Освоение художественных техник - как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития детского творчества в настоящее время, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем. Особенно в старшем дошкольном возрасте, когда идёт подготовка ребёнка к обучению в школе.

Содержание работы

Введение ………………………………3
Глава I Теоретические основы исследования………..…………………….…....5
1.1.Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста ….…………………………………………….……………….…..5
1.2.Использование художественных техник в развитии изобразительного творчества…………………………………………….. …………….….....15
Глава II. Методические аспекты освоения художественных техник как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста…………….. ………………………………………………......31
.Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования……………………………….31
2.2.Программа по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения художественных техник………………………..………………………………………………...36
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы ………………........38
Заключение ……………………..…………41
Список использованной литературы ………………………..……...42

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2013.docx

— 248.98 Кб (Скачать файл)

 

+ - наличие критерии               -- -отсутствие критери

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Результаты диагностики детей

(Контрольный  эксперимент )

Контрольная группа

Имя ребенка

Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества

 

Отношения, интересы

Способы творческих действий

Качество результатов творчества

 

Искренность, , увлеченность, эмоциональность

Интерес к изобраз. деятельности

Способность «вхождения» в изображаемый образ

Создание нового из ранее усвоенного

Дополнения, изменения, преобразования

Самостоятельное нахождение новых способов

Нахождение адекватных изобр.-выразит. средств

Индивидуальный «почерк»

Соответствие элементарным худож. требованиям

уровень

1.Артём Л.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

2.Диана С.

+

+

-

+

+

+

+

+

+

В

3.Дарья Ф.

+

+

-

+

+

+

+

+

+

В

4.Ирина Р.

-

+

+

+

+

-

+

-

+

С

5.Карина К.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

6.Михаил В.

+

+

+

+

-

+

-

+

+

С

7.Наташа Ю.

-

+

-

+

-

+

+

+

+

С

8.Олег И.

-

+

-

+

-

-

+

-

+

С

9.Лиза А.

+

+

+

-

+

-

+

-

+

С

10.Иван О.

+

+

+

+

-

+

+

+

+

С

11.Клим С.

-

-

+

+

-

+

-

-

-

Н

12.Ирина П.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

13.Никита Е.

+

+

+

+

+

+

+

-

+

В

14.Егор Б.

+

-

-

+

-

+

+

-

+

С

15.Женя М.

+

+

+

+

-

-

+

-

+

С

16.Дарья М.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

17.Лена Л.

+

+

-

-

+

-

+

-

+

С

18.Руслан Ш.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

19.Ян К.

+

+

-

-

-

-

+

+

+

С


+ - наличие критерии               -- -отсутствие критерии

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

«Развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста.»

  1. Привлечь родителей к оснащению развивающей среды в центре изобразительного творчества.
  2. Организовать консультирование по тематике:

«Материалы для изобразительной деятельности и способы их использования в семье».

«Изобразительная деятельность – это познание и образное отражение окружающей действительности».

  3.«Уроки лепки: художественная  лепка как способ познания  мира»

  4.Показ презентаций «Нетрадиционные техники, приёмы, материалы аппликации, конструирования», «Нетрадиционные техники рисования»

  5. Творческая гостиная «Творим сказку».

  6.Привлечь родителей к оформлению интерьера лестничных пролётов совместными с детьми работами.

  7. Оформить выставки творческих работ детей и родителей по теме

« Фантазии осени».

  8.Проведение открытого занятия для родителей. «Цветы для любимой мамочки» ко Дню Матери.

  9. Выставка детских работ «Отражение мира глазами и руками детей».

10.Родительское собрание ««Развитие творчества у детей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ПЛАН РАБОТЫ

С ПЕДАГОГАМИ

  1. Изучить разделы « Учебной программы дошкольного образования».
  2. Изучить методическую литературу, статьи журнала «Пралеска» посвящённые развитию изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
  3. Пополнить мини-методический уголок педагога по данной теме методическим материалом (рекомендации, памятки, конспекты занятий, консультационный материал).
  4. Совместно с родителями пополнить цент изобразительного творчества предметами изобразительного творчества , фотографиями, открытками, альбомами.
  5. Оформить и систематизировать консультационный материал для родителей.
  6. Оформить практический материал по изобразительной деятельности в соответствие с «Перечнем средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».
  7. Изготовить творческие  развивающие игры для детей данного возраста.
  8. Консультирование по темам:

«Лепка в учреждении дошкольного образования».

«Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».

  1. Провести семинар - практикум «Нетрадиционные художественные техники в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Аппликация и лепка, рисование на первое полугодие

в старшей группе

Вид

деятельности

тема

 
   

Сентябрь

 

 

 

Лепка 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Овощи и фрукты» 

 

 

 

 

«Грибы» 

 

 

 

 

«Посуда»

 

 

Материал – цветной пластилин.  

 

 

 

Передача формы и размера объектов.  

 

 

 

 

 

Форма, пропорция. 

 

 

 

Рисование 
 

 

 

День Знаний

 

 

«Лето красное прошло»

 

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии.

 

Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание».

 

Совершенствовать технику рисования акварельными красками (часто промачивать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях).

 

Аппликация

«Овощи на тарелке» 

 

«Узор в круге» 

 

Пропорция, композиция. 

 

 

 

 

 

По мотивам хохломской росписи. Цветовое решение, симметрия. 

   

Октябрь

Лепка  

 

 

 

 

 

 

 

 

«Грибы в корзине»

 

 

 

«Цветы для любимой мамочки»  

 

 

 

 

 

«Кошечка»

 

 

 

 

Материал – цветной пластилин.  

 

 

 

Техника - солёное тесто. 

 

 

 

 

 

Работа с глиной из целого куска.

Пропорция,

Устойчивость. 

 

 

 

Рисование

«Осенний лес»

 

Познакомить с техникой отпечатывания сухих листьев. Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы кистью и красками.  

 

 

Аппликация

«Осенний коврик»

 
 
 
Осенняя берёзка 

 

 

 

 

Рваная аппликация, передача движения, работа по контуру. 

 

 

Обрывная мозаика 

 

 

Ноябрь

Лепка 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Барашек» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Любимая игрушка» 

 

 

Материал – глина. 

Лепка из целого куска.

Пропорция.

Налеп деталей декора.

Роспись по мотивам Дымковской игрушки. 

 

 

 

Техника – цветной пластилин.

Развитие фантазии.

Соблюдение пропорции, узнаваемость объекта. 

Рисование 

«Платок для мамы»

«Мой любимый дом»

Познакомить детей с техникой рисования ниткографией. Учить детей определять особенность расположения узора в центре и по краям салфетки (листа), 

 

Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Продолжать учить рисовать при помощи техники оттиска.

Аппликация

«Дома на нашей улице»

Смешенная техника изображения.  

 

Использование в работе песка, бросового и природного материалов.

Развитие фантазии.

Коллективное выполнение работы.  

 

 

 

 
 

   

Декабрь

Лепка 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Зайчик» 

 

 

 

 

 

«Олень» 

 

 

 

 

Техника лепки из глины. 

 

Конструкция объекта, передача характерных особенностей ( уши, рога ).

Использование природного материала для передачи образа.

Моделирование среды обитания животного. 

 

 

Рисование 

«Зимний лес»

 

«Новогодняя ночь» 

Продолжить знакомство с техникой рисования смятой бумагой. 

Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь.

Аппликация

«Улица нашего города» 

«Дикие животные» 

«Новогодняя открытка»

 

Техника – коллаж.

Использование в работе бросового материала. 

Рваная аппликация.

Вырезание по контуру.

Композиция, пропорция. 

Дизайн. Использование бросового и природного материалов в работе. 


ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Сравнение уровней развития детей в экспериментальной группе

 

 

 

Сравнение уровней развития детей в контрольной группе

 

 


Информация о работе Освоение художественных техник - как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста