Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 06:27, дипломная работа
В младшем школьном возрасте ребенку приходится преодолевать трудности в общении и, прежде всего со сверстниками. В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и непопулярные дети. Принятие ребенка сверстниками часто связано с его хорошей общей приспособляемостью – его энтузиазмом и активным участием в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми и отзывчивостью на попытки завязать с ним знакомства. Этот вид настройки на социальную среду (или его отсутствие) имеет тенденцию закрепляться в виде цикла благодаря его влиянию на самоуважение и уверенность в своей социальной компетентности.
В представленной дипломной работе рассматриваются пути и способы преодоления проблемы отчуждения младших школьников от образовательного процесса путем разработки программы игровой психокоррекции трудностей общения детей младшего школьного возраста.
Введение. 3
Глава Ι Проблема отчуждения младших школьников от образовательного процесса в отечественной и зарубежной литературе. 7
1.1 Понятие «отчуждения» в психолого – педагогической литературе и особенности младшего школьного возраста. 7
1.2.Причины отчуждения от образовательного процесса у детей младшего школьного возраста. 17
Вывод по I главе 37
Глава II.Экспериментальные исследования отчуждения у детей младшего школьного возраста от образовательного процесса. 39
2.1. Описание методов и методик диагностики. 39
2.2. Анализ опытно – экспериментальной работы. 44
Вывод по II главе: 48
Заключение. 49
Список используемой литературы: 51
Приложения …………………………………………………………………………...54
Д) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам.
Е) половая дифференциация взаимоотношений.
Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.
Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводиться с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый ответ. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой – отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов.
При использовании данного метода большое значение имеют четкое определение содержания вопросов и правильная их формулировка, подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, тщательная количественная и качественная обработка полученного материала, правильное использование статических методов обработки материалов.
Материал бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами, в частности наблюдением.
Математический метод – установление количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. К нему относят: ранжирование, метод графопостроения, методы получения средних величин и т.д. Обработка полученных результатов математическими методами позволяет наглядно отобразить выявляемые зависимости в виде графиков, диаграмм, таблиц.
Первым этапом в опытно – экспериментальной работе у нас было проведение анкетирования детей младшего школьного возраста, анкета и методика «Наши взаимоотношения» [см. Приложение Г, Д]
Цель анкетирования – изучение доминантных сфер взаимоотношений: взаимоприемлемости, взаимоответственности, взаимопомощи.
Анализ результатов анкетирования сведен в таблицу 1
Таблица № 1.
«Наши взаимоотношения»
№№ |
Фамилии и имена |
Первая серия |
Вторая серия |
Третья серия | |||||||||||||||
1 |
22 |
33 |
44 |
55 |
66 |
11 |
22 |
33 |
44 |
55 |
66 |
11 |
22 |
33 |
44 |
55 |
66 | ||
1 |
Геннадий А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
2 |
Александр Б. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
3 |
Ольга Б. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
4 |
Анастасия В. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
5 |
Руслан Г. |
+ |
+ |
||||||||||||||||
6 |
Владислав Г. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
7 |
Вероника Г. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
8 |
Ставрий Г. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
9 |
Дмитрий З. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
10 |
Роман К. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
11 |
Евгений К. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
12 |
Ярослав К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
13 |
Софья М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
14 |
Кристина О. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
15 |
Дмитрий П. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
16 |
Роман С. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
17 |
Игорь С. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
18 |
Вера С. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
19 |
Алина Т. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
20 |
Маргарита Ш. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
21 |
Альберт Ш. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
Кол–во выборов |
44 |
66 |
55 |
55 |
00 |
11 |
114 |
00 |
11 |
22 |
11 |
33 |
115 |
44 |
00 |
11 |
00 |
11 |
Результаты таблицы обобщены и сведены в уровни доминантных сфер отношений: [Таблица 2] и отражены на графике.
Таблица 2
.Уровни доминантных сфер отношений.
№ |
Уровни |
Доминирующие факторы | ||
1 |
2 |
3 | ||
Взаимо-приемлемости |
Взаимоот-ветственности |
Взаимопо-мощи | ||
1 |
Высокий |
10 – 48% |
14 – 67% |
19 – 90% |
2 |
Средний |
10 – 48% |
3 – 14% |
1 – 5% |
3 |
Низкий |
1 – 5% |
4 – 19% |
1 – 5% |
График № .1 Отражение доминантных сфер отношений.
По результатам анкетирования был сделан следующий вывод, что в данной группе детей (по их показателям) самым высоким уровнем является уровень взаимопомощи, самым низким уровнем – уровень взаимоприемлемости.
Следующий этап работы – это работа с методикой социометрического исследования.
Цель социометрии – изучение межличностных взаимоотношений и определение микрогрупп в контактном коллективе.
Мы обработали результаты социометрического изучения детской группы следующим образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице) [см. Приложение Б.] мы фиксируем выборы и взаимные выборы детей (взаимный выбор обозначают крестиком, заключенным в кружок).
Потом для выявления микрогрупп на основе первой матрицы строим вторую [см. Приложение В.]
После проведения социометрического исследования, следующий этап работы – определение диагностических показателей социометрии и их интерпретация.
А) Социометрический
статус ребенка в системе
Статус определяется числом полученных им выборов:
Б) уровень благополучия взаимоотношений (УВБ). Если большинство детей группы оказываются в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий. В нашем случае УБВ высокий, т.к. большинство детей в благоприятных статусных категориях.
В) коэффициент взаимности (КВ.) выражает характер отношений, существующий в группе. В данной группе КВ. = 21–30% ( средний).
Г) индекс изолированности (ИИ). Данная группа менее благополучна, т.к. число изолированных составляет 14%.
Д). Мотивация социометрических выборов: потому что он веселый и с ним можно общаться, потому что мне нужен такой друг (подруга), потому что он хорошо учится. В результате можно сделать вывод – в основе мотива выбора в основном находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности.
Е) половая дифференциация взаимоотношений: выбор по половой дифференциации взаимоотношений носит характер предпочтения, как к мальчикам, так и к девочкам.
Результаты социометрии показали, что из 21 ребенка– 14% имеют статус изолированного, 33% статус непринятых.
Таким образом, заканчивая главу II, можно сделать вывод о том, что по показателям социометрического исследования в группе из 21 ребенка – 47% детей, имеют предрасположенность к отчуждению ,а по показаниям анкетирования, низкий уровень взаимоприемлемости, что и объясняет их предрасположенность к отчуждению.
В связи с этим нами была разработана программа игровой психокоррекции трудностей общения у младших школьников [см..Приложение. А].
Анализ литературы по данной проблеме показал, что проблема отчуждения младших школьников от образовательного процесса определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка, т.е. поступлением в школу, а неуспех в обучении и нормальноскладывающиеся отношения – симптомы возможного отчуждения ребенка начальной школы. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений.
Мы считаем, что школа, работая с детьми младшего школьного возраста, должна опираться на теорию Выготского о развитии и становлении личности, т.к. положение о личном опыте ребенка, его субъектности и психических несуразностях в связи с ними, мы относим к важнейшим теоретико–методологическим основам современной диагностики и предупреждения отчуждения ребенка в раннем школьном возрасте.
Проблема популярности – непопулярности среди сверстников актуальна для всех детей. Во многих американских фильмах, посвященных молодежи, именно взаимоотношения в коллективе чаще всего становятся главной темой. К чему только не прибегают отвергаемые дети – герои таких фильмов, чтобы завоевать признание товарищей. Подкупают самую популярную в школе девочку, стараются достичь небывалых успехов в учебе или спорте, колдуют, заключают контракт с дьяволом и это не только фантазия американских сценаристов, – как мы уже говорили, ребенок часто бывает готов на все, что бы его приняли, признали, обратили на него внимание.
Положение ребенка в группе влияет на его самоощущение. Зарубежные психологи оценивали чувства одиночества, социальной тревоги, а также определили факторы, которые вызывали соответствующие социальные результаты по сообщениям учащихся третьих и пятых классов. Эти исследователи обнаружили, что характер самоощущения детей и то, когда они обвиняют в своих низких социальных результатах, себя или других, зависит от их опыта взаимодействия со сверстниками.
Отвергаемые дети сообщали о более сильном чувстве одиночества и были более склоны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами, чем дети принятые, группой сверстников.
В заключение следует отметить, что в целом, поставленные задачи для данной дипломной работы выполнены. На практическом этапе работы над дипломным исследованием в средней общеобразовательной школе № 3 нами была выявлена группа детей, имеющих социальный статус непринятых и отверженных коллективом детской среды. Мы считаем, что такая ситуация в детском коллективе исследуемой группы дает возможность предполагать, что дети имеющие социометрический статус непринятых и отверженных, предрасположены попасть в группу риска и тем самым стать отчужденными от образовательного процесса.
В своей дипломной работе мы попытались разработать психокоррекционную программу трудностей общения детей младшего школьного возраста как рекомендацию учителям начальной школы с детьми и с семьей.
Приложение А.
Программа игровой психокоррекции трудностей общения у младших школьников.
Цель программы: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.
Задачи программы:
1 Развитие внутренней активности детей.
2 Формирование социального доверия.
3 Обучение умению
4 Формирование адекватной самооценки детей.
5 Развитие социальных эмоций.
6 Развитие коммуникативных навыков.
Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.
Средства коррекции: детская игра, элементы психогимнастики, специальные приемы неигрового типа, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.
22 Этапы коррекции:
I этап - ориентировочный (3-4 занятия),
II этап – реконструктивный (6-7 занятий),
III этап- закрепляющий (2-3 занятия).
Содержание программы.
I этап – ориентировочный.
Занятие 1.
Занятие посвящено знакомству детей друг с другом. Дети сели полукругом на стульчики вместе с психологом. Всем участникам взрослый предложил назвать себя любым именем, которое сохраняется за ребенком на все время занятий. Психолог предлагает выбрать детям любое имя или название животного, что имеет коррекционный и диагностический смысл.
Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таки путем как бы выйти из своего старого Я и надеть на себя другую личину. Дети часто выбирают имя друзей, название животного, которое бывает глубоко символичным.
В диагностическом смысле выбор не своего имени – признак неприятия себя. Таким образом, проявляется ощущение собственного неблагополучия у ребенка. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта идентификации. Психолог также называет себя.
На первом занятии не надо выяснять, почему ребенок назвал себя по-другому, так как можно его отпугнуть. Этот вопрос можно обсудить потом.
После такого знакомства психолог предлагает веселую игру «Жмурки». Веселая, азартная, она снимает первоначальную настороженность ребенка. В то же время эта игра – хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые иерархии. Если дети играют активно, т.е. сами выбирают водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа действительно активна, и психолог занимает позицию пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура.
Информация о работе Отчуждение младших школьников от образовательного процесса