Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:09, реферат
Актуальность проблемы исследования. Общемировые тенденции, развитие России в начале XXI века обусловливают высокие требования к системе профессионального образования, к подготовке обучающихся в высшей школе. В современных условиях развития государства и общества возрастает значение воспитания российских граждан. Одним из важнейших направлений воспитания, требующих особого внимания в настоящее время, является воспитание в системе высшего профессионального образования.
Объектом моделирования выступает воспитания в вузе ГПС МЧС как система, социально-педагогическое, целостное, сложное, управляемое, открытое, развивающееся образование, состоящее из комплекса взаимосвязанных элементов.
Субъектную роль в моделировании системы воспитания в вузе ГПС МЧС выполняет сообщество руководителей, педагогов, командиров, воспитателей, должностных лиц вуза, представителей органов власти и общественности как совокупный субъект воспитания в вузах ГПС МЧС России.
Для процесса воспитания характерно многообразие и многочисленность внутренних связей. Эти связи относятся к разряду системообразующих. Соответственно, для моделирования системы воспитания в вузах ГПС МЧС России целесообразно компонентное построение модели, которое заключается в том, что при формировании модели выделяются основные компоненты (элементы) системы, которые представляют собой совокупность структурных, функциональных и содержательных и других элементов моделируемого явления (Рис. 1). Анализ этих элементов посредством применения методов педагогического исследования позволяет получить информацию о целевой, диагностической, содержательной, технологической и результативной сторонах системы воспитания в вузе и сформировать целостную концепцию воспитания в вузах ГПС МЧС России.
Социальный заказ: |
Цель: | |||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Компоненты воспитания в вузах ГПС МЧС России |
Организа-ционный |
Организационно-педагогические мероприятия по совершенствованию подготовки и воспитания сотрудников ГПС МЧС России |
- на уровне органов управления | |||||||||||||
- на уровне учебных заведений, подразделений ГПС МЧС России | ||||||||||||||||
Целевой |
Определение и постановка целей и задач воспитания в вузах ГПС МЧС | |||||||||||||||
Содержа-тельный |
Направления воспитания |
государственно-патриотическое |
духовно-нравственное | |||||||||||||
профессиональное |
физическое | |||||||||||||||
правовое |
эстетическое | |||||||||||||||
Технологи-ческий |
Формы воспитания Методы воспитания Приёмы воспитания Этапы воспитания Критерии и показатели |
профессионально- | ||||||||||||||
учебные занятия | ||||||||||||||||
служебная деятельность | ||||||||||||||||
общественная деятельность | ||||||||||||||||
воспитательные мероприятия | ||||||||||||||||
Результа-тивный |
Достижение требуемого уровня воспитанности |
Начальный - предпрофессиональный | ||||||||||||||
Достаточный - профессиональный | ||||||||||||||||
Высокий (системно-профессиональный) | ||||||||||||||||
Педагогические условия воспитания | ||||||||||||||||
проектирование, моделирование и реализация в вузе системы воспитания |
формирование воспитательной среды вузов ГПС МЧС России |
внедрение современных технологий воспитания |
совершенствование подготовки руководителей, преподавателей, воспитателей, должностных лиц |
оптимизация управления процессом воспитания в вузах ГПС МЧС России | ||||||||||||
Виды обеспечения воспитания в вузах ГПС МЧС России | ||||||||||||||||
научно-методическое |
психологическое |
кадровое |
правовое |
социологическое | ||||||||||||
педагогическое |
культурно-досуговое |
материально-техническое |
диагностическое |
информационное | ||||||||||||
Результат |
Высокий уровень развития воспитанности профессиональной компетентности выпускников вузов ГПС МЧС России Успешное решение задач по предназначению ГПС МЧС России |
Рис. 1. Педагогическая модель воспитания в вузах ГПС МЧС России
Модель воспитания в вузах ГПС МЧС России представляет собой идеальное представление совокупности педагогически взаимосвязанных компонентов воспитания в вузе ГПС МЧС России (целей, задач, принципов, видов, направлений, технологий, форм, методов, средств, этапов, фактором и условий воспитания, взаимодействия и взаимоотношений участников процесса воспитания в вузах ГПС МЧС России). Модель призвана способствовать проведению воспитания в вузах ГПС МЧС России как целостного педагогического процесса.
В процессе формирования и исследования модели воспитания в вузах ГПС МЧС России должно учитываться: определяющее влияние процессов обучения, профессионализации, учебной и служебной деятельности на становление и развитие знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств, профессионального опыта и способностей; доминирующее влияние процессов воспитания и социализации на становление и развитие отношений, привычек, социально важных качеств, социального опыта и характера; единство обучения и воспитания, деятельности и поведения, профессионализации, социализации и персонализации в становлении и развитии взглядов, убеждений, мотивации и направленности личности обучающихся в вузах ГПС МЧС России.
Таким образом, воспитание в вузах ГПС МЧС России должно быть системой, согласованной и управляемой по вертикали и горизонтали. Это достигается в первую очередь дифференциацией задач воспитания по курсам подготовки курсантов, установлением четких субординационных разграничений между всеми субъектами воспитания от начальника учебного заведения до командира отделения.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что современная модель воспитания курсантов (слушателей) в вузе также должна быть диагностичной, диалектичной и прогностичной, то есть отражать особенности, эволюцию и перспективы развития профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС.
В процессе исследования применение метода педагогического моделирования включало решение двух основных задач:
1) формирование модели воспитания в вузах ГПС МЧС России;
2) оценка эффективности сформированной модели.
Проведенное исследование показало пригодность сформированной модели, как для экспериментальной проверки, так и для практического осуществления в вузе. Моделирование выступает условием совершенствования воспитания в вузах ГПС МЧС России, решает задачи адекватного и целостного представления сущности, качеств и элементов системы воспитания в вузе, получения и использования в воспитательной практике новой информации о настоящем и будущем состоянии системы, возможностях и условиях ее построения, закономерностях и тенденциях ее функционирования и развития.
Проведенное с позиций системного и комплексного подходов, с использованием моделирования, исследование сущности, содержания и технологий воспитания в вузах ГПС МЧС России позволило определить необходимость обоснования, построения и реализации системы воспитания в вузах ГПС МЧС России, а также выделить основные элементы данной системы.
Система воспитания в вузах ГПС МЧС России - это целостная совокупность элементов (объектов, субъектов, принципов, целей, задач, направлений, форм, технологий, методов, средств, приемов воспитания), находящихся во взаимосвязи и взаимодействии между собой для повышения результативности образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России, достижения педагогических целей формирования и развития личности сотрудников ГПС МЧС России в соответствии с требованиями создания современной спасательной организации государства, обеспечения готовности сотрудников к решению задач по предназначению в интересах обеспечения защиты личности, общества и государства, пожарной безопасности.
Процесс воспитания в вузах ГПС МЧС
России осуществляется посредством проведения воспитательной работы, под которой
понимается целенаправленная деятельность
руководителей, кадровых и воспитательных
органов, профессорско-
В процессе исследования выделены основные элементы системы воспитания в вузах ГПС МЧС России, интегрированные в группы – компоненты системы воспитания: целевой, организационный, содержательный, технологический, результативный (Рис. 2).
Система воспитания в вузах ГПС МЧС России |
||||
| ||||
Целевой компонент |
Организационный компонент |
Содержательный компонент |
Технологический компонент |
Результативный компонент |
Требования |
Принципы |
Концепции |
Технологии |
Диагностика |
Цель |
Закономерности |
Идеи, взгляды |
Этапы |
Контроль |
Задачи |
Субъекты |
Качества личности |
Методы |
Оценка |
Факторы |
Объекты |
Виды |
Формы |
Критерии |
Условия |
Управление |
Направления |
Средства |
Коррекция |
Рис. 2. Компоненты системы воспитания в вузах ГПС МЧС
Важнейшую роль в системе воспитания в вузе играет её целевой компонент, с учетом того, что цели и задачи воспитания пронизывают весь процесс воспитания, определяет его направленность и тесно связаны со всеми другими элементами, реализуясь посредством данных элементов.
Функционирование системы
Проведенный анализ научных работ, документов, практики воспитания в МЧС, вузах ГПС МЧС позволил определить целью воспитания в вузах ГПС МЧС России формирование и развитие у личного состава вуза и, прежде всего, у обучающихся в вузе высоких личностных, гражданских, морально-психологических, профессиональных качеств; мобилизацию личного состава вуза на успешное решение образовательных, учебных, служебных и профессиональных задач.
Основой и приоритетом воспитания в вузе ГПС МЧС России является выработка и развитие у курсантов качеств и отношений гражданина-патриота, профессионала-сотрудника МЧС России, высоконравственной личности.
Процесс целеполагания, формирования целей воспитания в системе воспитания в вузе ГПС МЧС России включает в себя: определение целей воспитания с учетом требований государства, МЧС России, ГПС МЧС России, руководства вуза; учет (корректировка) в целеполагании личностных целей обучающихся; постановка дифференцированных целей по организации воспитательной работы с обучающимися различных категорий (курсов, годов обучения; специальности; формы подготовки).
Цели воспитания подразделяются на общие (воспитание курсантов, слушателей, студентов как граждан правового и демократического государства, сотрудников ГПС) и частные (воспитание конкретных курсантов и подготовка их к различным видам профессиональной деятельности с учетом профиля (направления, специальности) подготовки и предназначения по выпуску).
Цели воспитания, целевые установки конкретизируются в задачах, которые необходимо решать в процессе воспитания, подготовки обучающихся в вузах ГПС.
К основным задачам воспитания в вузах ГПС МЧС России следует отнести: формирование у личного состава вуза и непосредственно у обучающихся (курсантов, слушателей и студентов) верности Родине и присяге; воспитание обучающихся в духе соблюдения Конституции, законов Российской Федерации; формирование гордости и глубокого понимания необходимости и особой социальной значимости деятельности сотрудников ГПС, готовности к обеспечению пожарной безопасности личности, общества, государства; формирование стремления овладевать профессиональными знаниями, навыками и умениями, компетентностью, совершенствовать выучку и мастерство сотрудника ГПС; воспитание профессиональных и личностных качеств: гордости за службу (работу) в системе МЧС России, верности её славным традициям, постоянной готовности мужественно, решительно, самоотверженно и профессионально действовать при тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных обстоятельств, высокой ответственности за учебу, порученное дело, честности, дисциплинированности.
Результаты воспитания в вузах ГПС зависят от педагогических условий, в которых оно проводится: наличие высококвалифицированных воспитателей; создание и функционирование в вузе научно обоснованной системы воспитания; обеспечение единства теории и практики воспитательной деятельности всех субъектов воспитания; компетентность и личная примерность воспитателей; оптимальное обеспечение (научно-методическое, социологическое, морально-психологическое, информационное, правовое, культурно-досуговое, материально-техническое, кадровое и др.) воспитания в вузе.
Обязательным условием, способствующим эффективности системы воспитания в вузах ГПС МЧС России, является проявление постоянной заботы о социальной и правовой защите личного состава и членов их семей, ветеранов ГПС, создании благоприятных условий для учебы, службы, быта и отдыха личного состава.
Для успешного достижения целей и решения задач в системе воспитания в вузе ГПС МЧС России необходима четкая организация воспитания, на основе соблюдения научных принципов и закономерностей воспитания, а также требований, предъявляемых к воспитанию сотрудников ГПС МЧС России. В разработанной системе воспитания в вузах ГПС МЧС России данные аспекты воспитания реализуются в рамках организационного компонента системы.
Организация воспитания в вузе ГПС МЧС включает: организацию управления системой воспитания; определение субъектов и объектов воспитания; уяснение субъектами воспитания целей и задач воспитания; диагностику и оценку воспитательной ситуации; планирование воспитательной работы; осуществление прогноза результатов воспитания; подбор и расстановку кадров; постановку задач воспитателям; определение оптимальных средств, приемов, методов и форм решения воспитательных задач; изучение особенностей воспитуемых и условий воспитания в вузе; организацию контроля и коррекцию процесса воспитания; закрепление положительного опыта; оценку результатов воспитания.
Анализ педагогической теории и практики воспитания в вузах силовых ведомств позволяет выделить следующие основные принципы воспитания в вузах ГПС МЧС России: единство процессов воспитания, обучения, профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС; признание личности сотрудника ГПС как цели, результата и показателя эффективности воспитания в вузах ГПС; целенаправленность всех воспитательных взаимодействий, влияний и воздействий; гражданско-патриотическая и профессиональная направленность воспитательной деятельности; гуманизм и демократизм в решении задач воспитания; воспитание в различных видах деятельности (учебной, служебной, хозяйственной, общественной и др.); развитие положительной мотивации к учебе и службе; активность, системность и конкретность воспитательных мер; воспитание в коллективе и через коллектив; требовательное и уважительное отношение к личности при опоре на положительные качества и внимания к нуждам, запросам, потребностям обучающихся; индивидуальный и дифференцированный подход к личности, группе, коллективу; обеспечение в процессе воспитания единства слова и дела, научной теории и практики; единство, согласованность и преемственность в воспитательной деятельности субъектов воспитания в вузе; обеспечение единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания; целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности и проявления обучающимися высокого уровня воспитанности; комплексный подход к воспитанию с учетом активного функционирования всех элементов системы воспитания и подготовки в вузе.