Педагогическая концепция воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы исследования. Общемировые тенденции, развитие России в начале XXI века обусловливают высокие требования к системе профессионального образования, к подготовке обучающихся в высшей школе. В современных условиях развития государства и общества возрастает значение воспитания российских граждан. Одним из важнейших направлений воспитания, требующих особого внимания в настоящее время, является воспитание в системе высшего профессионального образования.

Файлы: 1 файл

SolntsevVO-0.doc

— 859.50 Кб (Скачать файл)

Реализация разработанной Концепции воспитания в вузах ГПС МЧС России, а также моделирование и формирование системы воспитания в вузах ГПС МЧС России в процессе опытно-экспериментальной работы позволили повысить эффективность решения задач воспитания в экспериментальных группах и в вузе в целом. Это было достигнуто за счет следующих условий: научной разработки концептуальных основ воспитания в вузах ГПС МЧС России; проектирования, моделирования и экспериментальной проверки системы воспитания в вузах ГПС; формирования воспитательной среды вузов ГПС; внедрения современных технологий воспитания в процесс профессиональной подготовки в вузах ГПС; совершенствования подготовки руководителей, преподавателей, воспитателей, должностных лиц к проведению воспитания в вузах ГПС; оптимизации управления процессом воспитания в вузах ГПС МЧС России.

В рамках эксперимента были предложено создание в вузах ГПС МЧС России общественных институтов духовно-эстетического воспитания, основными функциями которых является: разработка программы воспитательной работы с курсантами и слушателями вуза на весь период обучения; сохранение исторических и создание новых традиций вуза; организация системы повышения квалификации преподавателей по вопросам реализации молодежной политики в сфере воспитания и социально-педагогической поддержки обучающихся; совершенствование работы по созданию комплексной дифференцированной программы информирования переменного состава по курсам обучения; создание научно-методического института по обучению офицеров-воспитателей и сотрудников воспитательных аппаратов университета; укрепление взаимодействия с органами исполнительной и законодательной власти, молодежными организациями и общественными объединениями по вопросам пропаганды здорового образа жизни, формированию гражданственности и патриотизма, трудолюбия и ответственности, толерантности и коммуникативных способностей; расширение и развитие межведомственного взаимодействия, социального партнерства по вопросам воспитательной деятельности.

Важную часть эксперимента составили предложения по решению задач молодежной политики вуза, что позволяет сконцентрировать основные усилия воспитательной работы на: гражданском и патриотическом воспитание молодёжи; формировании здорового образа жизни; приобщение молодёжи к труду, содействии её в трудоустройстве и занятости; социальной работе в молодёжной среде; поддержке талантливой молодёжи; активизация форм работы с молодежью на различных образовательных ступенях (общее образование, студенческая молодежь) на основе подхода «Неадаптивной социализации».

Кроме того осуществлялось расширение и развитие ресурсной поддержки воспитательной деятельности в вузе; расширение и развитие системы поощрения обучаемых; расширение и развитие социально-педагогической поддержки, психологической помощи социально незащищенным курсантам, слушателям, студентам и их семьям; широкое привлечение проведения мероприятий воспитательного характера общественных организаций (общественный совет, офицерское собрание, совет ветеранов, совет начальников кафедр, совет профессоров, советы факультетов); создание системы формирования личности обучающихся, морально-психологического облика офицера и сотрудника МЧС России; развитие системы оценки качества воспитательной работы в университете.

Особое внимание было уделено созданию культурно-досугового центра, в деятельности которого предусмотрены: разработка и реализация программы культурно-досуговой работы с обучающимися в вузе; организация работы по расширению музейных фондов, создание виртуального музея вуза; совершенствование работы клуба экскурсоводов; развитие и создание социально-культурных объединений для формирования творческих способностей и организации досуга; совершенствование организационно-методической работы воспитательного характера; совершенствование информационно-оформительской деятельности с использованием инновационных технологий; расширение и укрепление взаимодействий с учреждениями культуры, молодежными и общественными объединениями по вопросам организации досуга личного состава вуза; развитие концертной деятельности и участие в конкурсах музыкального творчества; расширение и развитие ресурсной поддержки культурно-досуговой работы; вовлечение в культурно-досуговую работу детей сотрудников и других членов их семей, ветеранов вуза.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что одним из важнейших условий решения задач воспитания в вузе является профессиональная подготовка и воспитательная деятельность различных категорий воспитателей в вузе. Поэтому в ходе эксперимента осуществлялась работа по совершенствование подготовки субъектов воспитания в области теории и практики воспитательной работы.

Анализ результатов опытно-экспериментальной  работы по повышению эффективности воспитательной деятельности субъектов системы воспитания свидетельствует о качественном изменении этой деятельности в экспериментальных вузе и группах. Следует отметить, что в экспериментальных вузе и группах качественные изменения воспитательной деятельности начальников факультетов и курсов произошли в основном за счет формирования и развития профессионально-педагогической направленности и творчески-ориентированного подхода различных субъектов воспитательной деятельности.

Кроме того, в ходе проведенного исследования была выявлена целесообразность внесение организационных изменений в существующую структуру воспитательного аппарата вуза ГПС. Основное новшество заключается в разделении функций организации и проведения воспитательной работы и культурно-досуговой работы между двумя структурно разделенными подразделениями вуза: Центром координации и организации воспитательной работы и Культурно-досуговым центром (Рис. 4). Следует заметить, что такое разделение впервые (по сравнению с вузами всех других силовых ведомств) предложено в экспериментальном плане в Санкт-петербургском университете ГПС МЧС России.

 

Рис. 4. Существующая и перспективная структура воспитательного аппарата

вуза ГПС МЧС России

 

Для оценки эффективности системы воспитания в процессе экспериментальной работы была применена предложенная система критериев и показателей, с оцениванием по трёх балльной шкале (3 – высокий уровень, 2 – средний уровень, 1 – низкий уровень) и выведении средних оценок. Обобщенные результаты экспериментальной работы приведены в таблице 3. Эффективность системы воспитания вуза определялась исходя из прироста значений критериев в процессе ее реализации.

Проведенные в соответствии с разработанной  системой мероприятия позволили  сформировать у обучающихся экспериментальных групп более высокий уровень воспитанности. В экспериментальных группах по окончании опытно-экспериментальной работы получено превышение значений по всем критериям. При этом в них прослеживается более позитивная динамика значений критериев, включая промежуточную диагностику.

Таблица 3. Динамика значений критериев эффективности

в ходе экспериментальной работы

 

ГРУППЫ

Экспериментальные

Контрольные

    Резуль-        таты

 

Критерии

Исход-

ные

(1 курс)

Промежу-

точные 

(2 курс)

Промежу-точные

(4 курс)

Итого-

вые (выпуск)

Исход-

ные

(1 курс)

Промежу-

точные 

(2 курс)

Промежу-точные

(4 курс)

Итого-

вые (выпуск)

Целенаправлен-ность воспитания

1,5

1,7

1,9

2,1

1,5

1,7

1,8

1,8

Сформированность воспитательной среды 

1,9

1,9

2,2

2,3

1,9

1,9

2,1

2,1

Организованность воспитательной работы

2,2

2,3

2,5

2,6

2,2

2,3

2,4

2,4

Взаимодействие и взаимоотношения  участников процесса воспитания

1,9

2,0

2,2

2,4

1,9

2,0

2,1

2,1

Индивидуализация и  дифференциация воспитания

2,2

2,3

2,4

2,5

2,2

2,3

2,3

2,3

Сформированность корпоративной  этики сотрудников МЧС России

1,5

2,0

2,2

2,3

1,5

2,0

2,1

2,1

Подготовка должностных  лиц к проведению воспитания

1,5

1,7

1,8

2,2

1,5

1,6

1,8

2,0

Общий уровень 

1,8

2

2,2

2,4

1,8

1,9

2

2,1


 

Представленные результаты позволяют  констатировать, что реализованная  в ходе опытно-экспериментальной  работы система воспитания вузов позволила достигнуть значительных положительных изменений.

Таким образом, результаты проведенной  опытно-экспериментальной работы подтвердили  эффективность разработанной системы  воспитания в вузах ГПС МЧС России. Ее реализация в образовательном процессе вузов ГПС позволяет повысить эффективность и качество процесса подготовки сотрудников ГПС МЧС России. 

 

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении диссертации обобщены основные результаты проведенного и  завершенного в рамках поставленных задач исследования. В итоге охарактеризованы все составляющие концепции воспитания в вузах ГПС МЧС России. Проведенное исследование позволило сделать теоретические выводы:

1. Важную роль в повышении эффективности подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России, профессиональной подготовки в вузах ГПС МЧС России в современных условиях призвана сыграть опора на развитие научно-педагогической теории и практики воспитания в вузах ГПС МЧС России. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что воспитание в вузах ГПС МЧС России должно проводится на системной основе в интересах личностного развития, психологической подготовки, повышения профессиональной подготовленности кадров ГПС МЧС. Совершенствование воспитания в вузах ГПС МЧС России приобретает в настоящее время характер актуальной педагогической проблемы, требующей исследования, теоретического и практического решения. Данная проблема непосредственно связано с повышением роли человеческого фактора в решении задач ГПС, обеспечении противопожарной безопасности.

2. В результате исследования обосновано, что моделирование, формирование и функционирование системы воспитания в вузах ГПС может и должно быть неотъемлемой составной частью процесса подготовки кадров ГПС МЧС России.

3. В рамках обоснования и разработки концепции воспитания в вузах ГПС МЧС России были определены методология и теоретические основы исследования проблемы воспитания в вузах ГПС МЧС; установлены закономерности, принципы, противоречия, цели, задачи, содержание воспитания в вузах ГПС МЧС; рассмотрены сущность, содержание и структура системы воспитания в вузах ГПС МЧС; определены технологические основы воспитательной работы в вузах ГПС МЧС; установлены основные трудности, условия и пути совершенствования воспитания в вузах ГПС МЧС России.

4. В результате проведенной работы была сформирована модель и определены основные компоненты системы воспитания в вузах ГПС МЧС России, а также раскрыты пути совершенствования воспитания в вузах ГПС МЧС России для повышения эффективности решения задач профессиональной подготовки и личностного развития кадров ГПС МЧС России.

5. Было установлено, что деятельность руководителей вузов ГПС, структурных подразделений, направленная на организацию выполнения подчиненными своих учебных и профессиональных задач, связана с реализацией большого объема воспитательных функций. Проведение воспитания подчиненных объективно обусловлено самим характером деятельности начальников, преподавателей, других должностных лиц вузов ГПС МЧС как руководителей, организаторов, управляющего звена в процессе обучения и воспитания. В современных условиях научно-обоснованная и практически реализованная система воспитания в вузах ГПС МЧС России все в большей мере становится действенным средством, фактором повышения эффективности подготовки кадров МЧС России.

Проведенное исследование позволило  сформулировать комплекс практических рекомендаций, реализация которых могла бы способствовать дальнейшему повышению эффективности воспитания, профессиональной подготовки в вузах ГПС МЧС России:

- рекомендуется с учетом тенденций развития системы подготовки кадров МЧС России обеспечить единство обучения и воспитания в образовательном процессе вузов, обеспечить приоритетное развитие не только теории обучения, но и теории воспитания сотрудников МЧС России;

- предлагается систематически раскрывать в издаваемых учебниках, учебных и методических пособиях, электронных и печатных изданиях МЧС России воспитательные аспекты профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России, проблемы функционирования системы воспитания вузов ГПС МЧС России;

- целесообразно для широкого обсуждения в научно-педагогических кругах вузов ГПС МЧС России систематическое рассмотрение опыта реализации в вузах системного подхода в воспитании слушателей и курсантов, внедрения в практику воспитания инновационных технологий, рассмотрения актуальных проблем развития теории и практики воспитания обучающихся в вузах ГПС МЧС России;

- в целях изучения передового  опыта воспитания в вузах ГПС МЧС России целесообразно выделить специальный раздел: «Воспитание в вузах ГПС МЧС России» в печатных изданиях вузов ГПС МЧС России;

- учесть обоснованные в диссертации  предложения (на примере Санкт-петербургского университета ГПС МЧС России) по структурной реорганизации и функциональному совершенствованию воспитательных аппаратов вузов ГПС МЧС.

- рекомендовать руководству  вузов ГПС МЧС России внедрить научно-обоснованные и апробированные Концепцию и системы воспитания в вузах ГПС;

- рекомендуется интегрировать усилия всех участников образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России в вузах формирования и развития единого воспитательного пространства и его эффективного использования;

Информация о работе Педагогическая концепция воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России