Отчуждение младших школьников от образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 06:27, дипломная работа

Описание работы

В младшем школьном возрасте ребенку приходится преодолевать трудности в общении и, прежде всего со сверстниками. В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и непопулярные дети. Принятие ребенка сверстниками часто связано с его хорошей общей приспособляемостью – его энтузиазмом и активным участием в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми и отзывчивостью на попытки завязать с ним знакомства. Этот вид настройки на социальную среду (или его отсутствие) имеет тенденцию закрепляться в виде цикла благодаря его влиянию на самоуважение и уверенность в своей социальной компетентности.
В представленной дипломной работе рассматриваются пути и способы преодоления проблемы отчуждения младших школьников от образовательного процесса путем разработки программы игровой психокоррекции трудностей общения детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение. 3
Глава Ι Проблема отчуждения младших школьников от образовательного процесса в отечественной и зарубежной литературе. 7
1.1 Понятие «отчуждения» в психолого – педагогической литературе и особенности младшего школьного возраста. 7
1.2.Причины отчуждения от образовательного процесса у детей младшего школьного возраста. 17
Вывод по I главе 37
Глава II.Экспериментальные исследования отчуждения у детей младшего школьного возраста от образовательного процесса. 39
2.1. Описание методов и методик диагностики. 39
2.2. Анализ опытно – экспериментальной работы. 44
Вывод по II главе: 48
Заключение. 49
Список используемой литературы: 51
Приложения …………………………………………………………………………...54 

Файлы: 1 файл

Диплом Ирины С.doc

— 489.00 Кб (Скачать файл)

Чаще всего ребенок–изгой подвергается не столько физическим нападкам со стороны сверстников, сколько словесным. К моральному насилию можно отнести угрозы физической расправы, шантаж и ругань, в том числе обзывательства). Шантаж чаще всего связан с угрозой рассказать чем–то взрослым, выдать им какой–то проступок жертвы, если та не будет выполнять требования преследователя. Также в качестве шантажа используется угроза перестать дружить с жертвой.

Более сильные сверстники склонны прибегать к угрозам  физической расправы над жертвой в случае ее неповиновения. Запугивание может просто доставлять удовольствие преследователю, например,  он может гоняться за жертвой, угрожая ее отлупить, но не стремиться привести угрозу в исполнение, удовлетворяясь испугом и унижением другого. Но самой распространенной формой насилия в детском коллективе являются обзывательства и оскорбления – так называемая вербальная агрессия.

Обзывание является наиболее частой причиной обид и драк в начальных классах. Ученики третьих и пятых классов, в которых был проведен анонимный опрос «За что вы не любите некоторых одноклассников?», чаще всего отвечали: «За то, что он (она) обзывается». Именно на «обзывательства» со стороны одноклассников чаще всего жалуются отвергаемые дети. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка – жертву, злорадно комментируют его рисунки, принадлежащие ему вещи («Ну и сундук у него вместо портфеля!», «Ты, что этот костюм на помойке нашел?!»), оскорбляют его близких (обсуждают его родных, дают им обидные прозвища). Последнее, пожалуй, ранит ребенка больнее, чем собственное прозвище.

Клички  и дразнилки.

Почему дети так охотно повторяют обидные, бранные слова? Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Ругающийся человек обычно «излучает» безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и спряжение. Во-вторых, видя, что такие слова шокируют, злят, расстраивают того, к кому они обращены, дети начинают их пользовать, чтобы позлить, подразнить окружающих. Для них бранные слова становятся еще оружием мести.

Психолог М.В.Осорина  пишет: «Обзывание – это всегда испытание детского Я на психологическую прочность». Это неизбежное, по ее мнению, явление в процессе формирования группы, когда выясняется кто и на что может в ней претендовать.

В 1980 году американский психолог Ром Харе и его коллеги провели  в США, ряде европейских и арабских стран исследование, посвященное  роли кличек в детском сообществе. Обследовав около тысячи детей в возрасте от 5 до 15 лет, они пришли к выводу, что одна из главных причин присвоения кличек состоит в желании отделить «своих» от «чужих». Детей, у которых нет кличек, сверстники могут считать слишком незначительными. Иметь кличку – это значит обладать каким–либо качеством, заслуживающим внимания сообщества, даже если это внимание будет не совсем приятным».

Клички  – обзывательства (Толстый, Сопляк и т.д.) могут присваиваться лидерами групп, чтобы показать, какими не надо быть. Обладатели подобных кличек становятся примерами нарушения стандартов или норм данной группы. С помощью кличек дается понять, что приемлемо в их сообществе, а что нет. Прозвища «Тупой» или «Пугало» получают не обязательно самые глупые или неаккуратные дети в группе, но те, кто добровольно сносит унижение, являясь символом детской жадности, неряшливости или лени.

Клички, понятные только посвященным, позволяют детям почувствовать  свою обособленность, передать секретную  информацию, неизвестную даже тем  детям, к которым эти клички относятся.[15,27]

Давать друг другу  клички дети учатся у взрослых. Действительно, прозвища и клички присутствуют в  жизни взрослых: от ласковых домашних прозвищ до блатных кличек, обозначающих место, занимаемое носителем прозвища в уголовной среде. Кстати, исследователи отмечают, что в различных культурах используются разные клички, например, для арабских стран характерно высмеивание физических недостатков, а в Японии чаще используются аналогии с животными или насекомыми. И хотя во взрослой культуре клички имеют определенное символическое значение, а их носители могут гордиться своим прозвищем, но для ребенка одинаково обидно прослыть среди сверстников «Тюленем» или «Жиртрестом». Да и смысл у детских прозвищ обычно несколько иной.

Отношения со сверстниками являются мощным фактором, влияющим на социальное познание в среднем возрасте. Селман изучил развитие дружбы между детьми в этот период. На 1-й стадии – до 6 лет – дружба носит эгоцентрический характер и основывается на близости проживания или выгоде. На 2-й стадии – в возрасте от 7 до 9 лет – в отношениях проявляется больше взаимности и важную роль приобретает знание о чувствах другого человека. На 3-й стадии – от 9 до12 лет – в качестве основы для дружбы начинают выступать взаимные обязательства и оценка действий друг друга. И, наконец, на 4-й стадии, которая начинается с 12-летнего возраста, дети видят в дружбе длительные стабильные отношения, основанные на обязательствах и взаимном доверии.

Наиболее восприимчивыми к давлению группы сверстников оказываются  дети с низкой самооценкой, тревожные, постоянно контролирующие свое поведение. Для них наиболее вероятна идентификация с нормами группы как способ повысить самоуважение. Принадлежность к группе сверстников и конформное поведение становятся особенно значимым для детей на пороге отрочества.[14,137]

 Вывод по I главе

 

Анализ литературы по данной проблеме показал, что проблема отчуждения младших школьников от образовательного процесса определяется важными внешними обстоятельством в жизни ребенка, т.е. поступлением в школу, а неуспех в обучении и нормальноскладывающихся отношений – симптомы возможного отчуждения ребенка начальной школы. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений .

Мы считаем, что школа, работая с детьми младшего школьного возраста, должна опираться на теорию Выготского о развитии и становлении личности, т.к. положение о личном опыте ребенка, его субъектности и  психических несуразностях в связи с ними, мы относим к важнейшим теоретико–методологическим основам современной диагностики и предупреждения отчуждения ребенка в раннем школьном возрасте.

 

Глава II.Экспериментальные исследования отчуждения у детей младшего школьного возраста от образовательного процесса.

2.1. Описание методов и методик диагностики.

Метод – способ достижения какой–либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

Методика – система научно–обоснованных методов.

В опытно экспериментальной  работе нами были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, социометрия.

Наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

Наблюдение является одним наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов.

Метод наблюдения первым пришел в область научного исследования. Достаточно активно он использовался  в период накопления психологических  факторов. Это были первые шаги детской  психологии как самостоятельной  науки.

Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. Иначе говоря по объективным, внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, речи, внешнему облику) психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов, о психическом состоянии школьника, о чертах его личности, темперамента, характера. Характерная особенность метода наблюдения та, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Таким образом, изучение школьников проводится не в отрыве от учебно–воспитательной работы, а в процессе ее.

Метод дает возможность изучить индивидуально–психологические особенности личности, изучить психологию коллектива учебной группы. Соответственно объектами наблюдения могут быть как отдельные лица в различных видах деятельности, различных ситуациях общения, так и группы. Предметом наблюдения могут являться речевые и неречевые акты поведения отдельного учащегося или всей группы в определенной ситуации.

Наблюдая поведение  детей, совершенно необходимо правильно  разбираться в мотивах их действий и поступков. Надо иметь в виду, что  внешне сходные действия могут совершаться по различным мотивам и, следовательно, могут быть проявлением различных черт личности. В зависимости от мотива один и тот же поступок получит различную нравственную оценку.

Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа.[12, 32]

Метод наблюдения первым пришел в область научного исследования. Достаточно активно он использовался  в период накопления психологических  факторов. Это были первые шаги детской  психологии как  самостоятельной науки.

Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее составленной программе.

Беседа как психологический  метод предусматривает прямое или  косвенное, устное или письменное получение  от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Самое главное требование к беседе как к методу – непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя  с обследуемым ребенком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению.

Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Беседы целесообразно  проводить не только с одним или  несколькими учащимися, а со всей учебной группой. Такая форма  исследования позволяет ответы одного человека сопоставить с совокупностью мнений группы.

Соблюдение всех  необходимых  условий проведения беседы делает этот метод очень эффективным средством  психологического исследования. Поэтому  желательно, чтобы беседа проводилась  с учетом данных, полученных при  помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование.[17, 15]

Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе, мы применили социометрическую процедуру, или социометрию впервые предложенная в 30–х годах Д.Морено).

Социометрия – это система некоторых приемов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностики уровня деловой активности и т.д.

Социометрический метод, как замечает К.К.Платонов, предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой, «готовиться вместе к контрольной работе?»

Подобные вопросы называются социометрическими критериями, они охватывают различные стороны деятельности и общения личностей внутри группы.

Нами в работе была использована социометрическая методика.

Цель – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:

А) социометрический статус ребенка в системе межличностных  отношений.

Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут  быть отнесены в зависимости от этого  к одной из 4–х статусных категорий:

    1. «звезды»: 5 и более выборов;
    2. «предпочитаемые» – 3–4 выбора;
    3. «непринятые»– 1–2 выбора;
    4. «изолированные» – 0 выборов.

1 и 2 статусные группы  являются благоприятными. Исходя  из это, мы можем знать насколько  благоприятен статус каждого  ребенка в группе.

Иными словами, насколько  ребенок желанен в системе  межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно  говорить об эмоциональном климате  группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

Б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство  детей группы оказывается в благоприятных  (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении  – как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом – как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

В) коэффициент взаимности (КВ.) выражает характер отношений, существующий в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. По величине показателя КВ. можно отнести группу к одному из 4–х уровней взаимности: 1– КВ.= 15–20% (низкий), 2– КВ.= 21–30% (средний), 3– КВ.= 31–40% (высокий), 4– КВ.= 40% и выше (сверхвысокий).

Г) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5–6 %, менее благополучной, если ИИ= 15–25%.

Информация о работе Отчуждение младших школьников от образовательного процесса