Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:09, реферат
Актуальность проблемы исследования. Общемировые тенденции, развитие России в начале XXI века обусловливают высокие требования к системе профессионального образования, к подготовке обучающихся в высшей школе. В современных условиях развития государства и общества возрастает значение воспитания российских граждан. Одним из важнейших направлений воспитания, требующих особого внимания в настоящее время, является воспитание в системе высшего профессионального образования.
Исходя из этого выдвинуто предположение, что разработка педагогической концепции воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России позволит разрешить указанные противоречия на основе научного обоснования, проектирования, моделирования и экспериментальной проверки системы воспитания в вузах ГПС; формирования воспитательной среды вузов ГПС; внедрения современных технологий воспитания в процесс профессиональной подготовки в вузах ГПС; совершенствования подготовки руководителей, преподавателей, воспитателей, должностных лиц к проведению воспитания в вузах ГПС; оптимизации управления процессом воспитания в вузах ГПС МЧС России.
Задачи исследования:
1) разработать методологию
2) провести историко-педагогический анализ решения задач воспитания сотрудников Государственной противопожарной службы как фактора обеспечения эффективности их подготовки и профессиональной деятельности;
3) определить сущность, содержание и особенности воспитания в высших учебных заведениях ГПС МЧС России;
4) выявить совокупность
5) обосновать и сформировать педагогическую концепцию воспитания в вузах ГПС МЧС России;
6) разработать педагогическую
7) определить пути совершенствова
Методологическую основу исследования составили: основные положения диалектики как учения о всеобщей связи и развитии, гносеологии как теории познания; общенаучные принципы всеобщей связи, развития, объективности, системности и научности; положения философии о целостности и взаимообусловленности явлений в различных сферах жизни общества; философские и педагогические концепции, обосновывающие понятия «личность», «образование», «воспитание», «профессиональная подготовка»; положения системного, комплексного и деятельностного подходов; идеи социально-исторической обусловленности процессов воспитания и формирования личности; концепции общей, социальной, военной педагогики, теории профессионального образования.
Теоретическую основу составили:
философские, социологические и педагогические идеи о роли образования, педагогики, воспитания в обществе (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, Г.А.Бордовский, Л.С.Выготский, Б.С.Гершунский, В.И.Гинецинский, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, В.Ю.Кричевский, В.В.Лаптев, О.Е.Лебедев, И.А.Скопылатов, А.Г.Соколов, Н.Ф.Талызина, А.П.Тряпицына, К.Д.Ушинский, И.Д.Фрумин, В.А.Якунин и др.);
научные знания об особенностях подготовки, воспитания и деятельности сотрудников силовых ведомств, ГПС МЧС России, деятельности человека в экстремальных условиях жизнедеятельности (В.С.Артамонов, С.С. Аганов, Ю.Г.Баскин, Ф.Б.Березин, С.П.Булавин, Н.Г. Винокурова, А.Л.Воробьев, А.А. Грешных, О.Ю.Ефремов, В.Г.Зазыкин, В.П.Казначеев, Ц.П.Короленко, А.А.Кочин, А.Г.Кузнецов, С.В.Литвиненко, С.И.Макшанов, В.Б.Моторин, В.Ф.Перевалов, А.Н. Печников, Л.Г.Почебут, В.Ю.Рыбников, Л.С.Узун, М.И.Фалеев, А.П. Шарухин, С.К.Шойгу, А.А.Шелепенькин, В.А.Щеголев и др.);
исследования, определяющие сущностные черты педагогической деятельности (О.В.Акулова, С.И.Архангельский, Л.С.Божович, В.В.Давыдов, В.И.Загвязинский, К.Д.Радина, А.С.Роботова, Н.Н.Суртаева, Г.С.Сухобская, А.П. Тряпицына);
положения компетентностного подхода в профессиональном образовании (А.Л. Андреев, В.А. Байденко, Г.А. Бордовский, В.А. Болотов, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, С.В. Кульневич, Н.В. Радионова, В.В. Сериков, Б.Д. Эльконин);
исследования по проблемам деятельности, педагогической деятельности (Б.Г.Ананьев, В.Г.Асеев, Т.К.Ахаян, Л.Н.Бережнова, В.К.Вилюнас, О.П.Елисеев, З.Ф.Есарева, Е.П.Ильин, В.И.Ковалев, К.Левин, А.Н.Леонтьев, А.Е.Личко, М.Ш.Магомед-Эминов, В.С.Мерлин, П.В.Симонов, Х.Хекхаузен, В.А.Щеголев),
научные знания о воспитании (В.Г. Асеев, В.П. Битинас, Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, Е.Н. Дмитриева, В.Б.Ежеленко, В.П. Зинченко, И.А. Колесникова, В.В. Краевский, Л.И. Новикова, Д.И. Фельдштейн);
педагогические, психологические, организационные основы воспитания военнослужащих и сотрудников силовых ведомств в процессе профессиональной подготовки (В.С. Артамонов, А.В.Барабанщиков, Ю.Г. Баскин, В.Л. Васильев, В.А. Гадышев, Н.Ф. Гейжан, А.Т. Иваницкий, B.C. Олейников, Н.Н. Силкин, В.Я. Слепов, В.И. Хальзов, Ю.А. Шаранов, А.Г. Шестаков, Я.Я. Юрченко).
В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов.
Из теоретических методов применялись: историко-педагогический и теоретический анализ различных аспектов изучаемой проблемы; системно-структурный анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, методы прогнозирования, моделирования; сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение организационно-педагогического опыта воспитания в различных системах, в т.ч. опыта воспитания военнослужащих и сотрудников силовых министерств и ведомств; методы и положения всеобщей теории систем (системный анализ, математическая логика, теория управления и принятия решений) и др.
В качестве эмпирических методов использовались: наблюдение; опросы (тестирование, анкетирование, беседы); контент-анализ, изучение нормативно-правовых актов в сфере образования и воспитания, руководящих документов, научной, учебной и методической литературы, документации; эксперимент, изучение и обобщение опыта, экспертное оценивание. Также применялись методы математической статистики и компьютерной обработки данных.
База и этапы исследования. Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, а также в Ивановском и Уральском институтах ГПС МЧС России, в Северо-Западном регионально центре МЧС России.
Первый этап исследования (2004-2005 гг.) включал анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение состояния педагогической практики, определение основных направлений исследования.
Второй этап исследования (2005-2008 гг.) был связан с разработкой основных компонентов концепции воспитания в вузах ГПС МЧС России; были определены сущность, содержание и путей совершенствования воспитания в вузах ГПС МЧС России. На данном этапе проводился комплексный педагогический эксперимент.
Третий этап исследования (2009-2010 гг.) был направлен на завершение экспериментальной работы: систематизировались результаты, осуществлялась их апробация, разрабатывались рекомендации.
Положения, выносимые на защиту, представляют собой основные результаты исследования, совокупность которых правомерно рассматривать как педагогическую концепцию воспитания в вузах ГПС МЧС России:
1. Концепция воспитания в вузах ГПС МЧС России представляет собой совокупность обобщенных положений, систему научных взглядов, идей, установок на понимание сущности и особенностей воспитания в вузах ГПС МЧС России; потребности в воспитании обучающихся в вузах ГПС МЧС России; целей и задач, закономерностей и принципов, содержания, направлений, технологий, методов, средств воспитания, особенности деятельности и взаимодействия субъектов воспитания в ходе его осуществления в вузах ГПС МЧС России.
Воспитание в вузах ГПС МЧС России как часть общего процесса воспитания российских граждан, включает совокупность компонентов и ценностей в сфере воспитания, обучения, развития личности, реализуемых в вузах ГПС МЧС России и позволяющих эффективно формировать у обучающихся профессиональные и личностные качества, знания, умения и навыки, необходимые для успешного решения задач по предназначению сотрудников ГПС МЧС России.
Потребность в воспитании обучающихся в вузах ГПС МЧС России обусловлена тем, что профессионально важные качества, компоненты корпоративной культуры МЧС России, её ценности, знания, навыки, умения и другие составляющие культуры личности сотрудника ГПС МЧС России занимают важное место в достижении эффективности профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России.
В профессионально-
В личностном плане воспитание обучающихся в вузах ГПС МЧС России (как элемент профессионального и личностного развития) представляет собой освоения обучающимися в процессе их подготовки в вузах ГПС МЧС России мотивационного, деятельностного и результативного компонентов культуры.
В процессуальном плане воспитание в вузах ГПС МЧС России (как педагогический процесс) – это педагогическое взаимодействие субъектов процесса подготовки сотрудников ГПС МЧС России, проводимое на всех этапах образовательного процесса в вузах, направленное на достижение высокого уровня воспитанности сотрудников ГПС МЧС России, в целях обеспечения качества подготовки сотрудников ГПС, их профессионального и личностного развития.
Отличительной особенностью воспитания в вузах ГПС МЧС является нацеленность на формирование личности сотрудника ГПС МЧС с заранее заданными параметрами его должностного предназначения как выпускника в определенное подразделение противопожарной службы, его служебно-профессиональной направленности на обеспечение защиты личности, общества и государства, выраженной ориентации на гуманный, спасательно-защитный характер профессиональной деятельности пожарных и спасателей, что принципиально отличает их труд от деятельности сотрудников других силовых структур и ведомств.
Основной целью воспитания в вузах ГПС МЧС России является достижение высокого уровня воспитанности обучающихся, в целом профессионализма и компетентности сотрудников ГПС МЧС России, обеспечивающего успешное решение задач ГПС МЧС России, обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях, противопожарной безопасности.
Воспитание в вузах ГПС МЧС России достигается посредством решения совокупности учебных, воспитательных, развивающих и образовательных задач:
учебные задачи: формирование у обучающихся знаний научно-практических основ профессионализма личности сотрудника ГПС; формирование и развитие качеств, практических умений и навыков, в соответствии с государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями;
воспитательные задачи: осознание обучающимися и реализация в образовательном процессе вузов ГПС МЧС России роли культуры, воспитания, личностных качеств в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС России; формирование мотивационно-ценностного отношения обучающихся к профессии сотрудника ГПС МЧС России, установки на самосовершенствование и самовоспитание; формирование профессиональных и личностных качеств участников образовательного процесса и, прежде всего, обучающихся, в вузах ГПС МЧС России;
развивающие задачи: развитие, совершенствование способностей и свойств личности; самоопределение в профессии;
образовательные задачи: достижение общей и профессионально-прикладной подготовленности, профессиональной компетентности, определяющей способность и готовность выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России; приобретение обучающимися опыта использования учебно-познавательной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей.
Основная закономерность воспитания в вузах ГПС МЧС России: темпы и уровень воспитания в вузах ГПС МЧС России зависят от совокупности условий: наследственности и индивидных свойств обучающегося; образовательной среды вуза; наличия и реализации в вузе системы воспитания; включенности обучающегося в процессе воспитания; педагогического мастерства преподавателей, эффективной деятельности начальников, руководителей, специалистов воспитательных структур; личностной активности педагогов и обучающегося в процессе воспитания; личностной значимости результатов воспитания.
Основные принципы воспитания в вузах ГПС МЧС России: единство процессов воспитания, обучения, профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России; признание личности сотрудника ГПС МЧС России как цели, результата и показателя эффективности воспитания в вузах ГПС; целенаправленность всех воспитательных взаимодействий, влияний и воздействий; гражданско-патриотическая и профессиональная направленность воспитательной деятельности; воспитание в различных видах деятельности (учебной, служебной, боевой, хозяйственной, общественной и др.); единство, согласованность и преемственность в воспитательной деятельности субъектов воспитания в вузе; комплексный подход к воспитанию с учетом активного функционирования всех элементов системы воспитания и подготовки в вузе.