Освоение художественных техник - как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития детского творчества в настоящее время, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем. Особенно в старшем дошкольном возрасте, когда идёт подготовка ребёнка к обучению в школе.

Содержание работы

Введение ………………………………3
Глава I Теоретические основы исследования………..…………………….…....5
1.1.Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста ….…………………………………………….……………….…..5
1.2.Использование художественных техник в развитии изобразительного творчества…………………………………………….. …………….….....15
Глава II. Методические аспекты освоения художественных техник как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста…………….. ………………………………………………......31
.Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования……………………………….31
2.2.Программа по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения художественных техник………………………..………………………………………………...36
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы ………………........38
Заключение ……………………..…………41
Список использованной литературы ………………………..……...42

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2013.docx

— 248.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основе изложенных в нашем исследовании материалов можно выделить ряд основных положений:

 Анализ теоретических  основ развития детского изобразительного  творчества показал, что феномен  творчества как сложного культурно-исторического  явления и вида деятельности  человека исследуется с конца 19 века и по настоящее время. Это обусловлено тем, что изобразительное  творчество позволяет общаться  с ребенком на его «языке», так как изобразительная деятельность раскрывает его внутренний мир, отношение к окружающей действительности к людям.

 Творческий процесс  предполагает создание детьми  выразительного образа доступными им изобразительными средствами. Они могут быть не только средствами образного отражения, но и способствовать формированию художественного творчества.

Освоение художественных техник может оказывать большое влияние на развитие изобразительного творчества у детей, но только при условии знания детьми основных изобразительных способов. Важным здесь будет целенаправленная и хорошо спланированная изобразительная деятельность.

Большую роль играют в развитии детского изобразительного творчества семья, пример родителей и старших детей.

Развитию детского изобразительного творчества будет способствовать использование различных в том числе и нетрадиционных техник при соблюдении следующих условий:

- грамотный подбор содержания работы с детьми, а также  техник изобразительного искусства;

- наличие соответствующей материальной базы;

- заинтересованность педагогов дошкольного учреждения и семьи в развитии изобразительного творчества у детей;

- взаимосвязь различных видов детской деятельности.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты имеют значение для практики работы дошкольного учреждения. На базе дошкольного учреждения должна проводиться работа по развитию изобразительного творчества у детей. Возможно и не только изобразительного, но и других видов творчества. Мы не должны забывать, что от наших усилий, приложенных сегодня зависит жизнь всего общества завтра, ведь дети сегодня – это члены общества в будущем.

 

Список использованной литературы

1.  Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.,1925

2.  Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества/ отв. Ред. В.М. Кедров, Ростов - на - Дону, 1983

3.  Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. Ред. Комаровой Т.С. – М.: Пед. Общество России, 2002. – 147с

4.  Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов/ сост. Кривоногова Л.Д. – 2-е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2006 – 46 с.

5.  Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей/ С.И. Виленчик // Пачатковае выхаванне. - № 3. – 2005. – с.41-43.

6.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986.

7.  Гмошинская М.В. Работа младенцев красками – начало творческой деятельности / М.В. Гмошинская // Дошкольное воспитание. - № 2. – 2002. – с. 30-33.

8.  Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. – 205с.

9.  Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

10.  Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова.// Ребенок в детском саду. - № 4. – 2004. – с. 21-29; № 5. – 2004. – с. 3-13.

11.  Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника./ О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С.52-60.

12.  Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991

13.  Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. / А. Ильина // Дошкольное воспитание. – № 2. – 2004. – с. 48-50.

14.  Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников.- М.: Педагогика, 1983. – 112с.

  1.   Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой.  М., 2004.

 

16.  Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255с

17.  Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001., С. 18

18.  Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2000.-128 с.

19.  Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - № 2. – 2005. – с. 80-86.

20.  Косминская В.Б. , Васильева Е.И., Халезова Н.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. пособие для студентов пед. Ин.-тов. по специальности «дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение», 1977, с.30-44

21.  Лилов А. Природа художественного творчества. М., 1981

22.  Педагогика: Большая современная энциклопедия/ сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005. – с. 565 – 572

23. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М. Центр педагогического образования, 2008. – с.64

24.  Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 1990. С.16 - 20.

25.  Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128с.

26.  Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду /Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова - М., 1982. – 134с.

27. Учебная программа дошкольного образования. - Минск: НИО, 2012.-с.407

28.  Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е.А. Флерина - М., 1956. – 208с.

29.  Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.,1961, с. 181

30.  Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под. ред. Н.А. Ветлугиной. М., «Просвещение», 1974

31.  Художественное творчество и ребенок/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1972

32.  Шанченко Л. Как рождается творчество: изобразительная деятельность в детском саду / Л. Шанченко // Пралеска. - № 1. – 2003. – с. 41-42

     33.  Я и мир вокруг меня: Сборник практических материалов в помощь воспитателю детского сада/ Л.Н. Варфоломеева, И.А. Голачева, Д.В. Гринь и др.; Под ред. Е.И.Красило. – Мозырь: Издательский Дом «Белый ветер», 2001.- 92 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 Приложение1: Годовые  задачи учреждения дошкольного  образования на 2013-2014 учебный год.

 Приложение2: Карта проверки плана образовательной работы в группах по изобразительной деятельности

 Приложение3: Анкета для  педагогов.

 Приложение 4: Анкета для  родителей.

 Приложение 5: Справка  по результатам тематического контроля.

 Приложение 6: Результаты  диагностики детей (Констатирующий эксперимент)

 Экспериментальная группа.

Приложение 7: Результаты диагностики детей (Констатирующий эксперимент).

Контрольная группа.

Приложение 8: Результаты диагностики детей (Контрольный эксперимент).

Экспериментальная группа.

Приложение 9: Результаты диагностики детей(Контрольный эксперимент).

Контрольная группа

Приложение 10: План работы с родителями

Консультация: «Материалы для изобразительной деятельности и способы их использования в семье».

Консультация: «Изобразительная деятельность – это познание и образное отражение окружающей действительности».

Консультация: «Уроки лепки: художественная лепка как способ познания мира»

Презентация: «Нетрадиционные техники, приёмы, материалы аппликации, конструирования».

Презентация: «Нетрадиционные техники рисования»

Конспект открытого занятия для родителей «Цветы для любимой мамочки»

Ко Дню Матери.  

Родительское собрание «Развитие творчества у детей».

Приложение11: План работы с педагогами.

Консультация: «Лепка в учреждении дошкольного образования».

Консультация: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».

Семинар - практикум «Нетрадиционные художественные техники в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Приложение 12:Перспективный план по изобразительной деятельности: Аппликация и лепка, рисование в старшей группе.

Приложение 13: Гистограмма «Сравнение уровней развития детей»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

ясли-сада № 2 г. Марьина Горка

на 2013 – 2014 учебный год

1.Направить работу педагогического коллектива на развитие познавательных и творческих способностей детей средствами изобразительного искусства.

Предполагаемые результаты

Дети: переносят усвоенное под руководством педагога в самостоятельную деятельность, овладели выразительными средствами изобразительного искусства.

Педагоги: повысили компетентность в вопросах обучения дошкольников  различным техникам рисования.

Родители: создают в семье благоприятные условия для самостоятельного художественного творчества детей, понимают важность и необходимость проявления уважения к художественным интересам детей, бережно относятся е результатам их творческой деятельности.

2.Активизировать совместную работу педагогического коллектива учреждения дошкольного образования и семьи по укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, используя лучший опыт семейного воспитания.

Предполагаемые результаты

Дети: включены в позитивный микросоциум взаимодействия педагогов и родителей, улучшили состояние здоровья по сравнению с прошлым годом, понимают важность и необходимость здорового образа жизни.

Педагоги: повысили компетентность в вопросах приобщения дошкольников к  ЗОЖ, устанавливают различные виды связей с семьями воспитанников.

Родители: играют роль в образовательном процессе учреждения дошкольного образования, понимают важность и необходимость приобщения детей к ЗОЖ с раннего возраста.

 

 

 

 

 

                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КАРТА

Карта проверки плана образовательной работы в группах по изобразительной деятельности

Параметры

Баллы

  1. Анализ календарного планирования за 1 полугодие:

- количество  занятий по изобразительной деятельности  соответствует программным требованиям;

 

- программное  содержание планируется с учетом  триединства задач (образовательные, развивающие, воспитательные);

 

- количество  занятий, в программное содержание  которых включены задачи по  развитию творческих изобразительных  способностей;

 

- тематика  занятий предполагает творческое  выполнение работы;

 
  • количество занятий с использованием различных изобразительных средств:
  • краски;
 
  • карандаши;
 
  • другие;
 
  • нетрадиционные техники рисования.
 

1 – не соответствует;

  1. -  соответствует частично;
  2. – соответствует полностью.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета для педагогов

Оценка профессиональной компетентности педагога по изобразительной деятельно

Ф. И. О., должность

1. Уделяется ли внимание  изобразительной деятельности детей  в вашем дошкольном учреждении:

- проводятся регулярные  занятия;

- ведется предварительная  работа;

Информация о работе Освоение художественных техник - как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста