Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:53, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.
Для достижения поставленной цели, определила следующие задачи:
-рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей ребенка на теоретическом уровне;
-рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся на уроках технологии;
-выявить уровень развития творческих способностей учащихся;
-подобрать, составить и апробировать в процессе обучения творческие задания и упражнения для эффективного развития творческих способностей учащихся;
-проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1
ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
8
1.1
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
8
1.2
Структура творческого процесса
12
1.3
Управление творческим процессом
16
1.4
Творческая активность учителя
19
2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
24
2.1
Проблема творчества в истории и теории педагогики
26
2.2
Творчество на уроках технологии
2.3
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
33
2.4
Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
50
3
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ПО ТЕХНОЛОГИИ
53
3.1
Диагностика уровня развития творческих способностей
53
3.2
Заключительная диагностика и результативность опыта
56
3.3
Сравнительный анализ результатов работы
58


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
65

ПРИЛОЖЕНИЯ
69








ВВЕДЕНИЕ
1 ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
1.2 Структура творческого процесса
1.3 Управление творческим процессом
1.4 Творческая активность учителя
2 РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
2.1 Проблема творчества в истории и теории педагогики
2.2 Творчество на уроках технологии
2.3 Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
2.4 Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
3.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
3.2 Работа по выявления педагогических условий развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии
3.3 Заключительная диагностика и результативность опыта
3.4 Сравнительный анализ результатов работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

дипломка2.docx

— 458.00 Кб (Скачать файл)

были закрыты. Но остались люди, любящие бисер и умеющие  создавать из него прекрасные произведения искусства.

Начиная с 1970 года, в стране стало возрождаться бисероплетение, совершенствовались и развивались  известные техники, создавались  новые. В 1990 году бисерное рукоделие  стало одним из самых любимых  и модных видов народного творчества.

Использование бисера в народном костюме в России.

Начиная с XVIII века, бисер  и стеклярус активно использовали для отделки народного костюма. Ими расшивали одежду, из них плели  разнообразные украшения.

Женщины Калужской, Рязанской  и Тульской губерний носили на шее  колодочки - хлопчатобумажные шнуры, оплетенные разноцветным бисером, и подгорлоки - узкие полоски с геометрическим орнаментом, сплетенные разноцветным бисером, пришитые к узким лентам из ткани, застегивавшимся сзади  на крючок.

Женщины центральных и  южных губерний любили носить на шее  монисто - нагрудное украшение в  виде полукруглой сетки из разноцветного  бисера, пришивавшейся верхним краем  к тесьме, застегивавшейся сзади  на пуговицу.

На Алтае популярна  была ряска - воротник, сплетенный сеткой из крупного стекляруса, а в Воронежской  губернии - прутики, бусы из нескольких рядов нанизанных на конский волос  блестящих бусин или крупного бисера. Самым праздничным украшением девушек и молодых замужних женщин была перла - нагрудные украшения, сплетенные из речного жемчуга. В праздничный  день женщины надевали гайтаны (герданы) - длинные ленты, сплетенные из разноцветного  бисера, концы которых соединялись  медальонами, спускавшимися на грудь, и на спину

Одним из самых распространенных украшений были поддушники (гитаны). Они представляли собой красные  полоски из ткани, застегивавшиеся  сзади на пуговицу. Спереди к ним  пришивались подвески длиной в 30 см и шириной в 3 см, сплетенные из разноцветной бисера, с бахромой на концах.

Не менее популярны  были хрестовики - неширокие ленты  из крупного бисера. К спускавшимся на грудь концам прикрепляли медный литой крестик или застекленный образок. Для каждой губернии были характерны свои цветовые сочетания, которые использовались постоянно.

У всех славянских народов  существовал обычай, связанный с  дохристианскими религиозными представлениями, по которому замужняя женщина с непокрытой головой приносила несчастье  в дом. Она могла вызвать неурожай, падеж скота, пожар, болезни людей  и др. поэтому особое значение придавалось  женским головным уборам (кичкам, кокошникам и др.) их украшали вышивкой бисером, жемчугом, бусинами. Почти все головные уборы имели поднизь - сетку, которая  прикреплялась к очелью и закрывала  лоб женщины почти до бровей или  окружала верхнюю часть лица пышной оборкой. Поднизь плели обычно из белого или прозрачного бисера.

Обязательным элементом  народного костюма был пояс. Его  носили женщины, мужчины и дети. Он выполнял некоторые обрядовые функции - должен был защищать человека от влияния  злых внешних сил, создавая магический круг. Обычно с обряда опоясывания  начиналось приобщение ребенка к  окружающему миру. Большое значение имел цвет пояса. Наибольшее распространение  получили красные пояса, символизирующие  силу, долголетие, жизнестойкость. Пояса  украшали вышивкой бисером, жемчугом, бусинами, пришивали к ним бахрому, сплетенную из разноцветного бисера.

•     Теоретическая часть этого раздела проходит насыщенно, творчески. Дети принимают активное участие. Собирают различные сведения о вышивке и стеклоделии. Готовят доклады, составляют кроссворды. На уроках такого типа присутствуют элементы самоуправления.

•     Вторая часть этого раздела «Практические работы». Мой опыт показывает, что 70 % учащихся выбирают вышивание бисером. Вышивание бисером - труд кропотливый, но увлекательный и интересный. Такая работа развивает не просто воображение, а творческую фантазию, художественный вкус, внимание. Вырабатывает в детях усидчивость, аккуратность, терпение.

С овладением необходимых  навыков приходит и ловкость в  работе.

В 7 классе раздел «Художественная  обработка материалов» носит  название «Русский сувенир». На этом году обучения учащиеся знакомятся с декоративной лепкой и народной пластикой.

Велико влияние народного  искусства на эстетическое воспитание школьников, на развитие их творческой способности.

Целью этого раздела является приобщение учащихся к народной культуре ее национальному своеобразию. Изучение вышесказанного дает возможность воспитывать  у школьников уважение к традиционному  укладу жизни, быту, обычаям наших  предков, стремление сохранить то ценное, что живет в памяти народа.

Изучение этой темы начинается с исторических сведений о сувенире.

Рождение  сувенира.

Наверное, рождение сувенира на земле произошло в тот день когда наш далекий предок, зайдя  к своему соседу в гости, получил  от него на память каменный презент  с изображением мамонта.

Во всяком случае, достоверно одно - обычай оставлять какую-нибудь вещицу, способную пробуждать воспоминание, пришел к нам из глубины веков.

На Руси еще в старину  сложились свои привычки и традиции. Удалому молодцу, собравшемуся в  ратный поход, вручала красная девица расшитый кисет или рушник. Бояре  да князья в память о широте души русской преподносили иноземным  послам собольи шапки и самоцветы.

Примерно в петровские времена появляется в России слово  «сувенир». Пришло оно из Франции.

Чего только нет в наименовании «Сувенир». И нарядные дымковские барыни. И гордые разрисованные кони, и  матрешки. Словно драгоценности, сверкают палехские шкатулки. Золотом искрятся ковши-«утицы». Пылают яркими красками подносы из Жостово.

Прославленный самовар «Туляк», чудо техники старой России, ныне стал излюбленным сувениром.

Деревянные табакерки, лапти, хохломские ложки, игрушки из глины, теряя свое утилитарное назначение, из предметов обихода становятся символами, символами национального. И для сегодняшнего человека это  не просто диковина, экзотика, - за ними история России, история ее быта, уклада жизни, традиций. Поэтому они  и обрели свою новую жизнь среди  сувениров.

Затем идет знакомство с  глиняной игрушкой и декоративной посудой. Дети узнают историю возникновения  игрушки. Учатся приемам лепки и  законам росписи.

Дымковские  игрушки. Изделия кировских мастеров удивляют :.;::::- пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, ;; козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 11811 году. Автор его - Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике - «Свистопляске» (позднее его стали называть «Свистунья»), во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором.

Точных сведении о возникновении  этого праздника нет. Однако известно, что в XIX в. он стал в этой местности  всенародным праздником с торгами, ярмаркой и гуляньем.

До революции мастера  работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали  с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие  женщины и дети.

Фабрика, где сейчас изготавливают  дымковские игрушки, находится в  городе Кирове. Народные умельцы работают в благоустроенных, светлых мастерских. Все готовые игрушки хранятся на полках и закрыты занавесками. Но вот мастерица отодвигает занавес, и мы попадаем в удивительный, сказочный  мир. На полках тесными рядами стоят  игрушки, разные по содержанию и оформлению, яркие, с позолотой. Так и кажется, что ты в древнем городе Вятке  на красочном празднике «Свистунья». Чего только здесь нет: барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других игрушек.

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнедеятельностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей.

Филимоновские игрушки.

Не менее известным  народным промыслом является деревня  Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около  залежей хорошей белой глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в  этих местах дед Филимон, он и делал  игрушки). Сейчас в деревне организованы мастерские по изготовлению глиняной игрушки. Звери и животные, выполненные  художницами, отличаются по форме и  росписи. Игрушки смешные, причудливые  и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской  игрушки традиционны -это барыни, крестьянки, солдаты с эполеталетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом  и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие  тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с  какими-либо другими, так как они  имеют свои традиции в трактовке  формы и росписи. Например, у барынь высокие колоколообразные юбки с  незаметным расширением книзу, верхняя  часть туловища по сравнению с  юбкой кажется меньше. Маленькая  головка заканчивается высокой  изящной шляпкой. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых  солдат в характерных костюмах: френч  в талию и полосатые штаны. Некоторые игрушки удивляют своей  фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках  у него курица, на спине сидит  индюк, а на хвосте - цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки животные, У баранов, коров и коней маленькие  головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам.

Все игрушки очень веселые, и когда их много - это праздник. Роспись яркая, и в основном преобладает  желтый, красный, оранжевый, зеленый  и синий и белый цвета. Можно  только удивляться, как сочетая простые  элементы (полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звезды), мастерицы  создают удивительные орнаменты, которые  красиво ложатся на юбки и фартуки  фигурок. Роспись игрушек традиционна: коней, коров, баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых  различных сочетаниях. Лица фигурок  всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Когда смотришь на собранные  вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение. Игрушки  полыхают огнем, переливаются всеми  цветами радуги.

Каргопольские игрушки.

Интересной игрушкой является каргопольская.

Каргополь - древний русский  город, окруженный лесом. С | давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. Большей  частью они делали обливную посуду: горшки, кринки, миски для сметаны. Некоторые мастера изготовляли  глиняную игрушку.

Исследования показали, что  современная каргапольская игрушка  возникла на основе домашнего крестьянского  гончарного промысла, существовавшего  еще в XIX в. В деревне Гринево, расположенной  недалеко от Каргополя. 

Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого  северного края может показаться суровой. Однако это первое впечатление  создается из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые  и коричневые цвета. Что же касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, но с  большой теплотой и народным юмором. Изображения людей даются с психологической  характеристикой, поэтому зритель  может представить себе быт и  уклад жизни местных жителей. В основном в игрушке мы видим  отражение деревенской темы: бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках, куклы с прялками, бородатые мужики во время работы или отдыха («Мужик поит коня», «Мужик-сеятель», «Мужик с  корзиной грибов» ит.д.).

Каргопольской игрушке свойственны  и многофигурные композиций- веселые  тройки с седоками в санях, танцующие  фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные  мастерами Характерно изображение  одежды персонажей: бабы в кофтах и  юбках, а иногда в платьях, на голове платок или шляпка, мужики в кафтанах. В основном сюжеты динамичные, взятые из жизни. Любят каргопольские мастера  изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку. Реальные наблюдения служат народным умельцам тем материалом, который наполняет  их творчество.

Каргопольские мастера изображают зверей толстоногими и порой динамичными, например медведь стоит на задних лапках - момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть; утка с распростертыми крыльями и  вытянутой шеей, готовая к полету. Что касается росписи, то она, как  уже отмечалось, по своему колориту суровая и сдержанная. Однако сейчас мастера для оживления игрушек  вносят желтый, голубой и оранжевый  цвета. Ими расписываются пуговицы, бусы, клювы у птиц, оттеняется одежда. Основными элементами орнамента  являются комбинации из пересекающихся линий кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.

И по форме, и по окраске  современная ватрушка выполняется  более тщательно, она стала красивее, ярче.

Калининские игрушки. 

Глиняную игрушку изготавливают  и в других областях РСФСР: Орловской, Рязанской, Тамбовской, Курской, воронежской. Калужской и Калининской. Так, в  городе Торжок калининской области  сравнительно недавно стали изготавливать игрушки, в частности глиняных птиц, украшенных налетами и росписью. Мастер; этого промысла, создавая декоративную игрушку используют особую гамму цветов эмалевых : красок: синий, голубой, белый, черный, зеленый, оранжевый, красный.

Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают  праздничный декор. Кроме росписи, игрушка украшена налепами, которые  хорошо связываются с ее основной формой. Яркий эмалевый узор красиво  дополняет фигурки, ложась на коричневый фон. Так как изделие не грунтуется и фоном является цвет обожженной глины. В основе своей игрушка  статична, но встречаются птицы-лебеди с резко повернутыми шейками  и головками, что придает им особую пластичность. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, уточки с  утятами.

После теоретической части  дети переходят к практическим занятиям.

Детей увлекает результат  работы. Из куска глины получают затейливые фигурки. Они начинают лепить и украшать орнаментом кукол, животных по типу народных игрушек. Постепенно они учатся отбирать и сочетать декоративные элементы, составлять из них узор. Это  в свою очередь развивает в  детях потребность к созданию красивых изделий, развивает их художественный вкус.

Информация о работе Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии