Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:53, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.
Для достижения поставленной цели, определила следующие задачи:
-рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей ребенка на теоретическом уровне;
-рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся на уроках технологии;
-выявить уровень развития творческих способностей учащихся;
-подобрать, составить и апробировать в процессе обучения творческие задания и упражнения для эффективного развития творческих способностей учащихся;
-проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1
ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
8
1.1
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
8
1.2
Структура творческого процесса
12
1.3
Управление творческим процессом
16
1.4
Творческая активность учителя
19
2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
24
2.1
Проблема творчества в истории и теории педагогики
26
2.2
Творчество на уроках технологии
2.3
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
33
2.4
Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
50
3
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ПО ТЕХНОЛОГИИ
53
3.1
Диагностика уровня развития творческих способностей
53
3.2
Заключительная диагностика и результативность опыта
56
3.3
Сравнительный анализ результатов работы
58


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
65

ПРИЛОЖЕНИЯ
69








ВВЕДЕНИЕ
1 ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
1.2 Структура творческого процесса
1.3 Управление творческим процессом
1.4 Творческая активность учителя
2 РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
2.1 Проблема творчества в истории и теории педагогики
2.2 Творчество на уроках технологии
2.3 Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
2.4 Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
3.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
3.2 Работа по выявления педагогических условий развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии
3.3 Заключительная диагностика и результативность опыта
3.4 Сравнительный анализ результатов работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

дипломка2.docx

— 458.00 Кб (Скачать файл)

•высокий уровень – 15%;

•средний уровень – 43%;

•низкий уровень – 20%;

•очень низкий – 12%.

 

Диаграмма 2. Фантазия учащихся

 

 

 

 

 

 

Чтобы оценить уровень  творческого потенциала, умения принимать  нестандартные решения, проведена  диагностика «Творческий потенциал» (см. Приложение). Учащимся нужно выбрать  один из предложенных вариантов поведения  в данных ситуациях. Общая сумма  набранных очков показала уровень  творческого потенциала:

49 и более очков. В  вас заложен значительный творческий  потенциал, который представляет  вам богатый выбор творческих  возможностей. Если вы на деле  сможете применить ваши способности,  то вам доступны самые разнообразные  формы творчества – высокий  уровень.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете  теми качествами, которые позволяют  вам творить, но у вас есть и  проблемы, которые тормозят процесс  творчества. Во всяком случае, ваш потенциал  позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете  – средний уровень.

23 и менее очков. Ваш  творческий потенциал, увы, невелик.  Но, быть может, вы просто недооценили  себя, свои способности? Отсутствие  веры в свои силы может привести  вас к мысли, что вы вообще  не способны к творчеству. Избавьтесь  от этого и таким образом  решите проблему – низкий уровень.

Проверка показала результаты:

 

Диаграмма 3. Творческий потенциал

 

 

Данные проведенной диагностики  в процентном отношении показали:

•высокий уровень – 22%;

•средний уровень – 41%;

•низкий уровень – 37%.

Данные проведенных диагностик показали, что развито слабо воображение  учащихся, дети практически не умеют  фантазировать или боятся этого, хотя, по моему мнению, заложенного  творческого потенциала достаточно в каждом ребенке. Нужно только немного  помочь им раскрыться.

Из этого я сделала  вывод: необходимо свои уроки технологии выстроить так, чтобы каждый ребенок  почувствовал себя гением, смог реализоваться  как творческая личность.

Цель моей работы: Раскрытие  творческого потенциала ребенка, развитие его творческих способностей путем  вовлечения в творческую деятельность на уроках технологии.

Задачи:

- подобрать комплекс упражнений  и заданий для вовлечения детей  в творческую деятельность;

- разработать и апробировать  конспекты уроков технологии, используя  различные приемы и методы  для развития творческих способностей  учащихся;

- использовать данные  виды заданий на разных этапах  урока;

- способствовать повышению  интереса к урокам технологии.

 

        3.2 Заключительная диагностика и результативность опыта

 

По окончании проделанной  работы над данной темой я подвела  итоги, проведя те же диагностики, что  и в начале. Моей целью стало: выявление  наличия или отсутствия повышения  уровня развития творческих способностей каждого ребенка. Результаты, полученные при проведении диагностик, я зафиксировала  в диаграммах.

Итоговая проверка по определению  уровня развития воображения показала:

Данные проведенной диагностики  в процентном отношении показали:

высокий уровень – 62%;

средний уровень – 38%;

низкий уровень – 0%.

Диаграмма 4. Воображение ребенка

 

 

Итоговая проверка развития уровня фантазии учащихся при проведении диагностики «Придумай игру»  дала следующие результаты:

 

Диаграмма 5. Фантазия ребенка

 

 

Данные проведенной диагностики  в процентном отношении показали:

•очень высокий уровень  – 30%;

•высокий уровень – 40%;

•средний уровень – 30%;

•низкий уровень – 0%;

•очень низкий – 0%.

Итоговая проверка развития творческого потенциала показала:

Диаграмма 6. Творческий потенциал

 

 

Данные проведенной диагностики  в процентном отношении показали:

•высокий уровень – 56%;

•средний уровень – 44%;

•низкий уровень – 0%.

Данные диагностик показали, что у учащихся значительно повысился  уровень развития творческих способностей. Дети раскрыли свои скрытые таланты  и возможности. А главное, все  учащиеся стали с большим удовольствием  посещать уроки технологии, участвовать  в различных коллективно –  творческих делах, проявлять инициативу и даже что-то предлагать сами.

 

     3.3 Сравнительный анализ результатов работы

 

Работа над развитием  творческих способностей личности –  актуальная проблема на сегодняшний  момент.

Но прежде чем остановиться на том, как развивать творческие способности учащихся, с чего начинать, необходимо знать начальный уровень  детей. Поэтому в 5-ом  классе я  обычно провожу диагностику, показывающую уровень развития творческих способностей.

Критериями развития творческих способностей являются:

-оригинальность;

-гибкость мышления;

- беглость мышления;

- эмоциональность.

В результате диагностического эксперимента зачастую приходится делать вывод:

Оригинальность  создаваемых  образов наблюдается у меньшей  половины  класса (девочки).  В  большинстве же дети создают однотипные образы, малооригинальные или неоригинальные.

Гибкость мышления развита  у учащихся ниже среднего, т. е.  большинство  детей не способны к выделению  существенных признаков из множества  случайных, не способны быстро перестраиваться  с одной идеи на другую, не могут  комбинировать и варьировать, предлагают лишь одно – два решения проблемы.

В течение урока отмечается нестабильность интереса к процессу и результату деятельности, т. е. происходит постоянный спад и рост интереса.

Дети, которые аккуратно  и качественно выполняют задание, а также у которых эмоциональный  положительный настрой сохраняется  на протяжении всего урока, более  расположены к творчеству.

 

Учитывая всё это, моя  работа с детьми направлена на творческий поиск новых методов и приемов  активизации учебной и внеучебной деятельности, стремление расширить  кругозор, развитие практических навыков.

Продолжая учить, надо создавать  возможности для творчества, иначе  и освоение не будет надёжным и  процесс будет формальным,  скучным, а полученные навязанные знания будут  легко забываться, выветриваться, не закрепленные повседневными  целеустремленными  упражнениями.  Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию.  Это возможно, когда детская жизнь  построена так, что знания эти  нужны детям для успешного  выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным. Можно  сказать, что самодеятельность школьников – это единство обучения и творчества.

Познавательные процессы,  позволяющие человеку решать еще  не решенные задачи, называется творческим мышлением. Главное для творческого  мышления – нешаблонность, умение охватить действительность во всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях.

На своих уроках технологии я уделяю большое значение приобретению знаний и умений. Проникновение детей  в секреты рукоделия происходит во время практикумов в учебной  мастерской. Здесь они осваивают  приемы вышивания, шитья, вязания, ковроткачества и другие, помогающие достигать прекрасных результатов. Овладение мастерством художественной обработки материалов  предполагает освоение их декоративных возможностей, развитие фантазии и творческих способностей, приобретение технических знаний и умений. При этом у учащихся развивается особое чувство материала, его декоративно – прикладных особенностей, которое является одним из критериев развитого художественного вкуса и мастерства.

Творческое мышление должно учить человека смелости при выходе за рамки привычных, освещенных здравым  смыслом или авторитетами представлений, взглядов, способов мышления. Оно должно учить человека искать не веру, а  доказательства, не подтверждение, а  истину, не успокоение, а беспокойства, не завершение, а начало пути. Короче творческое мышление должно приучать человека не подгонять факты под  готовое представление о них, а проверять эти представления  фактами, не придумывать искусственный  мир пригодный для понимания, а создавать понимания пригодное  для объяснения реального мира.

 

Существуют различные  пути для развития творчества: это  может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант.  С другой стороны это может  быть серия уроков: на первых уроках – это творчество учителя, т. е. я  учу что и как делать по принципу «делай как я»; на втором уроке может  быть выполнена та же работа, но с  изменениями, учащиеся проявляют свою самодеятельность.

Путь развития творческих способностей я выбираю индивидуально  для каждого класса, здесь можно  варьировать способами  развития  творческих способностей, комбинировать  их.  На уроках  создаю проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько  вариантов.   

Важным средством приобщения учащихся  к творчеству, развитие их способностей  является приобщение их к свободной  импровизации, умению находить в обычных предметах  и явлениях новые аналогии.  Чтобы  мои уроки были уроками творчества, на них я создаю определенные условия: атмосфера  раскованности, отсутствия боязни быть  непонятым  или осмеянным, никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.

С первых дней в классе стараюсь создать такую обстановку, в которой  дети могут научиться выражать свои мысли. Даю такие задания на уроке, при помощи которых дети, играя  в учителя и ученика, смогут научиться  оценивать и обосновывать свою оценку.  Если ребенок чувствует дружескую  обстановку со стороны окружающих его  людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными  и более творческими. Именно такие  условия я стараюсь создавать  на своих уроках.

    Для наглядного сравнения развития творческих способностей учащихся в начале работы и в конце составляю сравнительные гистограммы.

Из гистограммы видно, что увеличилось количество детей  с высоким уровнем развития:

воображения – на 47%;

фантазии – на 45%;

творческого потенциала –  на 34%.

Гистограмма 1. Высокий уровень  развития способностей

 

 

Гистограмма 2. Средний уровень  развития способностей

 

 

 

Из гистограммы видно, что детей со средним уровнем  развития творческих способностей осталось практически то же количество. Но надо заметить, что в это число входят уже учащиеся, которые имели более  низкие показатели на момент начала работы.

 

Гистограмма 3. Низкий уровень  развития способностей

 

 

Из гистограммы видно, что детей с низким уровнем  развития творческих способностей не стало.

Кроме этого к концу  работы над развитием творческих способностей, дети смогли самостоятельно справляться с предложенной работой  без помощи учителя. Они научились  анализировать и составлять план работы самостоятельно. Таким образом, можно сделать вывод, что творческая работа на уроке необходима. Она  способствует лучшему усвоению знаний, развитию самостоятельности, повышает мотивацию детей к получению  новых знаний, к развитию новых  умений.

Результатом моей работы является:

1) Трудно творить без  определённого запаса знаний. Собственное  творчество детей помогает прочнее  усваивать и запоминать теоретические  сведения.

2) Легче решается проблема  мотивации, дети сами проявляют  желание творить.

3) Положительным моментом  является то, что творческие работы  привлекают внимание детей, которые  не блещут знаниями по другим  предметам, здесь они открываются  с положительной стороны.

4) При систематическом  использовании творческих методов  обучения у детей вырабатывается  личностный подход к получению  индивидуального результата, умение  отстаивать и защищать свою  собственную точку зрения. Дети  становятся коммуникабельными.

5) Открываются большие  возможности для совместного  творчества учителя и ученика.  При этом ведущим становится  понятие сотрудничества, сотворчества, а дети являются полноправными  участниками образовательного процесса.

 Результатом работы является:

    • Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.
    • Творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим  предметам, здесь они открываются с положительной стороны.
    • При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.
    • Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится  понятие сотрудничества, сотворчества, а дети становятся полноправными участниками  образовательного процесса.
    • Особое место в моей  деятельности занимает ковроткачество. Все, что я знаю и умею, я стараюсь передать детям. Лучшие работы кружковцев ежегодно отмечаются дипломами и грамотами за участие в районной выставке технического творчества и декоративно-прикладного искусства. Творческие проекты моих учениц на районной научно-практической конференции «Старт в науку» неоднократно занимали призовые места.
    • К праздникам учащиеся с удовольствием изготавливают подарки родным и близким людям. Это прихватки и салфетки в лоскутной технике, изделия, связанные крючком, сплетённые из бисера; к пасхе – это обязательно оплетённые  бисером пасхальные яйца, вышитые крестиком картины и картинки. Я сама владею многими видами рукоделия и стараюсь научить детей всему тому, что умею делать сама.
    • Предмет «Технология» для большинства учащихся является любимым предметом школьной программы. Приятно слышать от детей, когда они приходят с каникул и говорят: « Как мы соскучились по вашим урокам» или: «Продолжались бы эти уроки не 2, а 6 часов!».

Информация о работе Педагогические условия развития творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроке технологии