Освоение художественных техник - как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития детского творчества в настоящее время, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем. Особенно в старшем дошкольном возрасте, когда идёт подготовка ребёнка к обучению в школе.

Содержание работы

Введение ………………………………3
Глава I Теоретические основы исследования………..…………………….…....5
1.1.Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста ….…………………………………………….……………….…..5
1.2.Использование художественных техник в развитии изобразительного творчества…………………………………………….. …………….….....15
Глава II. Методические аспекты освоения художественных техник как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста…………….. ………………………………………………......31
.Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования……………………………….31
2.2.Программа по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения художественных техник………………………..………………………………………………...36
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы ………………........38
Заключение ……………………..…………41
Список использованной литературы ………………………..……...42

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2013.docx

— 248.98 Кб (Скачать файл)

       Развивается у детей и внимание. Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.

       Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.

   К 6-7 годам начинается  более интенсивное формирование  словесно-логического мышления, которое  связано с использованием и  преобразованием понятий. Однако  ведущим в данном возрасте  является наглядно-образное мышление. Период 4-6 лет является этапом  активного освоения и совершенствования  новых инструментальных движений, в том числе и действий карандашом  и ручкой[7; 51].

   В старшем дошкольном  возрасте меняются отношения  ребенка со взрослыми. В самом начале дошкольного возраста социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Тенденция естественна и понятна. Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей. До этого времени ребенок привык жить вместе со взрослыми. Эта тенденция сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь – жизнь ребенка в жизни взрослых. Но ребенок не может еще принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной со взрослыми жизни. Таким образом, ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей.[8;11]

   Большое значение  в плане влияния на развитие  личности старшего дошкольника  играют так называемые продуктивные  виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и т. д.). По мнению Д.Б. Эльконина, характерная их черта состоит в том, что они имеют замысел, который реализуется в известных условиях при использовании известных материалов и с помощью известных орудий.[9;24] По своей психологической структуре эти виды деятельности сходны с серьезными продуктивными деятельностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Использование художественных техник в развитии изобразительного творчества

      Детство – это первая ступень человека, на которой начинается познание мира. Через конкретные живые образы природа вливается в живое существо миром красок, чувств, разнообразных форм и явлений. На этом важном жизненном этапе идет процесс интенсивного поглощения огромного потока всевозможных и самых разнообразных обликов вещей и явлений. Дети – активные творцы нового удивительного мира, создающие красочные образы, наполненные новым творческим содержанием. Поэтому цель и задачи педагога заключаются в том, чтобы через эстетическое образное восприятие действительности вызвать у ребенка потребность в воссоздании этого мира. Важно развить активность восприятия ребенка через произведения искусства и непосредственно творческую деятельность, выстраивая эмоционально-образный строй, создавая настроение, душевный подъем. Действительность должна быть эстетически трансформирована, и ребенок, как духовный преобразователь, воссоздает этот красочный мир явлений, становясь одновременно его частью, участником действий, наполняя его жизнью.[10;34]

     Традиционные  художественные техники – это  специальные приёмы, которые используют  художники при создании произведения  искусства; это художественно выразительное  использование возможностей тех  или иных художественных материалов.

      Новые предлагаемые детям художественные техники, привлекают своей простотой и доступностью, раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное в творческой деятельности детей то, что самоценным является не конечный продукт, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

        В учреждении дошкольного образования, изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)». Поэтому важным будет использование различных техник изобразительной деятельности дошкольников, в том числе и нетрадиционных.

    Педагогическая  задача состоит в том, чтобы  обычную детскую наблюдательность, открытость и эмоциональность  восприятия превратить в особое  творческое отношение к явлениям  бытия, основанное на изначальной  связи и родстве этих явлений  с жизнью человека. Результаты  восприятия -единая картина мира и внутренняя взаимосвязь человека как части этого мира с «окружающей природой». Поэтому восприятие ребенком действительности должно стать активным творческим процессом эстетического преломления и образного воссоздания.

    Рассмотрим использование  художественных техник в различных  видах изобразительной деятельности.

У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям - осознанное желание научиться хорошо рисовать, лепить, клеить. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

Существует огромное количество нетрадиционных техник в рисовании. Рассмотрим наиболее яркие из них.

        Пуантилизм

От французского слова «пуант» – точка. Это рисование разноцветными мазками, и изображение составляется из множества точек. Такой рисунок имеет мозаичный вид. Рисуя мазками или точками, можно получить несложные, но яркие рисунки.

а) пальчиковая техника

Вылить краску в тарелку, размазать ее ложкой. Любой палец или ладонь обмакнуть в краску и приложить так, чтобы получился отпечаток.

Примечание: Прежде чем начать что-то выдумывать и рисовать, надо сделать на отдельном листе несколько отпечатков разных пальцев и ладони, чтобы понять, какие формы могут получиться. Прежде чем палец опускать в новую краску, надо его вымыть и насухо вытереть салфеткой. Получаемые образы: рыбки, различные зверушки, опята на пеньке, лебедь и т.д.

б) узоры из точек

Педагог предлагает детям нарисовать декоративную композицию. На темном листе бумаги нарисовать «замалевки» контрастного цвета. Используя ватные палочки, нанести по контуру рисунка светлые точки на равном расстоянии друг от друга.

Примечание: Можно нарисовать контурное изображение предмета. Лучше использовать гуашь.

Печатание

А. Оттиски. Нарисовать на картоне простую фигуру и вырезать. Прилепить на обороте фигурки кусок замазки – получится ручка. Выдавить на палитру немного краски разных цветов. Прижать фигуру к краске, а потом к листу чистой бумаги. Чтобы напечатать двумя цветами, надо выдавить краску двух цветов и размазать, прижать фигуру надо на границе между красками, чтобы захватить оба цвета.

Б. Оттиск краем картона. Нарезать полоски картона, обмакнуть края картона в краску, отпечатается линия. Чтобы получились лепестки, надо согнуть тонкий картон и склеить скотчем. Или прижать край картона к бумаге и сдвинуть (наискосок, волнистым движением, в разные стороны).

В. Собрать листья разной формы и размера. Покрываем лист со стороны прожилок краской, затем прикладываем на альбомный лист, прижимаем и осторожно убираем за ножку. Получаем отпечаток. Составить можно разные композиции – «Осенний лес», «Подводный мир». Используя законы перспективы, располагаем на заднем плане мелкие листья, а на переднем – большие. Кисточку можно дорисовать дорожки, стволы, ветки, траву, солнце. Печатать листьями можно и на ткани, фон вокруг закрасить тампоном из поролона.

Г. Печатание с помощью картофеля (пробки, ластика, поролона, пенопласта или смятой бумаги). Картофель среднего размера разрезать пополам, из каждой половинки вырезать печать любой формы. На палитре развести краску и обмакнуть печать в краску, затем сделать отпечаток на листе.

Примечание: изображение можно дорисовать кистью.

Д. Печать по трафарету. Для этого прижимают печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия

Бывает нескольких видов, самые распространенные: на сложенном пополам листе и на оргстекле. Отпечаток можно использовать для фона в дальнейшей работе.

А. Педагог предлагает ребенку нарисовать цветовые пятна на листе, согнутом пополам (лучше у линии сгиба). Сложить пополам лист бумаги и загладить сгиб. Разогнуть лист и накапать на одну половину краску. Закрыв полученные цветовые пятна второй половиной этого же листа, разгладить его поступательными и круговыми движениями. Раскрыть лист и рассмотреть узор.  Рассматривая их со всех сторон, дорисовать до образа гелевой ручкой, черной гуашью, фломастером.

Б. Та же технология, только на оргстекле наносятся пятна или композиция, сверху кладется чистый лист бумаги и делается оттиск.

В. Густой краской (3-4 цвета), без просветов нанести на лист бумаги различные пятна, линии, побрызгать водой на лист. Проложить на другой чистый лист и сделать оттиск. Получается два необычных фона для рисования.

Примечание: не следует обводить пятна.

Диапатия

Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия.

Специальным роликом или тампоном из тряпки, наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху накладывают лист бумаги и начинают рисовать. Рисуют карандашом или заостренной палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу.

На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск - зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветовым фоном.

Акватипия

Лист бумаги замочить на ночь в воде. Наутро дать стечь воде, и можно приступать к работе. Подобрать крупную цветную иллюстрацию. На рисунок положить стекло и перерисовать красками. На стекло, на котором нарисована картина, положить сырой, чистый лист, сверху положить груз. Через 20-30 минут осторожно снять лист со стекла. Дать просохнуть и дорисовать изображение.

Акваграфия

Та же технология, что и в акватипии, только работа выполняется одним цветом.

Волшебные нитки

Необходимые материалы: 2 альбомных листа, нитки №10, 10-12 см (по 2-3 на каждого ребенка), гуашь.

Педагог предлагает получить цветные нитки, опустив каждую из них в краску разного цвета. Эти нитки укладываются на лист бумаги (веером, зигзагом, по прямой, клубочком), и только кончики остаются вне листа. Затем лист с нитками закрывается вторым листом бумаги, придерживая который, ребенок должен по очереди вытянуть нитки. Получившиеся цветовые пятна, ребенок должен довести до образа, дорисовав мелкие детали.

Кляксография

А. Ребенку предлагается поставить кляксы, используя гуашь, тушь или жидкую акварельную краску, и, направляя лист бумаги, дать возможность краске растечься. Увидев образ, дорисовать элементы (уши, хвостик), придумать ему название – «морозный узор», «горы», «бушующее море», «каменные цветы», «фантастическое животное».

Б. Можно предварительно смочить лист бумаги водой и поставить на  нем несколько чернильных клякс. Когда бумага высохнет, дорисовать детали кистью.

Набрызг

Можно использовать для создания фона. Интересно совмещать несколько приемов. Например, составить из листьев на ватмане композицию. Взять щетку или расческу, держа перпендикулярно над листом, провести по ней карандашом в направлении на себя. На  лист полетят брызги. Когда краска подсохла, убрать трафарет. Получается силуэт, который можно дорисовать пастельными мелками.

Примечание: место, где вы будете рисовать, нужно предварительно застелить газетами или целлофаном. Лист бумаги можно предварительно затонировать темным цветом (черным, синим, коричневым), для набрызга выбрать светлые контрастные краски.

Выдувание

А. На лист ставятся разноцветные кляксы, затем через трубочку (коктейльную, после чупа-чупса и т.д.) ребенок дует на них. Краска разбегается по листу, получается – удивительный салют, кораллы на морском дне, волшебные цветы, сказочные деревья.

Б. Развести водой краски двух родственных цветов (синего и зеленого, красного и оранжевого, красного и фиолетового). Налить оба цвета на бумагу, близко друг от друга. Приложить соломинку к центру пятен и сильно подуть, чтобы получились ветвистые отростки. Промокнуть аккуратно краску в середине уголком сырой салфетки. Дать просохнуть и тонкой кистью нарисовать глаза.

Примечание: при выдувании лучше использовать тушь - при высыхании она имеет матовую бархатистость.

Батик

Рисование на ткани нетрадиционный и очень древний способ. Расписную ткань называют «батиком». Самый простой способ, который можно провести на занятиях, – это «узелковый батик». На ткани завязываются ниткой узелки, складки раскрашиваются краской, затем, развязав в середину полученного цветка, добавляют более темный цвет. Стебельки рисуют кисточкой, а листочки можно напечатать при помощи листьев. Из картона сделать рамку. 

Рисование по-сырому

Лист хорошо смачивается водой, можно предварительно затонировать, а затем по влажной поверхности наносится изображение более насыщенным или контрастным цветом. Данный прием используется при рисовании пушистых зверей, цветов, крон деревьев. Примерные темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д.

Информация о работе Освоение художественных техник - как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста