Отчуждение младших школьников от образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 06:27, дипломная работа

Описание работы

В младшем школьном возрасте ребенку приходится преодолевать трудности в общении и, прежде всего со сверстниками. В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и непопулярные дети. Принятие ребенка сверстниками часто связано с его хорошей общей приспособляемостью – его энтузиазмом и активным участием в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми и отзывчивостью на попытки завязать с ним знакомства. Этот вид настройки на социальную среду (или его отсутствие) имеет тенденцию закрепляться в виде цикла благодаря его влиянию на самоуважение и уверенность в своей социальной компетентности.
В представленной дипломной работе рассматриваются пути и способы преодоления проблемы отчуждения младших школьников от образовательного процесса путем разработки программы игровой психокоррекции трудностей общения детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение. 3
Глава Ι Проблема отчуждения младших школьников от образовательного процесса в отечественной и зарубежной литературе. 7
1.1 Понятие «отчуждения» в психолого – педагогической литературе и особенности младшего школьного возраста. 7
1.2.Причины отчуждения от образовательного процесса у детей младшего школьного возраста. 17
Вывод по I главе 37
Глава II.Экспериментальные исследования отчуждения у детей младшего школьного возраста от образовательного процесса. 39
2.1. Описание методов и методик диагностики. 39
2.2. Анализ опытно – экспериментальной работы. 44
Вывод по II главе: 48
Заключение. 49
Список используемой литературы: 51
Приложения …………………………………………………………………………...54 

Файлы: 1 файл

Диплом Ирины С.doc

— 489.00 Кб (Скачать файл)

Давая характеристику статусному положению младшего школьника в коллективе, мы решили сначала в работе раскрыть психологический аспект младшего школьного возраста.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.

Отличительная особенность  положения школьника состоит  в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность  перед учителем, школой, семьей.

Совершенно особый тип  взаимоотношений складывается между  учителем и учеником. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Он является реальным носителем общественных требований к ребенку.

Взаимоотношения между учащимися в классе тоже существенно отличаются от тех, которые складываются в группе детского сада. Совместное участие в обязательной деятельности порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности.

Совершенно необходим  школьнику тот комплекс качеств, который образует умение учиться. Сюда входит понимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки. Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка, без чего он не сможет сознательно регулировать свое поведение.

Важная сторона психологической  готовности к школе– достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типической чертой, отличающих семилетних детей, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый класс, включиться в общественную деятельность.

Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общественную деятельность. Эти общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.

Итак, все достижения личности ребенка, который по социальному  статусу является младшим школьником, есть предтеча второго рождения его  личности, когда начнет устанавливаться его мировоззрение и вырабатываться жизненная, гражданская позиция.

Усвоение различных  социальных ролей является важнейшей  составляющей процесса социализации личности. Однако сложность заключается в  том, что в обществе существуют статусы не только одобряемые им, но и такие, которые противоречат общественным нормам и ценностям. Поэтому, в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные.

Учитывая, что личность находится в социальном окружении, следует предположить, что личность будет сбрасывать свои негативные эмоции на людей, постоянно находящихся рядом. Постепенно негативные эмоции концентрируются на одной или нескольких персонах, так появляется изгой группы.

Изгойское место с точки зрения микросоциологии – это такая точка в социальном пространстве малой группы, которая концентрирует негативные эмоции. Если в эту точку попадает то или иной индивидуум, то изгойское место преобразуется в социальную роль изгоя.

Типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются  нападкам.

«Любимчик».

Еще Януш Корчак писал, что  дети не любят тех сверстников, которых  выделяет учитель или воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их. Взрослые, зная о нелегкой судьбе своего подопечного, жалеют его и берут под свое покровительство и защиту, обрекая на одиночество и оскорбления со стороны одноклассников, которым не известна причина такого отношения.

«Прилипала»

Митя был домашним ребенком, единственным в семье. До поступления в школу он не имел опыта общения в коллективе и не умел общаться со сверстниками. В классе он старался привлечь к себе внимание ребенка, хватая его вещи или обнимая объект симпатии, не давая ему пошевелиться и причиняя боль. Естественно, ребята стали его избегать, часто случались потасовки: более активные и независимые пытались отнять у Мити свои вещи, бросались защищать тех, с кем он неумело пытался подружиться. Митя стал очень одинок в классе: с ним никто не хотел сидеть за одной партой, его избегали, не брали в команду, отталкивали, над ним смеялись.

Американский психолог Вайолет Оклендер считает, что подобная назойливость является результатом  чувства незащищенности ребенка. Такие  дети буквально виснут на людях, захватывая их физически, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Естественно, что окружающие, особенно дети, начинают избегать их. А на новые попытки сблизиться, таким образом, отвечают агрессией. Ребенок же не умеет общаться иным способом и часто рад даже агрессивному вниманию со стороны окружающих.

Шут»  или «козел отпущения».

«Сема – легковозбудимый, вспыльчивый и очень неуверенный  в себе мальчик. Часто дрался с  одноклассниками, потому что очень  навязчиво и эмоционально стремился  включиться в их игры. Отчаявшись привлечь к себе внимание, выбрал тактику классного шута. На уроках он выкрикивал разные шутки, ребята смеялись, это его подбадривало, и, невзирая на замечания учителей, Сема и дальше старался всех рассмешить. Постепенно любое его слово стало вызывать смех в классе. Однажды он нацепил себе на свитер плакатик «Я – идиот» и расхаживал так по классу, веселя одноклассников. Однако его все так же  избегали, не принимали в игры. Он стал чем–то вроде козла отпущения: его обвиняли во всех неудачах класса, сваливали на него все проделки. Новому учителю ребята говорили: «Это же Сема, он всегда так делает».[15,98]

Ребенок, избравший подобную тактику поведения, как бы предупреждает  нападки со стороны окружающих. Его  перестают воспринимать всерьез  и поэтому особо не обижают. А  он, слыша смех одноклассников, не чувствует себя отчужденным. Самое опасное в выбранной тактике то, что изжить однажды сложившуюся репутацию «шута» практически невозможно.

Есть еще два типа детей, которых никто специально не обижает, не дразнит, над ними не издеваются, но их отвергают, они одиноки в своем классе.

Озлобленные.

Некоторые дети, не сумев  установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят  окружающим за свои неудачи.

«Филипп испытывал трудности  в обучении с первого класса. Ему  быстро стало скучно на уроках, он часто отвлекался, пытаясь поболтать с соседями, поиграть с ними во что-нибудь. Однако его одноклассники больше интересовались происходящим на уроке, чем разговорами с Филиппом. Тогда, чтобы привлечь к себе внимание окружающих, Филипп начал стучать, шуршать, скрипеть всем, что попадалось под руку. Учителя были вынуждены постоянно делать ему замечания, так как он мешал окружающим. Одноклассники отказывались сидеть с ним. Они сердились на Филиппа, делали ему замечания, не хотели иметь с ним никаких дел».

Непопулярные.

Такой ребенок не умеет  инициировать общение, он застенчив, не знает, как привлечь внимание одноклассников, поэтому его не замечают, с ним  никто не играет. Нередко это бывает, когда ребенок пришел уже в  сложившийся коллектив или часто пропускает школу. К такому ребенку никто не бросится радостно при встрече после каникул, никто не заметит, что его нет в классе. Это ранит не меньше, чем травля. Один второклассник говорил: «Они со мной даже не здороваются!»

Есть дети, которые могут с одинаковой вероятностью стать как преследователем, так и жертвой. Согласно наблюдениям, некоторые типы детей встречаются как среди преследователей, так и среди жертв. Это агрессивные дети и ябеды, жалобщики. С одной стороны, все эти качества могут стать причиной неприязни сверстников, с другой – именно эти качества иногда позволяют ребенку получить власть над остальными и удерживать ее.[15,23]

Агрессоры.

Чаще агрессивный ребенок  становится инициатором групповой  травли или издевается над жертвой  в одиночку при попустительстве окружающих. В противном случае агрессивный ребенок будет пассивно отвергаться сверстниками, так как может за себя постоять, но не умеет сотрудничать. Остановимся на психологических особенностях преследователя и жертвы, склонных к агрессивному поведению.

Агрессор – нападающий. Ребенок почти всегда испытывает трудности в общении с семьей и другими детьми. Он изначально отличается от других детей большей вспыльчивостью, непокорностью, непредсказуемостью, дерзостью, мстительностью. Ему свойственны самоуверенность, недостаток внимания к чувствам окружающих. Агрессивными часто бывают дети, наделенные лидерскими чертами, бунтующие против стремления взрослых всецело подчинить их своей воле.

Эмоциональная неудовлетворенность (проблемы в семье, неудачи в учебе) заставляет детей искать «утешение» в причинении боли других – они мучают животных, издеваются над детьми, оскорбляют их словесно и действием. И тем самым обретают внутреннее равновесие. Жертвами таких детей часто становятся те из сверстников, кто явно слабее их, не умеет за себя постоять. Иногда встретив серьезный отпор со стороны намеченной жертвы, агрессор может отступить. Однако у агрессивных детей часто находятся последователи – подпевалы, которые таким образом стремятся оградить себя от их агрессии или пытаются избавиться от одиночества.

Серьезное отставание в  учебе также может быть как  следствием, так и причиной агрессивности  ребенка. Исследователи отмечают, что  большинство школьных хулиганов  плохо читают, имеют низкий уровень  грамотности. Сам факт неудач в школьном обучении вводит некоторых детей в состояние разочарования и обиды, которые могут перерасти в протест, агрессивное поведение, желание самоутвердиться за счет более успешных в учебе сверстников.

Отвергаемый агрессор. Ребенок не умеет отстаивать интересы в споре, не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, ругается, требует, хитрит, плачет, отнимает спорную вещь. Он не умеет проигрывать, злится, обижается, отказывается от игры, неудачи надолго выбивают его «из колеи». Эти дети бывают очень обидчивы, бурную реакцию протеста у них может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище.

Ребенок, испытывающий напряженность, стресс, неуверенность в себе, тоже может быть агрессивен. Агрессия в  данном случае становится средством защиты от чувства тревоги. Ребенок ожидает от всех подвоха и бросается защитить себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Он атакует, не дожидаясь нападения, при этом бьет отчаянно, изо всех сил. Такой ребенок попадает в ловушку собственной мнительности. Интерпретируя действия других детей как враждебные, он своими агрессивными реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих.[15,24]

Ябеды.

Жалобщиков не любят  ни взрослые, ни дети. Ребенок, решивший пожаловаться, рискует вдвойне: получить от воспитателя пренебрежительный или резкий ответ и быть отвергнутым ребятами за свою жалобу. Самая частая реакция взрослых на детские жалобы – досада или негодование. Сверстники считают ябед нытиками, слабаками, доносчиками, им не доверяют, не берут в общие игры. С жалобщиками стараются не связываться, – угрожая рассказать взрослым что–то о проделках жертвы, ябеда получает над ней власть, которой охотно пользуется.

Ябеда – жертва. Чаще всего ябеда – это отвергаемый сверстниками ребенок. Вопрос в том, стал ли он изгоем из–за своей «любви» жаловаться или ябедой из–за того, что его отвергли сверстники? Основные причины, побуждающие ребенка жаловаться:

Отчаяние. Когда ребенок сталкивается с ситуацией непонятной, опасной – он идет за помощью, с ним он делится информацией о происходящем. Если его или кого–то еще обижают, угрожают расправой, затягивают в какое–то нехорошее дело, – ребенок идет за советом, помощью, защитой. Взрослый для ребенка – последняя инстанция, к которой он обращается, если не может справиться сам. Обычно с возрастом таких ситуаций становится все меньше, жалобы сходят на нет. Однако во многом это зависит от степени самостоятельности ребенка. Иногда возможность пожаловаться становится для отвергаемого ребенка единственной защитой от происходящего.

Месть. Если ребенка обижают сверстники, не берут в игру, он стремиться взять реванш с помощью взрослого. Наиболее часто жалуются дети, отвергаемые сверстниками, слабоуспевающие, неуверенные в себе, с низкой самооценкой. Жалобы прекращаются, если у ребенка налаживаются отношения в коллективе.

Ябеда – нападающий. Ребенок с завышенной самооценкой, неадекватно высоким уровнем притязаний, амбициозный и стремящийся к лидерству (но не умеющий сотрудничать со сверстниками), к которому родители предъявляют очень жестокие требования и которого часто наказывают за неуспеваемость, будет жаловаться из желания самоутвердиться, из зависти. Также ябедничество может использоваться как шантаж, с целью заставить сверстника подчиниться: «Вот я учителю расскажу…», «Если не примете меня в игру, расскажу, что это вы…». Угрожая разоблачением другим детям, ребенок заставляет их принять свои условия. Этому очень удобному и распространенному способу манипуляции сверстниками ребенок учится у взрослых: «Вот скажу папе, – не будет тебе зоопарка в воскресенье!», «Будешь шалить, поставлю двойку, родители тебе покажут!» К подобным жалобам прибегают чаще всего дети, претендующие на роль лидера, но не умеющие завоевать авторитет другим способом.

Откровенное предпочтение взрослыми одних детей другим тоже является источником частых жалоб. Отвергнутого ребенка побуждает ябедничать ревность  к братьям и сестрам, к выделяемым учителем детям), за которой может скрываться и желание отомстить, и зависть, и взывание к справедливости. Учительские или родительские «любимчики» могут использовать угрозу пожаловаться как шантаж, взрослые становятся средством воздействия на провинившихся сверстников.

Нередко ябедничество для  ребенка становится способом самоутверждения. Ребенок владеет некоторой информацией о других детях, которой он делится с взрослыми, чтобы почувствовать свою значимость. Кроме того, таким способом ребенок стремиться привлечь к себе внимание взрослого и заставить сверстников считаться с собой.[15,25]

Информация о работе Отчуждение младших школьников от образовательного процесса