Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:09, реферат
Актуальность проблемы исследования. Общемировые тенденции, развитие России в начале XXI века обусловливают высокие требования к системе профессионального образования, к подготовке обучающихся в высшей школе. В современных условиях развития государства и общества возрастает значение воспитания российских граждан. Одним из важнейших направлений воспитания, требующих особого внимания в настоящее время, является воспитание в системе высшего профессионального образования.
Процесс нравственного воспитания предполагает и формирование у обучающихся в вузах ГПС МЧС моральных потребностей, направленных на нравственное самосовершенствование, на стремление к моральному идеалу и высоконравственному поведению как устойчивой черте характера.
Для обучающихся в вузах ГПС МЧС содержание нравственных отношений определяет их отношение к обществу, государству и личности, необходимость обеспечивать их безопасность, добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности, быть верными своему служебному долгу. Нравственные отношения складываются и регулируются в учебной группе курсантов, прежде всего как отношения межличностные, которые отражают характер связей и взаимодействий.
В системе воспитания в вузах ГПС МЧС России особую значимость имеет формирование основ дисциплинированного поведения сотрудников ГПС МЧС, которым предстоит в профессиональной деятельности при выполнении служебных задач принимать и выполнять ответственные решения, от которых будет зависеть противопожарная безопасность, жизнь и здоровье граждан России.
Психолого-педагогические исследования, установившие зависимости, в которых наблюдается положительное влияние дисциплинированности на социализацию личности (В.Е. Гмурман, М.И. Бобнев, А.С. Макаренко и др.), мотивацию поведения (В.Г. Асеев, А.С. Белкин, В.В. Зайцев, Е.П. Ильин и др.), формирование умений и привычек воспитанника управлять своим поведением (В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин, Г.И. Щукина и др.), ответственное отношение личности к поступкам (А.В. Барабанщиков, С.Б. Елканов, В.Е. Кнохинов и др.), воспитание гражданственности и патриотизма (А.С Гаязов, И.М. Дуранов, А.А. Жиляев и др.), формирование правосознания сотрудников правоохранительных органов (В.М. Кукушин, В.В. Попов, В.И. Хальзов и др.), свидетельствуют о необходимости разработки теоретических и практических основ воспитания дисциплинированности курсантов в вузах ГПС МЧС России.
Анализ педагогической литературы, специфики деятельности ГПС МЧС позволяет определить дисциплинированность сотрудника ГПС МЧС России как интегративное качество личности, включающее единство исполнительности и инициативности, подчинения и самостоятельности; умения и привычки управлять своим поведением в соответствии с требованиями служебной дисциплины в ГПС МЧС России, в котором закрепляется отношение сотрудника ГПС МЧС России к законам государства и нравственным нормам общества. Служебная дисциплина в ГПС МЧС России ориентирует сотрудников на соблюдение правовых норм, регламентирующих деятельность ГПС МЧС России. В то же время следует отметить важность соблюдения сотрудниками ГПС нравственных норм, которые не менее значимы, чем правовые при осуществлении сотрудниками своей деятельности. Воспитание нравственного компонента дисциплинированности обучающихся в вузах ГПС МЧС России базируется на общечеловеческих и профессионально-значимых ценностях: глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, ответственности за противопожарную безопасность, охрану жизни и здоровья граждан; разумное и гуманное использование сотрудником ГПС предоставленных законом прав в соответствии с принципами гражданского, служебного и нравственного долга; добросовестность и ответственность в решении задач по предназначению; безупречность личного поведения, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, репутации сотрудника ГПС МЧС.
Дисциплина сотрудников ГПС МЧС России ориентирована на нормы права. Следствием этого является жесткая регламентация требований дисциплины в вузах ГПС МЧС России, что способствует четкой организации образовательного процесса, но в то же время, может приводить к преобладанию авторитарных педагогических воздействий в процессе воспитания курсантов, к шаблонности при определении ими форм поведения в ситуациях морально-правового выбора при выполнении служебных обязанностей, препятствовать развитию инициативности и самостоятельности сотрудников ГПС МЧС России.
Анализ научно-педагогической и специальной литературы позволяет выделить особенности образовательного процесса вузов ГПС МЧС России в контексте воспитания дисциплинированности обучающихся: сочетание широких образовательных и воспитательных целей с задачами профессиональной подготовки сотрудников ГПС; регламентация норм и правил поведения курсантов вузов ГПС требованиями служебной дисциплины и контроль за их выполнением; использование самостоятельной подготовки при воспитании дисциплинированности, ответственности и самостоятельности курсантов; личная ответственность курсантов за качество учебы и поведение; регламентация руководства в учебных коллективах; включение в содержание учебных дисциплин требований, регламентирующих поведение сотрудника ГПС МЧС России.
Для повышения эффективности воспитания в вузах ГПС МЧС России необходимо решение следующих задач воспитания дисциплинированности: формирование у обучающихся, личного состава вузов ГПС МЧС России сознания необходимости выполнения требований служебной дисциплины; формирование знаний, составляющих содержание как нравственного, так и правового компонентов дисциплины сотрудников ГПС; включение личности в систему упражнений, действий, проблемных ситуаций, формирующих умения и навыки дисциплинированного поведения; формирование у обучающихся, личного состава вузов ГПС качеств личности, значимых для воспитания дисциплинированности (исполнительность, ответственность, инициатива, самостоятельность и др.).
Педагогическими условиями воспитания дисциплинированности в вузах ГПС МЧС России являются: формирование нравственно-правовой воспитывающей среды вуза ГПС МЧС России; развитие активной и позитивной личностных и групповых позиций и установок в отношении воспитания дисциплинированности; достижение самовоспитания дисциплинированности и самоуправления дисциплиной в учебных коллективах вуза.
Ведущими средствам воспитания дисциплинированности обучающихся в вузах ГПС МЧС России являются: формирование стереотипов дисциплинированного поведения; нормативно-регламентированная организация учебной и служебной деятельности в вузе; вузовская система информации, подведения итогов, учета дисциплины; развитие критики и самокритики в учебных коллективах; проверка выполнения обязанностей и поручений.
Для диагностики и оценки результатов воспитания можно выделить четыре уровня дисциплинированности: низкий (дисциплина по принуждению); средний (дисциплина из соображений выгоды); формально высокий; высокий (самодисциплина, внутренняя, сознательная дисциплина).
Проведенный анализ показывает, что совершенствование воспитания в образовательном процессе вузов ГПС МЧС России может и должно идти по разным направлениям, но при этом требуется методическое обеспечение этого процесса, формирование единого банка данных, прежде всего в сфере разработки воспитательных технологий и методов воспитывающего обучения в рамках единой системы воспитания, профессиональной подготовки кадров МЧС России.
В четвертой главе «Экспериментальное исследование реализации системы воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России» определены критерии и показатели эффективности системы воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России; рассмотрены замысел, ход и результаты экспериментального исследования реализации системы воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России.
Для оценки системы воспитания в вузах ГПС в процессе исследования были разработаны и получили применение критерии и показатели эффективности системы воспитания в вузах ГПС МЧС России (Таблица 1).
Таблица 1. Критерии и показатели эффективности системы воспитания в вузах ГПС
№ |
Критерии |
Показатели |
1 |
Целенаправленность воспитания в вузах ГПС МЧС России |
обоснованность постановки целей и задач воспитания |
преемственность в постановке
целей и решении задач | ||
успешность решения воспитательных задач | ||
способность анализировать достижение целей и задач | ||
2 |
Сформированность |
уровень использования передовых технологий воспитания |
постановка и решение воспитательных задач в рамках учебных дисциплин, учебных занятий, воспитательных мероприятий | ||
3 |
Организованность |
способность сосредоточить усилия на главном в воспитательной работе |
оптимальность применения средств воспитания | ||
достижение поставленных воспитательных целей в сроки | ||
привлечение начальников (руководителей) всех степеней к воспитательной работе | ||
4 |
Взаимодействие и |
степень координации воспитательной работы |
взаимосвязь воспитательных аспектов в служебной, педагогической, общественной деятельности | ||
воспитательный контакт руководителей, педагогов с обучающимися, подчиненными | ||
привлечение к процессу воспитания общественных организаций и родителей | ||
гуманизация взаимоотношений, уважение личного и общественного мнения | ||
степень педагогического сотрудничества и сотворчества | ||
5 |
Индивидуализация и дифференциация воспитания |
знание особенностей личности обучающихся (сотрудников) |
степень дифференциации воспитательной деятельности | ||
степень индивидуализации воспитательной деятельности | ||
оказание педагогической помощи, организация взаимопомощи | ||
6 |
Сформированность корпоративной этики сотрудников МЧС России |
взаимоотношения в коллективах |
характер групповой оценки позитивных и негативных явлений в коллективе | ||
социометрический статус в подразделениях | ||
развитие взаимопомощи, взаимовыручки в коллективах | ||
сформированность и направленность групповых мнений, настроений, традиций | ||
7 |
Подготовка должностных лиц к проведению воспитания |
наличие высокой педагогической культуры |
уровень педагогического мастерства | ||
стремление начальников,
педагогов к самовоспитанию, самообразованию
и самосовершенствованию в |
Выделенные критерии и показатели оценивались по трем основным уровням: высокий, средний, низкий. Данные уровни отражали степень сформированности, реализации критериев и показателей в системе воспитания вуза ГПС МЧС России.
Также были выделены этапы и уровни воспитания, отражающие достижение дискретных результатов главным субъектом системы воспитания – обучающимися в вузе ГПС МЧС России (Таблица 2).
Таблица 2. Этапы и уровни воспитания обучающихся в вузах ГПС МЧС России
Этапы и уровни |
Характеристика деятельности |
Характеристика уровня воспитания |
Новообразования в качествах личности |
Предпрофес-сиональный этап (1-2 курсы). Начальный уровень |
Преобладают мотивы интереса к профессии; идеалы не имеют четких очертаний, служебно-профессиональная направленность сформирована слабо. Нет системного представления о целях подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС |
Сформированность отдельных профессионально важных качеств личности. Общие представления о требованиях профессии к сотрудникам ГПС МЧС без достаточного понимания взаимосвязи и взаимозависимости личностных и профессиональных качеств. Низкая активность в общественной деятельности. |
Умение организовывать собственный труд, ответственность; готовность к педагогическому (управленческому) взаимодействию. Сформированы базовые профессионально важные качества |
Профессио-нальный этап (3-4 курсы). Достаточ-ный уровень |
Понимание значимости профессии, цели подготовки носят более выраженный социальный, профессиональный и личностно-значимый характер; сформирована потребность в овладении навыками и умениями профессионального труда. В основном сформирована профессиональная направленность. |
Сформированность ведущих профессионально важных качеств личности и основных представлений о требованиях профессии к сотрудникам ГПС МЧС. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости личностных и профессиональных качеств сотрудников ГПС. Могут испытывать затруднения с реализацией их на практике. |
Уверенность в себе; уравновешенность; стремление к развитию профессиональной компетентности; осознание целей и проблем; инициативность; в целом готовность к действию по предназначению; гибкость. Интеграция ключевых и базовых компетентностей, ведущих профессиональных качеств |
Системно-профессио-нальный этап (5 курс). Высокий уровень |
Цели социальные и личностные совпадают, обусловлены мотивами решения задач ГПС МЧС России. Профессионально-творческая направленность личности на реализацию в деятельности сотрудника ГПС МЧС России. Понимание высокой социальной значимости деятельности сотрудников ГПС МЧС |
Профессионально важные качества личности и представления о требованиях профессии к сотрудникам ГПС МЧС в целом сформированы Достаточное понимание важности личностных и профессиональных качеств сотрудников ГПС, личностное принятие необходимости их освоения, реализации и развития. |
Способность и готовность решать профессиональные задачи по предназначению; реализация личностных и профессиональных качеств в реальных условиях деятельности сотрудников ГПС; профессиональное мышление; корпоративная этика сотрудника МЧС |
Это позволило определять эффективность системы воспитания двумя основными способами: путем фиксирования конечного результата воспитания (в целом по совокупности выделенных критериев и показателей), а также путем изучения тех изменений, которые произошли или происходят в вузе, его подразделениях, профессиональных и личностных качествах обучающихся в результате осуществления воспитательных взаимодействий и воздействий.
Важным этапом научного исследования проблемы воспитания в вузах ГПС МЧС России явился педагогический эксперимент как один из эффективных научных методов для всесторонне объективной и доказательной проверки достоверности основной гипотезы исследования.
Основу эксперимента составили реализация разработанной модели системы воспитания в вузах ГПС МЧС России и проверка её эффективности.
Важной особенностью педагогического эксперимента явилось его проведение в реальных условиях жизнедеятельности практически всех вузов ГПС МЧС России (Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Ивановский и Уральский институты ГПС МЧС России). С учётом представленности в экспериментальных и контрольных группах курсантов и слушателей основных курсов и факультетов этих вузов была обеспечена необходимая репрезентативность выборки исследования.
Основная экспериментальная работа была выполнена в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России с 2004 по 2010 год посредством моделирования и формирования системы воспитания в вузе ГПС МЧС России и оценке её эффективности. При этом из состава двух факультетов (пожарной безопасности и экономики и права) были выделены по 10 экспериментальных и контрольных групп курсантов (по одной группе на каждом из пяти курсе каждого из двух факультетов) и по 2 экспериментальные и контрольные группы офицеров этих факультетов. Данные группы представляли собой штатные учебные группы курсантов с примерно равными исходными значения количественных и качественных показателей успеваемости и дисциплины. Группы офицеров включали штатных начальников факультетов и курсов, а также сотрудников воспитательного аппарата, осуществлявших воспитание курсантов. Кроме того, в качестве экспериментальных и контрольных были привлечены учебные группы Ивановского и Уральского институтов ГПС МЧС России. Общая численность участников экспериментальных групп составляла 258 курсантов и 18 офицеров. Общая численность участников контрольных групп составляла 245 курсантов и 19 офицеров.
Основой эксперимента явилось моделирование системы воспитания в вузе ГПС и последовательная реализации разработанной Концепции воспитания в вузах ГПС МЧС России. Суть данного эксперимента состояла в проведении в экспериментальных группах целенаправленных исследовательских воздействий и осуществлении процедур педагогической диагностики. Эти воздействия имели как комплексный, фронтальный характер (в масштабе вуза, факультета), так и локальный (воздействие на отдельные компоненты, отдельные группы и т.д.). Для определения степени эффективности предпринимаемых экспериментальных воздействий осуществлялось проведение исходных, промежуточных и итоговых замеров в экспериментальных и контрольных группах. В начале эксперимента было установлено, что до начала опытно-экспериментального исследования уровень функционирования системы воспитания вузов был примерно одинаков и оценивался как низкий (система воспитания не была сформирована; между её элементами, компонентами не было устойчивых связей и взаимодействия; воспитательный потенциал образовательного процессе реализовывался лишь частично; воспитательные воздействия участников воспитания были не скоординированы; воспитательное пространство вуза не было сформировано).