Педагогическая концепция воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы исследования. Общемировые тенденции, развитие России в начале XXI века обусловливают высокие требования к системе профессионального образования, к подготовке обучающихся в высшей школе. В современных условиях развития государства и общества возрастает значение воспитания российских граждан. Одним из важнейших направлений воспитания, требующих особого внимания в настоящее время, является воспитание в системе высшего профессионального образования.

Файлы: 1 файл

SolntsevVO-0.doc

— 859.50 Кб (Скачать файл)

Методологическими основами исследования и решения проблем воспитания в вузах ГПС МЧС России являются личностно-деятельностный, компетентностный, субъект-субъектный, гуманистический, комплексный и системный подходы. Данные подходы отражают изменившуюся цель воспитания человека в современных условиях, подчеркивают возросшую роль активности личности в построении собственной жизнедеятельности и взаимодействия с другими людьми. Они представляют собой педагогические средства эффективного исследования, организации и осуществления воспитания в вузах ГПС МЧС.

Деятельность сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России представляет собой особую разновидность профессионального труда. Как социокультурное явление данный труд усложняется по мере развития общества и всех его сфер, техники и технологий, возрастания угроз безопасности личности, общества, государства, повышения значимости деятельности по обеспечению противопожарной охраны. Психолого-педагогический анализ источников, в которых прослеживается история становления и развития противопожарной службы, свидетельствует, что в каждый исторический период признавалось значение профессиональных и личностных качеств и способностей пожарных, специалистов пожарной безопасности для эффективного исполнения служебных обязанностей.

В настоящее время в жизни  человечества все большее место занимают проблемы, связанные с преодолением различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приводящих к людским потерям и ущербу.

С 90-х годов XX столетия определяющими как в развитии общества, так и государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций становятся процессы информатизации и внедрения современных наукоемких технологий. В этой связи изменяется как социальный, так и ведомственный заказ, определяющий профессиональные и личностные качества сотрудников МЧС России, ГПС МЧС России. С учетом запросов времени и общества основной целью кадровой политики МЧС России в начале XXI века определяется подготовка, формирование, воспитание и востребование кадрового потенциала министерства как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса, обеспечивающего выполнение всего спектра задач по проблемам подготовки и ведения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности. В этих условиях закономерным является повышение внимания к воспитательным аспектам профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России.

Таким образом, среди множества  проблем совершенствования подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России одно из центральных мест занимает проблема формирования их профессиональных и личностных качеств, важнейшим путем решения которой является целенаправленное и организованное воспитание обучающихся в вузах ГПС МЧС России.

Проблема воспитания обучающихся в вузах как будущих сотрудников ГПС МЧС России многогранна и многопланова, она решается различными специалистами и должностными лицами - педагогами, командирами и начальниками всех степеней, воспитателями, психологами, специалистами профессионального отбора и кадровых органов. Но как целостная научно-педагогическая проблема, применительно к современным требованиям к образованию, подготовке и деятельности сотрудников ГПС МЧС России она не нашла достаточного обоснования и решения.

В вузах силовых ведомств в ходе воспитательной работы традиционно выделялись две стороны профессионализма: состояние мотивационной сферы обучающегося; состояние операциональной сферы. Для современного этапа развития психолого-педагогических знаний характерен переход от изучения отдельных профессионально-важных качеств специалистов к выделению более сложных личностных образований, которые последовательно формируются и реализуются в ходе профессиональной подготовки и деятельности.

В совершенствовании теории и практики воспитания в вузах ГПС в процессе исследования обоснована необходимость применения педагогического моделирования, начиная с формирования модели сотрудника ГПС МЧС России.

В разработанную модель сотрудника ГПС МЧС России включены выделенные Э.Ф. Зеером подструктуры личности: профессиональная направленность; профессиональная компетентность; профессионально важные качества; профессионально значимые психофизиологические свойства.

Профессиональная направленность сотрудника ГПС включает: систему нравственных ценностей, понимание сущности и социальной значимости деятельности сотрудника ГПС; мотивы самореализация посредством профессиональной деятельности.

Компетентность сотрудника ГПС МЧС России в целом должна включать следующие разновидности компетенций: профессиональную; социальную; персональную; информационную; экологическую. Профессиональная компетентность сотрудников ГПС МЧС включает компетенции: специальную; коммуникативную; аутокомпетентность; организаторскую.

Профессионально важные качества сотрудника ГПС МЧС России включают: активность, ответственность, память, оперативное мышление, организованность, собранность, настойчивость, эмоциональная устойчивость, наблюдательность, внимание, решительность, контактность.

К наиболее важным психофизиологическим свойствам сотрудника ГПС следует отнести: гибкость (пластичность); абстрагирование; рефлексивность; вербализация; эмоциональная стабильность, хорошая приспособляемость к сложным условиям, адекватная самооценка.

Деятельность пожарных, сотрудников ГПС МЧС России осуществляется на основе принципов: принцип гуманизма и милосердия; принцип единоначалия руководства; принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении работ; принцип постоянной готовности к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

В модели сотрудника ГПС МЧС России также учтены возложенные на него обязанности.

Модель сотрудника ГПС МЧС России, служащая основой процесса воспитания в вузах ГПС МЧС России также включает следующие компоненты и отличительные особенности деятельности при ликвидации чрезвычайной ситуации: субъект деятельности – сотрудник ГПС, обладающий профессиональной компетентностью, набором специфических качеств и характеристик; сложный объект деятельности; содержание деятельности; формы осуществления деятельности; максимальное напряжение психических и физических сил; специфика приемов, методов и средств деятельности; высокая личностная, общественная и государственная значимость результатов деятельности, достижение особого её результата (спасение людей, имущества, материальных и культурных ценностей; обеспечение безопасности личности, общества и государства и т.д.).

В процессе исследования уточнены и учтены основные характеристикам деятельности сотрудника ГПС в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации.

Установлено, что решаемые задачи и особенности деятельности ГПС МЧС России обусловливают высокие и особые требования к профессиональным и личностным качествам сотрудника ГПС МЧС России. В своей совокупности данные качества представляют собой интегральное образование, в котором представлены компоненты, определяющие требования к сотруднику ГПС как личности, профессионалу, должностному лицу в структуре системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности. Среди компонентов особое место занимают профессионально важные качества, знания, навыки, умения, способности и готовность, которые позволят решать задачи по предназначению и преодолевать трудности и помехи при ликвидации чрезвычайной ситуации. Научно обоснованное, системное и методически грамотное проведение воспитания в вузах ГПС МЧС России призвано способствовать совершенствованию профессиональной подготовки обучающихся в вузах ГПС МЧС России, формированию у них требуемых знаний, навыков, умений, профессиональных и психологических качеств личности, реализации социальных, профессиональных, квалификационных требований к выпускникам вузов ГПС МЧС России.

В процессе исследования проанализировано состояние теории и практики воспитания в высших учебных заведениях Государственной противопожарной службы МЧС России. Государственная противопожарная служба является ключевым звеном пожарной охраны страны. На 2010 год сотрудниками Государственной противопожарная служба является 220 000 человек. Подразделения ГПС ежегодно совершают около 2 000 000 выездов, спасают от гибели и травм более 90 000 человек, материальных ценностей на сумму свыше 120 миллиардов рублей. В современных условиях деятельность сотрудников ГПС МЧС России связана с возрастанием физических и психологических нагрузок на все категории личного состава и требует повышения качества и эффективности воспитательной работы. Сложность и важность задач, решаемых ГПС МЧС России в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности требует осуществления специальных мероприятий по укреплению морально-психологического потенциала, повышению престижа службы и работы в системе ГПС МЧС России. В решении указанных задач и осуществлении данных мероприятий важнейшую роль играют учебные заведения ГПС МЧС.

Подготовка специалистов ГПС МЧС России осуществляется в  вузах МЧС России: Академия гражданской защиты МЧС России; Академия Государственной противопожарной службы МЧС России; Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России; Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России; Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России; Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России.

Образовательные учреждения ГПС МЧС России являются составной частью системы образования государства и подчиняются основным ее закономерностям. Однако вузы ГПС МЧС России обладают явно выраженной спецификой, поскольку являются подструктурой одного из силовых ведомств, особого по своим задачам. По этой причине организация образовательного процесса в них подчиняется гораздо более жестким и определенным нормативам. В ГПС МЧС России действует принцип единоначалия и подчинения вышестоящему командиру, начальствующему составу. Это относится и к организации образовательного процесса вузов ГПС МЧС России и к воспитательному процессу в этих вузах в частности. В связи с этим отмечается противоречие между тенденциями развития воспитательного процесса в современной высшей школе и возможностями их реализации в условиях регламентации профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России.

В процессе исследования были установлены возможности и пути реализация современных общих и специфических требований к процессу воспитания в вузах ГПС МЧС России. При этом были проанализированы результаты научных исследований и современное состояние воспитательной деятельности в вузах, ее влияние на достижение результатов в образовательном процессе и формирование личности сотрудника ГПС МЧС России; определены особенности реализации положений педагогики применительно к построению системы воспитания в вузах ГПС; процесс воспитания в вузах ГПС МЧС России рассмотрен как система, выделены ее основные элементы, их взаимосвязи. В результате была разработана концепция и выделены технологические основы воспитания в вузах ГПС МЧС.

В последние годы, начиная с 2000 года, увеличивается количество диссертационных исследований по проблемам подготовки сотрудников МЧС России и непосредственно воспитания личности будущего сотрудника ГПС МЧС России. Большинство из этих исследований выполнено в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России. Несмотря на разнообразие исследуемых проблем, аспектов подготовки сотрудников ГПС МЧС России и их воспитания, все их можно свести к следующим разновидностям: информационные; диагностические; организационно-методические. Проведенный анализ направлений исследований свидетельствует, что недостаточно разработанным и требующим своего научного решения применительно к обоснованию необходимости, возможностей, принципов, методов и путей развития теории и практики воспитания в вузах ГПС МЧС России является концептуальный подход к исследованию образовательного процесса в вузах, предназначение которого выявить и объяснить механизм взаимосвязей между структурными элементами процесса профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России, осуществить поиск среди них ведущих, определяющих на современном этапе развития ГПС МЧС России; обеспечить эффективное функционирование всей системы подготовки воспитания сотрудников ГПС МЧС.

В настоящее время воспитание в системе МЧС России осуществляется на основе Программы перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания, Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы,  концепции кадровой политики МЧС России (приказ МЧС России от 19.05.2004 № 225). Непосредственно проведение воспитания как в целом в МЧС России, так и в вузах ГПС МЧС России регламентируется Приказом МЧС России № 859 от 30.11.2005 г. «О  совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России». Руководством МЧС России определено, что воспитание личного состава целесообразно рассматривать как целостную педагогическую систему. Однако применительно к вузам ГПС МЧС России научное обоснование, разработка и реализация такой системы не осуществлены.

С учетом отмеченных обстоятельств  в современных условиях возрастает потребность в концептуальной разработке теории и практики воспитания в высших учебных заведениях Государственной противопожарной службы МЧС России, обосновании, апробации и реализации целостной системы воспитания в вузах ГПС МЧС России как существенного элемента системы кадровой и воспитательной работы, профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России.

 

Во  второй главе «Разработка  концепции воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России» осуществлено моделирование воспитания в вузах ГПС МЧС России как процесса и системы; обоснована система воспитания в вузах ГПС МЧС России; представлены основные положения концепции воспитания в вузах ГПС МЧС России.

В рамках разработки концептуального подхода к воспитанию в вузах ГПС МЧС России важное место занимает моделирование воспитания как педагогического явления, процесса и системы. Методологическую основу для моделирования воспитания в вузах представляют работы Н.В.Кузьминой, в которых изложены подходы к проблеме моделирования в образовательных системах.

Моделирование системы воспитания в вузах ГПС МЧС России предназначено для создания знакового аналога, идеального представления воспитания в вузе ввиду того, что полное представление и экспериментальное исследование воспитания в вузах ГПС МЧС России затруднено объемом, широтой проявлений различных аспектов воспитания. Моделирование позволяет осуществить комплексное изучение характеристик процесса воспитания в вузах ГПС МЧС России, способов его построения и управления им. Моделирование воспитания в вузах ГПС МЧС России осуществляется в целях: учета и реализации в процессе воспитания в вузах общегосударственных и ведомственных требований к сотрудникам ГПС МЧС России; обоснования системы воспитания в вузах ГПС МЧС России (способов ее построения, управления, планирования и координации); обеспечения комплексного и согласованного взаимодействия субъектов, всех участников процесса воспитания  в вузе ГПС; обеспечения непрерывности и преемственности процесса воспитания; определения необходимых ресурсов системы воспитания и эффективного управления ими (психолого-педагогическое, организационное, методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение); осуществления координации процессов воспитания, обучения, профессиональной подготовки в вузе; обеспечения дифференциации и индивидуализации целей, задач, форм и методов воспитания в зависимости от категорий обучающихся и срока обучения (периода обучения).

Информация о работе Педагогическая концепция воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России