Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:39, реферат
В ходе изучения найденного материала, мною была сформулирована цель реферата: на основе книг К. Д. Ушинского изучить его методику обучения и определить его вклад в педагогику. Для достижения этой цели я поставила для себя задачи:
1. Изучить биографию К. Д. Ушинского и сделать вывод о том, что послужило причиной начала его педагогической деятельности.
2. Изучить педагогические взгляды Ушинского, в том числе на роль учебной литературы.
3. Изучить отражение его взглядов в книгах “Родное слово”, “Детский мир” а также в основных статьях, написанных им по вопросу о роли учебных книг.
4. Значения работ Ушинского для педагогики и практики начального образования.
1. Введение.
2. Краткая биография К. Д. Ушинского.
3. Педагогические взгляды Ушинского.
4. Отражение педагогических взглядов Ушинского в книгах, написанных им.
5. Заключение.
Содержание.
1. Введение.
2. Краткая биография К. Д.
3. Педагогические взгляды
4. Отражение педагогических
5. Заключение.
Введение.
Тема моего реферата была сформулирована так: “Учебные книги Константина Дмитриевича Ушинского”. Эта тема была всегда актуальна в педагогике, потому что Ушинский был гениальным педагогом и написал книги, которые и сегодня не потеряли своей популярности и важности. В них изложены его основные идеи. Многие учёные изучали его книги и методику обучения и на их основе писали свои книги, например, Лордкипанидзе Д. О./Педагогическое учение К. Д. Ушинского; Данилов М. А./Дидактика К. Д. Ушинского; Струминский В. Я./Основы и система дидактики К. Д. Ушинского и другие. Система обучения, разработанная Ушинским, была настолько уникальной и полезной, что многие педагоги и родители пользуются ею и сегодня.
В ходе изучения найденного материала, мною была сформулирована цель реферата: на основе книг К. Д. Ушинского изучить его методику обучения и определить его вклад в педагогику. Для достижения этой цели я поставила для себя задачи:
1. Изучить биографию К. Д.
2. Изучить педагогические
3. Изучить отражение его
4. Значения работ Ушинского для
педагогики и практики
Краткая биография.
Ушинский Константин Дмитриевич (1824
– 1870) – знаменитый русский педагог;
считается создателем русской общеобразовательной
школы.
родился в Новгород-Северске; в родной
семье получил хорошее воспитание; посещал
местную гимназию, но на выпускном экзамене
потерпел неудачу.
В 1840 г. Ушинский отправился в Москву
и, выдержав экзамен, поступил на юридический
факультет Московского
Ярославский период в жизни Ушинского
имел огромное значение: здесь совершенствовалось
его педагогическое мастерство, вырабатывались
передовые педагогические взгляды.
Начальство заподозрило молодого педагога
в политической неблагонадежности,
и в 1849 г. его уволили из лицея.
Это было большой потерей для
передовой демократической
Прогрессивная деятельность в Смольном институте вызвала недовольство реакционеров, по доносу которых в начале 1862 г. он снова уволен как опасный для молодежи педагог. В последующие годы Ушинский всецело отдался литературно - педагогической деятельности. "Сделать как можно больше пользы моему отечеству, - писал он, - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности".В мае 1862 г. с сильно расстроенным здоровьем Ушинский уехал с семейством за границу, получив от VI отделения командировку, целью которой было ознакомление с положением женского образования в Европе. Там он провел пять лет, до 1867 г., живя преимущественно в Швейцарии.
Одну из главных задач заграничной командировки Константина Дмитриевича составляло поручение от VI отделения составить руководство по педагогике. В течение пятилетнего пребывания за границей подготовка к составлению "Педагогической антропологии" преобладала над всеми другими его занятиями. Кроме двух томов "Педагогической антропологии", Ушинский хотел написать еще и третий том, посвященный приложению теоретических оснований воспитания и обучения, изложенных в первых двух томах, к педагогической практике. К сожалению, этот труд остался неоконченным.
Научно-педагогическая и литературная деятельность Ушинского была глубоко чужда и враждебна официальной России. Когда Д. Ушинский 22 декабря 1870 (3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев подготовил для Ярославских губернских ведомостей некролог о нем, чем вызвал недовольство ярославского вице-губернатора. Наши современники глубоко чтят память великого русского педагога. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д. Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле улица названа его именем.
Имя К. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет.
Система взглядов Ушинского.
К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.
Как отмечали современники Ушинского,
"его труды произвели
Ушинский сформулировал
К.Д. Ушинский расширил и обогатил новыми
приемами методику наглядного обучения,
внес много нового относительно применения
принципа сознательности и прочности,
а также развития активности и деятельности
детей.
Ценным вкладом в развитие применения
теории развивающего обучения явились
созданные К.Д. Ушинским книги для чтения.
Хороший учебник он считал основой хорошего
преподавания. Учебник, по мнению Ушинского,
должен быть кратким, содержательным,
интересным для ребенка и должен развивать
его.
К.Д. Ушинский исходил из понимания задач
начального обучения, считая, что книга
для чтения должно способствовать всестороннему
развитию учащихся, содержать материал
из всех, доступных ребенку отраслей знаний,
способствовать овладению языком как
основным средством приобретения знаний.
Овладение речью на основе развития мысли
– задача, которой должна служить книга
для чтения.
Ушинский универсален как
Ушинский - теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека.
Ушинский как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир", которые, по словам исследователя Белявского, составили эпоху в детской педагогической литературе.
В этих учебниках К. Д. Ушинского
получили практическое выражение основополагающие
требования его дидактики, такие, как
связь обучения с жизнью, соединение
задач материального и
В «Родном слове» и «Детском мире» последовательно и с большим мастерством воплощены также ведущие дидактические принципы К. Д. Ушинского. Материал учебников подобран и расположен таким образом, чтобы побуждать учащихся самостоятельно решать трудные, но посильные задачи, чтобы «дитя постепенно переходило от явлений простых к явлениям сложным», чтобы учение было основательным и в то же время сообразным возрасту ребенка
Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли).
Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута программа преобразования русской школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.
И, наконец, Ушинский - историк педагогики,
изучал труды представителей мировой
педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци,
Спенсера и др. На основе анализа
и отбора всего разумного, критического
рассмотрения данных своих наблюдений
и педагогического опыта
Ушинского называют великим учителем русских народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного учителя.
Деятельность Ушинского
После окончания Московского
Ушинский - просветитель-демократ, его лозунг - пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народ счастливым.
Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология.
Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". (О пользе педагогической литературы).
Таким образом, Ушинский осуществил педагогический
синтез научных знаний о человеке,
поднял педагогику на качественно новый
уровень. Известный ученый Ананьев,
оценивая целостный подход Ушинского
к человеческой личности, справедливо
отмечает силу его теоретического мышления
и педагогического убеждения, сумевшего
столетие назад обосновать проблему,
которую современная наука
Книги Ушинского.
Методика обучения грамоте, грамматике
и орфографии, методика развития речи
и методика чтения, вопросы проблемного
и развивающего обучения, методы и
приемы работы над литературным произведением,
над жанрами русской
К.Д. Ушинский основную задачу
своей книги «Детский мир» видел
в том, чтобы учащиеся начальной
школы приобретали
«Родное слово» было разработано как курс элементарного обучения детей, который содержит материал для развития мыслительной деятельности детей – умения анализировать, выделять в предметах определенные свойства, признаки, сравнивать, осуществлять обобщение, классифицировать, рассуждать.
«Детский мир» и «Родное слово» — были совсем непохожи на прежние. В них было все понятно и интересно. В свои книги Ушинский поместил сказки — некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам. Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что их волнует, окружает в жизни: о растениях и животных, о птицах, о явлениях природы, о самих детях. Дети узнали, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором они живут, — все это дело рук людей, и поэтому самый нужный человек в обществе — человек труда. Книги Ушинского побуждали присматриваться к родной природе, изучать ее, осмысливать окружающие явления, любить родной язык и литературу. А главное — учитель Ушинский просто и доходчиво объяснял, в чем состоит радость и счастье человека и что для этого надо делать. Он говорил, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек. А лодырь и лоботряс — это человек никчемный. Обучение родному языку, литературе и истории Константин Дмитриевич выдвинул на первый план.
Информация о работе Отражение педагогических взглядов Ушинского в книгах, написанных им