Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 06:27, дипломная работа
В младшем школьном возрасте ребенку приходится преодолевать трудности в общении и, прежде всего со сверстниками. В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и непопулярные дети. Принятие ребенка сверстниками часто связано с его хорошей общей приспособляемостью – его энтузиазмом и активным участием в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми и отзывчивостью на попытки завязать с ним знакомства. Этот вид настройки на социальную среду (или его отсутствие) имеет тенденцию закрепляться в виде цикла благодаря его влиянию на самоуважение и уверенность в своей социальной компетентности.
В представленной дипломной работе рассматриваются пути и способы преодоления проблемы отчуждения младших школьников от образовательного процесса путем разработки программы игровой психокоррекции трудностей общения детей младшего школьного возраста.
Введение. 3
Глава Ι Проблема отчуждения младших школьников от образовательного процесса в отечественной и зарубежной литературе. 7
1.1 Понятие «отчуждения» в психолого – педагогической литературе и особенности младшего школьного возраста. 7
1.2.Причины отчуждения от образовательного процесса у детей младшего школьного возраста. 17
Вывод по I главе 37
Глава II.Экспериментальные исследования отчуждения у детей младшего школьного возраста от образовательного процесса. 39
2.1. Описание методов и методик диагностики. 39
2.2. Анализ опытно – экспериментальной работы. 44
Вывод по II главе: 48
Заключение. 49
Список используемой литературы: 51
Приложения …………………………………………………………………………...54
Чудо – остров, чудо- остров,
Жить на нем легко и просто,
Жить на нем легко и просто, Чунга - Чанга!
Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.
Гимнастика.
1)Попугай.
2) Лебеди.
3)Тюлень на суше
4)Мартышка
5)Змея.
Цель: коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия детей друг на друга.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках в кругу, лицом друг другу. Психолог просит показать, какое бывает выражение лица, поза, жесты у взрослых, когда они злятся на детей. За что взрослые сердятся на вас? ( Дети разыгрывают 2-3 сценки) Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно?
3. Спортивные игры.
А) «Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди за талию. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка Д.Нуриева «Восточный танец», первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.
Б) «Белые медведи». Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки – это белые медведи. Со словами « Медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить и поймать кого- нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда переловят всех, игра кончается.
4. «Хоровод».
Занятие 9.
1.Игра «Узнай по голосу».
Цель: игра на внимание, на умение узнавать друг друга по голосу.
Ход игры. Дети встают в круг, выбирается ведущий. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.
2.Игра «Передай по кругу»
Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.
Ход игры. Дети идут по кругу передают горячую картошку, ледышку, бабочку (пантомимикой).
Гимнастика.
1)фокусник
2)Силач с гирями
3)Клоуны с гирями
4)Змея
5)Клоун и змея
6)Воздушные акробаты
7)Акробаты на батуте
8)Клоун на батуте
9)Йог ходит по разбитому стеклу, углям.
3.Игра «Два круга».
Цель: игра на сопоставление различных черт характера, на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Ход игры. Дети слушают в исполнении психолога стихотворения Т.Волиной «Два друга»:
Пришли два юных друга на речку загорать,
Один решил купаться - стал плавать и нырять.
Другой сидит на камушке и смотрит на волну,
И плавать опасается: «А вдруг я утону?»
Пошли зимой два друга кататься на коньках.
Один стрелою мчится – румянец на щеках!
Другой стоит растерянный у друга на виду.
« Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?»
Гроза дружков застала однажды на лугу.
Один пробежку сделал- согрелся на бегу.
Другой лежал под кустиком, и вот дела плохи:
Лежит под одеялами –
«Кха-кха!.. Апчхи!»
Дети дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют.
4.Этюд «Так будет справедливо».
Цель: эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера. Учить понимать, какое поведение какой черте характера соответствует и как оно оценивается.
Ход этюда. Психолог предлагает детям послушать рассказ и оценить поступок братьев.
«Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться: они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушку.
Вдруг щелкнул замок – это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван. А младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.
-.Почему ты встал в угол? Я тебя не наказывала!- сказала мама.
- Так будет справедливо, - серьезно ответил ей старший сын.- Ведь это придумал кидаться подушкой.
-.Мама растрогано улыбнулась и простила обоих братьев.»
1.Хоровод.
III этап – закрепляющий.
Важное место в
Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на основе доверительной атмосферы открытого общения, в котором широко применяются приемы обратной связи. Создается возможность пережить новый опыт взаимоотношений с взрослыми.
Эффекты детской игровой
психокоррекции можно разделить
на специфические и неспецифически
Неспецифические эффекты проявляются, прежде всего, изменениях самооценки, приведении ее в соответствие с реальными возможностями, расширении представления о себе, в увеличении арсенала средств общения, снятии тревожности. В то же время есть ряд специальных индивидуализированных эффектов, относящихся непосредственно к проблеме каждого ребенка. Коррекции подвергаются мучительные для самого ребенка особенности характера: трусость, неспособность владеть своими чувствами, жадность.
На III этапе, заключительном, проводятся три последних занятия с целью закрепления новых форм переживаний, чувств по отношению к сверстникам, к самому себе, ко взрослому; закрепляется уверенность в себе, приемы общения со сверстниками.
Занятие 10.
1.Игра «Разведчики».
Цель: развивать моторно-слуховую память, снять двигательную расторможенность, негативизм.
Ход игры. В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети.
Гимнастика.
Детям показывают картинки с изображением веселых человечков, их движения надо повторить.
2.Игра «Дружная семья».
Цель: развитие эмоционально- выразительных движений рук и адекватного использования жеста, отразить сложившиеся взаимоотношения в игровой группе.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто рисует или вяжет и т. п. Приятно смотреть на семью , в ко торой все так дружно работают.
Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реальные. Игра сопровождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек».
Свободное время.
Для эмоционального сближения и взаимодействия детей психолог предлагает выполнить совместную работу: сделать общий рисунок на большом листе бумаги, который расстилается на полу.
Тема рисования: «Наша дружная группа»
Цель рисования: влияние на поведение детей; они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляется в рисунке впечатление, полученное от игры, выявляются страхи.
3. «Хоровод».
Занятие 11
1.Игра «Четыре стихии».
Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.
Ход игры. Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, то, если он скажет слово « земля», все должны опустить руки вниз, если слово « вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Гимнастика.
Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра - дети становятся в позу « плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).
На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу « тополя»: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад.
2. Этюд «Встреча с другом».
Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. Развивать выразительные движения.
Ход этюда. Психолог рассказывает детям историю:
« У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!»
По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.
3. Игра «Кораблик»
Цель: повышение самооценки, уверенности в себе.
Ход игры. Двое взрослых (психолог и педагог) раскачивает за углы одеяло – это кораблик. При словах « Тихая, спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают хорошую погоду.
При слове «Буря» они начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: « Я не боюсь бури, я самый сильный матрос».
Для объяснения этой игры в первое « плавание» можно отправить игрушку.
4. «Хоровод».
Занятие 12.
1.Игра « В магазине зеркал»
Цель: развивать наблюдательность, внимание, память. Создание положительного эмоционального фона. Упражнять чувство уверенности, а также умение подчиняться требованиям одного.
Ход игры. В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала- дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы, обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногами. Что не делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.
Гимнастика.
1)ледышки
2)ручейки
3)дождик
4)фонтанчик
5)холод, лед
6) жара, солнце
2. Этюд «Очень худой ребенок»
Цель: умение выразить страдание и печаль.
Ход этюда. Психолог объясняет детям: ребенок плохо ест, он стал очень худым и слабым, даже муравей его может повалить с ног. Послушайте:
Это кто там печально идет
И печальную песню поет?
Муравей пробежал,
Повалил его с ног.
Митя из дому шел, до калитки дошел,
Но дальше идти он не смог!
Он каши, он каши, он каши не ел,
Худел, худел, болел, слабел!
И вот он лежит одинок,
Муравей повалил его с ног.
Психолог предлагает детям показать по очереди, какое худое лицо у Мити. Затем дети распределяют между собой роли бабушки, Мити и муравья. Бабашка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка кормит, одевает Митю и отправляет его гулять. Звучит песня З.Левиной «Митя». Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калитке (специально поставленный стул). Навстречу ему выбегает муравей и трогает его усиком (пальцем) – Митя падает (приседает).
3. Игра «Три характера».
Цель: игра на сопоставление различных характеров. Коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Ход игры. Дети слушают три музыкальные пьесы Д.Кабалевского: «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; вместе с психологом дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением ревушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а остальные дети должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает.
Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают.
4. «Хоровод».
Психолог предлагает детям:
«Хватит играть со злыми
и страшными. Мы-то с вами добрые,
веселые и очень дружные
До свидания, мои славные, добрые, смелые, честные, дружные ребята. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в веселые игры»
Дети водят хоровод под музыку польки из кинофильма «Золушка» (или любую другую музыку):
Станьте, дети, станьте в круг,
Станьте в круг, станьте в круг.
Я твой друг, и ты мой друг,
Самый добрый друг.
Информация о работе Отчуждение младших школьников от образовательного процесса