Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:09, реферат
Актуальность проблемы исследования. Общемировые тенденции, развитие России в начале XXI века обусловливают высокие требования к системе профессионального образования, к подготовке обучающихся в высшей школе. В современных условиях развития государства и общества возрастает значение воспитания российских граждан. Одним из важнейших направлений воспитания, требующих особого внимания в настоящее время, является воспитание в системе высшего профессионального образования.
Реализация разработанной
В рамках эксперимента были предложено создание в вузах ГПС МЧС России общественных институтов духовно-эстетического воспитания, основными функциями которых является: разработка программы воспитательной работы с курсантами и слушателями вуза на весь период обучения; сохранение исторических и создание новых традиций вуза; организация системы повышения квалификации преподавателей по вопросам реализации молодежной политики в сфере воспитания и социально-педагогической поддержки обучающихся; совершенствование работы по созданию комплексной дифференцированной программы информирования переменного состава по курсам обучения; создание научно-методического института по обучению офицеров-воспитателей и сотрудников воспитательных аппаратов университета; укрепление взаимодействия с органами исполнительной и законодательной власти, молодежными организациями и общественными объединениями по вопросам пропаганды здорового образа жизни, формированию гражданственности и патриотизма, трудолюбия и ответственности, толерантности и коммуникативных способностей; расширение и развитие межведомственного взаимодействия, социального партнерства по вопросам воспитательной деятельности.
Важную часть эксперимента составили предложения по решению задач молодежной политики вуза, что позволяет сконцентрировать основные усилия воспитательной работы на: гражданском и патриотическом воспитание молодёжи; формировании здорового образа жизни; приобщение молодёжи к труду, содействии её в трудоустройстве и занятости; социальной работе в молодёжной среде; поддержке талантливой молодёжи; активизация форм работы с молодежью на различных образовательных ступенях (общее образование, студенческая молодежь) на основе подхода «Неадаптивной социализации».
Кроме того осуществлялось расширение и развитие ресурсной поддержки воспитательной деятельности в вузе; расширение и развитие системы поощрения обучаемых; расширение и развитие социально-педагогической поддержки, психологической помощи социально незащищенным курсантам, слушателям, студентам и их семьям; широкое привлечение проведения мероприятий воспитательного характера общественных организаций (общественный совет, офицерское собрание, совет ветеранов, совет начальников кафедр, совет профессоров, советы факультетов); создание системы формирования личности обучающихся, морально-психологического облика офицера и сотрудника МЧС России; развитие системы оценки качества воспитательной работы в университете.
Особое внимание было уделено созданию культурно-досугового центра, в деятельности которого предусмотрены: разработка и реализация программы культурно-досуговой работы с обучающимися в вузе; организация работы по расширению музейных фондов, создание виртуального музея вуза; совершенствование работы клуба экскурсоводов; развитие и создание социально-культурных объединений для формирования творческих способностей и организации досуга; совершенствование организационно-методической работы воспитательного характера; совершенствование информационно-оформительской деятельности с использованием инновационных технологий; расширение и укрепление взаимодействий с учреждениями культуры, молодежными и общественными объединениями по вопросам организации досуга личного состава вуза; развитие концертной деятельности и участие в конкурсах музыкального творчества; расширение и развитие ресурсной поддержки культурно-досуговой работы; вовлечение в культурно-досуговую работу детей сотрудников и других членов их семей, ветеранов вуза.
Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что одним из важнейших условий решения задач воспитания в вузе является профессиональная подготовка и воспитательная деятельность различных категорий воспитателей в вузе. Поэтому в ходе эксперимента осуществлялась работа по совершенствование подготовки субъектов воспитания в области теории и практики воспитательной работы.
Анализ результатов опытно-
Кроме того, в ходе проведенного исследования была выявлена целесообразность внесение организационных изменений в существующую структуру воспитательного аппарата вуза ГПС. Основное новшество заключается в разделении функций организации и проведения воспитательной работы и культурно-досуговой работы между двумя структурно разделенными подразделениями вуза: Центром координации и организации воспитательной работы и Культурно-досуговым центром (Рис. 4). Следует заметить, что такое разделение впервые (по сравнению с вузами всех других силовых ведомств) предложено в экспериментальном плане в Санкт-петербургском университете ГПС МЧС России.
вуза ГПС МЧС России
Для оценки эффективности системы воспитания в процессе экспериментальной работы была применена предложенная система критериев и показателей, с оцениванием по трёх балльной шкале (3 – высокий уровень, 2 – средний уровень, 1 – низкий уровень) и выведении средних оценок. Обобщенные результаты экспериментальной работы приведены в таблице 3. Эффективность системы воспитания вуза определялась исходя из прироста значений критериев в процессе ее реализации.
Проведенные в соответствии с разработанной системой мероприятия позволили сформировать у обучающихся экспериментальных групп более высокий уровень воспитанности. В экспериментальных группах по окончании опытно-экспериментальной работы получено превышение значений по всем критериям. При этом в них прослеживается более позитивная динамика значений критериев, включая промежуточную диагностику.
Таблица 3. Динамика значений критериев эффективности
в ходе экспериментальной работы
ГРУППЫ |
Экспериментальные |
Контрольные | ||||||
Резуль- таты
Критерии |
Исход- ные (1 курс) |
Промежу- точные (2 курс) |
Промежу-точные (4 курс) |
Итого- вые (выпуск) |
Исход- ные (1 курс) |
Промежу- точные (2 курс) |
Промежу-точные (4 курс) |
Итого- вые (выпуск) |
Целенаправлен-ность воспитания |
1,5 |
1,7 |
1,9 |
2,1 |
1,5 |
1,7 |
1,8 |
1,8 |
Сформированность |
1,9 |
1,9 |
2,2 |
2,3 |
1,9 |
1,9 |
2,1 |
2,1 |
Организованность |
2,2 |
2,3 |
2,5 |
2,6 |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
2,4 |
Взаимодействие и |
1,9 |
2,0 |
2,2 |
2,4 |
1,9 |
2,0 |
2,1 |
2,1 |
Индивидуализация и дифференциация воспитания |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
2,5 |
2,2 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
Сформированность |
1,5 |
2,0 |
2,2 |
2,3 |
1,5 |
2,0 |
2,1 |
2,1 |
Подготовка должностных лиц к проведению воспитания |
1,5 |
1,7 |
1,8 |
2,2 |
1,5 |
1,6 |
1,8 |
2,0 |
Общий уровень |
1,8 |
2 |
2,2 |
2,4 |
1,8 |
1,9 |
2 |
2,1 |
Представленные результаты позволяют констатировать, что реализованная в ходе опытно-экспериментальной работы система воспитания вузов позволила достигнуть значительных положительных изменений.
Таким образом, результаты проведенной
опытно-экспериментальной
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении диссертации обобщены основные результаты проведенного и завершенного в рамках поставленных задач исследования. В итоге охарактеризованы все составляющие концепции воспитания в вузах ГПС МЧС России. Проведенное исследование позволило сделать теоретические выводы:
1. Важную роль в повышении эффективности подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России, профессиональной подготовки в вузах ГПС МЧС России в современных условиях призвана сыграть опора на развитие научно-педагогической теории и практики воспитания в вузах ГПС МЧС России. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что воспитание в вузах ГПС МЧС России должно проводится на системной основе в интересах личностного развития, психологической подготовки, повышения профессиональной подготовленности кадров ГПС МЧС. Совершенствование воспитания в вузах ГПС МЧС России приобретает в настоящее время характер актуальной педагогической проблемы, требующей исследования, теоретического и практического решения. Данная проблема непосредственно связано с повышением роли человеческого фактора в решении задач ГПС, обеспечении противопожарной безопасности.
2. В результате исследования обосновано, что моделирование, формирование и функционирование системы воспитания в вузах ГПС может и должно быть неотъемлемой составной частью процесса подготовки кадров ГПС МЧС России.
3. В рамках обоснования и разработки концепции воспитания в вузах ГПС МЧС России были определены методология и теоретические основы исследования проблемы воспитания в вузах ГПС МЧС; установлены закономерности, принципы, противоречия, цели, задачи, содержание воспитания в вузах ГПС МЧС; рассмотрены сущность, содержание и структура системы воспитания в вузах ГПС МЧС; определены технологические основы воспитательной работы в вузах ГПС МЧС; установлены основные трудности, условия и пути совершенствования воспитания в вузах ГПС МЧС России.
4. В результате проведенной работы была сформирована модель и определены основные компоненты системы воспитания в вузах ГПС МЧС России, а также раскрыты пути совершенствования воспитания в вузах ГПС МЧС России для повышения эффективности решения задач профессиональной подготовки и личностного развития кадров ГПС МЧС России.
5. Было установлено, что деятельность руководителей вузов ГПС, структурных подразделений, направленная на организацию выполнения подчиненными своих учебных и профессиональных задач, связана с реализацией большого объема воспитательных функций. Проведение воспитания подчиненных объективно обусловлено самим характером деятельности начальников, преподавателей, других должностных лиц вузов ГПС МЧС как руководителей, организаторов, управляющего звена в процессе обучения и воспитания. В современных условиях научно-обоснованная и практически реализованная система воспитания в вузах ГПС МЧС России все в большей мере становится действенным средством, фактором повышения эффективности подготовки кадров МЧС России.
Проведенное исследование позволило сформулировать комплекс практических рекомендаций, реализация которых могла бы способствовать дальнейшему повышению эффективности воспитания, профессиональной подготовки в вузах ГПС МЧС России:
- рекомендуется с учетом тенденций развития системы подготовки кадров МЧС России обеспечить единство обучения и воспитания в образовательном процессе вузов, обеспечить приоритетное развитие не только теории обучения, но и теории воспитания сотрудников МЧС России;
- предлагается систематически раскрывать в издаваемых учебниках, учебных и методических пособиях, электронных и печатных изданиях МЧС России воспитательные аспекты профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России, проблемы функционирования системы воспитания вузов ГПС МЧС России;
- целесообразно для широкого обсуждения в научно-педагогических кругах вузов ГПС МЧС России систематическое рассмотрение опыта реализации в вузах системного подхода в воспитании слушателей и курсантов, внедрения в практику воспитания инновационных технологий, рассмотрения актуальных проблем развития теории и практики воспитания обучающихся в вузах ГПС МЧС России;
- в целях изучения передового опыта воспитания в вузах ГПС МЧС России целесообразно выделить специальный раздел: «Воспитание в вузах ГПС МЧС России» в печатных изданиях вузов ГПС МЧС России;
- учесть обоснованные в
- рекомендовать руководству вузов ГПС МЧС России внедрить научно-обоснованные и апробированные Концепцию и системы воспитания в вузах ГПС;
- рекомендуется интегрировать усилия всех участников образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России в вузах формирования и развития единого воспитательного пространства и его эффективного использования;