Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:01, курсовая работа
Проблема развития детского творчества в настоящее время, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем. Особенно в старшем дошкольном возрасте, когда идёт подготовка ребёнка к обучению в школе.
Введение ………………………………3
Глава I Теоретические основы исследования………..…………………….…....5
1.1.Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста ….…………………………………………….……………….…..5
1.2.Использование художественных техник в развитии изобразительного творчества…………………………………………….. …………….….....15
Глава II. Методические аспекты освоения художественных техник как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста…………….. ………………………………………………......31
.Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования……………………………….31
2.2.Программа по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения художественных техник………………………..………………………………………………...36
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы ………………........38
Заключение ……………………..…………41
Список использованной литературы ………………………..……...42
Рисование по-сырому элементами техники «батик»
Вместо бумаги можно взять белую ткань, положить ее на целлофан, обильно смочить. Затем наносится рисунок. Ткань не снимается с целлофана до полного высыхания. Этот элемент техники подходит для изображения букетов цветов, морских и горных пейзажей.
Смешение материалов: акварели и воска
У воска есть особенность - отталкивать воду. Выполнив рисунок восковыми мелками, затем раскрасить лист акварелью. Воск оттолкнет краску, и рисунок останется не закрашенным, там, где было нарисовано восковым мелком. Таким способом можно нарисовать «Космос», «Сказочный подводный мир», «Морозное окошко», «Гжельские узоры» и т.д. Можно использовать свечу, при рисовании силуэтов деревьев, снега, ночной город. Если нанести рисунок на кальку восковыми мелками и закрасить красками, получится витражная композиция.
Смешение материалов: акварели и соли
При работе с акварелью всегда в первую очередь используются светлые тона, а затем более насыщенные, темные. Соль нужно посыпать на краску, пока она не высохла. Рисунок после высыхания становится зернистым. Таким образом, можно передавать зернистость снега, пенные волны, листву деревьев и т.д. Полученные работы имеют объемный вид.
Рисование акварельными мелками
Ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
Рисование на листе, протертом наждачной бумагой
Наждачной бумагой протереть сухой, чистый лист в горизонтальном и вертикальном направлении. Лист смочить водой и рисовать любой сюжет. Рисунок получается как на холсте.
Клеевые картины
А. Нарисовать на картоне простой карандашный набросок. Приставив узкую насадку с клеем ПВА, обвести по контуру рисунок. Клей выдавливать осторожно, плавно передвигая по контуру. Дать ему высохнуть. Потом покрыть рисунок акриловой краской. Дать просохнуть. Чтобы получился эффект «старого золота», нанести на мягкую тряпочку черного крема для обуви и протереть рисунок.
Б. Нарисовав рисунок карандашом, крупные детали промазать клеем ПВА, пока клей не высох, присыпать манной крупой. Дать клею высохнуть, стряхнуть лишнюю крупу и красками осторожно раскрасить.
Примечание: можно для образности в работе использовать гречневую крупу, различные по форме макароны.
Рисование пластилином
А. Пластилин наносится пальцем на лист бумаги с предварительным рисунком и растирается, постепенно вырисовывается определенная картина.
Б. Из пластилина вырезаются определенные детали и прикрепляются к основе (лист бумаги, деревянная доска).
Граттаж
Берется лист бумаги, покрывается (без пробелов) мелками, мылом или свечой. После этого наносится слой туши с добавлением моющего средства для посуды. Если тушь плохо укладывается, в тех местах, где остались пробелы, следует подкрасить их после высыхания. Когда заготовка полностью высохнет, можно начинать рисовать. Для этого понадобится пустая паста от шариковой ручки или зубочистка. С помощью этих приспособлений процарапывается изображение.
Что же можно еще предложить ребенку? Прежде всего, бумага - оберточная, рисовальная, глянцевая, обои. Рисовать можно карандашами, красками, сангиной, углем, восковыми мелками, пастелью, фломастерами, тушью, мелом и т.д.
Создание фона также относится к нетрадиционным техникам в рисовании. Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требуют фона. Многие дети делают фон кисточкой. Но есть и другие способы делать фон:
- ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске;
- широкой полусухой кистью для побелки потолков, используя 2-3 цвета («шотландская клетка»);
- на лист бумаги наносятся
в свободной манере гуашевые
краски, сверху прижимается
Таким образом, на примере некоторых нетрадиционных техник в рисовании, можно говорить о том, что большое разнообразие материала, легкость в исполнении работы, не требующей специальных навыков, обеспечивают ребенку высокий эмоциональный подъем, самостоятельность, что положительно влияет на развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста.
Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.
Лепка – это не только забавные
игрушки и радость совместного общения,
это и:
- координация движений обеих рук и развитие
мелкой моторики;
- разнообразие сенсорного опыта (чувство
пластики, формы, материала, веса);
- возможность создания объемных поделок;
- умение планировать работу и доводить
ее до конца;
- богатое воображение.
В лепке, как и в любой творческой
деятельности, ярко выражена направленность
на конечный результат.
Лепка содействует гармоничному развитию
личности ребенка, помогает создавать
обстановку эмоционального благополучия,
обеспечивать развитие у детей способностей
к эстетической деятельности.
Материалами для лепки детей
дошкольного возраста могут быть любые
пластичные тела: глина, пластилин, тесто,
снег, влажный песок.
ГЛИНА
Основным и наилучшим материалом
для лепки является глина. Она эластична,
хорошо формуется; высохшее изделие обладает
достаточной крепостью, сохраняет форму,
хорошо принимает любую краску.
Глина, добытая в разных местах, имеет
свой индивидуальный цвет: желтовато-коричневый,
красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой,
бурый.
Хранят глину в полиэтиленовых пакетах,
чтобы не проходил воздух; время от времени
глину обрызгивают водой.
Перед занятием воспитатель скатывает
из глины комки нужной величины и прикрывает
влажной тряпкой. Для предохранения рук
от прилипания глины, перед началом занятия
следует слегка смазать руки подсолнечным
маслом.
С самых первых занятий следует приучать
детей аккуратно обращаться с глиной:
не крошить, не сорить ею, не отщипывать
крохотные кусочки. Если глина и попала
на одежду - это не страшно, после высыхания
она легко стряхивается.
ПЛАСТИЛИН
Услышав слово « пластилин»,
сразу же представляем, что предстоит
лепить. Дети очень любят лепить из пластилина
- это красочный, яркий пластичный материал
для лепки.
Чтобы пластилин к началу работы был достаточно
мягок, то его следует ненадолго положить
в теплое место.
Приёмы лепки из пластилина очень разнообразны,
но работать с ним надо осторожно, так
как пластилин оставляет жирные пятна.
Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно
решают не только задачи по созданию объёма,
но и задачи, связанные с выбором цвета.
Пластилин прекрасно смешивается и получается
большое разнообразие оттенков.
ТЕСТО
Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени.
Рецепт теста:
Смешать 2части муки с 1частью мелкой соли
и добавить немного воды. Хорошо вымесить.
Тесто должно быть очень тугим.
На открытом воздухе тесто быстро обветривается
и становится хрупким. Лучше его положить
в полиэтиленовый пакет. А если предполагается
хранить его несколько дней, то поместить
в холодильник.
Приёмы изготовления из солёного теста
очень схожи с приёмами работы с пластилином.
Но нужно учитывать, что тесто более нежный
материал и отдельные детали примазывать
не надо, а просто смочить водой.
Оконченное произведение можно раскрасить,
добавляя в краски клей ПВА. Тогда высохшая
краска держится прочно, не смазывается,
не растирается.
Поделки из солёного теста следует хранить
в сухом месте, обращаться с ними нужно
осторожно, так как высохшее тесто довольно
хрупко. А уж если отломался какой-то элемент,
его можно приклеить клеем ПВА.
СНЕГ
Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега - очень интересное и увлекательное занятие.
Но обязательным условием для
этого материала является достаточная
влажность. Сначала с помощью воспитателя,
а затем самостоятельно дети создают на
участке снежные ансамбли с лепными животными,
фигурами людей, строят горки, крепость.
Начинается работа с того, что скатывается
снежный ком. Если поделка высокая, то
друг на друга ставятся несколько комков.
Эта конструкция укрепляется в стыках
(похлопыванием, налепами), а затем отсекается
лишнее и дополняется отдельными частями.
Снег можно заготавливать в любую погоду,
складывая его в определённое место и
прихлопывать, а во влажную погоду гора
снега готова для творения.
И пусть живут изделия из снега недолго,
но даже за короткое время они радуют всех
своей необычной красотой.
ПЕСОК
Любимое занятие детворы на
прогулке летом - игры с песком.
Лепить из песка можно как отдельные постройки,
так и целые города. Пользоваться для создания
объёмных фигур различными формочками,
ве-дёрками, лопатками. Как и для снега,
так и для песка обязательное условие
- достаточная влажность. Песок поливается
рано утром водой и ко времени наступления
прогулки он становится достаточно хорошим
для лепки. Лепить из песка нужно быстро
и сильно не прихлопывать, так как он может
обсыпаться, и постройка рухнет на глазах.
Дети с большим удовольствием
лепят из песка и обыгрывают свои постройки,
будь то дорога для машины или торт для
кукол. И не так уж важно, что может быть
испачкана одежда, ведь это вполне устранимо,
а вот полученные умения и навыки, эстетическое
удовлетворение от сделанного стоят неизмеримо
дороже.
Всем родителям
приятно, когда их ребёнок делает что-то
своими руками. И не важно, что штуковина
получается немножко кривая и кособокая,
главное, что ребёнок сам это сделал. Не
только занимательной игрой, но и скрытым
учебным процессом для ребёнка будет лепка
из различных материалов, где он самостоятельно
сможет пофантазировать, проявить своё
мастерство.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений УДО), но и в создании картин, орнаментов и т.д.
Аппликация может быть:
- предметной, состоящей из отдельных изображений
(лист, ветка, дерево, птица,цветок, животное,человек
и т.д.);
- сюжетной, отображающей те или иные события;
- декоративной, включающей орнаменты,
узоры, которыми можно украсить различные
предметы.
В настоящее время
воспитатели дошкольных учреждений
склоняются к традиционной технике обучения
детей аппликации, а именно:
1. Составлять декоративный узор из различных
бумажных геометрических форм и растительных
(листок, цветок) деталей, располагая их
в определенном ритме на картонной основе.
2. Составлять изображение предмета из
цветной бумаги из отдельных частей; изображать
сюжет.
3. Овладевать различной техникой получения
деталей для аппликации из бумаги: вырезывание
разными приемами, обрывание, плетение;
а также техникой прикрепления их к основе.
4. Составлять изображение предмета (сюжета)
используя технику оригами.
И редко можно встретить педагогов, использующих
в своей работе нетрадиционные техники
работы аппликации.
Работа с различными материалами, в различных
художественных техниках расширяет возможности
ребенка, развивает чувства цвета, гармонии,
пространство воображения, образное мышление,
творческие способности. Обрывная аппликация.
Этот способ хорош для
передачи фактуры образа (пушистый цыпленок,
кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем
бумагу на кусочки и составляем из них
изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить
технику: не просто рвать бумажки, как
получится, а выщипывать или обрывать
контурный рисунок. Обрывная аппликация
очень полезна для развития мелкой моторики
рук и творческого мышления. [ 8; 11]
Накладная аппликация.
Эта техника позволяет
получить многоцветное изображение. Задумываем
образ и последовательно создаем его,
накладывая и наклеивая детали слоями
так, чтобы каждая следующая деталь была
меньше предыдущей по размеру.
Модульная аппликация (мозаика).
При такой технике образ получается путем
наклеивания множества одинаковых форм.
В качестве основы для модульной аппликации
могут использоваться вырезанные кружки,
квадратики, треугольники, либо просто
рваные бумажки. [8; 7]
Симметричная аппликация.
Для симметричных изображений
заготовку – квадрат или прямоугольник
из бумаги нужного размера – складываем
пополам, держим за сгиб, вырезаем половину
изображения.
Ленточная аппликация.
Этот способ
позволяет получить не одно или два, а
много одинаковых изображений, разрозненных
или связанных между собой. Для изготовления
ленточной аппликации необходимо взять
широкий лист бумаги, сложить его гармошкой
и вырезать изображение.
Силуэтная аппликация.
Этот способ доступен детям, хорошо
владеющим ножницами. Они смогут вырезать
сложные силуэты по нарисованному или
воображаемому контуру. [8;15]