Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:53, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.
Для достижения поставленной цели, определила следующие задачи:
-рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей ребенка на теоретическом уровне;
-рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся на уроках технологии;
-выявить уровень развития творческих способностей учащихся;
-подобрать, составить и апробировать в процессе обучения творческие задания и упражнения для эффективного развития творческих способностей учащихся;
-проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1
ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
8
1.1
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
8
1.2
Структура творческого процесса
12
1.3
Управление творческим процессом
16
1.4
Творческая активность учителя
19
2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
24
2.1
Проблема творчества в истории и теории педагогики
26
2.2
Творчество на уроках технологии
2.3
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
33
2.4
Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
50
3
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ПО ТЕХНОЛОГИИ
53
3.1
Диагностика уровня развития творческих способностей
53
3.2
Заключительная диагностика и результативность опыта
56
3.3
Сравнительный анализ результатов работы
58


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
65

ПРИЛОЖЕНИЯ
69








ВВЕДЕНИЕ
1 ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
1.2 Структура творческого процесса
1.3 Управление творческим процессом
1.4 Творческая активность учителя
2 РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
2.1 Проблема творчества в истории и теории педагогики
2.2 Творчество на уроках технологии
2.3 Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
2.4 Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
3.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
3.2 Работа по выявления педагогических условий развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии
3.3 Заключительная диагностика и результативность опыта
3.4 Сравнительный анализ результатов работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

дипломка2.docx

— 458.00 Кб (Скачать файл)

Для творчески активного  учителя, владеющего педагогическим мастерством, характерны:

- высокий уровень организации  занятий;

-     бережное отношение к своему рабочему времени и времени учащихся;

-     целесообразный подбор учебно-производственных работ;

-     высокий интерес учащихся к работе, их активность, эмоциональный тонус, дух соревновательности; нацеленность на качество результатов труда;

-     деловая атмосфера в сочетании с непринужденностью и естественностью;

-     строгая требовательность к соблюдению правил техники безопасности труда.

Искать, творить новое  можно только при высокой педагогической эрудиции, творчески используя эффективный  педагогический опыт, проверенные жизнью традиции, не превращая их в отжившее и старое.

Одним из важных критериев  педагогического мастерства. определяющих авторитет учителя, нужно считать  его умение устанавливать и поддерживать правильные взаимоотношения с учащимися  и с членами педагогического  коллектива. Правильные взаимоотношения  между учителем и учащимися - это  прежде всего отношения доверительные, доброжелательные, основанные на взаимном сотрудничестве, когда уважение сочетается с требовательностью. Однако такие  отношения всегда должны быть результатом  естественного признания учащимися  нравственного и интеллектуального  превосходства учителя. Такие отношения, с одной стороны, создают возможности для положительного воздействия на личность, с другой - являются условием нормального педагогического процесса.

     Хороший педагог не может быть безразличным к своим воспитанникам, особенно к их стремлению учиться лучше. Ничто так не уязвляет самолюбия учащегося, как равнодушие учителя к его успехам. Нужно подмечать каждый успех учащихся в учебе и труде, во взаимоотношении с товарищами, в выполнении общественных поручений. Любое действие учащихся - хорошее или плохое - должно находить справедливую оценку.

Одно из важных проявлений педагогического мастерства - умение прежде всего побуждать, а не принуждать учащихся к правильным действиям  и поступкам, поведению, активной созидательной  деятельности.

Умелое воздействие, умение убеждать и словом и делом - вот  что отличает работу опытного педагога. Нужно уметь выслушивать учащихся и постараться понять их поведение, поступки в той или иной ситуации. Осуждая поступок, опытный мастер всегда стремится показать учащемуся, что это неприятная для него, но необходимая для учащегося мера, направленная на пресечение его промахов. Опытный педагог

никогда не злоупотребляет выговорами и внушениями учащемуся  в присутствии его товарищей. Порицание перед коллективом  следует считать крайней мерой. Беседы наедине обычно действуют  сильнее, так как свидетельствуют  о тактичности, внимательности, доброжелательности учителя к провинившемуся.

Все это учащиеся понимают и по-своему оценивают. Это естественно, нисколько не исключает возможности  и необходимости привлечения  ученического коллектива к воспитательным воздействиям.

Важнейшим критерием педагогического  мастерства, влияющим на авторитет  учителя у учащихся, является его  педагогический такт. Педагогический такт - это чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что  учитель делает. Педагогический такт основывается прежде всего на глубоком знании и понимании психологии учащихся, вдумчивости, внимательном и доброжелательном отношении к ним. Он проявляется  в нравственной чистоте и силе, в умении быть выше сиюминутных эмоций, всего мелкого, случайного. Во взаимоотношениях с учащимися творчески активного  педагога отличает выдержка, большое  терпение, целеустремленность, настойчивость. Опытный мастер больше учит, советует, показывает, внушает, меньше понукает, приказывает, наставляет, выговаривает, одергивает.

Вот некоторые критерии педагогического  такта учителя:

-     естественность и простота обращения - без фамильярности;

-     доверие - без попустительства; просьба - без упрашивания;

-     рекомендации и совета - без навязчивости;

-     воздействие в форме предложения, советы, предупреждения;

-     внушения и требования - без подавления самостоятельности;

-     серьезность тона - без окрика, резкого одергивания;

-     ирония и юмор - без насмешливости;

-     требовательность - без мелочной придирчивости;

-     доброта и доброжелательность - без сентиментальности и заигрывания;

-     настойчивость - без упрямства;

-     деловой тон - без раздражительности и излишней сухости;

-     последовательность требований - без колебаний и отмены своих решений;

-     быстрота ориентировки и принятия решений - без поспешности и опрометчивости;

-     внимательность к учащимся - без излишней опеки, без подчеркнутого наблюдения за ними;

-     спокойная уравновешенность и сосредоточенность, исключающая безразличие и излишнюю эмоциональность.

Решающее значение для  умения учителя устанавливать и  поддерживать с учащимися хорошие  деловые, принципиальные взаимоотношения  имеет всестороннее знание каждого  из них, их индивидуальных особенностей, характера, способностей и недостатков. Это один из самых важных компонентов  педагогического мастерства, который  учитель обязан постоянно использовать в своей повседневной деятельности. Опытный педагог обязательно  найдет чувствительную струнку у  каждого воспитанника и тактично «играя» на ней, добьется желаемого  результата. Очень важно при этом делать опору на положительные качества учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ                                                СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ  НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ                                                   

 

     2.1 Проблема творчества в истории и теории педагогики

 

      Сущность творчества по-разному рассматривалась в разные исторические эпохи. В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности.

В понимании художественного творчества, особенно начиная с Платона, развивается  учение об Эросе как о своеобразной устремленности человека к достижению высшего созерцания мира.

     В средние века творчеством считался волевой акт, вызывающей бытие из небытия.

В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в  творческом созерцании. Возникает интерес  к личности самого творца.

    В 18 веке Иммануил Кант также анализирует творческую деятельность.

Специфика художественного творчества рассматривается Кантом в системе  его учения о целесообразности природы  и человеческой деятельности вообще, а также в контексте его  понимания искусства в широком  смысле этого слова. Кант разграничивает понятие искусства как проявление всякой разумной, целесообразной деятельности (труда вообще) и действия природы, целесообразность которых устанавливать  человеку не под силу.

Практическая деятельность предполагает не только знание того, как надо делать те или иные вещи, но и определенное мастерство, умение создавать вещи. Но умение лишь следовать шаблонам, еще далеко не достаточно для создания произведений изящного искусства. Поэтому  одним из основных мотивов эстетической деятельности, по Канту, является бегство  от всех форм однообразной практической деятельности.

    Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. По Канту, гений – это талант (природное дарование), который дает искусству правило. А так как талант, как прирожденная продуктивная способность художника, сам принадлежит природе, то можно сказать, что гений – это прирожденные задатки души, через которые природа дает правила искусству». Речь идёт о тех же способностях души, что у простых смертных, т. е. о воображении и рассудке, только расположенных или соотносящихся друг с другом особым образом, необходимым для эстетической деятельности.

Кант, однако, недооценивал общественную среду в формировании творческих способностей человека и его субъективных волевых усилий в творческом процессе, особенно при возникновении замысла.

Таким образом, философ не отрицает необходимость сознательной работы в процессе создания художественных произведений. И если способность  к творчеству является врожденной, то вкус основан на активной работе сознания человека.

Свою теорию творчества создал и  З. Фрейд. Фрейд развивает мысль, согласно которой источник фантазии находится в бессознательном  – этом вместилище психических сил  человека. Но так как уже с детства  человек вынужден считаться с  внешним миром и запретами  общества, то единственным выходом  для него из непримиримого противоречия между собственными его влечениями и требованиями реальности является фантазия и возникшее на ее основе искусство.

Рассматривали теорию творчества и  экзистенциалисты. Они считают, что  носителем творческого начала является сама личность, т.е. прорыв природной  необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и  социального.

Стремление есть в каждом индивиде и ожидает только подходящих условий  для освобождения и проявления. Именно оно является главной мотивацией творчества, когда организм вступает в новые отношения с окружающим миром, пытаясь наиболее полно быть самим собой.

    Самое главное в творчестве – это новизна, и поэтому, нет эталона, по которому можно оценить его продукт. Роджерс признает тот факт, что человек творит в первую очередь потому, что его удовлетворяет, потому, что он чувствует в этом само актуализацию.

Когда индивид «открыт» своему опыту, тогда его поведение является творческим, и можно надеяться, что  это творчество носит созидательный  характер.

    Творчество развивается, если учитель, родители, другие люди, занимающиеся развитием, предоставляют индивиду полную свободу выражать своё самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества.

Быть самим собой – вот, что  способствует развитию надежного внутреннего  источника оценок и вследствие этого  приводит к созданию внутренних условий  для созидательного творчества.

Таким образом, проблема творчества рассматривалась  многими философами, психологами. Каждый выдвигал свою теорию творчества. Кант считал, что развивать творчество невозможно, творческое начало должно быть врожденным. Фрейд считает, что  процесс творчества не может быть сознательным, т. е. источник фантазии находиться в бессознательном, а  следовательно, развивать бессознательное  тоже невозможно.

Уже в теории творчества экзистенциалистской  философии уделяется внимание личности самого творца, его творению. Вопрос же о том, как надо развивать творческое начало в человеке, не затрагивается.

Рассматривалась проблема творчества психологами и педагогами России.

К. Маркс понимал творчество как  деятельность человека, которая преобразует  природный и социальный мир в  соответствии с целями и потребностями  человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью.

   На протяжении многих исторических эпох рассматривалась проблема творчества, а не проблема развития творчества. Говорилось о том, что является основой творчества, но речь не шла о том, что необходимо сделать, чтобы стать творцом.

 

 2.2. Творчество на уроках технологии

При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание. Причем воспитание оказывает большее влияние  на формирование личности ребенка. И  воспитание в трудовой деятельности занимает особое место. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью. Развивать творческие способности  можно и нужно на уроках технологии.

На моих уроках у детей  есть большие возможности проявить творчество. Кроме того учащиеся проявляют  творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее.

В своей деятельности я  выбираю различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают  свои идеи, каждый старается предложить свой вариант. С другой стороны это  может быть серия уроков: на первых уроках – это мое творчество, т. е. я учу, что и как делать по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, где  учащиеся проявляют свою самодеятельность.

Путь развития творческих способностей я выбираю индивидуально  для каждого класса, варьирую способы  развития творческих способностей, комбинирую.

Теплов Б.М. писал, что  только в той или иной практической деятельности формируются способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности  не исключение. Детей надо учить  творить, дав им для этого необходимые  знания и опыт. На уроках технологии я создаю проблемные ситуации, в  которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой  ситуации, учатся быстро находить решения  и предлагать несколько вариантов. Моя работа по развитию творческих способностей зависит от уровня детей. Это могут быть специальные тренировочные  упражнения, коллективное создание работы, индуктивное изучение материала, т. е. от простого к сложному, от частного к общему и т. д.

Информация о работе Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии