Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 06:27, дипломная работа
В младшем школьном возрасте ребенку приходится преодолевать трудности в общении и, прежде всего со сверстниками. В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и непопулярные дети. Принятие ребенка сверстниками часто связано с его хорошей общей приспособляемостью – его энтузиазмом и активным участием в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми и отзывчивостью на попытки завязать с ним знакомства. Этот вид настройки на социальную среду (или его отсутствие) имеет тенденцию закрепляться в виде цикла благодаря его влиянию на самоуважение и уверенность в своей социальной компетентности.
В представленной дипломной работе рассматриваются пути и способы преодоления проблемы отчуждения младших школьников от образовательного процесса путем разработки программы игровой психокоррекции трудностей общения детей младшего школьного возраста.
Введение. 3
Глава Ι Проблема отчуждения младших школьников от образовательного процесса в отечественной и зарубежной литературе. 7
1.1 Понятие «отчуждения» в психолого – педагогической литературе и особенности младшего школьного возраста. 7
1.2.Причины отчуждения от образовательного процесса у детей младшего школьного возраста. 17
Вывод по I главе 37
Глава II.Экспериментальные исследования отчуждения у детей младшего школьного возраста от образовательного процесса. 39
2.1. Описание методов и методик диагностики. 39
2.2. Анализ опытно – экспериментальной работы. 44
Вывод по II главе: 48
Заключение. 49
Список используемой литературы: 51
Приложения …………………………………………………………………………...54
В новых отношениях с взрослыми со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависти). Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения.
Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Живя среди тех же близких, в том же пространстве, называемом «дом», он начинает чувствовать, что его жизнь принципиально изменилась – на него легли обязательства не только ежедневно посещать школу, но и подчиняться требованиям учебной деятельности. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по–новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких – ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать ее. Начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным ( правильно вести себя в классе , быть внимательным к ходу урока, к умственным операциям, которые надо совершать при исполнении заданий учителя и др.), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье.[5,168]
Не добрая воля «Я сам», как в дошкольном детстве, а необходимость самостоятельно и ответственно изо дня в день организовывать свою учебную деятельность вызывает у ребенка чувство покинутости родными и высокую сензитивность к отношению со стороны членов семьи.
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без упреждающей подсказки с их стороны о том, что следует сказать («благодарю», «спасибо», позвольте задать Вам вопрос «и др.) в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками. Речевая культура общения состоит не только в том, что ребенок правильно произносит и правильно подбирает слова вежливости. Ребенок, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенностью в себе и чувстве собственного достоинства.
Именно усваиваемые и используемые ребенком средства эффективного общения в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости. Во многих случаях ребенок сталкивается с проблемой разрешения ситуации фрустрированного общения.
Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений.
При активно включаемом лояльном типе общения ребенок ищет речевые и эмоциональные формы, содействующие установлению положительных отношений. Если того требует ситуация и ребенок действительно был не прав, он извиняется, бесстрашно, но с уважением смотрит в глаза оппоненту и выражает готовность сотрудничать и продвигаться в развитии отношений. Такого рода поведение младшего школьника обычно не может быть действительно отработанной и принятой изнутри формой общения. Лишь в отдельных, благоприятных для себя ситуациях общения он достигает этой вершины.
В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники) сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные формы, например агрессивные реакции, плаксивость, двигательная расторможенность.[28,368]
Если понаблюдать за детьми во время школьной перемены, можно увидеть «естественный отбор» ролей, происходящий в каждой группе. Одну девочку окружают дети, стараясь привлечь ее внимание. Другая, на которую никто не обращает внимания, скромно стоит в стороне. Мимо с криками пробегают три мальчика. Сильный мальчик отнимает игрушку у более слабого – тот начинает плакать. Такие сцены можно наблюдать в любом месте земного шара, где есть дети.
В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и непопулярные дети. На это различие в положении среди сверстников, влияет ряд факторов. Дети со слабым здоровьем или получающие недостаточное питание, озабоченные проблемами в семье или обладающие заниженной самооценкой часто недостаточно успешно входят в коллектив сверстников. Различие в принадлежности к национальным или внутрисемейным культурам также могут стать препятствием для успешной социализации в группе сверстников. Особенности внешности, телосложения, дефекты физического развития также чаще всего становятся причинами неприятия младшего школьника в группе сверстников.[14,152]
Принятие ребенка сверстниками часто связано с его хорошей общей приспособляемостью – его энтузиазмом и активным участием в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми и отзывчивостью на попытки завязать с ним знакомство. Это вид настройки на социальную среду (или его отсутствие) имеет тенденцию закрепляться в виде цикла благодаря его влиянию на самоуважение и уверенность в своей социальной компетентности. Хорошая приспособляемость нравящихся другим детей поддерживается их популярностью, тогда как социально неумелым детям становится еще больше не по себе, когда группа не замечает или отвергает их.[14,239]
На популярность среди сверстников влияют также успехи в учебе и спортивные достижения. Как правило, популярные дети обладают способностями выше средних и хорошо учатся в школе. Слабые ученики часто становятся предметом насмешек или же их просто игнорируют. Спортивные данные особенно важны, например, в летних лагерях или на игровых площадках, где группы превращаются в соревнующиеся спортивные команды.
На принятие ребенка сверстниками может влиять обратная связь, получаемая от учителя. В одном из исследований группе учащихся первых и вторых классов показывали видеофильм о «проблемном» ребенке (на самом деле его играл актер), которого отвергали сверстники. Положительные отзывы учителю об этом ребенке, высказанные после просмотра фильма, заставили учащихся изменить свое отрицательное восприятие героя. Таким образом, принимая « проблемных» детей, но не обязательно их «проблемное» поведение, учитель может влиять на их положение в группе сверстников.
Популярности в группе вредит как излишняя агрессивность, так и излишняя застенчивость. Никому не нравятся задиры и забияки, поэтому чрезмерно агрессивного ребенка стараются избегать. Это ведет к проявлению еще одной циклической модели, так как этот ребенок может стать агрессивнее вследствие фрустрации или попытки силой добиться того, чего он не может достичь убеждениями. И наоборот, застенчивый, тревожный ребенок рискует стать хронической жертвой, подвергающейся нападкам не только признанных забияк, но и обычных детей. Именно робкие и застенчивые дети испытывают большие трудности в общении и больше всего страдают от непризнания со стороны сверстников. Такие дети, как правило, чувствуют себя более одинокими и больше обеспокоены своими отношениями с другими детьми, чем отвергаемые сверстниками агрессивные дети.[21,262]
Положение ребенка в группе влияет на его самоощущение. Крик и Лэдд оценивали чувства одиночества социальной тревоги и социального отчуждения, а также определяли факторы, которые вызывали соответствующие социальные результаты по сообщениям учащихся третьих и пятых классов. Эти исследователи обнаружили, что характер самоощущения детей и то, кого они обвиняют в своих низких социальных результатах, себя или других, зависит от их опыта взаимодействия со сверстниками. Отвергаемые дети сообщали о более сильном чувстве одиночества и были более склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами, чем дети, принятые группой сверстников.[8,234]
Непопулярные дети часто имеют какие–либо особенности, отличающие их от одноклассников; это может быть излишняя полнота, «не тот» цвет кожи или даже необычное имя. Эти особенности могут снижать уровень соответствия ребенка стандартам группы, а такое условие, как нам уже известно, является чрезвычайно важным в период среднего детства.
Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так, например, дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассников («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью.
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.[6,351]
Школьный возраст, в том числе, связанный с начальным образованием, делает серьезный вклад в процесс возникновения и развития черт идентичности личности.
Это понятие – идентичность личности – введено в психологию и исследовано Э. Эриксоном. Оно продуктивно в педагогике в целом и для нашего исследования, в частности. Его использование позволило нам обосновать некоторые теоретико– методологические положения о феномене отчуждения младших школьников и определиться в средствах его предупреждения. Дело в том, что идентичность, понимается как тождественность, характеризует образ себя во всем многообразии отношений к миру, чувство адекватности и владением собственным Я.
Э. Эриксон относит идентичность к показателю зрелой личности. Значит, идентичность – это и цель, и процесс, и результат. Что касается ее свойств, то они приобретаются, «выращиваются» на протяжении всей жизни.
Согласно Эриксону, начальное школьное обучение обладает предпосылками развития идентичности личности или, наоборот, возникновения, «спутанной идентичности», деформированной тождественности.
В работах Эриксона мы нашли для исследования сущности отчуждения важные положения, помогающие не только понять процесс идентификации ребенка начальной школы, но выявить критерии благоприятно и неблагоприятно протекающего процесса идентификации ребенка. Последнее и ведет к отчуждению ребенка. Остановимся подробнее на этих показателях, которые мы использовали в своих методиках исследования детей начальной школы.
Э.Эриксоном были выделены восемь этапов жизненного пути человека от рождения до смерти. Каждый этап им рассматривается как этап развития идентичности. Что касается интересующего нас этапа начального школьного обучения, он у Эриксона охватывает возраст ребенка 6–11 лет. Это период, когда данные природой предпосылки для разностороннего развития ребенка могут быть востребованы. И если это происходит, то начальное школьное обучение вносит весомый вклад в развитие идентичности личности в предподростковый период.
В начальном обучении появляются большие возможности развития и появляются первые обязанности. Это период, когда впервые становятся ощутимы результаты своей учебной деятельности, своего труда, когда предъявляются требования к самодисциплине растущего человека. В связи с этим Эриксон выделил чувство созидания как базовое новообразование личности этого возрастного периода. Оно характеризуется наличием у ребенка ощущений самого себя как немало могущего и умеющего в материальной и духовной сферах жизни. Это время все большего проявления способности к творчеству, нарастание мотивов познания, желания общаться и делать. Это путь самоутверждения, который пока еще не осознается ребенком, но предчувствуется, предполагается.
Успешно развивающийся ребенок все больше получает признаний, одобрений окружающих взрослых за результаты своего труда, прежде всего учебного. В нем он отражается интеллектуальным развитием, мотивами, интересами, настроениями. Так растут его потребности, постепенно возвышающие его над витальным (только материальным, жизненно необходимым). Это потребности самоактуализироваться, самореализоваться, самоутверждаться. Иначе говоря, «растет самость»; укрепляющееся Я – сам должно быть поддержано взрослыми – учителями и родителями.
В противном случае – спутанная идентичность. Деформация личности обуславливается отсутствием необходимых для полноценного развития ребенка социальных и психолого–педагогических условий. Так возникают первые предпосылки отчуждения – зарождается недоверие к миру взрослых – родителей или учителей, или тех и других вместе.
Э. Эриксон установил
три опасности для
Первая опасность – отсутствие веры в себя. «Развития чувства неполноценности, переживания, что из тебя никогда ничего хорошего не выйдет, – вот та опасность, которая может быть сведена к минимуму педагогом, знающим, как подчеркнуть то, что ребенок может сделать, и способным распознать психиатрическую проблему».
Информация о работе Отчуждение младших школьников от образовательного процесса