Педагогическая концепция воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы исследования. Общемировые тенденции, развитие России в начале XXI века обусловливают высокие требования к системе профессионального образования, к подготовке обучающихся в высшей школе. В современных условиях развития государства и общества возрастает значение воспитания российских граждан. Одним из важнейших направлений воспитания, требующих особого внимания в настоящее время, является воспитание в системе высшего профессионального образования.

Файлы: 1 файл

SolntsevVO-0.doc

— 859.50 Кб (Скачать файл)

Определение методологии  предполагает выделение научных  подходов и теоретических положений, служащих основанием для решения  задач исследования. Применительно к проблеме воспитания в вузах ГПС МЧС России методология включает совокупность подходов и положений, являющихся базовыми для разработки и развития теории и практики воспитания в вузах ГПС МЧС России.

Воспитание является одной из основных категорией педагогической науки. Вместе с тем, воспитание тесно связано с политикой государства, идеологией, особенностями общества.

Понятие «воспитание» рассматривается как в широком смысле - как общий процесс социализации человека, как формирование личности определенного типа, так и в узком смысле - как воспитание конкретных личностных качеств - нравственности, патриотизма, дисциплинированности, ответственности и др.

С начала 1990-х годов в связи с происходившими в российском обществе изменениями понимание сущности воспитания подрастающего поколения подвергалось пересмотру, служило предметом дискуссий на всех уровнях его рассмотрения в обществе, в том числе и в педагогической теории. Отечественная педагогика стала вести поиск путей и средств воспитания в новых социально-экономических условиях. Утверждалась новая парадигма воспитания. В качестве ведущих принципов воспитания в этот период обосновываются гуманизация, демократизация и индивидуализация взаимоотношений в процессе обучения и воспитания. Осуществлялся поиск путей реализации этих принципов в педагогической практике. При этом предлагались следующие решения: формировать индивидуальные стратегии жизни (К.А.Абульханова-Славская); развивать рефлексию на собственный жизненный путь (А.Г.Асмолов); создавать индивидуально-ориентированную систему ценностных оснований воспитания (А.А. Бодалев, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Е.В. Бондаревская); осуществлять воспитание на основе потребностей человека, на основе этики (К.А. Шварцман, Л.В. Коновалова, О.Н. Крутова), на основе помощи в разрешении проблем развития личности и индивидуальности (Н.Ф. Гейжан, С.В. Кульневич, В.А. Фокин); ориентация на формирование потребности в саморазвитии (С.В. Кошелева) и др.

Отечественными учеными  традиционно разрабатывался деятельностный подход в воспитании. С позиций данного подхода различные виды деятельности (профессиональная, учебная, эстетическая, спортивная, общественная и др.) являются при соответствующей организации направляющей и формирующей воспитательной средой.

Ведущей тенденцией педагогической теории начала 90-х годов XX столетия является разработка теории и практики личностно-ориентированного воспитания. Вместе с тем, в педагогических публикациях разрабатываются и другие подходы.

И.Ф. Харламов обосновал деятельностно-отношенческую концепцию воспитания, считая, что стержнем всей воспитательной работы является формирование отношения подрастающего человека. При этом основным способом является упражнение в правильном поступке. И.Ф. Харламов считает формирование личностных качеств основой процесса воспитания и перечисляет ряд социальных, нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических качеств на основе отношения молодого человека к тем или иным формам действительности.

Ю.С. Мануйлов обосновывает «средовый  подход» в воспитании, который представляет собой способ педагогической организации среды, создания и реализации педагогических условий, оптимизации их влияния на личность обучающегося. Важно учитывать, что педагогическая среда вузов ГПС МЧС России является специфической, ее организация отличается от гражданских вузов. Свои особенности имеют педагогические условия воспитания личности сотрудника ГПС.

Е.Н. Степановым изучены вопросы моделирования воспитательной системы образовательного учреждения.

С середины 1990-х годов в педагогической теории активно развивается компетентностный подход в образовании, который своё глубокое обоснование получил в последние годы. В России компетентностный подход разрабатывается с расчетом на то, чтобы осуществить модернизацию российского образования на компетентностной основе. Учет положений данного подхода особо важен для разработки концепции и реализации технологий воспитания в вузах ГПС МЧС России на современных методологических основаниях.

В.А. Болотов и В.В. Сериков  отмечают, что компетентностный подход отражает такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнение ключевых (относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.

Б.Д. Эльконин считает, что в рамках компетентностного подхода надо строить и заранее задавать «ситуации включения». При этом слово включение означает оценку ситуации, проектирование действий, и отношений, которые требуют тех или иных решений.

Е.В. Бондаревская и С.В. Кульневич показывают, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Ключевые компетенции - это личные цели человека, личные смыслы образования.

Компетентностный подход соответствует положениям Болонского процесса и эффективен для подготовки специалистов практиков, что важно учитывать в воспитании и в целом подготовке сотрудников ГПС МЧС России.

Наряду с широким распространением понятий «компетентность» и «компетенция», в обучении и воспитании сотрудников ГПС МЧС России не теряют своего значения такие термины как «квалификация», «профессионализм» и др.

Разнообразие ситуаций, факторов и условий деятельности сотрудников ГПС М ЧС России требует формирования в процессе их подготовки в вузе не только гибких и обобщенных квалификаций, компетенций, но и личностных качеств, которые составляют собственно предмет воспитания в вузах ГПС МЧС России. Для научно-обоснованной разработки концепции воспитания в вузах ГПС МЧС России необходима систематизация общекультурных, личностных, гражданских, трудовых, профессиональных, корпоративных ценностей сотрудников ГПС МЧС России.

С начала 2000-х годов в  отечественной системе образования  усилилось внимание к воспитанию обучающихся. В публикациях последних лет в качестве важнейших методологических оснований педагогических исследований проблем воспитания выделяются такие системные характеристики, как междисциплинарность, системность и комплексность исследований и практики воспитания, среды и воспитательного пространства вуза, внутривузовских взаимоотношений и взаимодействия всех субъектов воспитания.

Современными исследователями  отмечается сложность организации и управления системой воспитания в вузе. Важным при этом является рассмотрение вуза как воспитательного пространства, понимание его как воспитательной системы с внешними и внутренними взаимосвязями и взаимозависимостями.

С точки зрения воспитания будущего сотрудника ГПС МЧС России, имеющийся в гражданских вузах опыт можно признать недостаточным. Воспитание обучающихся как будущих сотрудников ГПС МЧС России должно занимать гораздо более важно место в воспитательном пространстве вуза ГПС МЧС России по сравнению с воспитанием студентов гражданских вузов. В этой связи следует вести поиск таких форм воспитания в вузах ГПС МЧС России, которые с одной стороны, отвечали бы современным подходам в воспитании, а с другой стороны - избегали бы сосредоточенности только на конкретных мероприятиях, которая в определенной степени присуща упорядоченной организации образовательного процесса и воспитательной работы в вузах ГПС МЧС России.

Важнейшим показателем  и результатом воспитательной деятельности в образовательном учреждении является отношение обучающихся к знанию, самосовершенствованию, развитию. Исследования свидетельствуют о различиях по этому показателю в среде студентов гражданских вузов и курсантов вузов силовых ведомств. Соответственно, должны меняться технологии, способы педагогического воздействия на курсантов вузов разного типа.

В 1990-е годы в противовес авторитарному подходу начала интенсивно развиваться педагогика сотрудничества, субъект-субъектный подход. В процессе реформ отечественного образования происходил активный поиск более гуманных, демократичных способов организации взаимоотношений и педагогического взаимодействия между учителем и обучающимся, воспитателем и воспитуемым. Воспитанник перестал быть объектом воздействия и стал рассматриваться как субъект педагогического взаимодействия. Отношения между педагогом и учащимся из субъект-объектных преобразовывались в субъект-субъектные отношения, признающие важную роль субъектной, собственной активности обучающегося, воспитанника в образовательном процессе.

В качестве важнейшего пути совершенствования воспитания в настоящее время рассматривается утверждение и реализация гуманистической парадигмы как теоретической модели, принятой в качестве образца решения воспитательных задач. Основная идея заключается в том, что воспитание рассматривается как процесс теснейшим образом связанный с деятельностью человека, обусловленный человеческими потребностями, интересами, ценностями. Тем более это верно для осмысления воспитания в студенческих, курсантских, офицерских, многообразных коллективах сотрудников ГПС МЧС в которых командир (начальник), руководитель, воспитатель взаимодействует с людьми, чьи личностные качества в основном уже сформированы.

Рассмотрение процесса воспитания как взаимодействия позволяет понять его не как нечто навязанное человеку извне, а как процесс, обусловленный, прежде всего, собственной практикой человека, его личностными усилиями. Такой подход позволяет осмыслить воспитание в вузе ГПС МЧС России предельно широко, в силу того, что обучающийся (курсант, слушатель, студент) взаимодействует с участниками образовательного процесса, другими людьми во всех жизненных сферах, в процессе профессиональной подготовки, учебы, службы, физической культуры и спорта, труда, на отдыхе, занимаясь общественной деятельностью, проводя время в кругу друзей, семьи. Педагогическое взаимодействие может носить как вертикальный (межпоколенный), так и горизонтальный (внутрипоколенный) характер, может быть как непосредственным, так и опосредованным.

Следовательно, воспитание, выступая стороной взаимодействий участников образовательного процесса в вузе ГПС МЧС России, буквально пронизывает социальную практику сотрудников ГПС МЧС России, и не может быть локализовано только в педагогической сфере. Таким образом, воспитание в вузах ГПС МЧС России должно рассматриваться и осуществляться во взаимодействии всех его типов и направлений, ибо каждый из них позволяет обогащать сознание и психику людей, совершенствовать их различные социальные характеристики.

Признание единства различных форм бытия воспитания позволяет раскрыть его социальную сущность. Воспитание есть специфический аспект взаимодействия людей, непременный компонент его духовной и практической составляющей, Это такое взаимодействие, результатом которого является изменение личностных качеств человека.

Воспитание в вузах ГПС МЧС России вплетено в контекст реальной жизни человека и отражает в себе её особенности. Соответственно, качество воспитания, его цели, средства, методы и собственно результаты детерминированы как объективными, так и субъективными причинами (факторами, условиями).

Методология воспитания в вузах ГПС МЧС России требует глубокого изучения человека как участника образовательного процесса. В этой связи чрезвычайно важным является исследование характеристик человека (биологических, этнических, половых, психофизиологических, интеллектуальных, психологических, педагогических, морально-волевых и др.). Эти характеристики определяют возможности освоения обучающимися профессии сотрудника ГПС МЧС России и личностного роста.

Осмысление методологии изучения проблем воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России требует комплексного подхода к рассмотрению этих проблем в целостной системе воспитания сотрудников МЧС, молодежи, граждан России на современном этапе развития российского государства и общества. Анализ развития теории воспитания показывает, что основными характеристиками современного понимания воспитания в отечественной педагогике является его гуманизация, утверждение субъект-субъектных отношений в педагогическом взаимодействии, признание развития личности как определяющего эффективность педагогической деятельности, признание интересов и потребностей личности равноправными интересам и потребностям общества и государства.

Воспитание в высших учебных  заведениях является сложным процессом  и видом деятельности. Его отличительные черты в современных условиях - это плюрализм и вариативность воспитательных практик, возрастание роли образовательных, психологических и педагогических технологий, увеличение степени свободы субъектов учебно-воспитательного процесса, личностно-деятельностная направленность образования, культивирование личной ответственности, организация среды воспитания; оптимизация процессов социализации и индивидуализации; поликультурный характер образования, возрастание роли самоуправления учебных и преподавательских коллективов.

Воспитание в вузах ГПС МЧС России является органической частью процесса подготовки кадров, кадровой и воспитательной работы в МЧС России и подчиняется основным требованиям государства и ведомств.

Информация о работе Педагогическая концепция воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России