Педагогика сотрудничества: Теория и практика В. А. Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить позитивный опыт Павлышской средней школы и выявить возможность применения идей В. А. Сухомлинского В современном образовательном процессе младших школьников.
Задачи исследования:
Дать научное определение понятию «педагогическое взаимодействие», рассмотреть принципы, направленности и типы (формы) педагогического взаимодействия;
Проанализировать основные принципы педагогической системы В. А. Сухомлинского, основанной на союзе школы и семьи;
Охарактеризовать формы педагогического взаимодействия, практиковавшиеся в Павлышской средней школе;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..3
1. Взаимодействие школы и семьи как педагогическая проблема
1.1 Краткий исторический обзор проблемы…………………..6
1.2 Сухомлинский. В. А о сотрудничестве как о высшей форме педагогического взаимодействия…………………………………...11
2. Система работы Павлышевской средней школы по педагогическому взаимодействию
2.1 « Школа радости » и принципы ее организации………....14
2.2 Формы взаимодействия школы и семьи по организации педагогического процесса……………………………………………19
2.3 Педагогический всеобуч родителей как форма повышения их педагогической культуры……………………………………………28
3. Реализация идей В. А. Сухомлинского в современной школьной практике……………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………...44
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая3курс.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.2 Формы взаимодействия школы и семьи по организации образовательного процесса

 

              В системе воспитательной работы с учащимися большое значение В. А. Сухомлинский придавал труду, его благотворному влиянию на детей. Педагог писал: «Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления препятствий, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство создателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». [14, с. 243] Так, по мнению В. А. Сухомлинского радость труда – могучая воспитательная сила. Педагог говорил, что каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство – чувство создания чего-то нового, необходимого.

             Для В. А. Сухомлинского воспитание  в труде – это, прежде всего, воспитание любви к труду. Также  эта трудовая работа воспитателя одновременно помогает ему решить еще многие и многие задачи воспитания. Поддержка любви к учению, к знанию, воспитание любви к людям,  к природе, ко всему живому (если не работать для людей, то, как полюбить их?). Подготовка к выбору профессии; воспитание нравственности, убеждений – все педагогические цели, сколько их есть, свиваются в один большой узел, который имеет название «труд».

              Павлышевский педагог не раз  повторял, что основы трудового  воспитания закладываются в семье, поэтому он призывал родителей приучать детей к работе уже с ранних лет, до того как ребенок пойдет в школу. Но только совместными усилиями, совместной деятельностью в организации трудового воспитания можно добиться всех вышеперечисленных целей и задач, поставленных школой, семьей и самой жизнью.

               Так, труд воспитанников Павлышевской  средней школы начинался с  создания «Уголка красоты». «Школьная  усадьба у нас большая, – писал  В. А. Сухомлинский, – плодовый сад, роща, зеленые поляны. И вот мы с малышами находим такой угол, где природой еще не создана красота – ее надо создать трудом. Главное, что мы стремимся создать, – это зелень, цветущие и плодоносящие деревья, цветы. Мы разыскали саженцы маленьких, карликовых вишен, посадилиих в облюбованном месте. Был создан крохотный вишневый сад: небольшая поляна со всех сторон окружена кудрявыми деревьецами. В центре этого  садика мы посадили розы и виноград. Летом поливаем рстения, ухаживаем за деревьями и кустарниками. Радуемся: все зеленеет. На третий год вишни зацвели… С каждым годом наш  «Уголок красоты» становился зеленее».  [16. с, 133] И во всем этом младшим школьникам помогали родители, которые участвовали в разных видах трудовой деятельности: в озеленении, в работе на пришкольном участке.

              Объединяющей формой взаимодействия  семьи и школы в практике  В. А. Сухомлинского были производственные  экскурсии. «Никогда не забудется детям, – писал павлышевский педагог, – первое «путешествие» – в колхозные зернохранилища. Дети увидели вороха пшеницы – тысячи центнеров хлеба». [14, с. 59]   Это познание мира не только разумом, но и сердцем. Детей изумляет красота человека – труженика. Еще глубже, как считал В. А. Сухомлинский, это чувство становиться тогда, когда во время «путешествий» в мир труда дети встречаются со своими отцами и матерями. Педагог писал: «На животноводческой ферме дети узнали, что мать Тани обеспечивает 1, 5 тысячи человек. В теплый осенний день на машиностроительный завод. Там нас встретил отец Вани. Он повел детей в литейный цех… Первое посещение литейного цеха произвело неизгладимое впечатление. Дети как бы по-новому увидели то, что они видели раньше: рабочие, металлурги, машиностроители – это подлинные творцы жизни». [14, с. 60]

              Интересными были экскурсии младших школьников к мастерам машинотракторной станции – слесарям, токарям. Здесь дети видели, как умелые руки отца Ларисы создают винт, без которого не может работать машина.

              Весной ребята пошли на животноводческую ферму к отцу Тани. Им отвели теплый уголок в сарае и поместили туда четырех ягнят – отец Тани выбрал самых слабых. «Мы нашли хорошее сено, – писал В. А. Сухомлинский, – приготовили из него муку, сварили «бульон для ягнят»… Когда ягнята стали есть зеленую траву, ребята приносили им поросль ячменя и овса». [14, с. 254]

               На третьем году школьной жизни появились новые, более серьезные заботы – мальчикам и девочкам захотелось ухаживать за телятами, и им отвели уголок уже на молочно-животноводческой ферме. Ребята всю зиму выращивали в теплице зелень – ячмень и овес. Летом сушили сено для телят. И все это вновь не без помощи родителей, которые давали наставления и указывали детям, что и как делать.

             Еще одной формой сотрудничества  родителей и школы в трудовом воспитании младших школьников являлась кружковая работа. «До 80 кружков насчитывала Павлышевская школа! Практически нашли все главные отрасли народного хозяйства как-то быть отражены хоть в одном из павлышевских кружков: сельскохозяйственное производство, металлургия, металлообработка и т. д. Ведь фактически именно кружки и решают в Павлышевской школе проблему профориентации». [15, с. 123] Поскольку такого большого количества учителей для руководства кружков не было, то для этой цели привлекались родители.

              Для успешности трудового воспитания  В. А. Сухомлинский придавал огромное  значение созданию материальной  базы. В Павлышевской средней  школе дети сами под руководством  учителей создавали такую базу  – инструменты, доступные для  конструирования станки и механизмы. И здесь нашло отражение сотрудничество и взаимодействие школы и семьи: урожай на учебно-опытном участке, в саду, выращивание саженцев плодовых деревьев – все это представляло значительные материальные ценности. Часть из них продавалась колхозу и родителям. На полученные деньги школа покупала все необходимое для трудовой работы своих воспитанников.

               Одной из самых привлекательных  форм сотрудничества школы и семьи, формой взаимопомощи и взаимной ответственности являлись праздники. «Вошли в традицию праздники труда, – как  писал В. А. Сухомлинский, – это дни, остающиеся в памяти и в сердце на всю жизнь… Праздник труда – это одно из средств воспитания любви к родной земле, к близким людям». [16, с. 135]

                 Один из наиболее радостных праздников – это Праздник весеннего древонасаждения. В этот день в гости к детям приходили старшие колхозники. В торжественной обстановке под кроной одного из деревьев стоял стол, накрытый скатертью. Дети приносили столько желудей, сколько лет прошло с тех пор, когда был посажен первый дуб в селе.

                  В середине апреля отмечался  Весенний праздник винограда. Дети  шли к школьному винограднику. Из теплиц несли саженцы, выращенные  за прошлое лето. Школьники подсаживали  кусты в своих виноградниках, несли саженцы домой, высаживали на приусадебных участках.

                 Осенний праздник винограда отмечался  в конце августа. В этот день  ребенок срезал лучшие гроздья  на своем винограднике и нес  их матери, отцу, бабушкам и дедушкам.

                  Самым, пожалуй, значительным в жизни павлышевских школьников был Праздник первого хлеба. Это был результат их вклада в главный труд земледельца – выращивание хлеба – символа человеческой жизни и благополучия. «Приходит долгожданный день уборки урожая. Для  детей это праздник. Обмолачиваем колосья, взвешиваем. Зерна еще мало… Второй сбор – еще более радостный праздник. Вот она золотая пшеница. Родители помогают нам отправить пшеницу на мельницу, смолоть. Матери выпекают две большие хлебины. Дети приглашают родителей, угощают своим хлебом». [16, с. 135] Вечером под яблонями на зеленой траве расстилались белые скатерти, девочки раскладывают ароматные кусочки хлеба, клали яблоки, ставили мед в тарелках. «Родители едят хлеб, хвалят детей, благодарят за труд». [14, с. 245]

                   А какое воспитательное значение имел Праздник матери. В этот день каждый ученик приносил матери то, что создал своим трудом, о чем мечтал целое лето, а то и несколько лет. Это могли быть яблоки, цветы, колосья пшеницы, выращенные на крохотном участке (у каждого ребенка на приусадебном участке родителей был свой уголок труда). «Берегите своих матерей», – эту мысль В. А. Сухомлинский утверждал в сознании детей, готовя их осеннему празднику матери. Чем больше духовных сил вложил ребенок в труд во имя матери, тем больше человечности в его сердце. «Женщина-мать – первый творец жизни, – писал педагог. – Никогда  не забывай, сын,  что она дала тебе жизнь, вскормила тебя, открыла перед тобой красоту мира и родной речи, вложила в твое сердце первые понятия о добре и зле, чести и бесчестии.

Женщина-мать – творец всего прекрасного на земле, потому что она – творец Человека.  Тот, кто забывает мать, не может быть настоящим патриотом»[16, с, 73]Поэтому Праздник матери способствовал развитию у младших школьников чувства уважения, любви и почитания матери, как самого главного человека в их жизни.

                В Павлышевской средней школе  существовал и весенний праздник  матери. «Дети несли своим матерям  в этот день не только колокольчики подснежника, но и цветы, выращенные теплице. В проведении праздников, посвященных матери, нужно избегать шумихи и организованных мероприятий. Мы стремимся к тому, чтобы чествование матери было делом семейным, интимным. Главное здесь – не громкие слова, а глубокие чувства». [14, с. 248]

                 Существовало несколько праздников  цветов. Весенний праздник цветов  – это праздник ландышей, тюльпанов  и сирени. «В этот день мы  шли в лес и в сиреневый  цветник, заложенный в первую осень школьной жизни; каждый ученик собирал маленький букет… Несли их матери и друзьям». [14, с. 251]

                  Каждую осень в семьях проводился  Праздник розы. К нему готовила  детей школа. Это день, в который  каждый ребенок сажает на приусадебном  участке родителей несколько кустов розы.

                  Был еще и «Сад матери». В первую весну школьной жизни ребята посадили 31 яблоню и столько же кустов винограда. Труд в «Саду матери» одухотворялся мечтой – принести радость матерям, родителям.

                  Таким образом, при помощи таких форм сотрудничества школы и семьи в трудовом воспитании младших школьников, как работа на пришкольном участке, озеленение, производственные экскурсии, кружковая работа, праздники, павлышевский педагог В. А. Сухомлинский развивал у детей любовь к труду, к природе, ко всему прекрасному и созданному руками человека.

              Не меньше  возможности В. А Сухомлинский придавал и сотрудничеству в сфере воспитательной, особенно моральному воспитанию. На первое место павлышевский педагог ставил формирование у младших школьников идейности, гражданственности, активной социальной позиции. А главное – настоящей человечности, под которой павлышевский педагог понимал богатство духовного мира, интересов и потребностей, гармоническое единство гражданского и личного в духовной жизни человека. Педагог воспитывал и развивал в своих руках такие общечеловеческие ценности, как: чувство собственного достоинства, умение дорожить Отечеством, любовь к труду, активное отношение к добру и злу и другое. Сухомлинский В. А. писал, что он, как учитель и воспитатель, стремился к тому, чтобы вложить в юные сердца моральные ценности, которые были созданы и завоеваны человечеством на протяжении многих столетий.

               Моральное воспитание педагог  считал необходимым начинать с первых шагов жизни ребенка и уже в младшем школьном возрасте, когда душа поддается эмоциональному воздействию, советовал учить детей азбуке морали. В книге «Павлышевская средняя школа» он раскрыл эту начальную школу гражданственности, в которой закреплены отношения к родителям, к другим людям, к Родине.

                 Сухомлинский В. А. утверждал, что  моральные убеждения – это  идеал, вершина морального развития, путь к которой лежит через  единство моральной привычки  и морального сознания. Он добивался, чтобы жизнь его учеников проходила в атмосфере высокоморальных поступков, которые превращались бы в привычки. Так, педагог утверждал: «Мы учим маленьких детей совершать поступки, нравственная сущность которых формирует личное отношение ребенка к гражданскому долгу – стремление делать добро обществу и непереносимость к злу… Многократно пережитое чувство радости, сопровождающее хорошие поступки в детстве, со временем переходят в голос совести, который свидетельствует о высокой нравственной сознательности». [12, с. 178]

                   На пути морального воспитания В. А. Сухомлинский отводил большую роль чувствам таким как: сопереживание, отзывчивость, доброжелательность. Он писал: «Источник детской совести, готовность делать добро для других – это сопереживание чувств тех людей, у которых на сердце горе и невзгоды». [13, с. 233] В «Школе радости» воспитанники педагога уже делали первые шаги на пути к вершине нравственной человеческой красоты. Они учились видеть горе, грусть, тревогу в глазах того, с кем их сталкивали обстоятельства повседневной жизни.

             В решении этих важных задач  воспитания павлышевский педагог  придавал общее значение (и добился  благодаря этому хороших результатов) взаимодействию школы и семьи. Так как именно в семье, как считал В. А. Сухомлинский, закладывались важнейшие основы нравственности детей.

               Павлышевский педагог говорил, что ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей. Он наблюдал и изучал многие семьи. И сравнивал интеллектуальное развитие каждого ребенка с интересами, культурой, кругозором их родителей, пришел к выводу о зависимости развития ребенка от культуры семьи. Так, В. А. Сухомлинский отмечал: «В хорошей семье, где мать и отец живут в согласии, где господствуют чуткие отношения к слову, к мысли и чувствам, к взгляду, еле заметному оттенку настроения, в отношениях добра и согласия, взаимной помощи и поддержке, духовного единства и щедрости, доверия и взаимного уважения родителей, перед ребенком раскрывается все то, на чем утверждается его вера  в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримиримость ко всему аморальному, антиобщественному». [10, с. 409]

Информация о работе Педагогика сотрудничества: Теория и практика В. А. Сухомлинского