Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:01, курсовая работа
Проблема развития детского творчества в настоящее время, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем. Особенно в старшем дошкольном возрасте, когда идёт подготовка ребёнка к обучению в школе.
Введение ………………………………3
Глава I Теоретические основы исследования………..…………………….…....5
1.1.Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста ….…………………………………………….……………….…..5
1.2.Использование художественных техник в развитии изобразительного творчества…………………………………………….. …………….….....15
Глава II. Методические аспекты освоения художественных техник как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста…………….. ………………………………………………......31
.Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования……………………………….31
2.2.Программа по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения художественных техник………………………..………………………………………………...36
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы ………………........38
Заключение ……………………..…………41
Список использованной литературы ………………………..……...42
- занятия проводятся спонтанно;
- занятия не проводятся.
2. Знакомите ли вы детей:
- с произведениями искусства ;
- с малыми скульптурными формами ?
- Художественными техниками (казать какими)
3. Считаете ли вы необходимым
развивать творческие
4. Что вы понимаете
под творческими проявлениями
в изобразительной
5. Влияет ли изобразительная деятельность детей.
- на развитие речи;
- развитие воображения;
- игровую деятельность;
- физическое развитие;
- сенсорное развитие? (подчеркните)
6. Предоставляете ли вы детям самостоятельно выбирать материалы, способы изображения? Да Нет
7. Какие материалы вы
используете для занятий по
изобразительной деятельности
- основные (традиционные) : краски гуашь, краски акварель, простые тонкие карандаши, цветные тонкие карандаши, фломастеры, восковые мелки, восковые карандаши, кисточки № 18-20; глина, пластилин, стеки; белая бумага - ватман (стандартный формат А4, альбомы для рисования, цветная бумага, цветной картон;
- дополнительные: толстые
цветные карандаши, восковые карандаши,
пастельные мелки; пластическая
масса для моделирования (в баночках,
скалки для раскатывания
- нетрадиционные материалы. (укажите какие).
8. В чем вы видите
роль педагога в
- в сотворчестве
- В предоставление
- в характере общения с ребенком
в чем еще (допишите?
9. Какие методы и приемы
Вы используете в процессе
руководства изобразительной
- показ способов изображения;
- метод пассивных движений;
- рассматривание произведений изобразительного искусства, предметов;
- сотворчество;
- игровые приемы;
- взаимосвязь различных
видов художественной
12.Анализируете ли Вы
детские работы вместе с
13. Привлекаете ли вы
внимание родителей к
14. Ваши пожелания к
проведению занятий по
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Анкета для родителей
Уважаемый родитель! Известно, что изобразительное искусство - важный источник развития эмоций, интеллекта, социального опыта и творчества детей. Нам интересно ваше мнение об этом. Просим ответить на следующие вопросы.
1. Как Вы считаете, есть
ли у Вашего ребенка
а) «да»,
б) «способности ребенка, по-моему, очень умеренные»,
в) «у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это нельзя назвать» (нужное подчеркнуть, дополнить) ___
2. Какие материалы стремитесь
приобретать ребенку для
3. Ребенок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает или по Вашему разрешению (нужное подчеркнуть, дополнить) .
4. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать,полепить вместе с ним? «Часто», «иногда», «никогда» (нужное подчеркнуть). Кого, в основном, про-сит? ___
5. Как Вы чаще всего
реагируете на просьбы ребенка
позаниматься с ним
6. Есть ли в убранстве
вашей квартиры, комнаты ребенка
произведения изобразительного
искусства (пейзаж, натюрморт и др.,
декоративно-прикладного
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Справка Цель: определение уровня выполнения «Учебной программы дошкольного образования» в разделе изобразительная деятельность. Дата проведения: 15.10.- 25.10. Организация
предметной среды по данному разделу в
группах отвечает требованиям «Учебной
программы дошкольного образования».
Среда построена с учетом возрастных особенностей
детей . В группах имеется отведенное место
для уголка изобразительной деятельности,
а также имеются дидактические игры, шаблоны.
Недостаточно наглядных образцов живописи,
декоративной росписи (гр. №6,5). Имеется
много образцов для аппликации, рисования
в гр. № 4. Игры, упражнения соответствуют
возрасту детей. Достаточное количество
изобразительного материала для детей:
пластилин, глина, краски, гуашь, в ст. гр.:
сангина, рисовальные угольки для графического
рисования, клей салфетки, стеки, кисточки,
бросовый материал для художественного
труда. Однако недостаточно материала
для нетрадиционной техники рисования
в ст. группах. Хранится материал в шкафах
в доступном для детей месте. В недостаточном
количестве выложен материал для самостоятельной
деятельности детей (гр. № 6, 5). Детские
работы хранятся по-разному: в гр. № 1,2,3,4,5
–на отдельных листах в шкафах, № 6 – в
альбоме. Указана тема работы, дата, цель,
кто проводил, на каждой работе подписана
фамилия, имя ребенка. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Результаты диагностики детей
(Констатирующий эксперимент)
Экспериментальная группа
Имя ребенка |
Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества | |||||||||
Отношения, интересы |
Способы творческих действий |
Качество результатов творчества | ||||||||
Искренность, , увлеченность, эмоциональность |
Интерес к изобраз. деятельности |
Способность «вхождения» в изображаемый образ |
Создание нового из ранее усвоенного |
Дополнения, изменения, преобразования |
Самостоятельное нахождение новых способов |
Нахождение адекватных изобр.-выразит. средств |
Индивидуальный «почерк» |
Соответствие элементарным худож. требованиям |
уровень
| |
1.Настя Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
2.Доминика К. |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
Н |
3.Дарья З. |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Н |
4.Вика Р. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
С |
5.Захар К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
С |
6.Стас В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
С |
7.Егор З. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
Н |
8.Егор И. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
Н |
9.Людмила А. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
С |
10.Мария О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
11.Саша С. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
Н |
12.Денис П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
13.Никита П. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
С |
14.Анна Б. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
Н |
15.Настя М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
С |
16.Дарья М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
17.Полина М. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
С |
18.Женя А.. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
19.Матвей К. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
С |
20.Матфей К. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
Н |
+ - наличие критерии -- -отсутствие критерии
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Результаты диагностики детей
(Констатирующий эксперимент )
Контрольная группа
Имя ребенка |
Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества | |||||||||
Отношения, интересы |
Способы творческих действий |
Качество результатов творчества | ||||||||
Искренность, , увлеченность, эмоциональность |
Интерес к изобраз. деятельности |
Способность «вхождения» в изображаемый образ |
Создание нового из ранее усвоенного |
Дополнения, изменения, преобразования |
Самостоятельное нахождение новых способов |
Нахождение адекватных изобр.-выразит. средств |
Индивидуальный «почерк» |
Соответствие элементарным худож. требованиям |
уровень | |
1.Артём Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
2.Диана С. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
С |
3.Дарья Ф. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
С |
4.Ирина Р. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
С |
5.Карина К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
6.Михаил В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
С |
7.Наташа Ю. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
Н |
8.Олег И. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
С |
9.Лиза А. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
С |
10.Иван О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
С |
11.Клим С. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
Н |
12.Ирина П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
13.Никита Е. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
С |
14.Егор Б. |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
Н |
15.Женя М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
С |
16.Дарья М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
17.Лена Л. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
Н |
18.Руслан Ш. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
19.Ян К. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
Н |
+ - наличие критерии -- -отсутствие критерии
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Результаты диагностики детей
(Контрольный эксперимент)
Имя ребенка |
Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества | |||||||||
Отношения, интересы |
Способы творческих действий |
Качество результатов творчества | ||||||||
искренность, , увлеченность, эмоциональность |
Интерес к изобраз. деятельности |
Способность «вхождения» в изображаемый образ |
Создание нового из ранее усвоенного |
Дополнения, изменения, преобразования |
Самостоятельное нахождение новых способов |
Нахождение адекватных изобр.-выразит. средств |
Индивидуальный «почерк» |
Соответствие элементарным худож. требованиям |
уровень | |
1.Настя Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
2.Доминика К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
3.Дарья З. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
С |
4.Вика Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
В |
5.Захар К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
В |
6.Стас В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
В |
7.Егор З. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
С |
8.Егор И. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
В |
9.Людмила А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
В |
10.Мария О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
11.Саша С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
С |
12.Денис П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
13.Никита П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
С |
14.Анна Б. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
С |
15.Настя М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
С |
16.Дарья М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
17.Полина М. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
С |
18.Женя А.. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
19.Матвей К. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
20.Матфей К. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
С |