Отчуждение младших школьников от образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 06:27, дипломная работа

Описание работы

В младшем школьном возрасте ребенку приходится преодолевать трудности в общении и, прежде всего со сверстниками. В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и непопулярные дети. Принятие ребенка сверстниками часто связано с его хорошей общей приспособляемостью – его энтузиазмом и активным участием в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми и отзывчивостью на попытки завязать с ним знакомства. Этот вид настройки на социальную среду (или его отсутствие) имеет тенденцию закрепляться в виде цикла благодаря его влиянию на самоуважение и уверенность в своей социальной компетентности.
В представленной дипломной работе рассматриваются пути и способы преодоления проблемы отчуждения младших школьников от образовательного процесса путем разработки программы игровой психокоррекции трудностей общения детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение. 3
Глава Ι Проблема отчуждения младших школьников от образовательного процесса в отечественной и зарубежной литературе. 7
1.1 Понятие «отчуждения» в психолого – педагогической литературе и особенности младшего школьного возраста. 7
1.2.Причины отчуждения от образовательного процесса у детей младшего школьного возраста. 17
Вывод по I главе 37
Глава II.Экспериментальные исследования отчуждения у детей младшего школьного возраста от образовательного процесса. 39
2.1. Описание методов и методик диагностики. 39
2.2. Анализ опытно – экспериментальной работы. 44
Вывод по II главе: 48
Заключение. 49
Список используемой литературы: 51
Приложения …………………………………………………………………………...54 

Файлы: 1 файл

Диплом Ирины С.doc

— 489.00 Кб (Скачать файл)

Д) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат  в основе предложений каждого  ребенка, в какой степени дети разного пола осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам.

Е) половая дифференциация взаимоотношений.

Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.

Анкетирование, как и  наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских  методов в психологии. Анкетирование обычно проводиться с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые  дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый ответ. Недостаток  же этого метода в сравнении с беседой – отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов.

При использовании данного  метода большое значение имеют четкое определение содержания вопросов и  правильная их формулировка, подробная  инструкция о порядке заполнения анкеты, тщательная количественная  и качественная обработка полученного материала, правильное использование статических методов обработки материалов.

Материал бесед и  анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами, в частности  наблюдением.

Математический метод – установление количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. К нему относят: ранжирование, метод графопостроения, методы получения средних величин и т.д. Обработка полученных результатов математическими методами позволяет наглядно отобразить выявляемые зависимости в виде графиков, диаграмм, таблиц.

2.2. Анализ  опытно – экспериментальной работы.

Первым этапом в опытно – экспериментальной работе у нас было проведение анкетирования детей младшего школьного возраста,  анкета и методика «Наши взаимоотношения» [см. Приложение Г, Д]

Цель анкетирования – изучение доминантных сфер взаимоотношений: взаимоприемлемости, взаимоответственности, взаимопомощи.

Анализ результатов  анкетирования сведен в таблицу 1

Таблица № 1.

«Наши взаимоотношения»

 

№№

Фамилии и имена

Первая серия

Вторая серия

Третья серия

1

22

33

44

55

66

11

22

33

44

55

66

11

22

33

44

55

66

1

Геннадий А.

+

         

+

         

+

+

       

2

Александр Б.

 

+

       

+

         

+

         

3

Ольга Б.

     

+

   

+

         

+

         

4

Анастасия В.

+

         

+

           

+

       

5

Руслан Г.

 

+

                   

+

         

6

Владислав Г.

 

+

       

+

         

+

         

7

Вероника Г.

   

+

             

+

 

+

         

8

Ставрий Г.

+

         

+

         

+

         

9

Дмитрий З.

   

+

           

+

   

+

+

       

10

Роман К.

+

         

+

         

+

         

11

Евгений К.

   

+

     

+

               

+

   

12

Ярослав К.

     

+

           

+

+

+

         

13

Софья М.

 

+

     

+

+

         

+

         

14

Кристина О.

 

+

       

+

         

+

         

15

Дмитрий П.

   

+

               

+

+

         

16

Роман  С.

 

+

       

+

         

+

         

17

Игорь С.

     

+

   

+

         

+

         

18

Вера С.

     

+

   

+

         

+

         

19

Алина Т.

   

+

     

+

         

+

         

20

Маргарита Ш.

 

+

           

+

       

+

       

21

Альберт Ш.

     

+

         

+

     

+

       

Кол–во выборов

44

66

55

55

00

11

114

00

11

22

11

33

115

44

00

11

00

11


 

Результаты таблицы обобщены и сведены в уровни доминантных сфер отношений: [Таблица 2] и отражены на графике.

Таблица 2

.Уровни доминантных  сфер отношений.

 

 

Уровни

Доминирующие факторы

1

2

3

Взаимо-приемлемости

Взаимоот-ветственности

Взаимопо-мощи

1

Высокий

10 – 48%

14 – 67%

19 – 90%

2

Средний

10 – 48%

3 – 14%

1 – 5%

3

Низкий

1 – 5%

4 – 19%

1 – 5%


 

 

График № .1 Отражение  доминантных сфер отношений.

 

По результатам анкетирования  был сделан следующий вывод, что  в данной группе детей (по их показателям) самым высоким уровнем является уровень взаимопомощи, самым низким уровнем – уровень взаимоприемлемости.

Следующий этап работы – это работа с методикой социометрического исследования.

Цель социометрии – изучение межличностных взаимоотношений и определение микрогрупп в контактном коллективе.

Мы обработали результаты социометрического изучения детской  группы следующим образом: в заготовленной  социометрической таблице (матрице) [см. Приложение Б.] мы фиксируем выборы и взаимные выборы детей (взаимный выбор обозначают крестиком, заключенным в кружок).

Потом для выявления  микрогрупп на основе первой матрицы  строим вторую [см. Приложение В.]

После проведения социометрического  исследования, следующий этап работы – определение  диагностических  показателей социометрии и их интерпретация.

А) Социометрический  статус ребенка в системе межличностных  отношений выглядит следующим образом:

Статус определяется числом полученных им выборов:

    1. «звезды»: 5 и более выборов получили 7 ребят – 33 %
    2. «предпочитаемые»:3–4 выбора получили 4 ребенка – 19%
    3. «непринятые»: 1–2 выбора получили 7 ребят – 33%
    4. «изолированные»: 0 выборов получили 3 ребенка – 14%

Б) уровень благополучия взаимоотношений (УВБ). Если большинство  детей группы оказываются в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий. В нашем случае  УБВ   высокий, т.к. большинство детей в благоприятных статусных категориях.

В) коэффициент взаимности (КВ.) выражает характер отношений,  существующий в группе. В данной группе КВ. = 21–30% ( средний).

Г) индекс изолированности (ИИ). Данная группа менее благополучна, т.к. число изолированных составляет 14%.

Д). Мотивация социометрических выборов: потому что он веселый и  с ним можно общаться, потому что  мне нужен такой друг (подруга), потому что он хорошо учится. В результате можно сделать вывод – в основе мотива выбора в основном находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности.

Е) половая дифференциация взаимоотношений: выбор по половой  дифференциации взаимоотношений носит характер предпочтения, как к мальчикам, так и к девочкам.

Результаты социометрии  показали, что из 21 ребенка– 14% имеют статус изолированного, 33% статус непринятых.

Вывод по II главе:

 

Таким образом, заканчивая главу II, можно сделать вывод о том, что по показателям социометрического исследования в группе из 21 ребенка – 47% детей, имеют предрасположенность к отчуждению ,а по показаниям анкетирования, низкий уровень взаимоприемлемости, что и объясняет их предрасположенность к отчуждению.

В связи с этим нами была разработана программа игровой психокоррекции трудностей общения у младших школьников [см..Приложение. А].

 

Заключение.

 

Анализ литературы по данной проблеме показал, что проблема отчуждения младших школьников от образовательного процесса определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка, т.е. поступлением в школу, а неуспех в обучении и нормальноскладывающиеся отношения – симптомы возможного отчуждения ребенка начальной школы. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений.

Мы считаем, что школа, работая с детьми младшего школьного возраста, должна опираться на теорию Выготского о развитии и становлении личности, т.к. положение о личном опыте ребенка, его субъектности и психических несуразностях в связи с ними, мы относим к важнейшим теоретико–методологическим основам современной диагностики и предупреждения отчуждения ребенка в раннем школьном возрасте.

Проблема популярности – непопулярности среди сверстников  актуальна для всех детей. Во многих американских фильмах, посвященных молодежи, именно взаимоотношения в коллективе чаще всего становятся главной темой. К чему только не прибегают отвергаемые дети – герои таких фильмов, чтобы завоевать признание товарищей. Подкупают самую популярную в школе девочку, стараются достичь небывалых успехов в учебе или спорте, колдуют, заключают контракт с дьяволом и это не только фантазия американских сценаристов, – как мы уже говорили, ребенок часто бывает готов на все, что бы его приняли, признали, обратили на него внимание.

Положение ребенка в  группе влияет на его самоощущение. Зарубежные психологи оценивали  чувства одиночества, социальной тревоги, а также определили факторы, которые  вызывали соответствующие  социальные результаты по сообщениям учащихся третьих и пятых классов. Эти исследователи обнаружили, что характер самоощущения детей и то, когда они обвиняют  в своих низких социальных результатах, себя или других, зависит от их опыта взаимодействия со сверстниками.

Отвергаемые дети сообщали о более сильном чувстве одиночества и были более склоны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами, чем дети принятые, группой сверстников.

В заключение следует  отметить, что в целом, поставленные задачи для данной дипломной работы выполнены. На практическом этапе работы над дипломным исследованием в средней общеобразовательной школе № 3 нами была выявлена группа детей, имеющих социальный статус непринятых и отверженных коллективом детской среды. Мы считаем, что такая ситуация в детском коллективе исследуемой группы дает возможность предполагать, что дети имеющие социометрический статус непринятых и отверженных, предрасположены попасть в группу риска и тем самым стать отчужденными от образовательного процесса.

В своей дипломной  работе мы попытались разработать психокоррекционную программу трудностей общения детей младшего школьного возраста как рекомендацию учителям начальной школы с детьми и с семьей.

 

 

Список используемой литературы:

 

  1.  Андреева Г.М. Социальная психология, М.: Издательство Московского Университета, 1980г. – 354 с.
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности, – М.: Мысль, 1976 г. – 271с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, – М.: 1968г. – 358с.
  4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения, – М.: 1990г. – 235с.
  5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. Ин–тов/ В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова и др.; Под редакцией А.В.Петровского, – 2–е изд.; испр. И доп–М.: Просвещение, 1979г. –288с.
  6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Составители И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 1998– 351с.
  7. Выготский Л.С.Педагогическая психология, М.: Педагогика, 1991г. – 431с.
  8. Дунаев В.Д.Общение и личность, – М.:1996г. – 234с.
  9. Донцов А.И. Психология коллектива, М.: Издательство Московского Университета, 1984г. – 309с.
  10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2 т. –М.:1986г.
  11. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации, –  вопросы психологии; 1984г. № 4 с.37
  12. Казаков В.Г. и Кондратьева  Л.Л. Психология, М.: Высшая школа, 1989г. – 32с.
  13. Кондратьева С.В. Учитель – ученик, – М.: 1984 г. – 190с.
  14. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах . М.:, 1976 г.– 152с.
  15. Кравцова М.М. Дети – изгои.  М.: КПС, 1997г. – 98с.
  16. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001г. –492с.
  17. Крутецкий В.Г. Психология, М.: Просвещение, 1986 г. –15с.
  18. Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии, Ленинград, Издательство ленинградского университета, 1977г. – 267с.
  19. Люблинская А.А.  Учителю психологии младшего школьника,– М.: Просвещение, 1977г. –283с.
  20. Матюхин М.В. Мотивация учения младших школьников, – М.: 1984 г.–200с.
  21. Мухина В.С. Детская психология, М.: 1985г. –262с.
  22. Немов Р.Психология, – М.: 1998г.– 398С.
  23. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации, Сборник научных трудов, – М:1987г.–230с.
  24. Петровский А.В. и другие. Проблема личности в современной психологии, – Психология, 1982., №4 с. 18
  25. Петровский   А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: 1982г.– 367с.
  26. Подбуцкая К.И.  Проблема отчуждения  младших школьников от образовательного процесса, Издательство Тюменского Государственного Университета, 2001г. – 3, 36с.
  27. Раттер М.Помощь трудным детям, Москва, «Прогресс» 1987г. –205с.
  28. Реан А.А. Психология детства. – СПб.: «прайм – ЕВРО – ЗНАК», 2003 г.– 368с.
  29. Рейнвальд Н.И. Психология личности, – М.: 1987г.– 400с.
  30. Спенсер Г.Синтетическая философия. Пер. с анг. – К.Ника – Центр, 1997г.
  31. Эльконин Д.Б.Психология развития в детских возрастах – М.; Воронеж, 1995г. –56с.
  32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды, М.:1989г. –251с.
  33. Эриксон Э.Детство и общество, – СПб, 1996г. – 51с.
  34. Фрумин И.Д. Как преодолеть отчуждение от школы// Педагогика, 1993г.№2 с 45–48.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение А.

Программа игровой  психокоррекции трудностей общения  у младших школьников.

 

Цель  программы: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.

Задачи программы:

1 Развитие внутренней  активности детей.

2 Формирование социального  доверия.

3 Обучение умению самостоятельно  решать проблемы.

4 Формирование адекватной  самооценки детей.

5 Развитие социальных  эмоций.

6 Развитие коммуникативных  навыков.

Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.

Средства  коррекции: детская игра, элементы психогимнастики, специальные приемы неигрового типа, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.

22 Этапы коррекции:

I этап - ориентировочный   (3-4 занятия),

II этап – реконструктивный (6-7 занятий),

III этап- закрепляющий (2-3 занятия).

Содержание  программы.

I этап – ориентировочный.

Занятие 1.

Занятие посвящено знакомству детей друг с другом. Дети сели полукругом на стульчики вместе  с психологом. Всем участникам взрослый предложил  назвать себя любым именем, которое  сохраняется за ребенком на все время  занятий. Психолог предлагает выбрать  детям любое имя или название животного, что имеет коррекционный и диагностический смысл.

Коррекционный смысл  состоит в том, что ребенок может таки путем как бы выйти из своего старого Я и надеть на себя другую личину. Дети часто выбирают имя друзей, название животного, которое бывает глубоко символичным.

В диагностическом  смысле выбор не своего имени – признак неприятия себя. Таким образом, проявляется ощущение собственного неблагополучия у ребенка. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта идентификации. Психолог также называет себя.

На первом занятии  не надо выяснять, почему ребенок назвал себя по-другому, так как можно  его отпугнуть. Этот вопрос можно  обсудить потом.

После такого знакомства психолог предлагает веселую игру «Жмурки». Веселая, азартная, она снимает первоначальную настороженность ребенка. В то же время эта игра – хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые иерархии. Если дети играют активно, т.е. сами выбирают водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа действительно активна, и психолог занимает позицию пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура.

Информация о работе Отчуждение младших школьников от образовательного процесса