Педагогическая концепция воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы исследования. Общемировые тенденции, развитие России в начале XXI века обусловливают высокие требования к системе профессионального образования, к подготовке обучающихся в высшей школе. В современных условиях развития государства и общества возрастает значение воспитания российских граждан. Одним из важнейших направлений воспитания, требующих особого внимания в настоящее время, является воспитание в системе высшего профессионального образования.

Файлы: 1 файл

SolntsevVO-0.doc

— 859.50 Кб (Скачать файл)

В системе воспитания в вузе ГПС МЧС России, во-первых, проявляются наиболее общие законы развития природы, общества и человека. В процессе воспитания в вузе как социальной сфере, проявляются общесоциологические закономерности. Также в системе воспитании проявляются и должны учитываться законы функционирования психики человека, психологии личности и коллектива. В процессе воспитания в вузе ГПС проявляются собственно социально-педагогические закономерности, такие, как единство воспитания, обучения психологической подготовки, деятельности и развития; целостность воспитания личности и др.

Объектом системы воспитания в вузе ГПС МЧС являются как отдельные участники образовательного процесса, так и их коллективы.

Субъектами системы воспитания в вузах ГПС МЧС России выступают:

со стороны макросреды: общество и государство в целом; органы государственной власти; МЧС России, ГПС МЧС России; органы местного управления; средства массовой информации; учреждения культуры; общественные и религиозные объединения;

со стороны микросреды: коллективы вузов и их подразделений; начальники вузов и их заместители, сотрудники кадровых органов, сотрудники воспитательных структур (воспитательных аппаратов), преподаватели, начальники факультетов и курсов, руководители структурных подразделений, кураторы, другие должностные лица; члены общественного актива, общественный совет, офицерское собрание, совет ветеранов, совет начальников кафедр, совет профессоров, советы факультетов; семьи и родственники обучающихся в вузе; друзья и товарищи по учебе, службе.

Субъекты системы воспитания в  вузе (руководители, преподаватели, педагоги, воспитатели и др.) должны осуществлять достижение целей и решение задач воспитания на основе постоянного и глубокого мониторинга, анализа и учета педагогической ситуации, факторов и условий воспитания в вузе, на факультете, на курсе, в группе. То есть учитывается, что в той или иной конкретной ситуации обучающийся как участник процесса воспитания (субъект воспитания в традиционной трактовке) выступает во всей сложности своих качеств и отношений. С учетом этого необходимо конкретизировать цели и задачи воспитания применительно к конкретному учебному заведению, структурному подразделению, факультету, курсу, группе, каждому обучающемуся.

Особо важен в системе воспитания в вузе ГПС личный пример воспитателей как разновидность непосредственного и опосредованного влияния. Авторитет руководителя, педагога, воспитателя, высокая квалификация, образцовый внешний вид, стиль взаимоотношений, уважительное отношение к людям служат эффективными средствами и методами формирования и развития соответствующих качеств у обучающихся, сотрудников ГПС МЧС России.

Управление системой воспитания в вузе ГПС МЧС России направлено на обеспечение ее оптимального функционирования и достижения целей воспитания. Это достигается: уяснением субъектами воспитания целей воспитательной работы; изучением исходного состояния управляемой системой воспитания; четким планированием воспитательной работы; продуманной постановкой задач воспитания; подбором, обучением, расстановкой кадров; организацией строгого контроля и спроса за состояние воспитательной работы на порученном участке; вооружением воспитателей всех уровней передовой методикой использования форм, методов и видов воспитания с учетом категорий личного состава; оценкой состояния и действенности системы воспитания; систематическим контролем и корректированием воспитательных воздействий.

Ключевую роль в достижении целей  воспитания и реализации направлений, методов, средств воспитания в вузе ГПС МЧС России играет деятельность руководителей, начальствующего и профессорско-преподавательского состава, должностных лиц воспитательных аппаратов как организаторов воспитательной работы с личным составом в системе воспитания вуза ГПС МЧС России.

Важной составной частью системы воспитания в вузе ГПС МЧС России, в определенной степени его основой, является содержательный компонент, то есть содержание воспитания. Основными элементами содержания воспитания в вузе ГПС МЧС России являются: концепция (концепции) воспитания как совокупность идей, взглядов, положений о воспитании обучающихся в вузах ГПС МЧС России; содержательные характеристики воспитания обучающихся в вузах ГПС, изложенные в квалификационных требованиях к подготовке выпускников вузов как сотрудников ГПС МЧС России; личностные качества, формируемые у обучающихся в вузе как будущих сотрудников ГПС МЧС России; виды и направления воспитания, в ходе которых формируются качества личности сотрудников ГПС.

Содержание воспитания в вузах ГПС МЧС России находит свое отражение в планах и программах подготовки различных категорий обучающихся в вузах ГПС МЧС России, в руководящих документах и планах воспитательной работы.

Основными направлениями воспитания в вузах ГПС МЧС России являются: государственно-патриотическое; профессиональное; духовно-нравственное; правовое; эстетическое; физическое. Воспитание обучающихся в вузах ГПС МЧС России непосредственно сопряжено с организационной работой по укреплению служебной дисциплины, социально-правовой, социально-психологической, культурно-досуговой работой и информационным обеспечением.

Содержание воспитания в вузах ГПС МЧС России должно учитывать служебное положение, национальные, психологические, социальные, педагогические, гендерные особенности обучающихся, уровень их образования, отношение к религии. Учет специфики воспитания различных категорий участников образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России предполагает в содержательном плане особенности воспитания офицеров, курсантов первого курса, курсантов и слушателей старших курсов, гражданского персонала, актива.

Технологический компонент системы воспитания в вузе ГПС МЧС России включает следующие основные элементы: технологии, этапы, методы, формы, средства воспитания. Методы воспитания в вузе ГПС МЧС России – это совокупность способов и приемов педагогического взаимодействия (воздействия) участников образовательного процесса в вузе для достижения целей подготовки и воспитания сотрудников ГПС МЧС России.

В системе воспитания в вузах  ГПС МЧС России должны применяться:

общепедагогические методы воспитательного взаимодействия и воздействия;

специальные методы организации воспитательной работы с курсантами и слушателями вузов ГПС МЧС России: нормативные методы (постановка задач, распоряжения, приказы); исполнительские методы (подбор и расстановка воспитателей, распределение обязанностей, инструктирование); методы целеполагания (анализ директивной информации, проверка и изучение состояния воспитательной работы в подразделениях, изучение, обобщение и внедрение передового опыта); методы прогнозирования (планирование, моделирование, экстраполяция); методы коррекции (предъявление требований, организация оценки и побуждение к самооценке, обмен мнениями, высказывание советов и предложений); методы стимулирования (критика и самокритика, организация общественного мнения, поощрение и принуждение).

К формам воспитательной работы в вузах ГПС МЧС относятся: заседания ученого совета вуза; учебно-методические сборы по вопросам руководства воспитательной работой и ее организации; методические, научно-практические конференции; обмен опытом; служебные совещания; заседания предметно-методических комиссий; занятия с должностными лицами по вопросам организации воспитательной работы; подведение итогов воспитательной работы; совещания по вопросам воспитания; информирование; офицерское собрание вуза; общие собрания подразделений, работа актива, общественно-государственная подготовка; информационно-воспитательная работа; индивидуально-воспитательная работа; работа с общественностью и активом; организация взаимодействия с органами государственной власти (органами местного самоуправления), общественными организациями и религиозными объединениями.

Средства воспитания в вузах ГПС МЧС России – это система вещественных предметов и элементов общественной деятельности, используемых руководством вуза, преподавателями, кадровыми и воспитательными структурами в целях укрепления и поддержания на высоком уровне морально-психологического состояния личного состава вуза, мобилизации его духовных и физических сил на добросовестное выполнение учебных, служебных, профессиональных задач.

К средствам воспитания в вузе ГПС МЧС России относятся: различные виды деятельности личного состава вуза (учебная (учебные занятия), служебная, профессиональная, спортивная и т.д.); совокупность конкретных мероприятий, предметов, которые используются в процессе реализации того или иного метода воспитания (слово, наглядные пособия, включение в различные виды деятельности). Важную роль в качестве средств воспитания играют: средства массовой информации и интернет; научная, художественная и специальная литература; разные виды искусств (театр, кино, живопись); культурно-досуговые учреждения.

В системе воспитания в вузе ГПС МЧС России должны применяться такие приемы воспитания как: организация совместной учебной, служебной и профессиональной деятельности всех участников процесса воспитания в вузе; разъяснение значимости подготовки и деятельности, труда сотрудника ГПС МЧС России для человека, семьи, вуза, ведомства, общества, государства; материальное и моральное поощрение высоких результатов учебы, службы, труда, проявлений творчества и инициативы; знакомство с традициями коллектива, подразделения, вуза, ГПС, МЧС России, страны и воспитание на этих традициях; факультативные и кружковые занятия по интересам (техническое творчество, история ГПС, пожарно-прикладной спорт и др.); творческие, профессиональные конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества; выполнение поручений и обязанностей курсантами и слушателями в учебных группах, подразделениях вуза;

Руководящий и преподавательский состав вуза ГПС МЧС проводит воспитательную работу в ходе всего образовательного процесса в вузе и непосредственно путем: проведения совещаний, собраний, подведения итогов работы, разбора конфликтов; проведения занятий, общения с подчиненными, личных встреч, индивидуальных бесед; осуществления дисциплинарной практики; проведения кадровой работы, выдвижения на вышестоящую должность, зачисления в резерв кадров, представления к присвоению очередных и внеочередных специальных званий, направления на учебу, увольнения со службы; служебной и общественно-государственной подготовки, информирования личного состава; встреч и бесед с членами семей; организации и участия в культурно-просветительных, досуговых мероприятиях, спортивных соревнованиях.

Важное воспитательное значение имеет эстетическая организация учебы, службы, труда; привлекательное, воспитательное и познавательное оформление территории вуза и его подразделений, учебных аудиторий; аккуратный внешний вид, соблюдение формы одежды и корпоративных норм МЧС России.

Важным и своего рода завершающим, подытоживающим компонентом системы воспитания в вузе ГПС МЧС России является результативный компонент, включающий в качестве элементов диагностику, контроль, оценку, критерии воспитанности, коррекцию воспитательной деятельности.

Основные мероприятия, проводимые в рамках данного компонента: диагностика индивидуальных и групповых особенностей участников образовательного процесса; контроль, анализ и оценка состояния воспитания в вузе и его подразделениях, эффективности деятельности должностных лиц; выявление и анализ причин имеющихся недостатков, их устранение; оказание начальникам факультетов, курсов, преподавателям, другим должностным лицам методической, практической помощи в воспитании личного состава; обобщение и распространение передового опыта; внесение корректив в планы; повышение персональной ответственности управленческих, воспитательных, педагогических кадров за выполнение приказов, директив, распоряжений, решений в воспитательной сфере.

В результата анализа педагогической теории и практики подготовки сотрудников ГПС МЧС России установлена необходимость разработки концептуальных положений для совершенствования подготовки кадров в вузах ГПС МЧС России, включая решение важной научно-практической проблемы обоснования и разработки концепции воспитания в вузах ГПС МЧС России.

 

Концепция воспитания в вузах ГПС МЧС России представляет собой совокупность обобщенных положений, систему взглядов, идей, установок на понимание целей, сущности, содержания, технологий, организации, результатов воспитания в вузах ГПС, а также особенности деятельности и взаимодействия субъектов воспитания в ходе его осуществления в вузах ГПС МЧС России.

Разработка концепции воспитания позволяла в концептуальном виде представить процесс воспитания сотрудников ГПС МЧС России (Рис. 3).

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА

Макросреда

(государство, общество, регион, МЧС  России,

ГПС МЧС, вузы ГПС)

Микросреда

(командиры, воспитатели, друзья, учебный коллектив, микрогруппа,  семья)

 

Система ценностей

 

Воспитательная деятельность педагогов, руководителей

Образовательная деятельность обучающихся

 

Корпоративная этика МЧС России

 

профессиональные - культурные – физические – социально-психологические  – личностные качества обучающихся в вузах ГПС МЧС России

 

 

Высокий уровень воспитанности

обучающихся в вузах ГПС МЧС  России

Профессиональная компетентность сотрудников ГПС

Требования к выпускникам вузов, сотрудникам ГПС 

МЧС России

Профессиональные и личностные качества сотрудников ГПС

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ГЕНЕРАЦИИ  СПЕЦИАЛИСТОВ

В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ,

СПОСОБНЫХ ВЫПОЛНЯТЬ ПОСТАВЛЕННЫЕ МЧС ЗАДАЧИ

Информация о работе Педагогическая концепция воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России