Освоение художественных техник - как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития детского творчества в настоящее время, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем. Особенно в старшем дошкольном возрасте, когда идёт подготовка ребёнка к обучению в школе.

Содержание работы

Введение ………………………………3
Глава I Теоретические основы исследования………..…………………….…....5
1.1.Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста ….…………………………………………….……………….…..5
1.2.Использование художественных техник в развитии изобразительного творчества…………………………………………….. …………….….....15
Глава II. Методические аспекты освоения художественных техник как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста…………….. ………………………………………………......31
.Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования……………………………….31
2.2.Программа по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения художественных техник………………………..………………………………………………...36
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы ………………........38
Заключение ……………………..…………41
Список использованной литературы ………………………..……...42

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2013.docx

— 248.98 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждения образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

 

 

Факультет дошкольного образования

Кафедра методик дошкольного образования

 

ОСВОЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНИК  - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка 321 группы заочной

формы получения образования

Войтеховской Марины                                                         

Леонидовны

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук, доцент

Горбатова Елена Владленовна

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ………………………………3

Глава I Теоретические основы исследования………..…………………….…....5

1.1.Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста  ….…………………………………………….……………….…..5

1.2.Использование художественных техник в развитии изобразительного творчества…………………………………………….. …………….….....15

Глава II. Методические аспекты освоения художественных техник как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста…………….. ………………………………………………......31

    1. .Анализ состояния изучаемой  проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования……………………………….31

    2.2.Программа по  развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством освоения художественных техник………………………..………………………………………………...36

          2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы ………………........38

Заключение ……………………..…………41

Список использованной литературы ………………………..……...42

Приложения ……………………..………...45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок

 В.А.Сухомлинский.

В настоящее время отмечается интерес ученых к проблемам развития творчества у детей дошкольного возраста, в том числе изобразительного творчества. Ведь именно дошкольный возраст является сензитивным в развитии всех сфер личности. Именно дошкольное детство – отправная точка развития человека. То, что будет заложено в ребенка в детстве – даст, свои плоды, когда человек станет взрослым членом общества.

Как никогда, в настоящее время наше общество нуждается в творчески развитых людях. Ведь именно в последнее время возникает большое количество вопросов, решить которые могут только творческие личности.

Проблема развития детского творчества в настоящее время, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем. Особенно в старшем дошкольном возрасте, когда идёт подготовка ребёнка к обучению в школе.

«Учебная программа дошкольного образования» в эстетическом развитии определяет образовательную область: «Искусство» - целью, которой в старшем дошкольном возрасте является «формирование у ребёнка эстетического отношения к миру и его художественное развитие средствами изобразительного искусства», а одни из задач: «развивать изобразительные способности в различных видах изобразительной  деятельности» и «формирование технических навыков работы с различными изобразительными материалами» [27;309].

 

 

Теоретической основой работы явились исследования по проблеме

развития изобразительного творчества  ученых (Казакова Т.Г., Флерина Е.А., Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Выготский Л.С., Т.С. Комарова, Езикеева В.А. и др.).  Работы посвященные использованию различных художественных  техник на занятиях по рисованию, лепке, аппликации (Ильина А., Казакова Р.Г. и др.).

Цель исследования: изучить влияние художественных техник на развитие детского творчества.

Задачи исследования:

  1. Изучить проблему детского изобразительного творчества в психолого-педагогической литературе.
  2. Раскрыть возможности использования различных художественных техник на занятиях изобразительной деятельности как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

         3. Разработать систему работы по освоению детьми старшего дошкольного возраста художественными техниками и выявить их влияние  на развитие детского изобразительного творчества.

            Объектом исследования данной  курсовой работы является –  художественные техники изобразительного  искусства.

Предмет исследования: процесс развития детского изобразительного творчества посредством освоения художественных техник.

 

Методы исследования: анализ  литературы по теме исследования, анкетирование педагогов и родителей на выявление условий в семье и дошкольном учреждении для развития детского творчества, анализ планов образовательной работы   учреждения дошкольного образования, анализ развивающей среды, наблюдение, изучение продуктов детской деятельности, опытно-педагогическая работа.

 

 

 

      

 

 

Глава I Теоретические основы исследования

    1. Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

     Способность  к творчеству является специфичной  особенностью человека, которая  дает возможность не только  использовать действительность, но  и видоизменять ее. Но прежде  чем говорить о детском изобразительном  творчестве, нужно сначала определить  понятие творчества в целом  с позиций различных наук.

     Творчество  рассматривается учеными как  человеческая деятельность высшего  уровня по познанию и преобразованию  окружающего природного и социального  мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется  и сам человек (формы и способы  его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

     Творчество  в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то  нового, неповторимого, и поэтому  основным показателем творчества  является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе  говоря, новизна результата творческой  деятельности носит объективный  характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет  субъективную окраску, так как  в нем проявляется индивидуальность  творца.

     С точки  зрения философской науки, творческая  деятельность - это многокомпонентный  процесс, направленный на создание  новых реальностей и ценностей, в котором объединяются объективное  и личностное, т.е. субъективное. [12;14]

     Важно выделять  еще и социальную сущность  творчества, так как в условиях  стремительных изменений в социально - экономической жизни общества  возникает много вопросов, решить  которые способны только творчески  одаренные люди. А. Лилов считает, что социальная сущность творчества заключается в создании общественно необходимых и общественно полезных ценностей, которые и будут способствовать формированию творческого потенциала личности. [20;37]

     В педагогической  литературе можно встретить следующее  определение понятия творчества: деятельность, результатом которой  является создание новых, оригинальных  и более совершенных материальных  и духовных ценностей, обладающих  объективной или субъективной  значимостью.

     Творческая личность в педагогике определяется как личность, обладающая творческой направленностью, творческими способностями и создающая путем применения оригинальных способов деятельности материальные и духовные ценности, отличающиеся личной или общественной значимостью.

Виды творчества здесь определяются характером деятельности человека:

 Научное творчество - производство нового знания, обладающего  преимуществом по сравнению с прежним.

     Техническое творчество - разработка новых технологий и технических устройств.

Педагогическое творчество - разработка нового содержания, методов, принципов, форм педагогических систем.

     Художественное творчество - создание новых художественных произведений, и т.д. [21; 565 – 572]

   С позиции эстетики творчество (художественное) - это самовыражение внутреннего мира художника, который не только познает, но и выражает свое видение, понимание окружающего. Результатом его творческой деятельности является художественный образ, как особый вид освоения и выражения действительности, форма мышления, существования в искусстве. [15, с. 7 - 8]. Своеобразной чертой изобразительного творчества считается особая эмоциональная окрашенность, индивидуальность образного видения. [2, с. 41] Психологи о творчестве говорят как о деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Обращаясь к детскому возрасту, естественно поставить вопрос о том, способен ли ребенок-дошкольник к процессу творчества - ведь многие из компонентов, присущих этому феномену в период дошкольного детства, только начинают развиваться. Но любой взрослый, сколько-нибудь знакомый с детским поведением или деятельностью, не может усомниться в том, что все оно пронизано творчеством: субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое, даже репродуцируя уже известное другим людям. Так, В.В. Давыдов в послесловии к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

     Однако при этом важно учесть две позиции: креативность в детском возрасте следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, его опыта, его личности. Очевидно, что компоненты творчества в рассматриваемый нами период жизни будут носить особый характер и иметь специфическую структуру.

     Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е.А. Флёрина, Г.В.Лабунская, М.П. Сакулина, К.И. Чуковский, Дж. Родари, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна - это первая важная особенность детского творчества.

     При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, О.А. Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.

     Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и, прежде всего, практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

     Одной из первых определение детского творчества дала Е.А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношению к изображаемому». [28; 181]

     В психологической литературе детское творчество рассматривается в связи с рядом проблем психического развития ребенка, таких, как детское воображение и мышление, детская одаренность и др. Здесь крайне неоднозначно определяется категория творчества вообще и детского творчества в частности. В самом деле, с одной стороны, творчество является характеристикой деятельности: особого ее вида (творческая деятельность - искусство, литература, наука) или любой деятельности, если речь идет о ее развитии, совершенствовании, переходе на новый уровень [22;16 - 20]. С другой стороны, проблема связана с психологическими характеристиками творчества и, следовательно, сопряжена с проблемой способностей. Известное понятие творчества как механизма развития деятельности в значительной степени увязывает две эти стороны проблемы.

Информация о работе Освоение художественных техник - как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста