Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:53, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.
Для достижения поставленной цели, определила следующие задачи:
-рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей ребенка на теоретическом уровне;
-рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся на уроках технологии;
-выявить уровень развития творческих способностей учащихся;
-подобрать, составить и апробировать в процессе обучения творческие задания и упражнения для эффективного развития творческих способностей учащихся;
-проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1
ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
8
1.1
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
8
1.2
Структура творческого процесса
12
1.3
Управление творческим процессом
16
1.4
Творческая активность учителя
19
2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
24
2.1
Проблема творчества в истории и теории педагогики
26
2.2
Творчество на уроках технологии
2.3
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
33
2.4
Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
50
3
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ПО ТЕХНОЛОГИИ
53
3.1
Диагностика уровня развития творческих способностей
53
3.2
Заключительная диагностика и результативность опыта
56
3.3
Сравнительный анализ результатов работы
58


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
65

ПРИЛОЖЕНИЯ
69








ВВЕДЕНИЕ
1 ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
1.2 Структура творческого процесса
1.3 Управление творческим процессом
1.4 Творческая активность учителя
2 РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
2.1 Проблема творчества в истории и теории педагогики
2.2 Творчество на уроках технологии
2.3 Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
2.4 Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
3.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
3.2 Работа по выявления педагогических условий развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии
3.3 Заключительная диагностика и результативность опыта
3.4 Сравнительный анализ результатов работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

дипломка2.docx

— 458.00 Кб (Скачать файл)

Постоянное внимание и  систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и  духовно - выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей  личности.

Изучив литературу по теме, для себя я определила психолого- педагогические условия развития способностей учащихся:

1. Создание атмосферы  доброжелательности на уроках  технологии. С первых дней в  классе надо стараться создавать  такую обстановку, в которой дети  смогут научиться выражать свои  мысли. Вопросы «почему?», «для  чего?» должны звучать на каждом  уроке. Давать такие задания  на уроке, при помощи которых  дети, играя в учителя и ученика  научаться оценивать и обосновывать  свою оценку. Если ребенок чувствует  дружескую обстановку со стороны  окружающих его людей, то его  эмоции будут направлены только  на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут  аккуратными и более творческими.  Именно такие условия я стараюсь  создавать на своих уроках.

2. Содержание занятий  должно стимулировать эмоциональное  отношение детей. Только будучи  заинтересованным, ребенок начинает  эмоционально выражать свое отношение  ко всему окружающему. Я стараюсь  выбрать такое содержание уроков, которое стимулировало бы эмоциональное  отношение детей.

3. Оптимальное сочетание  принципов и технологий. Готовясь  к каждому уроку, я должна  выбрать наиболее благоприятное  сочетание принципов и технологий, которые были бы доступны для  освоения и восприятия учащимся  и, конечно, способствовали развитию  творческих способностей.

На основании психолого - педагогической методической литературы, наблюдений за учебной деятельностью  своих учеников мной были разработаны  конспекты уроков технологии (см. Приложение) В основу уроков были положены следующие  средства и принципы:

- речь учителя,

- наглядность,

- игровые моменты,

- анализ готовых изделий,

- элементы конструирования,  моделирования.

Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в  минимальном отступлении от образца. Только разнообразие работ, многократное опробование своих сил позволяет  выявить индивидуальные способности  каждого и обеспечить условия  для развития, сделать процесс  обучения интересным для детей.

В своей практике я использую  творческие методы:

Методы учебного познания (когнитивные):

Метод сравнения.

Сравниваться могут любые  объекты, понятия, эпохи. При изучении истории костюма, стиля в одежде,

Метод эвристических вопросов.

Задаются 7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда?

Ответы на эти вопросы  и предполагают рождение творческих работ.

Метод образного видения.

Результат работы выражается в словесной или графической  форме ( эскиз проекта или его  словесное описание).

Креативные методы:

Метод придумывания.

Это способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз –  составная часть любого творческого  проекта.

Метод вживания.

Средства этого метода позволяют нам почувствовать  другую эпоху, представить себя в  платье того времени, изучить манеры поведения.

Оргдеятельностные методы:

Метод ученического планирования.

Этот метод предполагает спланировать свою образовательную  деятельность на выполнение творческого  проекта, на составление реферата по проекту.

Метод самоорганизации обучения.

Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа).

Метод взаимообучения.

Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный им набор педагогических методов.

Метод рецензии.

Рецензия может быть на любой творческий проект по каждому  блоку программы. В кабинете есть архивный материал творческих проектов, который при необходимости просматривается  и делается анализ выполненных проектов.

В своей работе я практикую  не только рецензии детей, но и родительские, которые позволяют мне установить контакт с семьей, а ребенку  почувствовать значимость теоретических  и практических навыков, получаемых в процессе обучения.

Методы проектов:

Ведущее значение придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность. Под методом проектов понимается способ организации познавательно – трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда).

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный  процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической  грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Другими словами, метод  проектов представляет собой такой  способ обучения, который можно охарактеризовать, по словам Дж. Дьюи, как и обучение через делание, когда учащийся самым  непосредственным образом включен  в активный познавательный процесс:

- самостоятельно формирует  учебную проблему, осуществляет  сбор необходимой информации;

- планирует варианты решения  проблемы;

- делает выводы;

- анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам»  новое знание и приобретая  новый учебный и жизненный  опыт.

Метод проектов является тем  средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для  которого типичным является пассивность  учащегося и стремление учителя  «напичкать» своего подопечного  стандартным набором готовых  знаний. Метод проектов – это  дидактический инструмент, который  создаёт уникальные предпосылки  для развития целеустремленности и  самостоятельности учащегося в  постижении нового, стимулируя его  природную любознательность и тягу к непознанному.

Мои занятия отличаются тем, что ребенку предлагается задание  не учебного характера, занятия принимают  форму игровой деятельности, где  ученик сам оценивает свои успехи, что создает положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться  выполнять предлагаемые задания.

Используемые мной приемы и методы обучения углубляют знания ребят. Весь урок проходит в эмоциональном  и интеллектуальном подъеме, что  дает выход творческой энергии учащихся, создает атмосферу сотрудничества, сотворчество учителя и учащихся заражают друг друга творческий энергией. Урок создает для каждого ученика  возможность проявить себя в зависимости  от умения и желания учиться, поскольку  все учащиеся задействованы в  различных видах и формах учебной  деятельности: (индивидуальная, групповая, фронтальная, игровая, художественная, коммуникативная и т.д.)

На  уроках:

- мыслительно-поисковая  деятельность учащихся стимулируется  различными средствами и приемами;

- используются методы  исследовательского, эвристического  характера, творческие задания;

- учащиеся стремятся прийти  к самостоятельному поиску и  решению учебной проблемы;

-учащиеся адекватно реагируют  на творческие и нестандартные  ситуации;

- создаю проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая учащихся информацией и творческое поле урока;

- учу детей заботиться  об этике взаимоотношении, об  эстетике оформления помещений;

- в результате у всех  появляется желание работать, закрепляется  момент сотворчества.

Также была разработана учебная программа «Художественная обработка разных материалов» (см. Приложение). Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Программа рассчитана на учащихся 5 классов. Предусматривает групповые и индивидуальные занятия. Материал программы предусматривает теоретические и практические занятия. Особое место уделяется отработки практических навыков, умений школьников работать с разным материалом, развитию творческих способностей и фантазии. Коллективность выполнения отдельных изделий развивает у школьников чувства взаимопомощи и ответственности за общее дело. Кружковые занятия способствуют даже в большей степени, чем урок, развитию у детей самостоятельности в работе, творческой самодеятельности.

Цель данной программы: создание условий для развития природных  творческих способностей ребёнка средствами трудового обучения и формирование основ творческой личности.

Исходя из поставленной цели, мной были определены следующие задачи программы.

Обучающие:

1. Обеспечение школьников  знаниями и способами трудовой  деятельности;

2. Формирование навыков  трудовой творческой деятельности;

3. Обучение учащихся приемам  художественной обработки разных  материалов с целью выполнения  художественных изделий.

Развивающие:

1. Формирование художественно-творческой  активности учащихся;

2. Освоение учащимися  компетенций: коммуникативной, ценностно-смысловой,  культурно-эстетической, социально-трудовой;

3. Развитие личностных  качеств ребенка таких, как  самостоятельность, инициативность, взаимопомощь, сотрудничество;

4. Развитие навыков самостоятельной  и коллективной работы.

Воспитательные:

1. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности  за результаты своей деятельности;

2. Формирование общей  культуры личности ребёнка;

3. Развитие у детей  активности и самостоятельности  общения.

После окончания обучения по данной программе обучающиеся  должны знать:

*Правила безопасности  труда и личной гигиены;

*Технологию соединения  деталей различными способами;

*Свойства и особенности  различных материалов.

После окончания обучения по данной программе обучающиеся  должны уметь:

*Организовывать рабочее  место;

*Готовить к работе  разные материалы, распределять  их;

*Уметь свободно комбинировать  различные материалы;

*Уметь контролировать  свои действия в процессе выполнения  работы;

*Выполнять соединение  деталей различными способами.

Творческие работы учащихся индивидуальны, в каждой виден характер ребенка, его отношение к миру. Индивидуальный подход важен для  каждого ребенка для того, чтобы  он просто нормально учился и развивался. Раскрытие индивидуальности ребенка  создает благоприятные условия (возможности) для формирования таланта.

В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю  на то, чтобы найти большее количество вариантов действий. На уроке систематически использую материал, способствующий развитию мышления, творческих способностей, интереса к предмету.

Велика радость творчества. Это поход в неизвестность. Чтобы  успешно его провести, нужны фантазия и изобретательность, прочные знания, упорство и труд. Исследования, пусть  они еще маленькие, могут стать  дорогой к открытию. Несмотря на большое значение природных задатков, и способностей человека, особенностей характера, познавательные возможности, привычки, склонности и интересы формируются  не стихийно, а в процессе специально организованной деятельности. Занятия  технологии способствуют формированию у детей элементарных основ мировоззрения, помогают развитию творческих способностей и воспитанию многих ценных черт и  качеств личности.

В настоящее время в  обществе сложилось новое понимание  основной цели образования. Учитель  в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности  к саморазвитию, которая обеспечит  интеграцию личности в национальную и мировую культуру и главу  угла при обучении ставится:

а) обучение деятельности —  умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

в) формирование картины  мира.

Поэтому в своей работе я опираюсь на основные принципы, современных  образовательных задач с учетом запросов будущего:

1. Принцип деятельности  включает ребенка в учебно-познавательную  деятельность. Самообучение называют  деятельностным подходом.

2. Принцип целостного  представления о мире в деятельностном  подходе тесно связан с дидактическим  принципом научности, но глубже  по отношению к традиционной  системе. Здесь речь идет и  о личностном отношении учащихся  к полученным знаниям и умении  применять их в своей практической  деятельности.

3. Принцип непрерывности  означает преемственность между  всеми ступенями обучения на  уровне методологии, содержания  и методики.

4. Принцип минимакса заключается  в следующем: я предлагаю ученику  содержание образования по максимальному  уровню, а ученик обязан усвоить  это содержание по минимальному  уровню.

5. Принцип психологической  комфортности предполагает снятие  по возможности всех стрессообразующих  факторов учебного процесса, создание  в классе и на уроке такой  атмосферы, которая расковывает  учеников, и, в которой они чувствуют  себя «как дома». У учеников  не должно быть никакого страха  перед учителем, не должно быть  подавления личности ребенка.

6. Принцип вариативности  предполагает развитие у детей  вариативного мышления, т. е. понимания  возможности различных вариантов  решения задачи и умения осуществлять  систематический перебор вариантов.  Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления.

7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию  на творческое начало в учебной  деятельности ученика, приобретение  ими собственного опыт творческой  деятельности.

Все используемые мной методы, принципы, приемы направлены и благотворно  влияют на развитие у ребенка интуиции, образного мышления, а также способности  мыслить творчески, не стандартно.

Информация о работе Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии