Педагогика сотрудничества: Теория и практика В. А. Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить позитивный опыт Павлышской средней школы и выявить возможность применения идей В. А. Сухомлинского В современном образовательном процессе младших школьников.
Задачи исследования:
Дать научное определение понятию «педагогическое взаимодействие», рассмотреть принципы, направленности и типы (формы) педагогического взаимодействия;
Проанализировать основные принципы педагогической системы В. А. Сухомлинского, основанной на союзе школы и семьи;
Охарактеризовать формы педагогического взаимодействия, практиковавшиеся в Павлышской средней школе;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..3
1. Взаимодействие школы и семьи как педагогическая проблема
1.1 Краткий исторический обзор проблемы…………………..6
1.2 Сухомлинский. В. А о сотрудничестве как о высшей форме педагогического взаимодействия…………………………………...11
2. Система работы Павлышевской средней школы по педагогическому взаимодействию
2.1 « Школа радости » и принципы ее организации………....14
2.2 Формы взаимодействия школы и семьи по организации педагогического процесса……………………………………………19
2.3 Педагогический всеобуч родителей как форма повышения их педагогической культуры……………………………………………28
3. Реализация идей В. А. Сухомлинского в современной школьной практике……………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………...44
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая3курс.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

             Для родителей старшеклассников  проводились следующие занятия: по проблеме трудового воспитания  и профориентации, патриотическому  воспитанию в семье и школе, воспитанию духовных интересов  и потребностей, воспитанию дисциплинированности и чувства долга, полового воспитания, первые шаги к самовоспитанию. «Подготовку старшеклассников  к  браку, к рождению и воспитанию детей В. А Сухомлинский считал настолько важным, что предлагал ввести соответствующий предмет «Семья, брак, любовь, дети» в учебный план старших классов средней школы как обязательный. В школе уже несколько лет читался факультативный курс «Культура взаимоотношений в семье», на котором юношей и девушек учили морально готовиться к браку и жить семейной жизнью, в чем состоит культура человеческих взаимоотношений, как воспитывать своих детей.»

[4, с.93]

            Исключительное значение в родительской школе придавалось работе с группой родителей учащихся с особенностями в психофизического развития и недостатками в умственном развитии. Весь спектр тематических занятий в этой группе был направлен на помощь родителям данной категории детей  в развитии их умственных способностей как главной, по мнению В. А. Сухомлинского, задачи школьно-семейного воспитания. При этом важным условием контакта педагогов и родителей на занятиях являлось избегание разговоров о неурядицах и конфликтов в отдельных семьях. Если бы такие примеры рассматривались на занятиях, то это оттолкнуло бы родителей от школы. Ведь никому не хотелось выносить свои проблемы на всеобщее обозрение. Поэтому обо всем трудном, об ошибках и неудачах конкретных родителей говорилось только в индивидуальных беседах с ними.

              Вначале занятия в родительской  школе по каждой группе проводились  не чаще одного раза в месяц. Постепенно теоретического материала для чтения лекций становилось все больше и больше. Стало возможным участие в родительской школе почти всех педагогов. «Занятия родительской школы – один из главных участков работы руководителей школы. Они планируют очередность занятий в каждой группе, изучают уровень педагогических знаний отдельных родителей. На каждое занятие подбирается литература для передвижной библиотеки.» [18, с.57]

           Для осуществления единых требований школы и семьи в воспитании детей, выработки единого общественного мнения родителей В. А. Сухомлинский вместе с педагогическим коллективом Павлышевской  школы решили сформировать родительский коллектив, который вел бы работу, помогая школе. Под сотрудничеством подразумевалась не  только односторонняя помощь школы семье, но и активное творческое участие родителей в жизни и деятельности школы. «Прежде всего, мы должны были, – писал В. А. Сухомлинский, – определить роль и место родительского коллектива в решении главной задачи, стоящей перед школой, – в повышении качества знаний учащихся.»[20, с.422]

           Воспитание детей — это труд, причем труд очень кропотливый. И если дети обучаются и воспитываются в одной школе, значит, и у их родителей найдутся общие интересы, значит, на основе этих интересов и можно организовать единый родительский коллектив. «На протяжении ряда лет мы вели работу с родителями так же, как ее ведут в большинстве других школ: периодически созывали родительские собрания, проводили беседы с родителями в школе и на дому; по определенному плану работали члены родительского комитета. Но все это, вместе взятое, не создавало родительского коллектива. Родители наших учащихся работают не в одном месте, следовательно, родительский коллектив не может быть создан непосредственно на предприятиях, в учреждениях. Встречаются родители друг с другом лишь на собраниях, причем в этих случаях каждый отец или мать интересуется, главным образом, только успеваемостью и поведением своего ребенка и в меньшей мере всеми другими вопросами общеклассного или общешкольного значения.

             Отсутствие родительского коллектива приводит и к отсутствию единого общественного мнения родителей при осуществлении единых требований школы и семьи в воспитании детей. Вот почему мы поставили перед собой задачу — организовать дружный целеустремленный родительский коллектив. Нам было ясно, что одними собраниями и заседаниями такого коллектива создать нельзя. Надо, чтобы родительский коллектив продолжал свою работу и между собраниями, чтобы он жил такой же активной, творческой жизнью, как живет любой коллектив завода, колхоза, учреждения.»[20, с 425]

               Характерно, что в создании родительского  коллектива как действенной формы  педагогического сотрудничества  В. А. Сухомлинский руководствовался  принципами системности  и последовательности. Первым этапом являлась родительская конференция, посвященная обсуждению методов контроля над выполнением учениками домашних заданий., построенная на результатах предварительного исследования педагогами этого злободневного вопроса. Перед созывом конференции у педагогов уже составилось ясное представление о том, как родители контролируют домашнюю работу детей. В этом контроле преобладал принцип — если ученик сидит за книгами, значит, он учит уроки. Но как он учит, что именно он делает и как он выучил урок — этим большинство родителей не интересовалось. На конференции совместно вырабатывались требования к составлению оптимального расписания уроков. Родители знакомились с рациональными способами выполнения детьми домашних заданий.

           Кроме того в школе был введен «День родителя» (День открытых дверей) – это был второй этап в организации родительского коллектива. «День родителя» проводился во всех классах школы в конце октября. В нем участвовали не только родители и педагоги, но и дети. В этот день классные руководители в присутствии детей беседовали с родителями  об успеваемости,  о ее зависимости от правильно организованной подготовки к урокам. «Классная руководительница 6-го класса М. А. Лысак подробно рассказала, как ученица Т. готовит дома уроки, и какие ответы дает по географии, истории, физике. Например, уроки истории в 6-м классе по вторникам и пятницам; ученица Т. повторяет хронологические даты, просматривает заданный урок по учебнику во вторник (сразу же после урока) и в среду, а в четверг она готовит полностью, используя все материалы, которые ею уже в значительной степени подготовлены. Многократное повторение способствует твердому запоминанию.» [20, с. 430] Проводилась выставка ученических работ и изготовленных учениками наглядных пособий. Так же специально к этому дню родительским комитетом выпускался номер стенгазеты «Семья и школа».

           «На конференции родители, в свою очередь, обратили внимание педагогов на ненормальности в распределении домашних заданий между отдельными днями рабочей недели. На некоторые дни дается слишком много домашних заданий. Критические замечания родителей показали нам, что общими усилиями мы сможем быстрее устранить недостатки в учебной работе. Конференция принесла ощутимые результаты: родители стали следить за тем, чтобы подготовка домашних заданий школьниками не делалась наспех, поверхностно.»[20, с 431].

             Одним из этапов работы с  коллективом родителей являлось  систематическое посещение педагогами  учеников на дому в часы выполнения ими домашних заданий. В первую очередь педагоги направлялись в дома тех учеников, которые не умели работать самостоятельно, часто не выполняли домашних заданий.  Можно привести пример одного из таких посещений павлышевскими  педагогами ученика 5-го класса. Он получил плохие отметки за первую четверть по трем предметам: русскому языку, истории, географии. Родители недоумевали, почему сын не успевает, ведь он часами сидит за уроками. Классная руководительница В. А. Скочко, посетив ученика, обнаружила, что он во время подготовки уроков никогда не проверяет себя. Он долго сидит, например, над учебником истории, стремится выучить все наизусть с начала и до конца. Учительница показала ученику, как надо учить урок: сначала прочесть, понять весь материал, потом разбить его на составные части, рассказывать по частям и, наконец, в целом. Даты выписать отдельно и часто повторять их. Родители стали следовать указаниям учительницы при проверке выполнения сыном домашних заданий. Через месяц К. уже значительно лучше отвечал на уроках географии, истории и русского языка. Неудовлетворительных отметок он больше не имел.

              Цель этих посещений – не  только контроль за самостоятельностью  и регулярностью работы, но и  педагогическая помощь детям  и родителям. Главное, что на этом этапе собирались достоверные сведения, пояснявшие дальнейшую работу с родителями по выработке единых требований  к школьникам в организации их учебной деятельности.

              К концу второго полугодия  была проведена вторая конференция, на которой были освещены вопросы  учебно-воспитательной работы. Она носила действительно научный характер, пропагандировались учения И. П. Павлова, наследие А. С. Макаренко и других педагогов-новаторов. Эта конференция отличалась активным участием родителей в вопросах обсуждения вопросов домашней учебной работы. При этом родителей волновали успехи не только собственных детей, но и других. Следовательно, родители стали интересоваться работой всей школы в целом. «На вторую конференцию, – писал В. А. Сухомлинский, – явились почти все родители, и мы с трудом разместили их в поселковом клубе». [10,с. 426] Это свидетельствует о высокой заинтересованности родителями в жизни и работе школы.

              Затем состоялась еще одна  – третья конференция, посвященная идейно-политическому воспитанию в семье. « На этой конференции колхозник Ш., отец двух учеников, сделал доклад на тему «Моя семья». Он рассказал о том, как родители приучают детей с самого раннего возраста к труду и взаимопомощи, как знакомят детей со своей работой в колхозе. Доклад глубоко заинтересовал родителей и вызвал оживленное обсуждение. Мысли всех выступавших сводились к тому, что родители своим повседневным трудом, личным поведением должны служить примером для детей.» [20, с 432].

              С помощью родительского коллектива в Павлышской средней школе была улучшена постановка политехнического образования в школе. Родители помогли установить тесную связь с машинно-тракторной станцией, электростанцией и колхозом. Преподаватели физики провели ряд экскурсий, во время которых ученики наглядно познакомились с двигателями внутреннего сгорания, электромоторами, сельскохозяйственными машинами. Родительский комитет помог педагогам организовать встречи с передовиками сельскохозяйственного производства.

             Таким образом, систематичность занятий с родителями помогли улучшить педагогическую культуру в семьях, выработать единые педагогические взгляды. Повысился интерес родителей к жизни школы. Родительский коллектив начал активно влиять в определенной мере на жизнедеятельность школы. И это все в свою очередь благотворно сказалось на обучении и воспитании школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Реализация идей В. А. Сухомлинского в современной школьной практике

                     

                       

             Вступив в XXI век, век надежд на совершенствование технологий, общество, к сожалению, вынуждено признать бездуховность главной угрозой человечеству и современному миру. Поэтому одним их приоритетных направлений становится духовно-нравственное воспитание. Миссия учителя-воспитателя, несомненно, очень важна для сохранения будущего поколения страны. Учитель должен уметь видеть проблемы, применять методы педагогического исследования, изучать и обобщать передовой опыт.

                           Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли. Василий Александрович в своей теории и практике не просто посторил систему воспитания на принципе сотрудничества, не просто определил те напрвления воспитательной работы, в которых этот принцип приемлим. Он раскрыл многообразие форм взаимодействия педагогов, детей и родителей. Все это может быть использовано в современном образовательном процессе младших школьников.

        «Возлюби ребенка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, что ребенок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям и только тогда ты сможешь именоваться Учителем». [14, с.240]   Эти строки — отличительный признак гуманистичности педагогики В. А. Сухомлинского. Именно величайшая ее гуманистичность привлекла к нему неслабеющий интерес во всем мире. Он, один из немногих теоретиков и практиков образования, не только сохранил, уберег, но и развил гуманистическую традицию в педагогике, передал ее педагогам новых поколений.

        Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик в педагогической деятельности  и нашей школы.  Современная школа призвана, не только обучать, но и разносторонне развивать подрастающее поколение. «Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося…Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. 

Задачами воспитания являются:

  1. формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
  2. подготовка к самостоятельной жизни и труду;
  3. формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
  4. овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
  5. формирование культуры семейных отношений;
  6. создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства». [6, с. 11, 17-18]  Исходя из этих требований, наша школа ставит перед собой задачу создания максимальных благоприятных условий для развития творческой, высококультурной личности, формирования инициативы, психологической свободы, осознанной потребности в самообразовании.

         В эпоху  модернизации образования одним  из важных звеньев всего процесса воспитания, безусловно, является умственное воспитание. Сухомлинский считал, что нет ни одного неспособного, бездарного ребенка. Этому уделяется в нашей школе огромное внимание. Элективные курсы, курсы по выбору, работа с сильными учащимися, спортивные секции, индивидуальные занятия, кружки по интересм и многое другое. Благодаря такой работе наши учащиеся занимают призовые места на районных, республиканских олимпиадах, конкурсах.

        «В мире не только нужное, полезное, но и красивое. С того момента, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту…Красота существует независимо от  нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе…» Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое существует независимо от человека, но отражается его познанием Сухомлинский строит систему эстетического воспитания, которая, по его мнению, должна быть в центре внимания школы и семьи. Система эстетического воспитания основывалась на положительных эмоциях и доброй воле.  Многие традиции Павлышской средней школы, где более 30 лет работал Сухомлинский, приемлемы для современных школ. Это неделя сада, месячник благоустройства, праздник цветов, праздник девочек, день осени и многое-многое другое…

Информация о работе Педагогика сотрудничества: Теория и практика В. А. Сухомлинского