Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:01, курсовая работа
Проблема развития детского творчества в настоящее время, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем. Особенно в старшем дошкольном возрасте, когда идёт подготовка ребёнка к обучению в школе.
Введение ………………………………3
Глава I Теоретические основы исследования………..…………………….…....5
1.1.Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста ….…………………………………………….……………….…..5
1.2.Использование художественных техник в развитии изобразительного творчества…………………………………………….. …………….….....15
Глава II. Методические аспекты освоения художественных техник как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста…………….. ………………………………………………......31
.Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования……………………………….31
2.2.Программа по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения художественных техник………………………..………………………………………………...36
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы ………………........38
Заключение ……………………..…………41
Список использованной литературы ………………………..……...42
Заключение
На основе изложенных в нашем исследовании материалов можно выделить ряд основных положений:
Анализ теоретических
основ развития детского
Творческий процесс
предполагает создание детьми
выразительного образа
Освоение художественных техник может оказывать большое влияние на развитие изобразительного творчества у детей, но только при условии знания детьми основных изобразительных способов. Важным здесь будет целенаправленная и хорошо спланированная изобразительная деятельность.
Большую роль играют в развитии детского изобразительного творчества семья, пример родителей и старших детей.
Развитию детского изобразительного творчества будет способствовать использование различных в том числе и нетрадиционных техник при соблюдении следующих условий:
- грамотный подбор содержания работы с детьми, а также техник изобразительного искусства;
- наличие соответствующей материальной базы;
- заинтересованность педагогов дошкольного учреждения и семьи в развитии изобразительного творчества у детей;
- взаимосвязь различных видов детской деятельности.
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты имеют значение для практики работы дошкольного учреждения. На базе дошкольного учреждения должна проводиться работа по развитию изобразительного творчества у детей. Возможно и не только изобразительного, но и других видов творчества. Мы не должны забывать, что от наших усилий, приложенных сегодня зависит жизнь всего общества завтра, ведь дети сегодня – это члены общества в будущем.
Список использованной литературы
1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.,1925
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества/ отв. Ред. В.М. Кедров, Ростов - на - Дону, 1983
3. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. Ред. Комаровой Т.С. – М.: Пед. Общество России, 2002. – 147с
4. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов/ сост. Кривоногова Л.Д. – 2-е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2006 – 46 с.
5. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей/ С.И. Виленчик // Пачатковае выхаванне. - № 3. – 2005. – с.41-43.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986.
7. Гмошинская М.В. Работа младенцев красками – начало творческой деятельности / М.В. Гмошинская // Дошкольное воспитание. - № 2. – 2002. – с. 30-33.
8. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. – 205с.
9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
10. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова.// Ребенок в детском саду. - № 4. – 2004. – с. 21-29; № 5. – 2004. – с. 3-13.
11. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника./ О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С.52-60.
12. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991
13. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. / А. Ильина // Дошкольное воспитание. – № 2. – 2004. – с. 48-50.
14. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников.- М.: Педагогика, 1983. – 112с.
16. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255с
17. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001., С. 18
18. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2000.-128 с.
19. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - № 2. – 2005. – с. 80-86.
20. Косминская В.Б. , Васильева Е.И., Халезова Н.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. пособие для студентов пед. Ин.-тов. по специальности «дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение», 1977, с.30-44
21. Лилов А. Природа художественного творчества. М., 1981
22. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005. – с. 565 – 572
23. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М. Центр педагогического образования, 2008. – с.64
24. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 1990. С.16 - 20.
25. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128с.
26. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду /Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова - М., 1982. – 134с.
27. Учебная программа дошкольного образования. - Минск: НИО, 2012.-с.407
28. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е.А. Флерина - М., 1956. – 208с.
29. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.,1961, с. 181
30. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под. ред. Н.А. Ветлугиной. М., «Просвещение», 1974
31. Художественное творчество и ребенок/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1972
32. Шанченко Л. Как рождается творчество: изобразительная деятельность в детском саду / Л. Шанченко // Пралеска. - № 1. – 2003. – с. 41-42
33. Я и мир вокруг меня: Сборник практических материалов в помощь воспитателю детского сада/ Л.Н. Варфоломеева, И.А. Голачева, Д.В. Гринь и др.; Под ред. Е.И.Красило. – Мозырь: Издательский Дом «Белый ветер», 2001.- 92 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Приложение1: Годовые задачи учреждения дошкольного образования на 2013-2014 учебный год.
Приложение2: Карта проверки плана образовательной работы в группах по изобразительной деятельности
Приложение3: Анкета для педагогов.
Приложение 4: Анкета для родителей.
Приложение 5: Справка по результатам тематического контроля.
Приложение 6: Результаты диагностики детей (Констатирующий эксперимент)
Экспериментальная группа.
Приложение 7: Результаты диагностики детей (Констатирующий эксперимент).
Контрольная группа.
Приложение 8: Результаты диагностики детей (Контрольный эксперимент).
Экспериментальная группа.
Приложение 9: Результаты диагностики детей(Контрольный эксперимент).
Контрольная группа
Приложение 10: План работы с родителями
Консультация: «Материалы для изобразительной деятельности и способы их использования в семье».
Консультация: «Изобразительная деятельность – это познание и образное отражение окружающей действительности».
Консультация: «Уроки лепки: художественная лепка как способ познания мира»
Презентация: «Нетрадиционные техники, приёмы, материалы аппликации, конструирования».
Презентация: «Нетрадиционные техники рисования»
Конспект открытого занятия для родителей «Цветы для любимой мамочки»
Ко Дню Матери.
Родительское собрание «Развитие творчества у детей».
Приложение11: План работы с педагогами.
Консультация: «Лепка в учреждении дошкольного образования».
Консультация: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».
Семинар - практикум «Нетрадиционные художественные техники в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Приложение 12:Перспективный план по изобразительной деятельности: Аппликация и лепка, рисование в старшей группе.
Приложение 13: Гистограмма «Сравнение уровней развития детей»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
ясли-сада № 2 г. Марьина Горка
на 2013 – 2014 учебный год
1.Направить работу педагогического коллектива на развитие познавательных и творческих способностей детей средствами изобразительного искусства.
Предполагаемые результаты
Дети: переносят усвоенное под руководством педагога в самостоятельную деятельность, овладели выразительными средствами изобразительного искусства.
Педагоги: повысили компетентность в вопросах обучения дошкольников различным техникам рисования.
Родители: создают в семье благоприятные условия для самостоятельного художественного творчества детей, понимают важность и необходимость проявления уважения к художественным интересам детей, бережно относятся е результатам их творческой деятельности.
2.Активизировать совместную работу педагогического коллектива учреждения дошкольного образования и семьи по укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, используя лучший опыт семейного воспитания.
Предполагаемые результаты
Дети: включены в позитивный микросоциум взаимодействия педагогов и родителей, улучшили состояние здоровья по сравнению с прошлым годом, понимают важность и необходимость здорового образа жизни.
Педагоги: повысили компетентность в вопросах приобщения дошкольников к ЗОЖ, устанавливают различные виды связей с семьями воспитанников.
Родители: играют роль в образовательном процессе учреждения дошкольного образования, понимают важность и необходимость приобщения детей к ЗОЖ с раннего возраста.
КАРТА
Карта проверки плана образовательной работы в группах по изобразительной деятельности
Параметры |
Баллы |
- количество
занятий по изобразительной |
|
- программное
содержание планируется с |
|
- количество
занятий, в программное содержание
которых включены задачи по
развитию творческих |
|
- тематика
занятий предполагает |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 – не соответствует;
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета для педагогов
Оценка профессиональной компетентности педагога по изобразительной деятельно
Ф. И. О., должность
1. Уделяется ли внимание
изобразительной деятельности
- проводятся регулярные занятия;
- ведется предварительная работа;