Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:09, реферат
Актуальность проблемы исследования. Общемировые тенденции, развитие России в начале XXI века обусловливают высокие требования к системе профессионального образования, к подготовке обучающихся в высшей школе. В современных условиях развития государства и общества возрастает значение воспитания российских граждан. Одним из важнейших направлений воспитания, требующих особого внимания в настоящее время, является воспитание в системе высшего профессионального образования.
Содержание воспитания в вузах ГПС МЧС России включает концепции, идеи, теории, положения, точки зрения, факты по различным аспектам жизни личности, общества, государства, МЧС России, службы в ГПС МЧС России, в целом всё то, на чём формируется и развивается сотрудник ГПС МЧС России.
Направления воспитания в вузах ГПС МЧС России: государственно-патриотическое; профессиональное воспитание; духовно-нравственное воспитание; правовое воспитание; эстетическое воспитание; физическое воспитание.
Педагогическая технология воспитания в вузах ГПС МЧС России представляет собой систему методов, методик, средств, способов, приёмов, этапов воспитания в вузах ГПС МЧС России для достижения гарантированных результатов подготовки сотрудников ГПС МЧС России. Методы воспитания в вузах ГПС МЧС России - совокупность способов и приемов воспитательного взаимодействия (воздействия) участников образовательного процесса в вузе ГПС МЧС России.
2. Педагогическая модель воспитания в вузах ГПС МЧС России
По своей сущности модель воспитания представляет собой аналог согласованной деятельности всех субъектов воспитания, направленный на создание воспитательной среды вузов ГПС МЧС России как совокупности условий и факторов жизнедеятельности обучающихся, необходимых для формирования у них компетентности, профессиональных и личностных качеств сотрудника ГПС МЧС России. Ключевым звено в модели системы воспитания является личность курсанта (слушателя), представляющего основу организации воспитания в вузе.
Модель воспитания в вузах ГПС МЧС России включает в себя следующие основные компоненты, структурные элементы: субъекты и объекты воспитания в вузах ГПС МЧС России; цели и задачи воспитания; принципы и закономерности; виды, направления, формы воспитания; технологии и методы воспитания; способы и средства воспитания; планирование, сбор и анализ информации; распределение функциональных обязанностей субъектов воспитания; воспитательные взаимодействия субъектов воспитания (воспитателей и воспитуемых); управление, организация воспитательных взаимодействий (воздействий); контроль процесса воспитания, оценка результатов воспитания; факторы и условия воспитания; научно-методическое, педагогическое, кадровое, информационное, психологическое, правовое, социологическое, культурно-досуговое, материально-техническое и обеспечение воспитания.
3. Система воспитания в вузах ГПС МЧС России - целостная совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии между собой для повышения результативности образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России, достижения педагогических целей формирования и развития личности сотрудников ГПС МЧС России в соответствии с требованиями создания современной спасательной организации государства, обеспечения готовности сотрудников к решению задач по предназначению в интересах обеспечения защиты личности, общества и государства, пожарной безопасности.
Основные элементы системы воспитания в вузах ГПС МЧС России интегрированы в группы – компоненты системы воспитания: целевой (требования, цель, задачи, факторы, условия); организационный (закономерности, принципы, субъекты, объекты, управление); содержательный (концепции, идеи, взгляды, качества личности, виды, направления); технологический (технологии, этапы, методы, формы, средства); результативный (диагностика, контроль, оценка, критерии и показатели, коррекция).
4. Критерии и показатели эффективности системы воспитания в вузах ГПС МЧС России:
целенаправленность воспитания (обоснованность постановки целей и задач; преемственность в постановке целей и решении задач; успешность решения воспитательных задач; способность анализировать достижение целей и задач);
сформированность воспитательной среды вузов (уровень использования передовых технологий воспитания; постановка и решение воспитательных задач в рамках учебных дисциплин, учебных занятий, воспитательных мероприятий);
организованность
взаимодействие и взаимоотношения участников процесса воспитания (степень координации воспитательной работы; взаимосвязь воспитательных аспектов в служебной, педагогической, общественной деятельности; воспитательный контакт руководителей, педагогов с подчиненными; привлечение к процессу воспитания общественных организаций и родителей, гуманизация взаимоотношений и уважение личного и общественного мнения);
индивидуализация и дифференциация воспитания (знание особенностей личности обучающихся (сотрудников); степень дифференциации воспитательной деятельности; степень индивидуализации воспитательной деятельности; оказание педагогической помощи, организация взаимопомощи);
сформированность корпоративной этики сотрудников МЧС России (взаимоотношения в коллективах; характер групповой оценки явлений в коллективе; социометрический статус в подразделениях; развитие взаимопомощи, взаимовыручки в коллективах; направленность мнений, настроений, традиций);
подготовка должностных лиц к проведению воспитания (наличие высокой педагогической культуры; уровень педагогического мастерства).
5. Пути совершенствования воспитания в вузах ГПС МЧС включают повышение эффективности профессионального воспитания, нравственного воспитания, формирования основ дисциплинированного поведения в вузах ГПС.
Профессиональное воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование системы ценностей и самосознания обучающихся в вузах ГПС МЧС России как субъекта профессионального труда. Профессиональное воспитание в вузах ГПС включает: формирование профессионального и гражданского сознания сотрудников ГПС; воспитание у курсантов интереса к профессии сотрудника ГПС и мотивации к её освоению; формирование ответственного отношения к учебе, профессиональной подготовке в вузе ГПС; развитие организаторских и коммуникативных качеств курсантов; оказание помощи в самопознании, и решении задач профессионального и личностного развития; формирование и развитие профессиональной и общей культуры обучающихся в вузах ГПС МЧС России.
Нравственное воспитание в вузах ГПС МЧС России - специально организованный процесс целенаправленного развития нравственной личности сотрудников, обучающихся в вузах ГПС МЧС России посредством формирования устойчивых этических знаний, нравственных убеждений, качеств, чувств, привычек, отношений и деятельности, способствующих успешной подготовки и деятельности сотрудников и их здоровому морально-психологическому состоянию.
В системе воспитания в вузах ГПС МЧС России особую значимость имеет формирование основ дисциплинированного поведения сотрудников ГПС МЧС, которым предстоит в профессиональной деятельности при выполнении служебных задач принимать и выполнять ответственные решения, от которых будет зависеть противопожарная безопасность, жизнь и здоровье граждан России.
Применительно к воспитанию дисциплинированного поведения в вузах ГПС МЧС России необходимо использовать как педагогические идеи авторитарного воспитания для создания основ дисциплинированности личности (формирования знаний, умений и навыков дисциплинированного поведения в стандартных ситуациях), так и идеи свободного воспитания для осуществления перехода курсантов на более высокие уровни дисциплинированности (самостоятельное определение форм поведения в ситуациях морально-правового выбора).
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
1) осуществлен историко-
2) дана характеристика современного состояния теории и практики воспитания сотрудников ГПС МЧС России; определено, что современное состояние разработанности проблемы воспитания в вузах ГПС МЧС России характеризуется переходом от рассмотрения отдельных содержательных элементов воспитания в ходе профессиональной подготовки к глубокому и целостному комплексному изучению сущности, содержания и специфики воспитания в вузах ГПС МЧС России в контексте реализации современных требований, тенденций и подходов (компетентностного, комплексного, системного, субъект-субъектного) в подготовке и деятельности сотрудников ГПС МЧС России;
3) уточнен понятийный аппарат, теория педагогики, профессионального образования обогащена представлениями о сущности, содержании, воспитания в вузах ГПС МЧС России, путях его совершенствования, системе воспитания и воспитательной среде в вузах ГПС МЧС России;
4) впервые с учетом современных тенденций развития образования, требований и подходов к профессиональной подготовке сотрудников ГПС МЧС России разработана педагогическая концепция воспитания в вузах ГПС МЧС России, включающая цель, задачи, функции, принципы, закономерности, дидактические и развивающие аспекты воспитания в вузах ГПС МЧС России;
5) впервые в системе подготовки
кадров МЧС России на основе
предложенной концепции разрабо
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1) обоснована методология исследования проблем воспитания в вузах ГПС МЧС России на основе комплексного подхода к развитию личности, содержательно-функционального подхода к анализу педагогического знания, структурно-функционального подхода к рассмотрению педагогических систем; систематизированы и раскрыты теоретические положения, раскрывающие педагогические основы воспитания в вузах ГПС МЧС России как профессиональной деятельности руководящего и педагогического составов, других должностных лиц органов управления и вузов ГПС МЧС России по обеспечению подготовки сотрудников ведомства на уровне современных требований
2) определены сущность, содержание, закономерности, особенности, функции, принципы, условия, этапы, направления воспитания в вузах ГПС МЧС России в процессе профессиональной подготовки, сформулированы требования к совершенствованию его организации, содержания и методики с учетом реализации современных тенденций развития образования, пожарного дела, обеспечения национальной безопасности;
3) разработана концепция воспитания в вузах ГПС МЧС России, обогащающая педагогику знаниями о целевой основе и содержании процесса воспитания в вузах ГПС МЧС России, направленного на формирование профессионально важных качеств, личностного развития обучающихся в вузах ГПС МЧС России;
4) сформирована система воспитания в вузах ГПС МЧС России, определены её компоненты, проведено моделирование системы и экспериментальная проверка;
5) выделены критерии и показатели
эффективности деятельности руководителей,
профессорско-
6) определены организационно-педагогические условия и пути совершенствования воспитания в вузах ГПС МЧС России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на решение проблемы повышения эффективности профессионального образования, подготовки сотрудников ГПС МЧС России, развитие обучающихся в вузах ГПС МЧС России, формирование их профессиональной компетентности, качеств личности, необходимых для решения стоящих перед МЧС России задач. Результаты исследования позволяют системно осуществлять воспитание в вузах ГПС и в целом сотрудников ГПС МЧС России в процессе их профессиональной подготовки, обеспечить формирование профессиональной и личностной компетентности сотрудников ГПС на основе высокого уровня воспитанности. Разработанная концепция воспитания в вузах ГПС МЧС России, а также предложенные система, модель, технологии, критерии и показатели эффективности воспитания могут быть использованы в образовательном процессе вузов МЧС России, вузов силовых ведомств, в целом в системе высшего профессионального образования России.
Обоснованность и достоверность результатов обусловлены применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования; адекватностью методик; репрезентативностью выборки; качественным и количественным анализом; статистической обработкой материалов; экспертизой и публикацией основных результатов и выводов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в течение 2005-2010 годов посредством публикаций, экспериментальной работы по реализации и оценке эффективности системы воспитания в вузах ГПС МЧС России. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр, ученых советов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, Академии ГПС МЧС России, Ивановского и Уральского институтов ГПС МЧС России. Полученные научные результаты и экспериментальные данные докладывались автором: на международных, всероссийских, региональных и межвузовских научно-теоретических и практических конференциях «Состояние и перспективы развития психологической службы МЧС России (Москва, 2006), «Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (Москва, 2008), «Развитие военной педагогики в XXI веке» (Санкт-Петербург, 2009), «Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании» (Санкт-Петербург, 2009), «Сервис безопасности в России» (Санкт-Петербург, 2009), «Инновационная деятельность в Вооруженных Силах РФ» (Санкт-Петербург, 2009, 2010), «Образование и общество в условиях глобализации» (Воронеж, 2009), «Специфика педагогического образования в регионах России» (Тюмень, 2010) и др. Выводы, обобщения и рекомендации по совершенствованию воспитания кадров ГПС МЧС России использованы при разработке документов и материалов МЧС России по вопросам кадровой и воспитательной работы. Они внедрены в образовательный процесс вузов и органов управления МЧС России о чем получены 3 акта реализации результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в публикациях.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. Диссертация иллюстрирована рисунками, схемами и таблицами.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В первой главе «Воспитание в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России как предмет педагогического исследования» обоснована методология исследования проблем воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России; проведен психолого-педагогический анализ требований к профессиональным и личностным качествам сотрудника ГПС; определено состояние теории и практики воспитания в высших учебных заведениях Государственной противопожарной службы МЧС России.