в работу, в основном родители предлагают ребёнку самому заняться интересующей его деятельностью.

Что касается развивающей среды в домашних  условиях, то родители указали на имеющееся в убранстве квартир наличие картин (пейзаж, натюрморт), предметы декоративно прикладного искусства из соломки, деревянные шкатулки, глиняная посуда, льняные салфетки.

       Следующим этапом работы был анализ развивающей среды в группах учреждения образования. При проведении этой работы использовались материалы тематического контроля проведённого в учреждении дошкольного образования в рамках решения годовой задачи, справка по результатам контроля (см. приложение 5). Было отмечено наличие разнообразного материала для изобразительной деятельности и в достаточном количестве. Однако  представленный консультационный материал для родителей не несёт информации по работе с детьми дома по развитию творческих способностей. Особенно в продуктивных видах деятельности, а также отсутствует материал по ознакомлению с разнообразием различных художественных техник и их использования в домашних условиях.  

       Для  выявления у детей уровней  развития творчества и владения техниками в изобразительной деятельности были проведены   занятия. Использовались  следующие критерии:

1. Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:

- Искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность.

- Интерес к изобразительной  деятельности.

2. Показатели творчества, характеризующие способы творческих  действий:

-Создание новых комбинаций  из усвоенных ранее элементов.

- Использование художественных  техник.

-Дополнения, изменения, преобразования  знакомого материала, нахождение  оригинальных приемов изображения.

- Самостоятельное нахождение  новых способов, быстрота реакций  и ориентировки в новых условиях.

3. Показатели творчества, характеризующие качество продукции  детской художественной деятельности:

- Нахождение адекватных  выразительно-изобразительных средств  для воплощения образа.

- Соответствие результатов  творчества элементарным художественным  требованиям.

- Индивидуальный «почерк»  деткой продукции, своеобразие манеры  исполнения и характера выражения  своего исполнения.

      Цель занятий: Выявить уровень творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста с помощью применения занимательного содержания и нетрадиционной техники.

Эксперимент проходил в форме занятия по изобразительной деятельности:

Информация о работе Освоение художественных техник - как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста