Отчуждение младших школьников от образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 06:27, дипломная работа

Описание работы

В младшем школьном возрасте ребенку приходится преодолевать трудности в общении и, прежде всего со сверстниками. В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и непопулярные дети. Принятие ребенка сверстниками часто связано с его хорошей общей приспособляемостью – его энтузиазмом и активным участием в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми и отзывчивостью на попытки завязать с ним знакомства. Этот вид настройки на социальную среду (или его отсутствие) имеет тенденцию закрепляться в виде цикла благодаря его влиянию на самоуважение и уверенность в своей социальной компетентности.
В представленной дипломной работе рассматриваются пути и способы преодоления проблемы отчуждения младших школьников от образовательного процесса путем разработки программы игровой психокоррекции трудностей общения детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение. 3
Глава Ι Проблема отчуждения младших школьников от образовательного процесса в отечественной и зарубежной литературе. 7
1.1 Понятие «отчуждения» в психолого – педагогической литературе и особенности младшего школьного возраста. 7
1.2.Причины отчуждения от образовательного процесса у детей младшего школьного возраста. 17
Вывод по I главе 37
Глава II.Экспериментальные исследования отчуждения у детей младшего школьного возраста от образовательного процесса. 39
2.1. Описание методов и методик диагностики. 39
2.2. Анализ опытно – экспериментальной работы. 44
Вывод по II главе: 48
Заключение. 49
Список используемой литературы: 51
Приложения …………………………………………………………………………...54 

Файлы: 1 файл

Диплом Ирины С.doc

— 489.00 Кб (Скачать файл)

Затем психолог предлагает детям игру «Паровозик».

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, формирование произвольного контроля, умения подчиняться требованиям одного.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойная и объединяющая. Поэтому можно предложить детям встать в круг и взять друг друга за руки. Выбранная форма окончания занятия остается неизменной и превратится в ритуал.

Занятие 2.

Если группа активна, то продолжить курс спонтанных игр. В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся иерархия поддерживает других и таким образом способствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточнения психологического диагноза членов группы и для накопления того группового опыта общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрирую его положительные и отрицательные стороны детям.

Психолог находиться в групповой комнате, но никак  не вмешивается в детские игры.

Через три занятия  уже можно по наблюдениям выделить пять стихийных ролей:

1) лидер;

2)товарищ лидера (прихвостень);

3)неприсоединившийся оппозиционер;

4)покорный конформист (баран);

5)«козел отпущения».

Значит, первый уровень I этапа групповой психокоррекции заканчивается, так как окончание этого уровня отличают три признака:

Укрепившиеся роли,

Стереотипные интеракции,

Появление реакций на присутствие ведущего.

Второй уровень I этапа – это этап направленных игр, формирование осознаваемых навыков и действий; целенаправленно задается ведущим. Тем не менее, необходимо включать спонтанные игры на определенное время в каждое занятие. Это называется «свободное время». Обычно на него отводится 20 минут в конце занятия.

Занятие 3.

1. Игра «Жмурки».

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры. Все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе нараспев начинают петь:

Кот, кот Ананас,

Ты лови три года нас!

Ты лови три года нас,

Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние  слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят  его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

2 Игра «Жучок».

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из- под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Свободное время.

Предложить детям сюжетно-ролевые  игры, настольные игры.

3 «Хоровод».

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу  в глаза  улыбаются.

При этом основной акцент делается не на уже сложившейся роли, а на установление равенства и пересечения привилегий. Есть определенные признаки, указывающие на то, что требуемая групповая структуру сложилась. Во-первых, водящие начинают чувствовать направленную на них агрессию, которая хорошо видна в таких играх, как «Крепость» и «Жучок». Во- вторых, возникают спонтанные тактильные ласковые интеракции между членами группы. В- третьих, появилось серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятий.

Тогда, когда возникла групповая структура, уравнявшая детские индивидуальности, можно переходить к следующему, II этапу группового курса, в котором большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме ролевых игр и других приемов.

II этап – реконструктивный.

К моменту начала II этапа психологу уже видны трудности общения каждого ребенка, а также неадекватные компенсаторные способы поведения каждого.

Индивидуальная психологическая  коррекция происходит тогда, когда  ребенок осуществляет новые формы  поведения и накапливает новый  опыт общения. Это становится возможным тогда, когда ребенок удовлетворил свои фрустрированные потребности (они часто служат источниками и обуславливают его неадекватное поведение). Чаще всего эта потребность в безопасности и принятии- признании. Фрустрация этих потребностей свойственна почти всем детям с трудностями адаптации. Как правило, потребность в безопасности удовлетворяется на первом этапе коррекции, во время направленной игры.

Удовлетворение потребности  в признании невозможно без построения полного образа самого себя. Чтобы это реализовать, и используют  методические приемы, такие, например, как обратная связь. Каждый ребенок получает обратную связь в специально организованных для этого играх: «Семейный портрет», «Ассоциации», «День рождения», «Фанты».

Умело, организуя обратную связь, психолог помогает сформировать более продуктивный образ Я. Обычно это делается в форме словесной интерпретации игровой обратной связи, с особенным акцентом на положительные стороны ребенка.

Кроме того, на II этапе используются некоторые игры, помогающие преодолеть неприятные для ребенка свойства характера, например трусость. Это игры «Необитаемый остров», «Страшные сказки».

После этих игр ребенок  может сказать себе: «Вот я какой, не всегда, конечно, хороший, но зато я  могу слушать страшные сказки в темноте, сам их выдумать, я могу играть в  необитаемый остров,  владеть  собой».

Ключевой момент II этапа – это игра «День рождения». Во время этой игры и происходит усвоение требуемых качеств, «спускание» нужной характеристики личности, т.е. авансом сверху. Таким образом, очерчивается зона ближайшего развития ребенка.

Отработка новых навыков  общения особенно целенаправленно  осуществляется в групповых заданиях, которые каждый именинник обязан делать.

Занятия прямо вытекают из психологического диагноза каждого  ребенка, который ставится постепенно, в течение всего периода работы группы. Составляя психологические  портреты детей, психолог особенно внимателен к тому, чего не может сделать ребенок, что ему не удается или чего он не умеет.

Занятие 4.

1.Игра «Ассоциации».

Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение жестами изобразить человека.

Ход игры. Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадывают , кого он изображает.

2.Игра «Страшные сказки»

Цель: развивается смелость, уверенность в себе, снимается тревога. Игра направлена на объединение группы.

Ход игры. Гасится свет или зашторены шторами окна. Дети по очереди начинают в темноте рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте.

Гимнастика.

3.Спортивная игра «Турнир».

Цель: воспитывается произвольный контроль, корректируется аффективное поведе6ние, развивается смелость, уверенность в себе, ребенок становится в разные позиции: соревнующегося; судьи; зрителя.

Ход игры. Дети выбирают судью или спортсменов. Проводятся спортивные игры:

А) «Попади в кеглю». Ребенку предлагается сесть и  опереться руками сзади, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3-4 шагов.

Б) «Пролезть через  руки». Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необходимо держать  « в замке», не отпуская.

В) «Бой петухов». Играющие стараются вывести друг друга  из равновесия, прыгая на одной ноге и толкая друг друга либо правым, либо левым плечом.  Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе. Можно держаться одной рукой за носок согнутой ноги. Побеждает тот, кто дольше удержится, прыгая на одной ноге.

Г) «Сядь-встань». Скрестив ноги, обхватив руками плечи, надо приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая себе руками.

4.Игра «Хоровод».

Занятие 5.

1.Игра «Бип».

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, сплочение группы.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами   ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, кого назвали, говорит: «Бип».

Гимнастика.

2.»Семейный портрет».

Цель: игра служит социометрии детской игровой группы, а также отражает сложившиеся отношения в собственной семье, опирается на групповое взаимоотношение.

Ход игры. В семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.

3.Игра «Зеркало».

Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход игры. Выбирается один водящий, остальные дети – зеркала. Водящий смотрится в зеркала,  и они отражают все его движения. Психолог следит за правильностью отражения.

Свободное время.

Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры.

4. «Хоровод».

Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

Занятие 6.

1.Игра «День рождения».

Цель: для сплочения группы детям дается возможность высказать все обиды, снять разочарование.

Ход игры. Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

1.Игра «Путаница».

Цель: игра поддерживает групповое единство.

Ход игры. Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, также, не разнимая рук у детей.

Гимнастика.

1.Игра «Мальчик (девочка)- наоборот».

Цель: в игре развивается произвольный контроль за своими действиями, снимается двигательная расторможенность, негативизм.

Ход игры. Участники встают в круг. Ведущий показывает действия, все повторяют за ним. Мальчик, наоборот, должен делать не так, как все.

Свободное время (забавы за столом).

А) «Выдуй шарик из чашки». В чашку кладут шарик от настольного  тенниса. Детям по очереди предлагается сделать глубокий вдох, наклониться  над чашкой и дунуть в нее так  сильно, чтобы шарик вылетел из чашки.

Б) Каждый в паре начинает давить на руку товарища, стараясь положить ее на стол. Побеждает тот, кто, не отрывая локтя от стола, заставит партнера положить руку на стол.

В) «Шашки», «Улицы города»  и др. Играя в эти игры, надо соблюдать правила.

4. «Хоровод». Можно  предложить одновременное легкое  покачивание вправо, влево.

Занятие 7.

1.Игра «Крепость».

Цель: игра дает детям возможность проявить агрессию. Интересна диагностика - кто с кем захочет быть в команде.

Ход игры. Группа детей делится на две команды (по желанию самих ребят). Каждая команда строит из мебели крепость.

Одна команда защищает крепость, другая команда штурмует. Основное оружие – надувные шарики, мячи, мягкие игрушки.

Гимнастика.

2. Игра «Изображение  предметов».

Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.

Ход занятия. Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал становится ведущим.

3.Игра «Щит и меч».

Цель: выход агрессии, эмоционального напряжения.

Ход игры. Психолог держит щит, дети бьют об него мечами.

Свободное время.

Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры, строительный материал.

«Хоровод»

Дети встают в круг, берутся за руки.

Занятие 8.

1.Игра «Чунга-Чанга».

Цель: коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.

Ход игры. Путешественник (психолог) пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова – маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках надеты одинаковые пестрые юбочки, на шее – бусы, а в волосах – перья. С веселой улыбкой они стали пританцовывать под музыку В.Шаинского «Чунга - Чанга» вокруг путешественника и петь:

Информация о работе Отчуждение младших школьников от образовательного процесса