Педагогическая концепция воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы исследования. Общемировые тенденции, развитие России в начале XXI века обусловливают высокие требования к системе профессионального образования, к подготовке обучающихся в высшей школе. В современных условиях развития государства и общества возрастает значение воспитания российских граждан. Одним из важнейших направлений воспитания, требующих особого внимания в настоящее время, является воспитание в системе высшего профессионального образования.

Файлы: 1 файл

SolntsevVO-0.doc

— 859.50 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 3. Концептуальная модель воспитания

обучающихся в вузах ГПС МЧС  России

В целом проведенное исследование показало, что предложенный концептуальный подход обеспечивает методологические, теоретические и методические основы качественной организации и функционирования системы воспитания в вузе ГПС МЧС России.

В третьей  главе «Пути совершенствования воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России» рассмотрено совершенствование профессионального и нравственного воспитания, а также формирования основ дисциплинированного поведения обучающихся в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России.

Профессиональное воспитание является одним из основных направлений воспитания в вузах ГПС МЧС России.

В современных условиях проблемы формирования разнообразных личностных и профессиональных качеств будущих сотрудников  силовых ведомств исследованы в  контексте совершенствования подготовки военнослужащих, сотрудников МЧС России, изучения гуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, в ходе боевой и физической подготовки (В.С. Артамонов, С.С. Аганов, Ю.Г. Баскин, А.А. Грешных, О.Ю. Ефремов, С.В. Литвиненко, А.Р. Моисеев и др.). Особая роль учебных коллективов курсантов в воспитании в вузе ГПС МЧС России рассмотрена В.С. Артамоновым и Ю.Г. Баскиным. Однако личностно и субъектно-ориентированное профессиональное воспитание внедряется в научный оборот вузов силовых ведомств труднее, чем в гражданских вузах. Противоречие между необходимостью формировать в процессе профессиональной подготовки дисциплинированного исполнителя и одновременно самостоятельную личность, ответственного субъекта - выражено в процессе воспитания сотрудников силовых ведомств очень сильно. Поиск путей разрешения этого противоречия являются одной из важных задач применительно к проблеме воспитания в вузах ГПС МЧС.

В определенной степени причиной указанного противоречия является то, что воспитание курсантов в вузе порою оказывается оторванным от практической деятельности ГПС МЧС России, а сама учебная и воспитательная работа в вузе проводится по критериям оценки курсанта, а не будущего профессионала, сотрудника ГПС МЧС России. В процессе воспитания также важно учитывать и применять то обстоятельство, что в профессиональной деятельности сотрудники ГПС гораздо больше зависят друг от друга. Поэтому в вузе важно учить будущих сотрудников ГПС адекватно оценивать и вносить свой вклад в общее дело коллектива, взаимодействуя с другими участниками образовательного процесса.

Соответственно, важным путем совершенствования  профессионального воспитания в  вузах ГПС МЧС России является осуществление перестройки сознания обучающихся, прежде всего первокурсников, с психологической позиции школьника, ученика на позицию сотрудника ГПС МЧС России, включенного в служебные и профессиональные отношения. Данная задача решается посредством изменения направленности общих и частных самооценок субъектов образовательной деятельности, перестройки мотивации.

Основными направлениями профессионального воспитания обучающихся в вузах ГПС МЧС России являются: воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование профессионального и гражданского сознания будущих сотрудников ГПС МЧС России; воспитание интереса к профессии сотрудника ГПС МЧС России и мотивации к её освоению; формирование дисциплинированного и ответственного отношения к учебе, профессиональной подготовке в вузе ГПС; развитие организаторских и коммуникативных качеств курсантов; оказание помощи в самопознании, и решении задач профессионального и личностного развития; формирование и развитие профессиональной и общей культуры обучающихся в вузах ГПС МЧС России.

В ходе профессионального воспитания обучающихся в вузах ГПС МЧС России следует учитывать, что если преподаватели большинства учебных дисциплин могут формировать профессиональное сознание курсантов в краткие периоды времени, когда изучается определенный учебный предмет, то начальники факультетов, курсов, командиры курсантских подразделений общаются и взаимодействуют с курсантами (слушателями) во внеучебной и служебной деятельности постоянно, от первого до выпускного курса. По существу, эти начальники являются основным субъектом воспитательных, педагогических воздействий и взаимодействий. И в значительной степени именно от них зависит отношение курсантов к выбранной профессии, правильная оценка уровня собственного развития, своих достоинств и недостатков в связи с будущей деятельностью сотрудников ГПС МЧС России.

Организации и проведение профессионального воспитания курсантов в вузах ГПС МЧС России требует определенной последовательности, этапности.

Профессиональное воспитание начинается с первичного анализа личных дел  курсантов, принятых в вуз и строится далее в соответствии с этапами освоения ими требований к служебной, профессиональной деятельности сотрудника ГПС.

Первый семестр обучения связан с адаптацией к условиям вуза, включением в служебные отношения, обязанности, субординацию, а также с определением своего места в учебной группе (взаимоотношения с командиром отделения, группы, товарищами). В этот период особенно высока потребность в мероприятиях, способствующих сплочению группы, установлению отношений взаимопонимания и взаимопомощи (совместные поездки в театр, музеи, в город, проведение вечеров  и др.).  Представление о  будущей  профессии и оценка уровня профессиональной подготовки в вузе, отношение к обучению находится на высоком уровне. Особым авторитетом в учебной группе пользуются командиры авторитарного типа.

Для второго семестра обучения характерно возрастание значимости оценок интеллектуального развития лидеров группы, товарищей по учебе и собственных самооценок. Интеллектуальные особенности соотносятся с требованиями будущей профессии, с которой курсанты знакомятся, прежде всего, при освоении теоретических основ будущей профессии. В связи с этим важным является обсуждение структуры профессионально важных качеств в плане соотношения субъектных и личностных характеристик, а также существования общепрофессиональных и специальных качеств, которые будут развиваться у курсантов по мере освоения специальных и общепрофессиональных дисциплин. Такой подход расширяет перспективу, способствует формированию реальной самооценки и стремлению к самосовершенствованию курсантов.

Второй год обучения (включая третий и четвертый семестры) в вузах ГПС МЧС России представляет собой период профессионального самоопределения курсантов. Результаты диагностики курсантов второго курса показывает, что количество тех, кто оценивает свою профессиональную подготовленность полностью позитивно, снижается в два раза. Это связано и с тем, что самооценка курсантов становится более адекватной. При их опросе практически исчезают ответы, оценивающие свою подготовленность как «полностью готов». Около половины второкурсников средством развития профессиональных качеств называют самообразование, самостоятельную работу с учебной литературой или компьютером, приобретение опыта. Среди путей совершенствования профессиональной подготовки и профессионального воспитания рекомендуются встречи с лучшими практиками пожарного дела, получение информации о сложностях работы в подразделениях ГПС МЧС России, о различных ситуациях.

Третий год обучения (пятый-шестой семестры) - это период социально-профессионального самоопределения. На четверть возрастает количество курсантов (особенно среди девушек), кто отмечает, что еще не определился со своими профессиональными планами. На этот период приходится самое большое количество дисциплинарных нарушений курсантов. Они приобретают к этому времени множество знакомств, в том числе и в профессиональной среде, знакомятся с условиями работы сотрудников ГПС МЧС России. Информация об условиях работы, в том числе материальных, в среде курсантов обсуждается постоянно. Одновременно возрастает количество тех, для кого материальное обеспечение семьи, ответственность за ее благополучие, престиж и положение в обществе (а не только заработная плата) начинают играть более важную роль, чем прежде. Следует отметить, что воспитание на третьем курсе является наиболее сложной задачей. Здесь актуально не столько обсуждение условий труда в конкретных подразделениях ГПС, сколько проблемы жизненного самоопределения, иерархии жизненных и профессиональных ценностей, социальное и ведомственное значение деятельности в системе МЧС, возможности, которые дает данная сфера труда для самоутверждения и самовыражения молодого человека. Наиболее действенными формами профессионального воспитания в этот период можно считать дискуссионные формы работы (диспуты, обсуждение материалов печати) и встречи с сотрудниками-практиками ГПС МЧС различных специализаций.

Четвертый год обучения (седьмой-восьмой семестры) в плане профессионального воспитания обучающихся в вузах ГПС представляет собой этап их специализации. В программе обучения основное место занимают специальные дисциплины. Отношение к профессии у курсантов определяется, поляризуется. Профессиональные планы большей части приобретают большую определенность с точки зрения возможного места трудоустройства. Выделяются отдельные обучающиеся, намеренные закончить вуз и уволиться из МЧС. Особенно заметны эти изменения после стажировок и практик в подразделениях ГПС МЧС России.

Пятый, выпускной год  обучения (девятый-десятый семестры) по сути является подготовкой к выпуску и вхождению в профессиональный коллектив. Большое количество времени здесь отведено практике, подготовке выпускной квалификационной работы и государственным экзаменам. В профессиональном воспитании основные усилия переносятся почти целиком на индивидуальную работу с курсантами в зависимости от ситуации профессионального самоопределения, их планов и реальных возможностей.

Таким образом, на разных этапах образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России действенными являются разные методы, формы и средства профессионального воспитания - развивающие, практические, дискуссионные, профилактические. По мере освоения профессии роль самовоспитания и профессионального самосовершенствования курсантов возрастает.

Нравственное воспитание в вузах ГПС МЧС России должно оказывать воздействия на сознание, чувства и волю обучающихся, сотрудников ГПС МЧС России с целью формирования необходимых духовно-нравственных черт и качеств.

В военной педагогике вопросы нравственного воспитания исследовали В.Я. Слепова, В.И. Хальзова, Я.Я. Юрченко. Вопросы нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел рассматривали В.Я. Кикоть, А.А. Кочин, И.А. Латкова, B.C. Олейников, Л.Ф. Торопова, А.В. Щеглов и другие. Различные аспекты воспитания пожарных, сотрудников силовых ведомств России отражены в работах В.С. Артамонова, Ю.Г. Баскина, И.Н. Глебова, С.Г. Голубева, Н.Н. Щаблова.

С учетом отмеченных обстоятельств  в современных условиях актуальным и значимым в научно-теоретическом  и практическом отношениях является исследование сущности и содержания нравственного воспитания сотрудников  силовых ведомств России, определение и реализация путей и педагогических условий совершенствования нравственного воспитания в вузах ГПС МЧС России как существенного элемента системы профессиональной подготовки, обучения и воспитания сотрудников ГПС МЧС России.

Нравственное воспитание в вузах ГПС МЧС России должно проводиться как специально организованный педагогический процесс сознательного и целенаправленного развития нравственной личности сотрудников, обучающихся в вузах ГПС МЧС России посредством формирования устойчивых этических знаний, нравственных убеждений, качеств, чувств, привычек, отношений и деятельности, способствующих успешной подготовки и деятельности сотрудников и их здоровому морально-психологическому состоянию.

Нравственное воспитание в вузе ГПС МЧС России следует начинать с формирования этических знаний обучающихся. В вузах ГПС МЧС используются разнообразные формы нравственного воспитания, распространения этических знаний: лекции, семинарские занятия, научно-практические конференции, занятия в системе служебной подготовки, встречи за «круглым столом», диспуты, посвященные вопросам морали, нравственному облику сотрудника ГПС МЧС, моральному идеалу и т.д. Важное воспитательное и побудительное воздействие на обучающихся в вузах ГПС МЧС России оказывает творческое и активное обсуждение таких этических категорий как долг, совесть, честь, справедливость, добро и зло. Например, это происходит в ходе тематических встреч «История и традиции ГПС МЧС России», где приводятся положительные примеры высоконравственного поведения пожарных, их мужества, выполнения своего долга.

Особо способствуют нравственному воспитанию, формированию этических знаний личности занятия по гуманитарным дисциплинам (философии, истории, культурологии, психологии, педагогике, социологии, праву и др.).

Для современного этапа развития высшего  образования характерен поиск новых  форм и методов обучения, воспитания, профессиональной подготовки. Все шире внедряются в учебный процесс  компьютерные технологии обучения, технические средства обучения, которые способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся в вузе, более глубокому усвоению материалов. Работа в научных кружках, участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, написание курсовых работ и рефератов, участие во конкурсах студенческих работ являются важнейшими средствами воспитания.

Этические знания и требования общества трансформируются в нравственные качества сотрудника ГПС МЧС тогда, когда превращаются в мотивы и эталоны поведения. Важным условием адаптации обучающихся в вузах ГПС МЧС России, их нравственного воспитания является вовлечение их в активную общественную работу, участие в художественной самодеятельности, организацию различных тематических мероприятий, а также поощрение успеха в порученном деле, учебе.

Наряду с высокими моральными убеждениями  будущий сотрудник должен обладать и высокими моральными качествами: гражданской зрелостью, высокой личной ответственностью, самоотверженностью, принципиальностью и справедливостью, гуманным отношением к человеку и рядом других. Моральные качества имеют общезначимый характер. Но в силовых ведомствах России и непосредственно в ГПС МЧС России предъявляют особые требования к моральному облику сотрудников. Примером этого является работа, активно проводимая в настоящее время руководством МВД России, МЧС России.

Формирование у обучающихся  в вузах ГПС МЧС России необходимых моральных качеств неотделимо от воспитания у них нравственных чувств, которые оказывают заметное влияние на общее развитие каждой личности и выражают устойчивое отношение человека к различным общественным явлениям, другим людям, труду, самому себе. Нравственное воспитание в вузах ГПС МЧС России также направлено на формирование у обучающихся нравственных привычек.

Задачей нравственного воспитания также является привитие обучающимся правил хорошего тона. Важно научить обучающегося оценивать свое поведение с позиций того, способствует ли его поведение созданию благоприятного нравственного климата в той микросреде, где он находится, соблюдению собственного достоинства и доброжелательное, уважительного отношения к другим, толерантность.

Информация о работе Педагогическая концепция воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России