Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:53, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.
Для достижения поставленной цели, определила следующие задачи:
-рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей ребенка на теоретическом уровне;
-рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся на уроках технологии;
-выявить уровень развития творческих способностей учащихся;
-подобрать, составить и апробировать в процессе обучения творческие задания и упражнения для эффективного развития творческих способностей учащихся;
-проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1
ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
8
1.1
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
8
1.2
Структура творческого процесса
12
1.3
Управление творческим процессом
16
1.4
Творческая активность учителя
19
2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
24
2.1
Проблема творчества в истории и теории педагогики
26
2.2
Творчество на уроках технологии
2.3
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
33
2.4
Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
50
3
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ПО ТЕХНОЛОГИИ
53
3.1
Диагностика уровня развития творческих способностей
53
3.2
Заключительная диагностика и результативность опыта
56
3.3
Сравнительный анализ результатов работы
58


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
65

ПРИЛОЖЕНИЯ
69








ВВЕДЕНИЕ
1 ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
1.2 Структура творческого процесса
1.3 Управление творческим процессом
1.4 Творческая активность учителя
2 РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
2.1 Проблема творчества в истории и теории педагогики
2.2 Творчество на уроках технологии
2.3 Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
2.4 Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
3.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
3.2 Работа по выявления педагогических условий развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии
3.3 Заключительная диагностика и результативность опыта
3.4 Сравнительный анализ результатов работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

дипломка2.docx

— 458.00 Кб (Скачать файл)

В своей дальнейшей педагогической деятельности я буду продолжать работу над развитием творческих способностей детей, искать новые пути и методы работы.

 

Я сформулировала для себя следующие правила работы над  развитием творческих способностей учащихся:

Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы.

Поощрять сомнения,  возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.

Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. На уроках необходимо избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.

Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь  им раскрыть свой творческий потенциал.

Применять творческие задания.

Включать в программу  обучения разделы, которые позволили  бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы  у учащихся была возможность применить  и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагать ребятам решение  творческих заданий, которые содержат следующие формулировки:

- представьте, что…;           - изобретите…;

- предложите гипотезу…;   - придумайте…

Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.

Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснять, что от них ожидают не только демонстрации  знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.

Подготовить к  препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания. 

Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

 

школьник диагностика творческий способность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

По словам Выготского Л.С., творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и там, где человек  воображает, комбинирует, изменяет, создает  что-либо новое… Воображение приобретает  важную функцию в развитии ребенка, так как он может представить  себе картину по чужому рассказу, описанию, как бы получается двойственная связь  воображения и опыта.

Ребенок – не кувшин, который  надо наполнить, а лампада, которую  надо зажечь. Важным условием развития творческих способностей является настойчивость  и инициатива человека, без чего не может быть поиска. Исследования, проводимые в этом направлении, позволяют  указать основные условия, необходимые  для развития творческих способностей школьников:

- раннее начало (рисование,  лепка, конструктор);

- окружение ребенка такой  средой, такой системой отношений,  которые бы стимулировали - самую  раннюю творческую силу;

- максимальное напряжение  сил, то есть ребенок должен  добираться до потолка своих  возможностей и постепенно поднимать  этот потолок;

- большая свобода в  выборе деятельности, в чередовании  дел;

- умная помощь взрослых;

- эмоциональная сторона  дела.

Развивать творчество можно  следующими путями:

а) применение в учебном  процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному  обучению;

б) включение элементов  исследования в различные виды учебной  деятельности;

в) приобщение к изобретательности  на уроках и внеклассных занятиях;

г) организация индивидуальных занятий творческого характера.

Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.

Формирование положительной  мотивации в их отношении к  различным видам деятельности - непременное  условие повышения результативности обучения.

Среди советов (А. Дистервега), которых должен придерживаться учитель, я следую таким:

- Старайся установить  план преподавания, вполне соответствующий  потребностям своих учеников;

- Изучай постоянно и  беспрерывно труды: общепедагогические, дидактические, методические, логические, психологические и другие, которые  вообще помогают учителю достигнуть  высшего развития;

- Учитель должен изучить  и определить реальные возможности  учащихся в зоне ближайшего (потенциального) развития и на этой основе  строить дальнейшую работу на  уроке:

- Планировать цель урока  как взаимосвязанный комплекс  задач образования, воспитания  и развития учащихся;

- Выделять главное, существенное  содержание учебного материала;

- Выбрать наилучшее сочетание  методов обучения на основе  их сравнительно эффективности  для конкретных условий;

- Осуществлять дифференцировано-групповой  подход к учащимся, дифференцируя  не только объем и сложность  учебного материала, но и степень  помощи;

- Оптимально сочетать  различные формы учебной работы;

- Обеспечивать наиболее  благоприятные, гигиенические, морально--психологические  и материальные условия обучения.

Известный советский писатель Василий Белов писал: « Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется  и развивается не в каждом?»

Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить  трудиться, помочь понять и найти  себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной  жизни – к этому я и стремлюсь  в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, эту  задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к  нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абдульханова-Славянская  К.А. Активность и сознание  личности как субъекта деятельности: сборник Психология личности  в социальном обществе. М., 1988 –с. 113.

2. Алдошкин И.С. Трудовое  обучение и воспитание учащихся. М. , Педагогика, 1975г.

3. Андреев В.И. Диалектика  воспитания и самовоспитания  творческой личности. Казань, 1988.

4. Анциферова Л.И. Некоторые  вопросы исследования личности  в современной психологии капиталистических  стран: Теоретические проблемы.

5. Архангельский С.Н. Очерки  по психологии труда под редакцией  Н. Ф. Добрынина. М. Трудорезервиздат, 1958.

6. Астахов А. И. Воспитание  творчеством: Книга для учителя.  М. Просвещение, 1986.

7. Афасижев И.Н. Западные  концепции художественного творчества: Учебное пособие для вузов. 2-е  изд. Переработанное. М. Высшая  школа, 1990.

8. Бабанский Ю.К. , Победоносцев  Г.А. Комплексный подход к воспитанию  школьников. М. Педагогика.

9. Бадаева Г.В. Труд  и творчество. М. , 1966.

10. Бака И.И. теоретические  основы подготовки школьников  к творческому труду в сфере  материального производства: учебное  пособие., М., 1985.

11. Волков И.П. Приобщение  школьников к творчеству, М., 1985.

12. Выготский Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга  для учителя, - 3-е изд. –М. Просвещение  , 1991.

13. Выготский Л.С. Психология  искусства, М. Искусство, 1986.

14. Гончаров И.Ф. Эстетическое  воспитание средствами искусства  к действительности. М., 1966.

15. Громов е. с. Художественное  творчество (опыт исторических характеристик  некоторых проблем). М. , 1970.

16. Громов Е.С. Природа  художественного творчества. М., 1986.

17. Лилов А. Природа  художественного творчества. М., 1981

18. Пономарев Я.А. Психология  творчества и педагогика. М., Педагогика, 1976.

19. Психологический словарь  под ред. Давыдова В. В. И  др., М.,Педагогика, 1988.

20. Репкин В.В. Формирование  учебной деятельности в младшем  школьном возрасте. «Начальная школа», №7 – 1999 г.

21. Репкина Н.В. Что такое  развивающие обучение? – Томск. 1993 г.

22. Родина А.А. Литературное  образование младших школьников. «Начальная школа», №1 – 1999 г.

23. Савицкая Г.А. Психологическая  готовность детей к школьному  обучению. «Начальная школа», №3  – 1999 г.

24. Сухомлинский В.А. Сердце  отдаю детям. – М., 1983 г.

25. Айзенк Г. Проверьте  свои способности. — СПб.: 1996.

26 . Винокурова Н.К. Подумаем  вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. Чч. I—V. — М.: РОСТ, 1997—1999.

27. Коноваленко С.В. Развитие  познавательной деятельности у  детей от 6 до 9 лет. — М.: 1998.

28. Локалова Н.П. 90 уроков  психологического развития младших  школьников. — М.: Луч, 1995.

29. Сборник загадок/ Сост. М.Т. Карпенко. — М.: Просвещение, 1988.

30. Смекалка для малышей.  Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. — М.: 1996.

31.Тихомирова Л.Ф. Упражнения  на каждый день: логика для  дошкольников. — Ярославль: 1998.

32.Куревина О. А., Лутцева Е. А. Учебник «Прекрасное рядом с тобой» - М: Баласс, 2006 г. (Образовательная система «Школа 2100»)

33.Конышева Н. М. «Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии». – Смоленск: Ассоциация XXI века, 2006 г.

34.Данкевич Е. В., Жакова О. В. «Большая книга поделок для девочек и мальчиков». – ООО «Кристалл», М: ОНИКС, 2000 г.

35. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. - 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №3).

36. Алексеев В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989

37. Атутов П.Р., Поляков В.А. Профессиональное образование составная часть подготовки школьников к жизни и труду // Школа и производство. - 1985. - №4.

38. Бабина Н.Ф. Реализация развивающего обучения на уроках труда. -Воронеж: ГНМЦ, 1996

39. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982.

40. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.-

41. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.

42. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980.

43. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пенза: НМЦ Пензенского гор. отд. обр., 1994

44. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. Минск: Народная асвета, 1977

 45. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983

46. Методика обучения учащихся 5-9 классов современным технологиям в процессе трудовой подготовки / Под ред. В.М. Казакевича М.: Ин-т общ. сред, образования РАО, АПО, 1996

47. Лопанова Е.В, Рабочих Т.Б. Личностно - деятельностные технологии обучения.

48. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).

 49. Э.К. Гульянц - Что можно сделать из природного материала – «Просвещение» - 1991г.

50. Л.В.Пантелеева – Художественный труд - «Просвещение» - 1987г.

51. Трудовое обучение в 5-9классах - Москва «Просвещение» 1978г – И.Г.Майорова, В.И.Романина, А.М.Гукасова.

52. Художественный труд – Москва «Просвещение» 1987г -

Л.В.Пантелеева, Е.Каменов, М.Станоевич-Кастори.

53. Основы педагогического мастерства. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. - М. 1999 год.

54. Гусакова М.А. «Подарки и игрушки», Москва 2001 год

55. Пудова В., Лежнева Л. «Игрушки из природных материалов», Москва «Махаон».

56. Дегтярев.а Т., Дегтярева Н. «Умные поделки», Москва «Лист» 1999 год.

57. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», Ярославль «Академия развития». 1997 год.

58. Нагибина М.И. «Чудеса для детей из ненужных вещей», Ярославль «Академия развития» 1997 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Тест  “Определение уровня воображения”

 

Инструкция:

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".

Первая  цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

Информация о работе Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии