Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:53, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.
Для достижения поставленной цели, определила следующие задачи:
-рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей ребенка на теоретическом уровне;
-рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся на уроках технологии;
-выявить уровень развития творческих способностей учащихся;
-подобрать, составить и апробировать в процессе обучения творческие задания и упражнения для эффективного развития творческих способностей учащихся;
-проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1
ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
8
1.1
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
8
1.2
Структура творческого процесса
12
1.3
Управление творческим процессом
16
1.4
Творческая активность учителя
19
2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
24
2.1
Проблема творчества в истории и теории педагогики
26
2.2
Творчество на уроках технологии
2.3
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
33
2.4
Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
50
3
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ПО ТЕХНОЛОГИИ
53
3.1
Диагностика уровня развития творческих способностей
53
3.2
Заключительная диагностика и результативность опыта
56
3.3
Сравнительный анализ результатов работы
58


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
65

ПРИЛОЖЕНИЯ
69








ВВЕДЕНИЕ
1 ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
1.2 Структура творческого процесса
1.3 Управление творческим процессом
1.4 Творческая активность учителя
2 РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
2.1 Проблема творчества в истории и теории педагогики
2.2 Творчество на уроках технологии
2.3 Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
2.4 Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
3.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
3.2 Работа по выявления педагогических условий развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии
3.3 Заключительная диагностика и результативность опыта
3.4 Сравнительный анализ результатов работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

дипломка2.docx

— 458.00 Кб (Скачать файл)

    Полховский майдан.

Полховско-майданские сувениры - это матрешки, грибки, коробочки, чашки  для фруктов, вазы, кубышки-сахарницы  и многое другое. Они приковывают  внимание изобразительностью форм, яркой  декоративной росписью.

Основным мотивом полховского-майданской росписи является цветок шиповника - алый пятилистник. Часто это яркая  розавокруг которой располагаются мелкие цветочки и зеленые листья. Звучность красок, контрастность цветовых сочетаний полховско-майданской росписи создают праздничное настроение. 

   Городец.

Городецкая роспись первоначально  возникла в городе Городец Нижнегородской губернии.

Городецкая роспись бывает животной и растительной формы. Это  сочные гирлянды и букеты цветов, красавцы кони, птицы (петухи и павлины).

Только в этом виде росписи  присутствует черная и белая графическая  обводка, которую используют для  оживления рисунка.

Городецкая роспись - роспись  по дереву. Мастера своими узорами  украшают детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, различного рода сувениры.

Второй этап раздела «Русские узоры» осуществляется через практическую работу учащихся.

    Техника росписи по дереву.

К росписи по дереву, необходимо подобрать и подготовить белье - деревянную заготовку. Она может  быть плоской или объемной, но в  любом случае должна быть без рисок, сколов и трещин. Небольшие дефекты  устраняют, используя шпатлевку  из мелких опилок той же породы дерева с добавлением клея ПВА, а инструментом служат узкий шпатель или плоская  стамеска. После высыхания, если шпатлевка  просела, процесс повторяют. Затем  высохшую поверхность шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой. Перед росписью с нее удаляют сухой ладонью  микропыль, иначе краска будет собираться катышками, и покрывают прозрачной грунтовкой из желатина, разведенного теплой водой, или клейстера из расчета L5 чайной ложки крахмала на стакан воды. Для грунтовки также пригоден взбитый яичный белок или разведенный  водой жидкий клей ИВА. Наносят грунтовку  руками или широкой кистью из синтетической  щетины равномерным тонким слоем. После  высыхания поверхность обрабатывают мелкой шкуркой и снова грунтуют, повторяя эту процедуру до трех раз. Для непрозрачной грунтовки используют водоэмульсионную краску, смешав ее с  гуашью нужного цвета с последующим  зашкуриванием после высыхания.

Важным этапом в росписи  по дереву является подбор кистей. Для  успешной работы потребуются беличьи  или колонковые кисти № 1-8. Их опускают в воду и затем энергично встряхивают, после сего форма рабочей кисти  должна напоминать пламя свечи. Не годятся  кисти с двумя вершинами или  ломаным однобоким ворсом. По окончании  работы кисти аккуратно промывают  водой и протирают по ходу ворса  куском мягкой ткани.

В магазинах имеется много  различных красок, используемых в  росписи по дереву. Но, учитывая их дороговизну, наиболее приемлемой является гуашь. Она  представляет собой густую массу  из пигмента с клеем и разводится теплой водой. Нельзя наносить гуашь  толстым слоем, так как после  высыхания она частично растрескивается  и отскакивает. Для удобства смешивания красок используют палитру из кафельной плитки или куска толстого стекла с закругленными кромками, чтобы исключить порезы рук.

Готовое изделие широкой  кистью из синтетики или куском плотного поролона покрывают несколькими  слоями лака. При этом лучше использовать лак ПФ-283, нанося его послойно после  каждого высыхания.

При изготовлении разделочной  доски расписывают только тыльную  ее сторону, а рабочую поверхность  там, где она соприкасается с  пищей, надо несколько раз пропитать  теплым подсолнечным маслом, для создания на ней предохранительной пленки.

Все виды художественной деятельности способствуют развитию творческого  мышления, воображения, интеллекта школьников.

Возможность творить - сильный  стимул для проявления инициативы, старания и прилежания, а получаемый результат приносит, как правило, чувство радости и удовлетворения.

На этих уроках дети не только приобретают знания и умения, но и обогащаются духовно. Народное творчество несет большой импульс  добра и тепла, воспитывает любовь и внимание к близким.

 

   

        2.4 Декоративно-прикладное искусство как средство развития,                                  

 

               творческой личности

 

    Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и художественный труд рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного , эстетического воспитания детей.

С учетом общих требований нравственно-трудового воспитания рассматриваются вопросы формирования трудовых навыков учащихся в области  прикладного искусства, их дальнейшего  совершенствования, постепенного расширения содержания трудовой деятельности, ручной труд учащихся является одним из компонентов  эстетической деятельности, в основе которой лежат принципы и художественное содержание декоративно-прикладного  искусства. Занятия художественным творчеством демонстрируют широкие  возможности такой продуктивной деятельности, которой можно увлечь ребят, чтобы заполнить их свободное  время интересным и содержательным делом.

развить стремление к прекрасному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.

Художественный ручной труд - это творческая работа ребенка  с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и  эстетически значимые предметы и  изделия для украшения быта. Такой  труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью учащихся, поскольку  при создании красивых предметов  он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности, учитель должен не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности учащихся, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Многие педагоги считают важным развитие у ребенка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт. Известный психолог А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.

Передача навыков ремесла  из поколения в поколение, творческий процесс изготовления изделий под  руководством учителя способствуют закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению  спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений  о народно-декоративном искусстве. Понятие наследия, традиции в обучении художественному ремеслу имело  важное значение. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал  в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.

Народное искусство - это  цельный и стройный мир особого  отношения человека к окружающей жизни, к своему труду и быту. Оно  отражает мировоззрение, историческую обстановку и социальные условия  жизни человека, его мышление, чувства, характер, умение наблюдать и отображать реальность и красоту в природе  и общественной жизни.

Искусство, как один из видов  проявления творчества человека, может  быть по отношению к объекту не только изобразительным (пейзаж, натюрморт  и т.п.), но и преобразующим - художественно  изменяющим окружающую материальную среду (например, сделать из дерева мебель, из тканого холста сшить одежду), т.е. создать вещи так, чтобы они

радовали своей красотой, поэтому искусство идет по двум путям: образного воспроизведения действительности и декоративного ее преобразования.

Народное декоративно-прикладное искусство - неотъемлемая ча культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны  и дороги людям. Как всякое большое  искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека: будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному  краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия  народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носит целостной художественной культуры.

Все чаще произведения декоративно-прикладного  искусства проникают в быт  людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную  среду, определяющую творческий потенциал  личности. Поэтому велика роль школ, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами  народного творчества.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписным! подносами  и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несет  в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы умение просто, но с большим чутьем к форме  и цвету отбирать для своих  изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно.

Народное искусство тем  и ценно, что каждый раз, создавая одну ту же вещь, мастер всегда вносит что-то новое в узор, да и форма  не может получиться каждый раз абсолютно  одинаковой. Как правило, народный мастер работает без предварительных эскизов. Все формы, элементы узоров он держит в памяти и каждый раз, компонуя их по-разному, создает новые варианты своих произведений.

Народный мастер создает  разные изделия. Это и солонки  с хохломской росписью, и хлебницы, и блюда, расписанные Городецкими  мастерами. Народное искусство - достояние  не только взрослых, но и детей, которые  с увлечением играют как с деревянными  расписными матрешками, так и с  глиняными фигурками кировских  мастеров. Детям нравятся богородские  игрушки-шутки и Загорские точеные  изделия. Пользуются особым спросом  деревянные ложки, плетеные корзины, половики из лоскутов и другие предметы народных умельцев.

Как уже говорилось, изобразительное  народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия  и является хорошей основой для  формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно  доступно детскому восприятию, так  как несет в себе понятное детям  содержание, которое конкретно, в  простых, лаконичных формах раскрывает учащимся красоту и прелесть окружающего  мира.

Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях народного искусства. В этом огромная сила нравственв эстетического  воздействия на человека, и в первую очередь на подрастают поколение, интенсивно впитывающее в себя любую информацию.

 

 

3  ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ПО ТЕХНОЛОГИИ

   

3.1 Диагностика  уровня развития творческих способностей

     Учащихся 5-9 классов на уроке технологии.

 

    Творчество – явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками.

Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому  отношению к труду. Труд – самый  главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и  сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение  даже малейшего успеха. На уроке  дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия  для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию  основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для  творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные  находки будут замечены, приняты  и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. «У меня плохо получилось» - иногда такие  оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок  уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все  равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание.

Отношение учителя к результатам  детского творчества – тема очень  обширная. Нужно бережное отношение  к тому, что создается детьми, отказаться от критики выбрать позицию  принятия, ценностного отношения  к творчеству учащихся. Когда отношения  доверия и открытости между учителями  и учеником закрепятся, можно и  нужно сравнивать выполненное задание  с поставленной творческой задачей.

На первоначальном этапе  работы я провела с детьми следующие  диагностики:

“Воображение”, целью которой  стало определение уровня воображения  учащихся;

«Придумай игру» Цель данной методики – определение уровня развития фантазии ребенка;

«Творческий потенциал» на определения развития уровня творческого  потенциала.

Для определения уровня развития воображения был проведен тест «Воображение», где детям предлагалось ответить на 12 вопросов (см. Приложение). После  подсчета баллов делается вывод:

14-17 очков: у вас богатое  воображение. Если вы сумеете  применить его в жизни, то  добьетесь больших творческих  успехов – высокий уровень;

9-13 очков: среднее воображение.  Такое воображение встречается  у очень многих людей. От  вас и только от вас зависит,  сумеете ли вы развить его  – средний уровень;

5-8 очков: вы реалист  в полном смысле этого слова.  В облаках не витаете. Однако  немного фантазии еще никому  не вредило. Поэтому задумайтесь  о себе – низкий уровень.

Проверка показала результаты:

Для определения уровня развития фантазии учащихся я использовала методику «Придумай игру» (см. Приложение), где  ребенок получает задание за 5 мин  придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие  вопросы экспериментатора. В ответах  ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В  этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему — постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

 

Диаграмма 1. Воображение  ребенка

 

 

Данные проведенной диагностики  в процентном отношении показали:

высокий уровень – 15%;

средний уровень – 40%;

низкий уровень – 45%.

Придуманная ребенком игра по определенным критериям в сумме  может получить от 0 до 10 баллов. И  на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии:

10 баллов – очень высокий  уровень;

8-9 баллов – высокий  уровень;

6-7 баллов – средний  уровень;

4-5 баллов – низкий  уровень;

0-3 балла – очень низкий  уровень.

Проверка показала результаты:

Данные проведенной диагностики  в процентном отношении показали:

•очень высокий уровень  – 10%;

Информация о работе Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии