Освоение художественных техник - как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития детского творчества в настоящее время, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем. Особенно в старшем дошкольном возрасте, когда идёт подготовка ребёнка к обучению в школе.

Содержание работы

Введение ………………………………3
Глава I Теоретические основы исследования………..…………………….…....5
1.1.Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста ….…………………………………………….……………….…..5
1.2.Использование художественных техник в развитии изобразительного творчества…………………………………………….. …………….….....15
Глава II. Методические аспекты освоения художественных техник как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста…………….. ………………………………………………......31
.Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования……………………………….31
2.2.Программа по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения художественных техник………………………..………………………………………………...36
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы ………………........38
Заключение ……………………..…………41
Список использованной литературы ………………………..……...42

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2013.docx

— 248.98 Кб (Скачать файл)

- занятия проводятся спонтанно;

- занятия не проводятся.

2. Знакомите ли вы детей:

- с произведениями искусства ;

- с малыми скульптурными  формами ?

- Художественными техниками (казать какими)

3. Считаете ли вы необходимым  развивать творческие проявления  в изобразительной деятельности? Да. Нет.

4. Что вы понимаете  под творческими проявлениями  в изобразительной деятельности?

5. Влияет ли изобразительная  деятельность детей.

- на развитие речи;

- развитие воображения;

- игровую деятельность;

- физическое развитие;

- сенсорное развитие? (подчеркните)

6. Предоставляете ли вы  детям самостоятельно выбирать  материалы, способы изображения? Да  Нет

7. Какие материалы вы  используете для занятий по  изобразительной деятельности с  детьми? (подчеркните)

- основные (традиционные) : краски  гуашь, краски акварель, простые  тонкие карандаши, цветные тонкие  карандаши, фломастеры, восковые мелки, восковые карандаши, кисточки № 18-20; глина, пластилин, стеки; белая бумага - ватман (стандартный формат А4, альбомы  для рисования, цветная бумага, цветной  картон;

- дополнительные: толстые  цветные карандаши, восковые карандаши, пастельные мелки; пластическая  масса для моделирования (в баночках, скалки для раскатывания пластилина, трафареты-формочки для выдавливания; клеящий карандаш, клей с блестками, бумага различных форматов и  цветовых фонов.

- нетрадиционные материалы. (укажите какие).

8. В чем вы видите  роль педагога в изобразительной  деятельности детей :

- в сотворчестве

- В предоставление самостоятельности

- в характере общения  с ребенком

в чем еще (допишите?

9. Какие методы и приемы  Вы используете в процессе  руководства изобразительной деятельностью:

- показ способов изображения;

- метод пассивных движений;

- рассматривание  произведений  изобразительного искусства, предметов;

- сотворчество;

- игровые приемы;

- взаимосвязь различных  видов художественной деятельности?

12.Анализируете ли Вы  детские работы вместе с детьми? Да. Нет.

13. Привлекаете ли вы  внимание родителей к изобразительной  деятельности детей ? Да. Нет. Каким  образом? ___

14. Ваши пожелания к  проведению занятий по изобразительной  деятельности. Кратко изложите. __

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Анкета для родителей

 

Уважаемый родитель! Известно, что изобразительное искусство - важный источник развития эмоций, интеллекта, социального опыта и творчества детей. Нам интересно ваше мнение об этом. Просим ответить на следующие вопросы.

1. Как Вы считаете, есть  ли у Вашего ребенка способности  к изобразительному творчеству:

а) «да»,

б) «способности ребенка, по-моему, очень умеренные»,

в) «у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это нельзя назвать» (нужное подчеркнуть, дополнить) ___

2. Какие материалы стремитесь  приобретать ребенку для домашних  занятий художественной изобразительной  деятельностью: бумагу (белую, цветную, краски, глину, пластилин, сангину, уголь, цветные мелки, наборы цветных  карандашей, фломастеры, кисти (нужное  подчеркнуть, дополнить) ___

3. Ребенок пользуется  любыми из имеющихся у него  материалов для рисования, когда  сам пожелает или по Вашему  разрешению (нужное подчеркнуть, дополнить) .

4. Часто ли ребенок  просит кого-либо из членов  семьи порисовать,полепить вместе с ним? «Часто», «иногда», «никогда» (нужное подчеркнуть). Кого, в основном, про-сит? ___

5. Как Вы чаще всего  реагируете на просьбы ребенка  позаниматься с ним изобразительным  творчеством : а) предлагаете ребенку  самому заняться , объяснив, что сейчас  заняты; б) переносите совместное  занятие на другое время (день, неделю, более удобное для Вас; в) откладываете дело, которым занимались  и включаетесь в работу (нужное  подчеркнуть, дополнить) .

6. Есть ли в убранстве  вашей квартиры, комнаты ребенка  произведения изобразительного  искусства (пейзаж, натюрморт и др., декоративно-прикладного искусства ( предметы белорусского народного  творчества, городецкая, хохломская, гжельская  роспись и др., укажите, пожалуйста, предметы__________________________________________________

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  5

 

Справка 
по результатам тематического контроля 
Тема : «Организация работы по изобразительной деятельности детей  - выполнение «Учебной программы дошкольного образования» рисование , лепка, аппликация»

Цель: определение уровня выполнения «Учебной программы дошкольного образования» в разделе изобразительная деятельность.

Дата проведения: 15.10.- 25.10.

      Организация предметной среды по данному разделу в группах отвечает требованиям «Учебной программы дошкольного образования». Среда построена с учетом возрастных особенностей  детей . В группах имеется отведенное место для уголка изобразительной деятельности, а также имеются дидактические игры, шаблоны. Недостаточно наглядных образцов живописи, декоративной росписи (гр. №6,5).  Имеется много образцов для аппликации, рисования в гр. № 4. Игры, упражнения соответствуют возрасту детей. Достаточное количество изобразительного материала  для детей: пластилин, глина, краски, гуашь, в ст. гр.: сангина, рисовальные угольки для графического рисования, клей салфетки, стеки, кисточки, бросовый материал для художественного труда. Однако недостаточно материала для нетрадиционной техники рисования в ст. группах. Хранится материал в шкафах в доступном для детей месте. В недостаточном количестве выложен материал для самостоятельной деятельности детей (гр. № 6, 5). Детские работы хранятся по-разному: в гр. № 1,2,3,4,5 –на отдельных листах  в шкафах, № 6 – в альбоме. Указана тема работы, дата, цель, кто проводил, на каждой работе подписана фамилия, имя ребенка. 
Анализ календарных планов по данному направлению показал следующее: планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей, на момент проверки вся документация находилась на рабочем месте в заполненном состоянии, в 1 блоке (специально организованные занятия)  планируются занятия с детьми , согласно сетке занятий, прописывается тип, вид занятия, источник, также планируется индивидуальная работа с детьми по данному разделу. Недостаточно отражена работа с родителями  по разделу в гр № 5,6 (консультации, род. собрания), совместные мероприятия. 
При просмотре занятий дети показали хорошие результаты. Во время занятий проводились физминутки, игровые мотивации, а также итог занятия. В рисовании – использовался различный материал («Золотая осень»гр. № 6 краски, «Заколдованные фигуры» гр № 5 карандаши), дети владеют  техническими навыками, умеют самостоятельно выбирать материал, передавать в рисунок, испытывали интерес к занятию, но  на занятии в старшей гр № 6. у детей не было палитры, что затруднило смешивание красок. В гр. № 5 –старшие дети дорисовывали геометрические фигуры, проявляя воображение, фантазию. 
В лепке – («Подарки для малышей» гр.№ 4) использовался пластилин. Дети владеют навыками скатывания, раскатывания, сплющивания. Могут  передавать форму, пропорции, выполняют задание самостоятельно, некоторые дети копируют соседа (3 ребенка). На занятии отсутствовали стеки. 
      При аппликации -   Дети умеют подбирать нужный материал, владеют навыками складывания бумаги пополам, диагонали, умеют пользоваться ножницами, соблюдают последовательность, творчески относятся к выполнению работы. Тем не менее, присутствовали недостатки в занятии – клей не по количеству детей, тупые ножницы. В конце занятий устраивались выставки детского труда. 
На момент проверки  не во всех группах в «Уголке для родителей » по данному разделу были оформлены разнообразные папки – передвижки, консультации , рекомендации. Так в гр. № 5 оформлена выставка детских работ «Ночной город», аккуратно оформлены рекомендации для родителей.                                      По результатам тематической проверки можно сделать следующие выводы:  
работа ведется планомерно, грубых нарушении не выявлено. Имели место небольшие недочеты в организации развивающей среды и в занятиях ,но к концу проверки устранены. Наличие изобразительного материала в достаточном количестве, кроме бросового для нетрадиционного рисования. 
Недостаточно имеющейся литературы в группах по изодеятельности, мало информации в «Уголке для родителей». 
 
РЕКОМЕНДАЦИИ: 
1.    Работу по ИЗО планировать в соответствии с требованиями «Программы дошкольного образования»  
2.    Воспитателям гр № 2, 4,5,6 устранить все  имеющие замечания в срок до 01.12.12; 
3.    Пополнить группы литературой , д/ упражнениями по разделу, а также обновить информацию для родителей.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ  6

Результаты диагностики детей

(Констатирующий  эксперимент)

Экспериментальная группа

Имя ребенка

Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества

 

Отношения, интересы

Способы творческих действий

Качество результатов творчества

 

Искренность, , увлеченность, эмоциональность

Интерес к изобраз. деятельности

Способность «вхождения» в изображаемый образ

Создание нового из ранее усвоенного

Дополнения, изменения, преобразования

Самостоятельное нахождение новых способов

Нахождение адекватных изобр.-выразит. средств

Индивидуальный «почерк»

Соответствие элементарным худож. требованиям

 

уровень

 

1.Настя Б.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

2.Доминика К.

-

-

-

+

-

-

+

-

+

Н

3.Дарья З.

+

-

-

-

+

-

+

-

+

Н

4.Вика Р.

-

+

+

+

-

-

+

-

+

С

5.Захар К.

+

+

+

+

-

+

+

-

+

С

6.Стас В.

+

+

+

+

-

-

-

-

+

С

7.Егор З.

-

+

-

-

-

-

+

-

+

Н

8.Егор И.

-

+

-

+

-

-

+

-

+

Н

9.Людмила А.

+

+

+

-

-

-

+

-

+

С

10.Мария О.

+

+

+

+

-

+

+

+

+

В

11.Саша С.

-

-

+

+

-

+

-

-

-

Н

12.Денис П.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

13.Никита П.

-

+

+

-

-

-

+

-

+

С

14.Анна Б.

-

-

-

-

-

-

-

-

+

Н

15.Настя М.

+

+

+

+

-

-

+

-

+

С

16.Дарья М.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

17.Полина М.

+

+

-

-

-

-

+

-

+

С

18.Женя А..

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

19.Матвей К.

+

+

-

-

-

-

+

+

+

С

20.Матфей К.

-

-

-

-

-

-

+

-

+

Н


+ - наличие критерии               -- -отсутствие критерии

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Результаты диагностики детей

(Констатирующий   эксперимент )

Контрольная группа

Имя ребенка

Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества

 

Отношения, интересы

Способы творческих действий

Качество результатов творчества

 

Искренность, , увлеченность, эмоциональность

Интерес к изобраз. деятельности

Способность «вхождения» в изображаемый образ

Создание нового из ранее усвоенного

Дополнения, изменения, преобразования

Самостоятельное нахождение новых способов

Нахождение адекватных изобр.-выразит. средств

Индивидуальный «почерк»

Соответствие элементарным худож. требованиям

уровень

1.Артём Л.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

2.Диана С.

+

+

-

+

-

-

+

+

+

С

3.Дарья Ф.

+

+

+

-

+

-

+

-

+

С

4.Ирина Р.

-

+

+

+

-

-

+

-

+

С

5.Карина К.

+

+

+

+

-

+

+

+

+

В

6.Михаил В.

+

+

+

+

-

+

-

-

+

С

7.Наташа Ю.

-

+

-

-

-

-

+

-

+

Н

8.Олег И.

-

+

-

+

+

+

+

-

+

С

9.Лиза А.

+

+

+

-

+

-

+

-

+

С

10.Иван О.

+

+

+

+

-

+

+

+

+

С

11.Клим С.

-

-

+

+

-

+

-

-

-

Н

12.Ирина П.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

13.Никита Е.

-

+

+

+

-

-

+

+

+

С

14.Егор Б.

-

-

-

-

+

-

-

-

+

Н

15.Женя М.

+

+

+

+

-

-

+

-

+

С

16.Дарья М.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

17.Лена Л.

+

+

-

-

-

-

+

-

-

Н

18.Руслан Ш.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

19.Ян К.

-

+

-

-

-

-

+

-

+

Н


+ - наличие критерии               -- -отсутствие критерии 

ПРИЛОЖЕНИЕ  8

Результаты диагностики детей

(Контрольный эксперимент)

                                 Экспериментальная группа

Имя ребенка

Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества

 

Отношения, интересы

Способы творческих действий

Качество результатов творчества

 

искренность, , увлеченность, эмоциональность

Интерес к изобраз. деятельности

Способность «вхождения» в изображаемый образ

Создание нового из ранее усвоенного

Дополнения, изменения, преобразования

Самостоятельное нахождение новых способов

Нахождение адекватных изобр.-выразит. средств

Индивидуальный «почерк»

Соответствие элементарным

худож. требованиям

 

уровень

1.Настя Б.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

2.Доминика К.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

3.Дарья З.

+

+

-

+

+

+

+

-

+

С

4.Вика Р.

+

+

+

+

+

+

+

-

+

В

5.Захар К.

+

+

+

+

+

+

+

-

+

В

6.Стас В.

+

+

+

+

+

+

-

+

+

В

7.Егор З.

+

+

-

-

+

+

+

-

+

С

8.Егор И.

+

+

+

+

+

+

+

-

+

В

9.Людмила А.

+

+

+

+

+

+

+

-

+

В

10.Мария О.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

11.Саша С.

+

+

+

+

+

+

-

+

-

С

12.Денис П.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

13.Никита П.

+

+

+

+

-

-

+

-

+

С

14.Анна Б.

+

-

+

+

+

-

+

-

+

С

15.Настя М.

+

+

+

+

+

-

+

-

+

С

16.Дарья М.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

17.Полина М.

+

+

-

+

-

+

+

-

+

С

18.Женя А..

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

19.Матвей К.

+

+

-

+

-

+

+

+

+

В

20.Матфей К.

+

-

+

+

-

+

+

-

+

С

Информация о работе Освоение художественных техник - как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста