Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:53, дипломная работа
Цель работы: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.
Для достижения поставленной цели, определила следующие задачи:
-рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей ребенка на теоретическом уровне;
-рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся на уроках технологии;
-выявить уровень развития творческих способностей учащихся;
-подобрать, составить и апробировать в процессе обучения творческие задания и упражнения для эффективного развития творческих способностей учащихся;
-проанализировать полученные результаты.
ВВЕДЕНИЕ
4
1
ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
8
1.1
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
8
1.2
Структура творческого процесса
12
1.3
Управление творческим процессом
16
1.4
Творческая активность учителя
19
2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
24
2.1
Проблема творчества в истории и теории педагогики
26
2.2
Творчество на уроках технологии
2.3
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
33
2.4
Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
50
3
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ПО ТЕХНОЛОГИИ
53
3.1
Диагностика уровня развития творческих способностей
53
3.2
Заключительная диагностика и результативность опыта
56
3.3
Сравнительный анализ результатов работы
58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
65
ПРИЛОЖЕНИЯ
69
ВВЕДЕНИЕ
1 ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
1.2 Структура творческого процесса
1.3 Управление творческим процессом
1.4 Творческая активность учителя
2 РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
2.1 Проблема творчества в истории и теории педагогики
2.2 Творчество на уроках технологии
2.3 Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
2.4 Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
3.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
3.2 Работа по выявления педагогических условий развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии
3.3 Заключительная диагностика и результативность опыта
3.4 Сравнительный анализ результатов работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Такая работа благоприятно отразилась и на успеваемости, и на качестве усвоения знаний. Доказательства этому представлены в таблицах.
Таблица 1
Качество усвоения знаний 2010-2011 учебный год
Класс, количество учащихся |
Процент успеваемости |
Качество |
5А – 11 чел. |
100% |
91% |
5Б – 14 чел. |
100% |
100% |
5В – 15 чел. |
100% |
67% |
6А – 15 чел. |
100% |
76% |
6Б – 13 чел. |
100% |
69% |
7А – 13 чел. |
100% |
90% |
7Б – 10 чел. |
100% |
78% |
7В – 7 чел. |
100% |
90% |
8А – 16 чел. |
100% |
77% |
8Б – 15 чел. |
100% |
94% |
Таблица 2
Качество усвоения знаний 2011-2012 учебный год
Класс, количество учащихся |
Процент успеваемости |
Качество |
5А – 12 чел. |
100% |
88% |
5Б – 14 чел. |
100% |
83% |
5В – 13 чел. |
100% |
75% |
6А – 11 чел. |
100% |
85% |
6Б – 14 чел. |
100% |
90% |
6В – 15 чел. |
100% |
71% |
7А – 15 чел. |
100% |
88% |
7Б – 13 чел. |
100% |
78% |
8А – 13 чел. |
100% |
100% |
8Б – 10 чел. |
100% |
95% |
Таблица 3
Качество усвоения знаний 2012-2013 учебный год
Класс, количество учащихся |
Процент успеваемости |
Качество |
5А – 13 чел. |
100% |
100% |
5Б – 11 чел. |
100% |
100% |
6А – 15 чел. |
100% |
93% |
6Б – 13 чел. |
100% |
92% |
7А – 11 чел. |
100% |
92% |
7Б – 14 чел. |
100% |
90% |
7В – 15 чел. |
100% |
84% |
8А – 15 чел. |
100% |
93% |
8Б – 13 чел. |
100% |
93% |
2.3 Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. О: пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этогс взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский
На протяжении двух лет работаю над проблемой: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по таким разделам, как «Моделирование», «Культура дома» и конечно «Художественная обработка материалов».
Учащиеся 5 класса в разделе «Культура дома» знакомятся с темой «Стиль. Стилевое единство». На этих уроках дети выясняют что в доме ни одна вещь не существует сама по себе, в отрыве от других; вещи связаны общим настроением. Как бы дополняют друг друга. Это и есть стилевое единство.
• Уроки этого раздела плавно подводят детей к следующему «Художественной обработке материалов». Предлагаю детям придать немного своеобразия своему дому, начиная с кухни.
• Учащиеся выполняют комплект, состоящий из прихваток, салфеток и грелки на чайник. При изготовлении комплекта для кухни перед учащимися стоят задачи: создание своего стиля и сохранение стилевого единства при выполнении комплекта. Для достижения этих целей при выполнении работы используются элементы лоскутной техники.
• Эта тема включает целый блок уроков, на которых дети будут совершенствовать свои умения и навыки в работе с тканью. Им предстоит овладеть и закрепить много важных технологических приемов: выполнение ручных и машинных швов; разметку тканей по выкройке; одновременный раскрой двух одинаковых деталей; научиться приемам простёгивания.
■ Мой опыт показывает, что эти работы получаются очень
интересными. Каждый ребенок старается сделать свой комплект, не похожий на другие. Эти вещи сразу настраивают на
добродушный и веселый лад - ведь улыбка никогда не помешает.
В 6 классе раздел «Художественная обработка материалов» носит название «Вышивала я узоры»:
• На этом году обучения учащимся представляется возможность выбирать материал с которым они будут работать (нитки или бисер). Дети знакомятся с историей вышивки, национальными особенностями русской, белорусской, украинской, грузинской, татарской манерой выполнения.
Из истории вышивки.
Вышивание было известно в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбель его был восток. В Азии это искусство процветало уже широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивки Минерве, Афине - Палладе. Легенда об Апахне, подробно переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в конофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав ее на состязание, победила в большой вышивке, изображающей хождение богов. Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Прахна с горя повесилась и была богинею превращена в паука. В «» упоминается о вышивке и указывается великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато разукрашена золотым шитьем.
Вышивание — сегодня.
• Из поколения в поколение
отрабатывались и улучшались узоры
цветовые решения и технические
приемы одного из древних и любимых
видов декоративно-прикладного
Народные вышивки издавна
славятся разнообразием и
Для русской вышивки, которая
обычно сплошной линией очерчивает край
одежды, характерны мотивы геометрического,
растительного и животного
- воду; вертикальными линиями - дождь; скрещивающимися - огонь и молнию; горы представлялись треугольником.
Вышивку наших соседей - белорусов определяет геометрический орнамент красных, бордовых, серовато-голубых и черных цветов на белом или сером полотне.
Украинцам свойствен рушниковый
орнамент, обычно растительного характера,
встречаются стилизованные
А, к примеру, грузинскую вышивку отличает сложный узор -многофигурный тонкий геометрический и растительный орнамент, а также аппликация и вышивка цветным бисером.
Вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани, кожи и бисера распространена у народов Крайнего Севера. Для Татарии характерно шитье бисером и золотом по бархату. У каждого народа самобытные способы оформления одежды.
Словосочетание «шитье бисером» наводит на мысль: «Что такое бисер?»
История бисера. История бисера тесно связана с возникновением стеклоделия. До сих пор никто в точности не знает, когда и где было впервые получено стекло. Существует легенда, согласно которой первыми открыли секрет его изготовления финикийцы. В легенде говорится о том, что финикийские купцы, плавая, отказались в Сирии. Однажды они высадились на берег, решив приготовить себе еду на огне, стали искать большие камни, чтобы поставить на них горшок. Не найдя ничего, купцы использовали для этой цели крупные куски селитры (соединения натрия) из груза корабля. От сильного жара селитра расплавилась, соединилась с речным песком и потекла струей жидкого стекла. Так или как-то по-другому достоверно известно, что финикийские торговцы продавали изделия из него во всех средиземноморских странах.
По другой версии родиной стекла был Древний Египет. Стеклянные бусы, амулеты, посуду находят в гробницам, которые относятся к IV веку до нашей эры. Добавляя в стекломассу кольбат, медь, марганец, египтяне получали стекло голубого, зеленого и пурпурного цветов. Очень модными были бусы, изготовленные из такого стекла. Носили их и мужчины и женщины, чаще с одеждой белого цвета. Дома египтянки одежды не носили, а украшали себя ожерельями из цветных бусин.
Именно с Египтом связаны и первые упоминания о бисере. Его название происходит от арабского слова «буера» или «бусер», что означает «фальшивый жемчуг». Когда Египет был завоеван римлянами, производство стекла и бисера распространилось в Римской империи, а
после ее распада и раскола на два государства, центр стеклоделия был перенесен в ее восточную часть, в Византию.
После взятия Константинополя турецкими войсками, Византия перестала существовать. Часть мастеров переселилась в другие государства. Особенно много их оказалось в Венеции, благодаря чему изготовление стекла и бисера достигло здесь небывалого расцвета. Венеция надолго осталась центром бисерного производства.
Венецианским бисером
мастера всего мира украшали сумочки,
чехольчики, подушечки, шкатулки, оплетали
им сосуды. Его широко использовали
в отделке народных костюмов. Светскую
одежду в то время украшали жемчугом,
бисер и стеклярус использовали
мало. Большой популярностью
В XVIII веке мощную конкуренцию Венеции составили стеклодел! Богемии (Северная Чехия). Они открыли свою технологию изготовления стекла, которое получили название «лесное стекло». Вместо соды стеклоделы использовали поташ, древесную золу. Стекло получалось тугоплавким, работать с ним было труднее, но зато оно обладало великолепными оптическими свойствами, твердостью, легче поддавалось обработке и шлифованию.
В результате конкуренции между Венецией и Чехией бисерное производство совершенствовалось, и бисер становился все более разнообразным - менялся его размер и цвет. Появился металлический бисер: медный, позолоченный, стальной.
Наибольшего расцвета бисерное
производство достигло в XIX веке В это
время во Франции возникла мода на
использование бисера в отделке
городского костюма и его дополнений
- сумочек, косынок, шарфов. В 1880 году известные
парижские фирмы включают черный
бисер и стеклярус в оформление
женских туалетов из черных и темных
тканей. В следующем десятилетии
такая отделка распространилась
на другие виды одежды, использовалась
при создании наиболее изысканны
туалетов мастерскими многих стран.
При этом для украшения городского
костюма брали бисер и
Развитие бисерного производства и рукоделия в России.
Изделия из стекла были известны
на территории нашего государства с
древних времен. В скифо-сарматскую
эпоху бусы использовали в качестве
украшения племена
Чернигове и других крупных центрах ремесленного производства. Нашествие монголо-татар на долгие годы прервало развитие ремесла на Руси.
В XVII столетии русские активно
использовали привозной бисер и
стеклярус в меновой торговле
с народами Сибири. В числе товаров,
которые везли русские
Для украшения костюма в то время использовали жемчуг, им вышивали отдельные части одежды, делали из него и украшения. Бисер и стеклярус ценились не высоко. В 1635 году упоминается о покупке бисера Царицинской Мастерской Палатой для отделки платья шутихи.
В это же время были предприняты первые попытки наладить производство стекла и бисера в России. В подмосковном селе Измайлово построили стеклянный завод. В Италию отправили русского посланника Ивана Гебдона. Цель его поездки - нанять на царскую службу мастеров-стекольщиков. В 1676 году в Москву прибыли венецианские стеклоделы. Завод проработал до 1706 года.
В XVIII веке применение бисера
и стекляруса стало более разнообразным.
Появились предметы повседневного
обихода, украшенные чехлами, сплетенными
из бисера. Бисеро-стеклярусные вышивки
использовали в качестве картин, панно,
настенных покрытий, заменяющих обивку.
Примером может служить стеклярусный
кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме.
Бисер и стеклярус стали все
чаще встречаться на предметах культового
назначения. Ими расшивали оклады
икон, образки, ленты, ленты на которых
подвешивали лампады и
XIX век связан с расцветом
бисерного рукоделия в России.
Светские дамы и купчихи,
Значительно шире использовали бусы, бисер и стеклярус в отделке одежды в начале XX века. Ими вышивали орнаменты, из них плели бахрому, которой обшивали детали платьев и накидок. Именно в это время мастеров бисерного рукоделия начали готовить в Петербургской школе народного творчества и в школах художественных рукоделий многих крупных городов России. После революции 1917 года все они