Освоение художественных техник - как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития детского творчества в настоящее время, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем. Особенно в старшем дошкольном возрасте, когда идёт подготовка ребёнка к обучению в школе.

Содержание работы

Введение ………………………………3
Глава I Теоретические основы исследования………..…………………….…....5
1.1.Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста ….…………………………………………….……………….…..5
1.2.Использование художественных техник в развитии изобразительного творчества…………………………………………….. …………….….....15
Глава II. Методические аспекты освоения художественных техник как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста…………….. ………………………………………………......31
.Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования……………………………….31
2.2.Программа по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения художественных техник………………………..………………………………………………...36
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы ………………........38
Заключение ……………………..…………41
Список использованной литературы ………………………..……...42

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2013.docx

— 248.98 Кб (Скачать файл)

1. Аппликация на тему: «Цыплята на лугу».

Задачи:

  1. Познакомить детей со смешанной техникой: аппликация из манной крупы, аппликация из бросового материала, живопись.
  2. Формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами, соблюдая определенные технологии.
  3. Развивать творчество и фантазию, образное мышление.
  4. Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам.

Материалы и оборудование: образцы работ выполнены из нетрадиционных материалов, для демонстрации: манная крупа, гуашь, лист бумаги, простой карандаш, клей ПВА, кисть для клея, кисть для краски.

Раздаточный материал: альбомный лист, манная крупа, простой карандаш, клей, кисти.

Ход:

  1. Организация детей.
  2. Продемонстрировать детям работы из разных аппликативных материалов.
  3. Показать эстетические свойства каждого материала.
  4. Рассказать о его художественных достоинствах.
  5. Предложить детям составить картину из манной крупы, бросового материала, раскрасив изображение гуашью.
  6. Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.
  7. Самостоятельная деятельность детей.
  8. Анализ детских работ.
  9. Подведение итогов.

       В ходе занятий дети проявили интерес к содержанию, нетрадиционному материалу. У детей прослеживается достаточно низкий уровень выполнения работы из нетрадиционных материалов, дети не умеют пользоваться их возможностями. В работах не отражаются проявление творчества и самостоятельность, так как дети действовали по образцу воспитателя.

Результаты занятия, а значит и констатирующего эксперимента представлены в таблицах. (см. приложение 6,7). Наличие определенного критерия отмечено знаком «+», отсутствие – знаком «-».

       Таким образом, по данным таблицы можно сделать вывод о том, что в исследуемых группах дети в основной своей массе имеют средний и низкий уровень творчества и использования художественных техник на занятиях по изобразительной деятельности. Но есть и те, кто показал хорошие результаты: предпосылку к развитию высокого уровня творчества.

Полученные  результаты представлены в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1. Уровень развития изобразительного творчества у старших дошкольников (констатирующий этап исследования).

Группы

Уровни

высокий

средний

низкий

Эксп. гр.

4 (20 %)

8 (40%)

7(40%)

Контр. гр.

5 (26,3%)

9 (47,4%)

5(26,3%)




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Программа по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения художественных техник

         На первом этапе формирующего эксперимента была разработана программа  по изобразительной деятельности.     Цель программы: развивать у детей фантазию и творчество средствами занятий занимательного характера. Формировать интерес к использованию различных художественных техник, в том числе и нетрадиционных. Воспитывать эстетический вкус, интерес к качественному конечному результату.

Цель: обогатить  эмоционально  -  чувственное познание окружающего мира и развить творческий потенциал  у старших  дошкольников через использование  разлічных художественно-изобразительных техник.

Задачи обучения:

  1. познакомить с  художественно-изобразительными техниками;
  2. самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы;
  3. видеть прекрасное вокруг;
  4. давать эстетическую оценку наблюдаемых предметов, объектов, явлений, эмоционально отзываться на красоту природы, картин, репродукций, произведений искусства.

Задачи развития:

  1. детского творчества посредством овладения   изобразительных техник;
  2. художественного восприятия детей как мотива создания творческих работ;
  3. целенаправленной  деятельности детей и их стремления к созидательной активности;
  4. речевых навыков в процессе обсуждения изобразительных средств выразительности при создании работы;
  5. эмоционально положительных эмоций на предложение заниматься изобразительной деятельностью;
  6. умения использовать опыт для достижения цели;
  7. эстетических чувств формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.

Задачи воспитания:

  1. художественного вкуса и чувства гармонии;
  2. умения работать индивидуально и создавать коллективные композиции.

        Программа включала в себя: план работы с родителями (см. приложение 10),план работы с педагогами (см. приложение 11), перспективный план работы по изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста  (см. приложение12). Все занятия носили характер занимательного материала. На этих занятиях дети осваивали новую художественную технику, новые изобразительные материалы, новые технические возможности этих материалов.

Проведенная работа с педагогами, родителями должна была послужить определенным фундаментом, толчком для дальнейшей, целенаправленной деятельности в дошкольном учреждении по развитию творческого потенциала дошкольников, используя возможности и разнообразие изобразительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Результаты  опытно-экспериментальной работы

В процессе работы с детьми по развитию творчества посредством художественных техник решались   задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают изобразительное искусство, яркое, живое слово, музыка, .

Обучение велось по следующим направлениям:

- учебная деятельность (включала  в себя подобранный комплекс  занятий по изобразительной деятельности с использование различных техник, интегрированные занятия).

- общение (как правило, это были познавательные беседы, которые проводились в первой и во второй половине дня, вне занятий. Беседы чаще всего проходили в форме диалога и сопровождались иллюстрациями, поделками изготовленными в различных художественных техниках. Цель познавательных бесед – закрепить полученные на занятиях   знания. - познавательно практическая деятельность включала в себя изучение свойств различных материалов и возможность использования их в изобразительной деятельности.

- игровая деятельность  включала ряд игр,  дидактических игр, направленных на развитие творческого потенциала детей.

- художественная деятельность включала в себя самостоятельную изобразительную деятельность, по интересам.

На заключительном этапе исследования  было проведено занятие критериями оценки были такие же как и в констатирующем эксперименте. ( см. приложение 8,9).

          Эксперимент проходил в форме  занятия на тему: «Райская птичка».

Задачи:

  1. Учить применять в изображении сказочной птицы смешанную технику: пальцеграфию, аппликация из манной крупы с добавлением расцвеченных перьев.
  2. Закреплять умение пользоваться знакомыми материалами, умение применять различную цветовую гамму для передачи образа.
  3. Развивать фантазию, умение видеть в традиционном изображении новый образ.
  4. Воспитывать эстетический вкус, увлеченность темой, содержанием и техникой.

Ход:

  1. Организация детей.
  2. Вспомнить содержание предыдущих занятий: что запомнили, что понравилось, какие успехи были достигнуты.
  3. Предложить детям рассмотреть изображение сказочной райской птички, выполненной с помощью техники коллажа (применение перьев, манной крупы, раскрашивания).
  4. Показать технику и последовательность выполнения изображения, предложить детям варианты проявления творчества и самостоятельности в выборе цветовой гаммы.
  5. Самостоятельная работа детей.
  6. Анализ детских работ, их оценивание.
  7. Подведение итогов занятия.

Результаты занятия представлены в таблице.

Таблица 2.3. 1. (контрольный этап исследования)

 

Группы

Уровни

высокий

средний

низкий

Эксп. гр.

12 (60%)

8 (40%)

0 (0%)

Контр. гр.

7 (36,8%)

10 (52,6%)

1 (10,6%)


 

Вывод итогового эксперимента.

В ходе итогового эксперимента дети проявили интерес к нетрадиционному содержанию. Дети показали достаточно высокий уровень владения нетрадиционными материалами, дети свободно смогли воспользоваться их возможностями. В этих работах дети смогли проявить творчество в подборе цветовой гаммы. Дети дополнили изображение райской птички, знакомой техникой работы аппликации из цветного скотча, тем самым проявили самостоятельность в выборе материала, техники в продумывании содержания.

Таким образом, проведя цикл занятий с использованием разнообразных техник, видно, что у детей, имеющих способности к работе с различными материалами и нетрадиционным техникам, изучаемые показатели находятся на высоком уровне. А у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся по-прежнему на низком уровне, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой.

Выводы  по II главе:

         При целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей  улучшились показатели проявления  интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения.

Дети старшего дошкольного возраста в большинстве своем  слабо владеют изобразительными приемами, техниками. Но есть и те дети, которые  имеют предпосылки к развитию высокого уровня изобразительного творчества.

          Использование нетрадиционных техник  на занятиях по изобразительной  деятельности помогает детям  развивать воображение и  более  полно  раскрыть свой творческий  потенциал.

 В семьях исследуемых  детей, а также в дошкольном  учреждении созданы хорошие условия  для развития детского изобразительного  творчества.

 Для развития детского  изобразительного творчества имеет  большое значение ряд условий, среди которых: создание условий  для развития художественного  творчества ребенка в семье  и дошкольном учреждении; заинтересованность  в развитии детского изобразительного  творчества и согласованная планируемая  деятельность педагогов дошкольного  учреждения по формированию творческой  личности ребенка; интерес самого  ребенка к изобразительной деятельности  и др.

 Художественные техники, так или иначе, оказывают большое влияние на развитие детского изобразительного творчества, особенно в нетрадиционных техниках изобразительной деятельности.

Рекомендации для педагогов:

    • Обогащение опыта ребенка художественными впечатлениями посредством знакомства с произведениями искусства, литературы, посещения театра и т.п.
    • Планирование занятий по изобразительной деятельности с использованием разнообразных техник изобразительной деятельности.
    • Индивидуальная работа с детьми, показавшими предпосылки к развитию творчества в различных видах художественной деятельности, в том числе и изобразительной.
    • Проведение работы с родителями по вопросам творческого развития детей.

Информация о работе Освоение художественных техник - как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста