Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:09, реферат
Актуальность проблемы исследования. Общемировые тенденции, развитие России в начале XXI века обусловливают высокие требования к системе профессионального образования, к подготовке обучающихся в высшей школе. В современных условиях развития государства и общества возрастает значение воспитания российских граждан. Одним из важнейших направлений воспитания, требующих особого внимания в настоящее время, является воспитание в системе высшего профессионального образования.
В системе воспитания в вузе ГПС МЧС России, во-первых, проявляются наиболее общие законы развития природы, общества и человека. В процессе воспитания в вузе как социальной сфере, проявляются общесоциологические закономерности. Также в системе воспитании проявляются и должны учитываться законы функционирования психики человека, психологии личности и коллектива. В процессе воспитания в вузе ГПС проявляются собственно социально-педагогические закономерности, такие, как единство воспитания, обучения психологической подготовки, деятельности и развития; целостность воспитания личности и др.
Объектом системы воспитания в вузе ГПС МЧС являются как отдельные участники образовательного процесса, так и их коллективы.
Субъектами системы воспитания в вузах ГПС МЧС России выступают:
со стороны макросреды: общество и государство в целом; органы государственной власти; МЧС России, ГПС МЧС России; органы местного управления; средства массовой информации; учреждения культуры; общественные и религиозные объединения;
со стороны микросреды: коллективы вузов и их подразделений; начальники вузов и их заместители, сотрудники кадровых органов, сотрудники воспитательных структур (воспитательных аппаратов), преподаватели, начальники факультетов и курсов, руководители структурных подразделений, кураторы, другие должностные лица; члены общественного актива, общественный совет, офицерское собрание, совет ветеранов, совет начальников кафедр, совет профессоров, советы факультетов; семьи и родственники обучающихся в вузе; друзья и товарищи по учебе, службе.
Субъекты системы воспитания в вузе (руководители, преподаватели, педагоги, воспитатели и др.) должны осуществлять достижение целей и решение задач воспитания на основе постоянного и глубокого мониторинга, анализа и учета педагогической ситуации, факторов и условий воспитания в вузе, на факультете, на курсе, в группе. То есть учитывается, что в той или иной конкретной ситуации обучающийся как участник процесса воспитания (субъект воспитания в традиционной трактовке) выступает во всей сложности своих качеств и отношений. С учетом этого необходимо конкретизировать цели и задачи воспитания применительно к конкретному учебному заведению, структурному подразделению, факультету, курсу, группе, каждому обучающемуся.
Особо важен в системе воспитания в вузе ГПС личный пример воспитателей как разновидность непосредственного и опосредованного влияния. Авторитет руководителя, педагога, воспитателя, высокая квалификация, образцовый внешний вид, стиль взаимоотношений, уважительное отношение к людям служат эффективными средствами и методами формирования и развития соответствующих качеств у обучающихся, сотрудников ГПС МЧС России.
Управление системой воспитания в вузе ГПС МЧС России направлено на обеспечение ее оптимального функционирования и достижения целей воспитания. Это достигается: уяснением субъектами воспитания целей воспитательной работы; изучением исходного состояния управляемой системой воспитания; четким планированием воспитательной работы; продуманной постановкой задач воспитания; подбором, обучением, расстановкой кадров; организацией строгого контроля и спроса за состояние воспитательной работы на порученном участке; вооружением воспитателей всех уровней передовой методикой использования форм, методов и видов воспитания с учетом категорий личного состава; оценкой состояния и действенности системы воспитания; систематическим контролем и корректированием воспитательных воздействий.
Ключевую роль в достижении целей
воспитания и реализации направлений,
методов, средств воспитания в вузе
ГПС МЧС России играет деятельность руководителей, начальствующего
и профессорско-
Важной составной частью системы воспитания в вузе ГПС МЧС России, в определенной степени его основой, является содержательный компонент, то есть содержание воспитания. Основными элементами содержания воспитания в вузе ГПС МЧС России являются: концепция (концепции) воспитания как совокупность идей, взглядов, положений о воспитании обучающихся в вузах ГПС МЧС России; содержательные характеристики воспитания обучающихся в вузах ГПС, изложенные в квалификационных требованиях к подготовке выпускников вузов как сотрудников ГПС МЧС России; личностные качества, формируемые у обучающихся в вузе как будущих сотрудников ГПС МЧС России; виды и направления воспитания, в ходе которых формируются качества личности сотрудников ГПС.
Содержание воспитания в вузах ГПС МЧС России находит свое отражение в планах и программах подготовки различных категорий обучающихся в вузах ГПС МЧС России, в руководящих документах и планах воспитательной работы.
Основными направлениями воспитания в вузах ГПС МЧС России являются: государственно-патриотическое; профессиональное; духовно-нравственное; правовое; эстетическое; физическое. Воспитание обучающихся в вузах ГПС МЧС России непосредственно сопряжено с организационной работой по укреплению служебной дисциплины, социально-правовой, социально-психологической, культурно-досуговой работой и информационным обеспечением.
Содержание воспитания в вузах ГПС МЧС России должно учитывать служебное положение, национальные, психологические, социальные, педагогические, гендерные особенности обучающихся, уровень их образования, отношение к религии. Учет специфики воспитания различных категорий участников образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России предполагает в содержательном плане особенности воспитания офицеров, курсантов первого курса, курсантов и слушателей старших курсов, гражданского персонала, актива.
Технологический компонент системы воспитания в вузе ГПС МЧС России включает следующие основные элементы: технологии, этапы, методы, формы, средства воспитания. Методы воспитания в вузе ГПС МЧС России – это совокупность способов и приемов педагогического взаимодействия (воздействия) участников образовательного процесса в вузе для достижения целей подготовки и воспитания сотрудников ГПС МЧС России.
В системе воспитания в вузах ГПС МЧС России должны применяться:
общепедагогические методы воспитательного взаимодействия и воздействия;
специальные методы организации воспитательной работы с курсантами и слушателями вузов ГПС МЧС России: нормативные методы (постановка задач, распоряжения, приказы); исполнительские методы (подбор и расстановка воспитателей, распределение обязанностей, инструктирование); методы целеполагания (анализ директивной информации, проверка и изучение состояния воспитательной работы в подразделениях, изучение, обобщение и внедрение передового опыта); методы прогнозирования (планирование, моделирование, экстраполяция); методы коррекции (предъявление требований, организация оценки и побуждение к самооценке, обмен мнениями, высказывание советов и предложений); методы стимулирования (критика и самокритика, организация общественного мнения, поощрение и принуждение).
К формам воспитательной работы в вузах ГПС МЧС относятся: заседания ученого совета вуза; учебно-методические сборы по вопросам руководства воспитательной работой и ее организации; методические, научно-практические конференции; обмен опытом; служебные совещания; заседания предметно-методических комиссий; занятия с должностными лицами по вопросам организации воспитательной работы; подведение итогов воспитательной работы; совещания по вопросам воспитания; информирование; офицерское собрание вуза; общие собрания подразделений, работа актива, общественно-государственная подготовка; информационно-воспитательная работа; индивидуально-воспитательная работа; работа с общественностью и активом; организация взаимодействия с органами государственной власти (органами местного самоуправления), общественными организациями и религиозными объединениями.
Средства воспитания в вузах ГПС МЧС России – это система вещественных предметов и элементов общественной деятельности, используемых руководством вуза, преподавателями, кадровыми и воспитательными структурами в целях укрепления и поддержания на высоком уровне морально-психологического состояния личного состава вуза, мобилизации его духовных и физических сил на добросовестное выполнение учебных, служебных, профессиональных задач.
К средствам воспитания в вузе ГПС МЧС России относятся: различные виды деятельности личного состава вуза (учебная (учебные занятия), служебная, профессиональная, спортивная и т.д.); совокупность конкретных мероприятий, предметов, которые используются в процессе реализации того или иного метода воспитания (слово, наглядные пособия, включение в различные виды деятельности). Важную роль в качестве средств воспитания играют: средства массовой информации и интернет; научная, художественная и специальная литература; разные виды искусств (театр, кино, живопись); культурно-досуговые учреждения.
В системе воспитания в вузе ГПС МЧС России должны применяться такие приемы воспитания как: организация совместной учебной, служебной и профессиональной деятельности всех участников процесса воспитания в вузе; разъяснение значимости подготовки и деятельности, труда сотрудника ГПС МЧС России для человека, семьи, вуза, ведомства, общества, государства; материальное и моральное поощрение высоких результатов учебы, службы, труда, проявлений творчества и инициативы; знакомство с традициями коллектива, подразделения, вуза, ГПС, МЧС России, страны и воспитание на этих традициях; факультативные и кружковые занятия по интересам (техническое творчество, история ГПС, пожарно-прикладной спорт и др.); творческие, профессиональные конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества; выполнение поручений и обязанностей курсантами и слушателями в учебных группах, подразделениях вуза;
Руководящий и преподавательский состав вуза ГПС МЧС проводит воспитательную работу в ходе всего образовательного процесса в вузе и непосредственно путем: проведения совещаний, собраний, подведения итогов работы, разбора конфликтов; проведения занятий, общения с подчиненными, личных встреч, индивидуальных бесед; осуществления дисциплинарной практики; проведения кадровой работы, выдвижения на вышестоящую должность, зачисления в резерв кадров, представления к присвоению очередных и внеочередных специальных званий, направления на учебу, увольнения со службы; служебной и общественно-государственной подготовки, информирования личного состава; встреч и бесед с членами семей; организации и участия в культурно-просветительных, досуговых мероприятиях, спортивных соревнованиях.
Важное воспитательное значение имеет эстетическая организация учебы, службы, труда; привлекательное, воспитательное и познавательное оформление территории вуза и его подразделений, учебных аудиторий; аккуратный внешний вид, соблюдение формы одежды и корпоративных норм МЧС России.
Важным и своего рода завершающим, подытоживающим компонентом системы воспитания в вузе ГПС МЧС России является результативный компонент, включающий в качестве элементов диагностику, контроль, оценку, критерии воспитанности, коррекцию воспитательной деятельности.
Основные мероприятия, проводимые в рамках данного компонента: диагностика индивидуальных и групповых особенностей участников образовательного процесса; контроль, анализ и оценка состояния воспитания в вузе и его подразделениях, эффективности деятельности должностных лиц; выявление и анализ причин имеющихся недостатков, их устранение; оказание начальникам факультетов, курсов, преподавателям, другим должностным лицам методической, практической помощи в воспитании личного состава; обобщение и распространение передового опыта; внесение корректив в планы; повышение персональной ответственности управленческих, воспитательных, педагогических кадров за выполнение приказов, директив, распоряжений, решений в воспитательной сфере.
В результата анализа педагогической теории и практики подготовки сотрудников ГПС МЧС России установлена необходимость разработки концептуальных положений для совершенствования подготовки кадров в вузах ГПС МЧС России, включая решение важной научно-практической проблемы обоснования и разработки концепции воспитания в вузах ГПС МЧС России.
Концепция воспитания в вузах ГПС МЧС России представляет собой совокупность обобщенных положений, систему взглядов, идей, установок на понимание целей, сущности, содержания, технологий, организации, результатов воспитания в вузах ГПС, а также особенности деятельности и взаимодействия субъектов воспитания в ходе его осуществления в вузах ГПС МЧС России.
Разработка концепции воспитания позволяла в концептуальном виде представить процесс воспитания сотрудников ГПС МЧС России (Рис. 3).
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА | ||
Макросреда (государство, общество, регион, МЧС России, ГПС МЧС, вузы ГПС) |
Микросреда (командиры, воспитатели, | |
Система ценностей |
||
Воспитательная деятельность педагогов, руководителей |
Образовательная деятельность обучающихся | |
Корпоративная этика МЧС России |
||
профессиональные - культурные – физические – социально-психологические – личностные качества обучающихся в вузах ГПС МЧС России | ||
Высокий уровень воспитанности обучающихся в вузах ГПС МЧС России | ||
Профессиональная |
Требования к выпускникам МЧС России |
Профессиональные и личностные качества сотрудников ГПС |
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ГЕНЕРАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, СПОСОБНЫХ ВЫПОЛНЯТЬ ПОСТАВЛЕННЫЕ МЧС ЗАДАЧИ |