Педагогика сотрудничества: Теория и практика В. А. Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить позитивный опыт Павлышской средней школы и выявить возможность применения идей В. А. Сухомлинского В современном образовательном процессе младших школьников.
Задачи исследования:
Дать научное определение понятию «педагогическое взаимодействие», рассмотреть принципы, направленности и типы (формы) педагогического взаимодействия;
Проанализировать основные принципы педагогической системы В. А. Сухомлинского, основанной на союзе школы и семьи;
Охарактеризовать формы педагогического взаимодействия, практиковавшиеся в Павлышской средней школе;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..3
1. Взаимодействие школы и семьи как педагогическая проблема
1.1 Краткий исторический обзор проблемы…………………..6
1.2 Сухомлинский. В. А о сотрудничестве как о высшей форме педагогического взаимодействия…………………………………...11
2. Система работы Павлышевской средней школы по педагогическому взаимодействию
2.1 « Школа радости » и принципы ее организации………....14
2.2 Формы взаимодействия школы и семьи по организации педагогического процесса……………………………………………19
2.3 Педагогический всеобуч родителей как форма повышения их педагогической культуры……………………………………………28
3. Реализация идей В. А. Сухомлинского в современной школьной практике……………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………...44
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая3курс.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

Анализ анкет может провести заместитель директора школы по воспитательной работе, социальный педагог или психолог.

Уважаемые родители! Администрация школы просит вас ответить на следующие вопросы. Надеемся, что ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия друг к другу в вопросах воспитания наших учеников - ваших детей.

1. Нравится ли Вам наша школа? Да. Не совсем. Нет. (нужное подчеркните)

2.Доверяете ли Вы классному  руководителю Вашего сына или  дочери? Да. Не совсем. Нет. (нужное подчеркните)

3.Какие отношения преобладают  между учителями и родителями  в нашей школе? Доброжелательные. Равнодушные. Неприязненные. Конфликтные, (нужное подчеркните)

4.Есть ли единство педагогических  требований у Вас и педагогов  к Вашему ребенку? Да. Не совсем. Нет. (нужное подчеркните)

  1. Был ли классный руководитель или кто-то из учителей у Вас дома в текущем году?
  2. Какова была цель визита?
  3. Обстановка в семье непосредственно после визита учителя. Спокойная беседа родителя с ребенком. Ребенка похвалили. Ребенка поругали. Ребенка наказали. Конфликт между родителями, (нужное подчеркните)
  4. Посещаете ли Вы родительские собрания в школе? Регулярно. Иногда. Нет (нужное подчеркните). Если не посещаете, то почему?

9.Помогают ли Вам родительские  собрания в воспитании Вашего  ребенка? Да. Не совсем. Нет. (нужное подчеркните)

  1. Какие особенности в характере и поведении Вашего ребенка Вас больше всего волнуют?
  2. Назовите 3 – 4 личностных и профессиональных качества учителя, которые с Вашей точки зрения являются основными для высокого авторитета учителя среди учащихся и родителей.

Примечание: Подписывать анкету не обязательно. Если по каким-то причинам Вы не хотите передавать анкету через своего ребенка, Вы можете передать ее лично учителю.

 

Приложение в

 

Анкета «Общественная оценка и поддержка школы родителями».

Данную анкету можно предложить родителям с целью выяснения их представлений о школе, о том, какие задачи она должна решать, по их мнению. Анализ этой анкеты позволит соотнести цели школы и цели родителей по поводу воспитания детей. Несовпадение или рассогласование целей родителей и школы может быть поводом для обсуждения на совместном заседании родительского комитета и педагогического совета.

Анкета

Какие качества личности должна воспитывать школа? (отметьте одно-три качества)

    • самостоятельность;
    • интеллектуальное совершенствование;
    • коммуникативность;
    • доброта;
    • трудолюбие;
    • честность;
    • целеустремленность;
    • ответственность;
    • уважение;
    • доверие;
    • дисциплинированность;
    • гуманность;
    • милосердие;
    • любознательность;
    • объективность;
    • что еще_____________

2. К чему должна подготовить школа Вашего ребенка?

К чему готовит школа

В первую очередь

Во вторую очередь

В третью очередь

1. К продолжению образования

     

2. К трудовой жизни

     

4. К семейной жизни

     

5. К профессиональной карьере

     

6. К общественно-политической деятельности

     

7. К жизни по общепринятым нормам  морали и нравственности

     

8. К бережному отношению к своему  здоровью

     

9. К сотрудничеству с другими людьми

   


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3. Какое жизненное правило, на Ваш взгляд, должен усвоить ребенок, входя во взрослую жизнь? (отметьте одно-три правила)

    • быть самостоятельным;
    • быть всегда порядочным;
    • уметь брать ответственность на себя;
    • быть справедливым;
    • надеяться только на себя;
    • быть уверенным в себе;
    • образование можно купить;
    • быть внимательным к людям;
    • за все надо платить;
    • трудности впереди;
    • были бы связи, остальное купишь;
    • выход всегда есть;
    • честность - вершина добродетели;
    • ничего не дается даром.

4. В какой степени школа решает  следующие проблемы:

 

Проблемы

Хорошо решает

Решает частично

Не решает

1. Обеспечивает высокое качество  знаний

     

2. Предлагает различные программы  дополнительного образования

     

3. Четко организует жизнь детей  в школе

     

4. Бережно относится к ребенку

     

5. Учитывает запросы и интересы  детей

     

6. Уделяет большое внимание формированию инициативы и самостоятельности детей

     

7. Способствует развитию дружеских, товарищеских отношений между  учащимися

     

8. Участвует в общественной жизни  округа (района, села)

     

 

5. Как складываются Ваши отношения  с педагогическим коллективом школы?

 

Педагогический коллектив

Доброжелательно

Нейтрально

Напряженно

Классный руководитель

     

Учителя-предметники

     

Администрация школы

     

 

6. Кем Вы ощущаете себя в  школе? (выберите один вариант  или допишите свой)

    • партнером;
    • зависимым человеком;
    • влиятельным человеком;
    • кем-то еще___________

7.Если Вы оказываете помощь школе, то укажите, в какой форме:

    • организации отдельных культурных и спортивных мероприятий;
    • в работе Попечительского совета;
    • в руководстве кружком или секцией;
    • в посильном финансировании некоторых мероприятий;
    • в обеспечении учебными пособиями, книгами;
    • в работе родительского комитета класса;
    • в хозяйственных вопросах;
    • как-то еще__________________

8.Готовы ли Вы участвовать  в создании образовательной программы школы?

Да.

Нет.

9. Скажите, что Вы вкладываете  в понятие «хорошая школа»?

 

 

Приложение г

                                       Протокол №1

 

родительского собрания « Давайте познакомимся»

                                                                  

                                                               от 25. 05. 2010 г.

                             Повестка дня :

  1. Знакомство учителя с родителями будущих первоклассников. Участников встречи друг с другом.

 

  1. Выяснить опасения и ожидания родителей.

 

  1. Организационные вопросы.

 

                                         Присутствовали 28 человек.

 

На родительском собрании со вступительным словом выступил классный руководитель.

 

Затем были проведены:

  1. Знакомство учителя с родителями и родителей друг с другом.
  2. обсуждение с родителями основных правил общения в коллективе;
  3. знакомство родителей друг с другом;
  4. самопрезентация учителя
  5. самопрезентация семей;
  6. Беседа « Учитель глазами родителей и родители глазами учителя»
  7. Освещение учителем организационных вопросов, связанных с поступлением ребёнка в первый класс. Ответы на вопросы родителей.
  8. Анкета « Шаг к сотрудничеству»

 

Классный руководитель:                               В. Н. Косенчук

 

                                     Протокол№2

Родительского собрания 2 класса от 11 ноября 2011 года

 

Повестка дня

 

  1. Домашняя учебная работа учащихся.
  2. Работа над ошибками по русскому языку.
  3. Организационные вопросы.

 

На собрании учительница познакомила  родителей с организацией домашней учебной работой учащихся. Были розданы памятки по русскому языку, математике. Валентина Николаевна рассказала также как правильно организовать рабочее место ученика, когда и как организовать перерыв.

Были розданы памятки по работе над ошибками. Проведена консультация как правильно ими пользоваться.

По третьему вопросу выступила председатель родительского комитета Дмитрук Наталья алексеевнаОна подняла вопрос о новогодних подарках. Предложила собрать деньги на подарки.

 

Постановили:

  1. Приобрести каждому ученику папку с файлами для памяток.
  2. Помочь ребятам научиться работать с памяткой по работе над ошибками.
  3. Собрать деньги и закупить подарки.

 

Председатель:

 

Классный руководитель:                      В. Н. Косенчук

    

                                            Протокол№3

родительского собрания 2 класса от 24 февраля 2011года.

                                          Тема:

  1. «Дети и деньги»
  2. Выполнение домашней работы по математике
  3. Организационные вопросы

Присутствовало: 18 человек.

Повестка дня

  1. По первому вопросу выступила классный руководитель с докладом о правильной трате денег детьми. Рассказали об отношении их детей к деньгам Самосюк Ю Н., Яльницкий С. Т., Якимук Н. К., Чепелевич И. И.
  2. Классным руководителем было рассказано как правильно выполнять домашнее задание по математике и были розданы памятки.
  3. Решение текущих проблем:

Организация питания.

Школьная форма.

Информация о летнем лагере.

Постановили:

    1. Контролировать расходы детей.
    2. Оказывать помощь при выполнении домашнего задания по математике.
    3. Собрать заявления о посещении детьми летнего лагеря.

 

 Председатель:

Классный руководитель:                                      В. Н. Косенчук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Педагогика сотрудничества: Теория и практика В. А. Сухомлинского