Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:01, курсовая работа
Проблема развития детского творчества в настоящее время, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем. Особенно в старшем дошкольном возрасте, когда идёт подготовка ребёнка к обучению в школе.
Введение ………………………………3
Глава I Теоретические основы исследования………..…………………….…....5
1.1.Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста ….…………………………………………….……………….…..5
1.2.Использование художественных техник в развитии изобразительного творчества…………………………………………….. …………….….....15
Глава II. Методические аспекты освоения художественных техник как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста…………….. ………………………………………………......31
.Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования……………………………….31
2.2.Программа по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения художественных техник………………………..………………………………………………...36
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы ………………........38
Заключение ……………………..…………41
Список использованной литературы ………………………..……...42
+ - наличие критерии -- -отсутствие критери
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Результаты диагностики детей
(Контрольный эксперимент )
Контрольная группа
Имя ребенка |
Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества | |||||||||
Отношения, интересы |
Способы творческих действий |
Качество результатов творчества | ||||||||
Искренность, , увлеченность, эмоциональность |
Интерес к изобраз. деятельности |
Способность «вхождения» в изображаемый образ |
Создание нового из ранее усвоенного |
Дополнения, изменения, преобразования |
Самостоятельное нахождение новых способов |
Нахождение адекватных изобр.-выразит. средств |
Индивидуальный «почерк» |
Соответствие элементарным худож. требованиям |
уровень | |
1.Артём Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
2.Диана С. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
3.Дарья Ф. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
4.Ирина Р. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
С |
5.Карина К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
6.Михаил В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
С |
7.Наташа Ю. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
С |
8.Олег И. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
С |
9.Лиза А. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
С |
10.Иван О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
С |
11.Клим С. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
Н |
12.Ирина П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
13.Никита Е. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
В |
14.Егор Б. |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
С |
15.Женя М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
С |
16.Дарья М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
17.Лена Л. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
С |
18.Руслан Ш. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
19.Ян К. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
С |
+ - наличие критерии -- -отсутствие критерии
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
«Развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста.»
«Материалы для изобразительной деятельности и способы их использования в семье».
«Изобразительная деятельность – это познание и образное отражение окружающей действительности».
3.«Уроки лепки: художественная лепка как способ познания мира»
4.Показ презентаций «Нетрадиционные техники, приёмы, материалы аппликации, конструирования», «Нетрадиционные техники рисования»
5. Творческая гостиная «Творим сказку».
6.Привлечь родителей к оформлению интерьера лестничных пролётов совместными с детьми работами.
7. Оформить выставки творческих работ детей и родителей по теме
« Фантазии осени».
8.Проведение открытого занятия для родителей. «Цветы для любимой мамочки» ко Дню Матери.
9. Выставка детских работ «Отражение мира глазами и руками детей».
10.Родительское собрание ««Развитие творчества у детей».
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
ПЛАН РАБОТЫ
С ПЕДАГОГАМИ
«Лепка в учреждении дошкольного образования».
«Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Аппликация и лепка, рисование на первое полугодие
в старшей группе
Вид деятельности |
тема |
|
Сентябрь | ||
Лепка
|
«Овощи и фрукты»
«Грибы»
«Посуда» |
Материал – цветной пластилин.
Передача формы и размера объектов.
Форма, пропорция.
|
Рисование |
День Знаний
«Лето красное прошло»
|
Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии.
Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание».
Совершенствовать технику рисования акварельными красками (часто промачивать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях).
|
Аппликация |
«Овощи на тарелке»
«Узор в круге» |
Пропорция, композиция.
По мотивам хохломской росписи. Цветовое решение, симметрия. |
Октябрь | ||
Лепка
|
«Грибы в корзине»
«Цветы для любимой мамочки»
«Кошечка»
|
Материал – цветной пластилин.
Техника - солёное тесто.
Работа с глиной из целого куска. Пропорция, Устойчивость.
|
Рисование |
«Осенний лес»
|
Познакомить с техникой отпечатывания сухих листьев. Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы кистью и красками.
|
Аппликация |
«Осенний коврик»
|
Рваная аппликация, передача движения, работа по контуру.
Обрывная мозаика |
|
Ноябрь | |
Лепка
|
«Барашек»
«Любимая игрушка»
|
Материал – глина. Лепка из целого куска. Пропорция. Налеп деталей декора. Роспись по мотивам Дымковской игрушки.
Техника – цветной пластилин. Развитие фантазии. Соблюдение пропорции, узнаваемость объекта. |
Рисование |
«Платок для мамы» «Мой любимый дом» |
Познакомить детей с техникой рисования ниткографией. Учить детей определять особенность расположения узора в центре и по краям салфетки (листа),
Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Продолжать учить рисовать при помощи техники оттиска. |
Аппликация |
«Дома на нашей улице» |
Смешенная техника изображения.
Использование в работе песка, бросового и природного материалов. Развитие фантазии. Коллективное выполнение работы.
|
Декабрь | ||
Лепка
|
«Зайчик»
«Олень»
|
Техника лепки из глины.
Конструкция объекта, передача характерных особенностей ( уши, рога ). Использование природного материала для передачи образа. Моделирование среды обитания животного.
|
Рисование |
«Зимний лес»
«Новогодняя ночь» |
Продолжить знакомство с техникой рисования смятой бумагой. Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. |
Аппликация |
«Улица нашего города» «Дикие животные» «Новогодняя открытка» |
Техника – коллаж. Использование в работе бросового материала. Рваная аппликация. Вырезание по контуру. Композиция, пропорция. Дизайн. Использование бросового и природного материалов в работе. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
Сравнение уровней развития детей в экспериментальной группе
Сравнение уровней развития детей в контрольной группе