Педагогика сотрудничества: Теория и практика В. А. Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить позитивный опыт Павлышской средней школы и выявить возможность применения идей В. А. Сухомлинского В современном образовательном процессе младших школьников.
Задачи исследования:
Дать научное определение понятию «педагогическое взаимодействие», рассмотреть принципы, направленности и типы (формы) педагогического взаимодействия;
Проанализировать основные принципы педагогической системы В. А. Сухомлинского, основанной на союзе школы и семьи;
Охарактеризовать формы педагогического взаимодействия, практиковавшиеся в Павлышской средней школе;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..3
1. Взаимодействие школы и семьи как педагогическая проблема
1.1 Краткий исторический обзор проблемы…………………..6
1.2 Сухомлинский. В. А о сотрудничестве как о высшей форме педагогического взаимодействия…………………………………...11
2. Система работы Павлышевской средней школы по педагогическому взаимодействию
2.1 « Школа радости » и принципы ее организации………....14
2.2 Формы взаимодействия школы и семьи по организации педагогического процесса……………………………………………19
2.3 Педагогический всеобуч родителей как форма повышения их педагогической культуры……………………………………………28
3. Реализация идей В. А. Сухомлинского в современной школьной практике……………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………...44
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая3курс.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

Итак, педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколения ми и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Она включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

Практика семейного воспитания показывает, что большинство родителей являются педагогически и психологически беспомощными как в налаживании своих семейных отношений, личной жизни, так и в воспитании детей. Поэтому мы исходим из того концептуального положения, что педагогическая культура и целенаправленное воспитание родителей в конечном счете поможет им [24 с. 60]:

  • преодолеть неуверенность в своих силах и возможностях в качестве воспитателя;
  • нормализовать свою личную жизнь;
  • улучшить воспитание детей посредством гуманизации их жизнедеятельности;
  • снижать и упреждать отрицательные явления непосредственно в семье, а значит, соответственно негативные социальные явления в обществе, которые являются результатом слабой работы учреждений образования по педагогизации и психологизации социальной и семейной микросреды.

Под педагогической культурой родителей понимается педагогическая подготовленность и зрелость их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей. Педагогическая культура является составной частью общей культуры родителей. [24с. 60]

Педагогическая подготовленность включает в себя определенный объем знаний, прежде всего педагогических и психологических, а также важнейших и необходимейших медицинских, правовых, экономических и др., на основе которых в ходе практики воспитания детей вырабатываются воспитательские умения и навыки, развиваются педагогические способности и мастерство, осуществляется процесс самообразования и самовоспитания.

Эффективность педагогического просвещения родителей зависит от выбранных путей и форм данного процесса. В процессе целенаправленной опытно-педагогической работы были успешно внедрены такие активные формы обучения родителей, как индивидуальные и групповые консультации специалистов по проблемам семьи и семейного воспитания; психолого-педагогические тренинги с родителями, которые испытывали трудности в отношениях с детьми; обмен опытом семейного воспитания; анализ ситуаций общения родителей с детьми; целевые конференции отцов, матерей, бабушек, дедушек; обсуждение дискуссионных статей; обзор новинок отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы и др. Хотя и эпизодически, однако все чаще стали применяться деловые игры, семинарские занятия, диспуты и дискуссии, пресс-конференции, праздники рождения семьи, семинары-праздники для родителей.

Обратимся для наглядности к анализу ситуаций общения родителей с детьми. Такие ситуации являются стимулом и средством для вдумчивого размышления как опытных, так и начинающих воспитательную деятельность молодых родителей. Их ценность заключается в том, что родители с учетом возраста своих детей «проигрывают» уже известные или еще совсем не известные им педагогические явления, факты, закономерности, которые имели или имеют место в процессе семейного воспитания. Анализируются ситуации, как с положительным, так и с отрицательным содержанием, т. е. с положительными или отрицательными действиями родителей как воспитателей. Сейчас будут приведены несколько таких ситуаций, которые во время занятий особую заинтересованность.[24 с. 62-63]

Я попыталась изучить и проанализировать опыт школы по работе школьных педагогов с родителями. И пришла к выводу, что из многообразия форм установления контактов педагогов и родителей мною будет представлено родительское собрание и деловая игра. Опыт школы по оптимизации взаимоотношений педагогов и родителей будет представлен на основе приведенных сценариев родительского собрания и деловой игры, которые, на мой взгляд, отражают данный опыт в динамике.

Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Главное его предназначение - согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.

Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие[22,с.7] :

  1. Выбор темы собрания.
  2. Определение целей родительского собрания.
  3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
  4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
  5. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
  6. Приглашение родителей и других участников собрания.
  7. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Родительское собрание можно условно разделить на три части — вступительную, основную и заключительную.

Вступительная часть. При входе в классную комнату учитель встречает родителей и предлагает им ознакомиться с выставками литературы и творческих работ учащихся. Затем родители занимают специально оборудованные для них рабочие места.

Родительское собрание открывает и ведет в дальнейшем, как правило, классный руководитель или председатель родительского комитета. Кто-то из них в своем вступительном слове объявляет повестку собрания, напоминает его цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашенных на собрание, подчеркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Важно, чтобы впервые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нем.

Основная часть. Этот период связан с реализацией главного замысла организаторов собрания. Именно в данный период излагается наиболее важная, информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с правилами и требованиями, присущими избранной форме родительского форума. Необходимо сделать все для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило обогащение теоретического и практического арсенала родителей, чтобы не допускалось публичное осуждение родителей, даже в виде мелких упреков, за неудачи их детей в учебе или нарушение ими правил поведения учащихся. Лучше обратить внимание мам и пап на эти недостатки в индивидуальной беседе или сделать им письменное сообщение.

Заключительная часть. Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и анализ происшедшего на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесенными в него поправками. Очень важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения.

И, анализируя все выше сказанное, я хочу отметить, что в современных школах нашей страны широко используется опыт по взаимодействию школы и семьи В. А Сухомлинского. Педагоги и учителя в школах проводят активную работу по повышению педагогической культуры родителей: родительские собрания, деловые игры, анкеты, беседа, доклады, лекции и многое другое.

 

 

 

                                            Заключение

           Творчество  В. А. Сухомлинского с каждым годом  привлекает все более пристальное  внимание научной и педагогической  общественности. Разработанной педагогической  системой В. А. Сухомлинский не только обогатил советскую науку новаторскими идеями и положениями, внес вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и положил  начало новому этапу в становлении отечественной педагогической мысли.

            Педагогика В. А. Сухомлинского – это прежде всего педагогика сотрудничества, под которой он понимал как взаимодействие между детьми, между педагогами и детьми, так и контакт педагога с семьей. Единство в педагогическом воздействии на ребенка, потому что в младшем школьном возрасте динамично формируется не только интелектуальная основа личности, но и ее главные, основные нравственные качества. По В. А. Сухомлинскому, семья – начальная структурная единица общества, натуральное окружение для полноценного развития ребенка. Непосредственно в семье, считал педагог, закладываются основы личности. Именно поэтому воспитательная система павлышского педагога на принципе сотрудничества прежде всего школы и семьи, где семья как первичная ячейка общества стоит на первом месте.

          Созданная В. А. Сухомлинским воспитательная система основывается на разных принципах.  Так, одной из основ чвляется упор на интерес младших школьников ( поэтому дети с удовольствием посещали школу, обучение приносило им радость, бодрое настроение и желание ходить туда каждый день, что, к сожалению, не наблюдается в наше время).

           Следующий  принцип – сосредоточение внимания  не на недостатки ребенка, а  на его успехи. Отсюда важное  положение выдвинул В. А Сухомлинский -  воспитание нена искоренение  недостатков, а на укрепление в ребенке всего сомого лучшего.

            Принцип  веры в детей предпологает, что успехи в учебе будут обеспечены младшим школьникам, если они поверят в себя, свои силы возможности.

             Сухомлинский В. А.  обращает особое внимание на нравственное воспитание, в котором педагог главным считал формирование личного мнения у ребенка о окружающей действительности, воспитание долга и ответсвенности перед обществом, перед родителями, перед самим собой – перед своей совестью.

               Высоко оценивая значение трудового воспитания во всей системе формирования личночти растущего человека, В. А Сухомлинский глубоко и всесторонне раскрыл сущность трудовой деятельности и ее влияние на личность ребенка, на его умственную, физическую, моральную, эмоциональную сферы. Раскрыл мотивы труда и  установил связь умственного труда с физическим, показал вляние разнообразия видов деятельности на воспитание сознательного отношения к труду и определил пути трудового воспитания.

              Значительную роль В. А. Сухомлинский перидавал воспитанию  младших школьников  на национальных традициях. Приобщая детей к народному творчеству и национальной культуре, педагог развивал у школьников чувство гордости за своих родителей – труженников, работающих на благо родного края. Все это в свою очередь формировало у детей чувчтво любви и преданности вк Родине, видение прекрасного и бережного отношения к природе.

                 На примере Павлышской средней  школы  В. А. Сухомлинский показал, как совместная деятельность школы и семьи оказывает благоприятное влияние на формироа\вание личности младшего школьника и способствует разным направлениям в воспитании: трудовому, моральному, умственному, физическому, воспитанию на национальных традициях. Педагог использовал разнообразные методы взаимодействи яшколы и семьи. Среди них: беседы с родителями и воспитании, совместна я работа на пришкольном участке, производственные экскурсии, кружковая работа, праздники, лекции и школа для родителей.  Последняя форма реализовывалась в созданной     В. А. Сухомлинским  «Школе для родителей». Эта школа способствовала повышению педагогических знаний родителей, вырабатывала у них педагогическую культуру, единые педагогические взгляды, что в свою очередь благотворно сказалось на обучении и воспитании детей младшего школьного возраста.

                    В настоящее время  учителя и родители могут извлечь много полезного из опыта В. А. Сухомлинского, поскольку в своей теории и практике он определил принцип сотрудничества как стержневой, то есть как основу воспитания детей младшего школьного возраста. Установил, что успех и результативность воспитании я и образования детей основаны на взаимодействии школы и семьи, и это взаимодействие должно проникать во все сферы воспитания ( нравственную, трудовую правовую и другие). Конечно опыт В. А сУхомлинского не стоит принимать как аксиому. Современные педагоги должны создавать свои индивидуальные программы, идеи  и пути сотрудничества школы и семьи. Ведь именно от позитивного взаимодействия выигрывают и дети, и родители, и учителя.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список использованной литературы

 

      1. Борисовский. А. М. , В. А. Сухомлинский: Книга для учащихся   [текст] / А. М. Борисовский.   -   М.: Просвещение  1985 - 128с.
      2. Богословская. В. С. Школа и семья: Конструктивный диалог:  Учебно-метедическое  пособие  [текст] / В. С. Богословская. – М. : Універсітэцкае. 1998 – 88с.
      3. Волков. И. П. , Ш. А. Амонашвили, Я. М. Ильин, Л. А. Никитина, Б. П. Никитин, В. Ф. Шаталов, У. А. Карновский, С. М. Лысенкова, М. П. Щетинин: Педагогика сотрудничества [текст] / Учительская газета. – 1986 – 393с.
      4. Веснік брэсцкага універсітэта : навукова-тэарэтычны часопіс  / Г. В. Сегенюк // под рэдакцыей М. Э. Часноўскага. – Брэст: выдавецтва БрДУ імя А. С. Пушкіна № 2/2011. – 214с.
      5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь//Праблемы выхавання. 2007. №2. С. 3 – 19.

Информация о работе Педагогика сотрудничества: Теория и практика В. А. Сухомлинского