Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:53, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.
Для достижения поставленной цели, определила следующие задачи:
-рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей ребенка на теоретическом уровне;
-рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся на уроках технологии;
-выявить уровень развития творческих способностей учащихся;
-подобрать, составить и апробировать в процессе обучения творческие задания и упражнения для эффективного развития творческих способностей учащихся;
-проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1
ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
8
1.1
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
8
1.2
Структура творческого процесса
12
1.3
Управление творческим процессом
16
1.4
Творческая активность учителя
19
2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
24
2.1
Проблема творчества в истории и теории педагогики
26
2.2
Творчество на уроках технологии
2.3
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
33
2.4
Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
50
3
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ПО ТЕХНОЛОГИИ
53
3.1
Диагностика уровня развития творческих способностей
53
3.2
Заключительная диагностика и результативность опыта
56
3.3
Сравнительный анализ результатов работы
58


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
65

ПРИЛОЖЕНИЯ
69








ВВЕДЕНИЕ
1 ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
1.2 Структура творческого процесса
1.3 Управление творческим процессом
1.4 Творческая активность учителя
2 РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
2.1 Проблема творчества в истории и теории педагогики
2.2 Творчество на уроках технологии
2.3 Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
2.4 Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
3.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
3.2 Работа по выявления педагогических условий развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии
3.3 Заключительная диагностика и результативность опыта
3.4 Сравнительный анализ результатов работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

дипломка2.docx

— 458.00 Кб (Скачать файл)

Под влиянием народной игрушки  деятельность учащихся в области  лепки приобретает творческий активный характер.

Творческие способности  детей во время декоративной лепки  могут проявляться в разных направлениях: в предварительном создании эскизое  на бумаге; в продумывании элементов  узора; в воплощении задуманного.

Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения работать с глиной, красками и соответствующими инструментами.

Работа с глиной положительно влияет на развитие мелких мышц кисти  детей, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными.

На занятиях по лепке учащиеся получают определенную физическую нагрузку, которая имеет место и во время  подготовки материалов к занятию  и в процессе работы с глиной.

Воспитывать в детях потребность  к созданию красивых вещей -дело важное. Если их приучать к этому с раннего  возраста, то в последствии, став взрослыми, они всегда будут стремиться к  красоте.

В 8 классе раздел «Художественная  обработка материалов» называется «Аппликация». Этот раздел подразделяется на две темы: «Аппликация из ткани  на мешковине». «Аппликация из соломы».

Из истории  возникновения аппликации.

Аппликация - один из видов  декоративно-прикладного искусства.

Материалом для которой  может служить бумага, ткань, природный  материал.

Этот вид деятельности основан на наложении и закреплении  деталей на другом материале, принятом за фон.

Аппликация является одним  из древнейших способов украшения одежды, обуви и т.д. возникновение этого  вида декоративно-прикладного искусства  относят к древнейшим временам. Связывают  с появлением простого стежка и необходимостью чинить вещи, предметы быта. Выражение  «наложить заплатку» существует очень давно. Постепенно люди стали  усовершенствовать этот вид деятельности. Заплатку стали вырезать в виде геометрических фигур, фруктов, цветов и т.д.

Аппликация широко распространена у восточных народов - Кита? Японии. В России этот вид искусства занимает не последнее место. Например, народы севера используют аппликацию из кожи и меха для оформления национальных ковров.

После общих сведений об аппликации учащиеся переходят к  одному из видов «Аппликация из ткани».

«Аппликация из ткани на мешковине».

В последнее время в  наш быт довольно широко входят вещи декоративно-прикладного искусства. Среди них особое место занимают панно на мешковине. Это аппликации из бархатной бумаги или несыпучих  тканей. Сюжеты их различны, в основном это герои сказок, игрушки, персонажи  мультфильмов и др. Отдельные элементы наклеивать на плотную бумагу. Затем, вырезав силуэт этого рисунка, монтируют en на мешковине - ее цвет очень интересен  для фона панно, на нем сочно, ярко выделяется сама аппликация, подчеркивается ее декоративность.

Аппликацию можно использовать не только для изготовления панно, но и для украшения детской одежды, оформления праздничных костюмов, игрушек, сувениров, флажков, наглядных пособий. Очень важно подбирать аппликационные рисунки, учитывая основные признаки, силуэтность, плоскостную трактовку  образа, передачу цвета почти однородным пятном, лишенным цветовых оттенков.

Аппликация может быть из отдельных предметов, целых сюжетов  также декоративной - орнаменты, узоры. Для изготовления панно на мешковине  аппликационные детали можно вырезать из бархатной бумаги, но гораздо  интересней, хотя и сложней, из обрезков цветных тканей. В одних изделиях лучше смотрится ткань одной плотности, например драп, сукно, в других случаях это необязательно, но все-таки надо учитывать фактуру и плотность ткани при сочетании отдельных деталей одежды (например, у матрешки ткань для косынки не должна быть плотнее, чем сарафан).

для аппликации одного и  того же рисунка можно использовать различное сочетание имеющихся  обрезков ткани. Это дает возможность  для развития творчества, фантазии. Для этой цели можно использовать и кусочки меха. Детали приклеивают  клеем ПВА.

На ткань узор переводят  через копировальную бумагу. При  выкраивании деталей узора нужно  следить за тем, чтобы направление  нитей ткани лоскутков и фона совпадало. Если кусочки ткани тонкие (ситец, бязь, сатин, шелк, и др.),лучше  всего их подкрахмалить и хорошо разгладить. Вырезанные детали сначала  приметывают к основной ткани, затем  пришивают. Для этого используют швы «через край», «бархатный», «гладьевый», «петельный», «тамбурный».

Аппликацией можно украсить диванную подушку, безрукавку, сумку, фартук и т.д. Особенно часто она применяется  для отделки детской одежды.

В процессе практической деятельности (изготовление панно, аппликация из ткани  на мешковине с помощью простых  и декоративных швов) учащиеся усовершенствуют  навыки работы с тканью, художественного  оформления изделия.

Вторая тема этого раздела: «Аппликация из соломы».

Природа, пожалуй, один из самых  древних воспитателей человека. Задолго  до возникновения педагогики она  формировала в людях наблюдательность, волю, развивала их эмоциональный  мир.

Конечно, человек - это особая часть природы, ибо она для  него не только среда обитания, но и  объект преобразования.

Эстетическое воспитание, раскрывающее детям красоту природы, пробуждающее и развивающее потребность  в наслаждении этой природой.

Велико влияние природы  и изделий их природного материала  на человека.

Сказочно и богата природа. Какие разнообразные чувства  переполняют нас при встрече  с ней! В любое время года она  открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя добрые и нежные чувства  в человеке.

Природа величественна и  прекрасна и без человека!

Но если к ней прикасаются  руки любознательных, неравнодушных, трудолюбивых и творческих людей, то она становится еще прекрасней.

«Аппликация из соломки» - это  один из ярких примеров, который  подтверждает вышесказанное.

Использование соломы и подготовка ее к работе.

Еще в глубокой древности  для получения продуктов питания  люди возделывали зерновые культуры, а их стебли (солому) использовали и  для хозяйственных нужд, и в  обрядовой деятельности. Соломенная кровля, правильно и умело уложенная, могла прослужить не один десяток  лет. Шляпы, половики, корзины и другая хозяйственная утварь, детские игрушки, выполненные из соломы, также широко применялись крестьянами.

Вместе с тем все  земледельческие народы наделяли стебли злаков особой духовной сущностью, верили, что в них заключен дух хлебного божества, сила плодородия. Крестьяне  считали, что колосья и солома, сжатые при соблюдении особых ритуалов, оказываю благотворное влияние на здоровье, благополучие и достаток в доме. Многие народные праздники проходили  с использованием обрядовых предметов, сделанных из соломы. Повсеместно  существовал обычай во время жатвы  украшать первый «зажиночный» и последний  «дожиночный» снопы, убранные с поля, сплетать из колосьев венки, оставлять  на ниве заплетенные последние колоски. Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля в знак пожелания благополучия. У  некоторых народов, например у поляков  и венгров, жатвенные венки были сложной формы, напоминающей колокол  и корону. Изготавливали также  большие, разнообразно украшенные «венки урожая», которыми отмечали завершение жатвы. Такие венки сохраняли  в доме или приносили в церковь.

Когда-то наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили  на полях в жертву людей, позже - соломенные чучела, которым придавали форму  человеческой фигуры. Соломенные изображения  Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Марены тонули в воде, горели в огне ритуальных костюмов. Их разрывали и солому разбрасывали по полям. Их «смерть» символизировала  будущее воскрешение в зерне  нового урожая.

У восточных славян до сих  пор существует обычай «ряжения в  солому» в период зимне-весенних праздников - Рождества и Масленицы. У других европейских народов  соломенные чучела являются непременным  элементов народных карнавалов.

Для изготовления декоративно-прикладных изделий солому научились специально обрабатывать. Полученная после обработки  соломка всегда ценилась народными  мастерами за свою красоту, удивительный блеск и переливчатость, богатое  разнообразие оттенков. Ее золотистый цвет сродни свету теплых солнечных  лучей. Декоративные качества соломки  позволяют выполнять различные  предметы в технике плетения, аппликации, инкрустации и др. Ее также используют для отделки швейных изделий, в аранжировке цветов.

Многие мастера и сегодня, чтобы иметь сырье хорошего качества, отводят небольшие грядки под  злаковые культуры и сами выращивают их без применения минеральных удобрений, делающих соломины более хрупкими и  ломкими.

Изготовление панно из соломы.

Занятия декоративно-прикладным искусством увлекательны и вызывают у школьников живой интерес, удовлетворяя их тягу к творчеству. Дети участвуют  в трудовом процессе по созданию полезных и красивых вещей, что способствует их духовному развитию, формирует  эстетический вкус, приобщает к самостоятельной творческой деятельности. Даже в условиях промышленного производства при создании декоративно-прикладных изделий широко применяется ручной труд поэтому полученные учащимися при работе над такими изделиями знания и умения обязательно пригодятся им в будущем, помогут в выборе профессии.

На занятиях по технологии изготовлению изделий декоративно-прикладного  искусства отводится большое  место. Для этого используются различные  природные материалы - древесина, солома. Многие работы школьников отличаются оригинальностью и выразительностью.

Для изготовления панно понадобятся  кусок фанеры, морилка, клей ПВА, солома, несколько листов бумаги, калька и  ножницы. Начинают с разработки общего эскиза изделия. Затем на листе бумаги выполняют рисунок аппликации, которой  будет украшено панно, и нумеруют каждый ее элемент. Фанеру выпиливают под выбранные размеры, шлифуют  ее поверхность мелкозернистой шкуркой  и покрывают морилкой. Рисунок  переносят на заготовку из фанеры с помощью копировальной бумаги. Если ее не оказалось под рукой, на обратную сторону листа с рисунком наносят мел, а затем переводят  изображение так же, как через  копирку. Все элементы рисунка на заготовке из фанеры нумеруют. После  этого рисунок с бумаги переносят  на кальку. Далее заранее подготовленные ленточки соломы наклеивают на каждый элемент рисунка на кальке. Полученные таким образом детали вырезают и  проглаживают утюгом те из них, тон  которых нужно сделать более  темным. Готовые детали аппликации раскладываю на заготовке в соответствии с нумерацией и приклеивают. Для  повышения прочности и большей  выразительности изделие покрывают  бесцветным лаком.

Опыт моей работы позволяет  сделать вывод что, работа с природным  материалом заключает в себе большие  возможности сближения детей  с родной природой, воспитывая бережного, заботливого отношения к ней  и формирования первых трудовых навыков.

Изготовление поделок  требует от учащихся ловких действий. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза  и руки, совершенствованию координации  движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликации из соломы постепенно образуется система специальных навыков  и умений.

В.А.Сухомлинский писай: «истоки  способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно  говоря, идут тончайшие ручейки, которые  питают источник творческих мыслей».

Большое влияние оказывает  труд с природным материалом на развитие мышления учащихся.

Занимательность работы по изготовлению поделок из природного материала способствует у детей  развитию внимания - повышается его  устойчивость, формируется произвольное внимание.

В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность  добиваться более совершенных результатов - удовлетворяется любознательность детей.

Труд по изготовлению поделок  из природного материала способствует развитию творческой личности ребенка, воспитанию его характера. Постепенно у детей формируются такие  качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое  дело до конца.

В 9 классе раздел «Художественная  обработка материалов» носит  название «Русские узоры».

Вовлечение учащихся в  различные виды художественной деятельности, основанной на материале народного  творчества, одно из условий их полноценного эстетического воспитания и развитие художественно-творческих способностей.

На моих уроках знакомство с народным искусством происходит в  основном через практическую деятельность. Дети изучают богатый мир расписных  изделий России, традиционные приемы росписи.

Народное искусство близко учащимся, доступно их пониманию и  воспроизведению.

На I этапе дети знакомятся с характеристикой художественных промыслов. Здесь они узнают о  географических центрах, где зародился  тот или другой промысел.

Краткая характеристика художественных промыслов.

Хохлома.

Хохломская роспись по дереву - один из самых знамениты  русских народных художественных промыслов, и расположен он в Нижнегородской области. Название промысла произошло  от названия села Хохлома, где традиционно  изготовляли и продавали изделия  хохломской росписи. Их отличает оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы, в основном посуда, после специальной обработки  расписывают растительным узором, затем  покрывают лаком и закаливают в специальной печи.

     Жостово.

Жостовская роспись - это  народный художественный промысел, получивший свое название по одноименной деревне  Жостово, что в московской области, где находится его производство. Жостовская роспись - это декоративная живопись на металлических подносах, которые после росписи масляными  красками покрывают бесдветным лаком,

     Гжель.

Гжель - это дивные, диковинные синий цветы, травы и листья на белой керамике. Изделия гжельских  мастеров отличаются изящной формой. Узорывыполненные легко кистью по еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами, придают необыкновенный, сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам, чашкам и прочим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз.

Информация о работе Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии