Отчуждение младших школьников от образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 06:27, дипломная работа

Описание работы

В младшем школьном возрасте ребенку приходится преодолевать трудности в общении и, прежде всего со сверстниками. В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и непопулярные дети. Принятие ребенка сверстниками часто связано с его хорошей общей приспособляемостью – его энтузиазмом и активным участием в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми и отзывчивостью на попытки завязать с ним знакомства. Этот вид настройки на социальную среду (или его отсутствие) имеет тенденцию закрепляться в виде цикла благодаря его влиянию на самоуважение и уверенность в своей социальной компетентности.
В представленной дипломной работе рассматриваются пути и способы преодоления проблемы отчуждения младших школьников от образовательного процесса путем разработки программы игровой психокоррекции трудностей общения детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение. 3
Глава Ι Проблема отчуждения младших школьников от образовательного процесса в отечественной и зарубежной литературе. 7
1.1 Понятие «отчуждения» в психолого – педагогической литературе и особенности младшего школьного возраста. 7
1.2.Причины отчуждения от образовательного процесса у детей младшего школьного возраста. 17
Вывод по I главе 37
Глава II.Экспериментальные исследования отчуждения у детей младшего школьного возраста от образовательного процесса. 39
2.1. Описание методов и методик диагностики. 39
2.2. Анализ опытно – экспериментальной работы. 44
Вывод по II главе: 48
Заключение. 49
Список используемой литературы: 51
Приложения …………………………………………………………………………...54 

Файлы: 1 файл

Диплом Ирины С.doc

— 489.00 Кб (Скачать файл)

Чудо – остров, чудо- остров,

Жить на нем легко  и просто,

Жить на нем легко  и просто, Чунга - Чанга!

Путешественник решил  навсегда остаться на этом острове.

Гимнастика.

1)Попугай.

2) Лебеди. 

3)Тюлень на суше

4)Мартышка

5)Змея.

Цель: коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия детей друг на друга.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках в кругу, лицом друг другу. Психолог просит показать, какое бывает выражение лица,  поза, жесты у взрослых, когда они злятся на детей. За что взрослые сердятся на вас? ( Дети разыгрывают 2-3 сценки) Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно?

3. Спортивные игры.

А) «Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди за талию. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка Д.Нуриева «Восточный танец», первый играющий  пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.

Б) «Белые медведи». Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки –  это белые медведи. Со словами  « Медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить и поймать кого- нибудь из играющих. Затем снова  идут на охоту. Когда переловят всех, игра кончается.

4. «Хоровод».

Занятие 9.

1.Игра «Узнай по  голосу».

Цель: игра на внимание, на умение узнавать друг друга по голосу.

Ход игры. Дети встают в круг, выбирается ведущий. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

2.Игра «Передай по  кругу»

Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.

Ход игры. Дети идут по кругу передают горячую картошку, ледышку, бабочку (пантомимикой).

Гимнастика.

1)фокусник

2)Силач с гирями

3)Клоуны с гирями

4)Змея

5)Клоун и змея

6)Воздушные акробаты

7)Акробаты на батуте

8)Клоун на батуте

9)Йог ходит по разбитому  стеклу, углям.

3.Игра «Два круга».

Цель: игра на сопоставление различных черт характера, на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры. Дети слушают в исполнении психолога стихотворения Т.Волиной «Два друга»:

Пришли два юных друга  на речку загорать,

Один решил купаться - стал плавать и нырять.

Другой сидит на камушке  и смотрит на волну,

И плавать опасается: «А вдруг я утону?»

Пошли зимой два друга  кататься на коньках.

Один стрелою мчится – румянец на щеках!

Другой стоит растерянный  у друга на виду.

« Тут место очень  скользкое, а вдруг я упаду?»

Гроза дружков застала  однажды на лугу.

Один пробежку сделал- согрелся на бегу.

Другой лежал под  кустиком, и вот дела плохи:

Лежит под одеялами –

«Кха-кха!.. Апчхи!» 

Дети дают оценку поведению  обоих ребят, распределяют роли. Ведущий  снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют.

4.Этюд «Так будет  справедливо».

Цель: эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера. Учить понимать, какое поведение какой черте характера соответствует и как оно оценивается.

Ход этюда. Психолог предлагает детям послушать рассказ и оценить поступок братьев.

«Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться: они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушку.

Вдруг щелкнул замок  – это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван. А младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.

-.Почему ты встал  в угол? Я тебя не наказывала!- сказала мама.

- Так будет справедливо, - серьезно ответил ей старший  сын.- Ведь это придумал кидаться  подушкой.

-.Мама растрогано улыбнулась и простила обоих братьев.»

1.Хоровод.     

III этап – закрепляющий.

Важное место в психокоррекционной работе занимает задача по развитию навыков  произвольности. Это решается на III этапе.

Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на основе доверительной атмосферы открытого общения, в котором широко применяются приемы обратной связи. Создается возможность пережить новый опыт взаимоотношений с взрослыми.

Эффекты детской игровой  психокоррекции можно разделить  на специфические и неспецифические.

Неспецифические эффекты  проявляются, прежде всего, изменениях самооценки,  приведении ее в соответствие с реальными возможностями, расширении представления о себе, в увеличении арсенала средств общения, снятии тревожности. В то же время есть ряд специальных индивидуализированных эффектов, относящихся непосредственно к проблеме каждого ребенка. Коррекции подвергаются мучительные для самого ребенка особенности характера: трусость, неспособность владеть своими чувствами, жадность.

На III  этапе, заключительном, проводятся три последних занятия с целью закрепления новых форм переживаний, чувств по отношению к сверстникам, к самому себе, ко взрослому; закрепляется уверенность  в себе, приемы общения со сверстниками.

Занятие 10.

1.Игра «Разведчики».

Цель: развивать моторно-слуховую память, снять двигательную расторможенность, негативизм.

 Ход игры. В комнате расставлены стулья в произвольном порядке.  Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети.

Гимнастика.

Детям показывают картинки с изображением веселых человечков, их движения надо повторить.

2.Игра  «Дружная семья».

Цель: развитие эмоционально- выразительных движений рук и адекватного использования жеста, отразить сложившиеся взаимоотношения в игровой группе.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто рисует или вяжет и т. п. Приятно смотреть на семью , в ко торой все так дружно работают.

Дети должны производить  руками манипуляции так, словно в  руках у них не воображаемые предметы, а реальные. Игра сопровождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек».

Свободное время.

Для эмоционального сближения  и взаимодействия детей психолог предлагает выполнить совместную работу: сделать общий рисунок на большом  листе бумаги, который расстилается на полу.

Тема рисования: «Наша дружная группа»

Цель рисования: влияние на поведение детей; они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляется в рисунке впечатление, полученное от игры, выявляются страхи.

3. «Хоровод».

Занятие 11

1.Игра «Четыре стихии».

Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

Ход  игры. Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, то, если он скажет слово « земля», все должны опустить руки вниз, если слово « вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Гимнастика.

Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра -  дети становятся в позу « плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).

На звук, взятый в верхнем  регистре, становятся в позу « тополя»: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута  назад.

2. Этюд «Встреча с  другом».

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. Развивать выразительные движения.

Ход этюда. Психолог рассказывает детям историю:

« У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!»

По желанию дети  разыгрывают эту сценку. Выразительные  движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

3. Игра «Кораблик»

Цель: повышение самооценки, уверенности в себе.

Ход игры. Двое взрослых (психолог и педагог) раскачивает за углы одеяло – это кораблик. При словах « Тихая, спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают хорошую погоду.

При слове «Буря» они  начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся  в кораблике, должен перекричать  бурю: « Я не боюсь бури, я самый сильный матрос».

Для объяснения этой игры в первое « плавание» можно  отправить игрушку.

4. «Хоровод».

Занятие 12.

1.Игра « В магазине  зеркал»

Цель: развивать наблюдательность, внимание, память. Создание положительного эмоционального фона. Упражнять чувство уверенности, а также умение подчиняться требованиям одного.

Ход игры. В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала- дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы, обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногами. Что не делала обезьянка, все остальные  в точности повторяли ее движения.

Гимнастика.

1)ледышки

2)ручейки

3)дождик

4)фонтанчик

5)холод, лед

6)  жара, солнце

2. Этюд «Очень худой  ребенок»

Цель: умение выразить страдание и печаль.

Ход этюда. Психолог объясняет детям: ребенок плохо ест, он стал очень худым и слабым, даже муравей его может повалить с ног. Послушайте:

Это кто там  печально идет

И печальную песню  поет?

Муравей пробежал,

Повалил его с ног.

Митя из дому шел, до калитки  дошел,

Но дальше идти он не смог!

Он каши, он каши, он каши не ел,

Худел, худел, болел, слабел!

И вот он лежит одинок,

Муравей повалил его  с ног.  

Психолог предлагает детям показать по очереди, какое  худое лицо у Мити. Затем дети распределяют между собой роли бабушки, Мити и муравья. Бабашка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением  отодвигает от себя ложку. Бабушка кормит, одевает Митю и отправляет его гулять. Звучит песня З.Левиной «Митя». Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калитке (специально поставленный стул). Навстречу ему выбегает муравей  и трогает его усиком (пальцем) – Митя падает (приседает).

3. Игра «Три характера».

Цель: игра на сопоставление различных характеров. Коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры. Дети слушают три музыкальные пьесы Д.Кабалевского: «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; вместе с психологом дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением ревушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а остальные дети должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает.

Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают.

4. «Хоровод».

Психолог предлагает детям:

«Хватит играть со злыми  и страшными. Мы-то с вами добрые, веселые и очень дружные ребята. Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

До свидания, мои славные, добрые, смелые, честные, дружные ребята. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в веселые игры»

Дети водят хоровод  под музыку польки из кинофильма «Золушка» (или любую другую музыку):

Станьте, дети, станьте  в круг,

Станьте в круг, станьте  в круг.

Я твой друг, и ты мой  друг,

Самый добрый друг.

Информация о работе Отчуждение младших школьников от образовательного процесса