Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:42, курсовая работа
Цель исследования – изучить позитивный опыт Павлышской средней школы и выявить возможность применения идей В. А. Сухомлинского В современном образовательном процессе младших школьников.
Задачи исследования:
Дать научное определение понятию «педагогическое взаимодействие», рассмотреть принципы, направленности и типы (формы) педагогического взаимодействия;
Проанализировать основные принципы педагогической системы В. А. Сухомлинского, основанной на союзе школы и семьи;
Охарактеризовать формы педагогического взаимодействия, практиковавшиеся в Павлышской средней школе;
Введение …………………………………………………………..3
1. Взаимодействие школы и семьи как педагогическая проблема
1.1 Краткий исторический обзор проблемы…………………..6
1.2 Сухомлинский. В. А о сотрудничестве как о высшей форме педагогического взаимодействия…………………………………...11
2. Система работы Павлышевской средней школы по педагогическому взаимодействию
2.1 « Школа радости » и принципы ее организации………....14
2.2 Формы взаимодействия школы и семьи по организации педагогического процесса……………………………………………19
2.3 Педагогический всеобуч родителей как форма повышения их педагогической культуры……………………………………………28
3. Реализация идей В. А. Сухомлинского в современной школьной практике……………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………...44
Список использованной литературы
Принцип сотрудничества школы и семьи получил свое теоретическое обоснование и практическую реализацию в советский период развития отечественной школы и педагогической науки, в частности в трудах и деятельности С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, Н. К. Крупской, А.С Макаренко (20-30-е года). Так, А. С. Макаренко постоянно задавался вопросом: кто воспитывает – семья или школа? Кто должен бать ведущим началом, семья или школа? И отвечал: « Я настаиваю на том, что правильной воспитательной организацией, руководящей воспитательной организацией по отношению к отдельному учителю и по отношению к отдельному ученику, и по отношению к семье должна быть школа как нечто целое, как единый школьный коллектив ». [6, с.313]
Надежда Константиновна Крупская была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы.
Воспитание в советской школе, указывала она, не может осуществляться в отрыве от семьи. В речи на Всесоюзном совещании женской молодежи (1935) Крупская говорила: «Материнский инстинкт дает много радости женщине. В этом инстинкте нет ничего плохого. Мы считаем материнский инстинкт великой движущей силой, но, с другой стороны, мы, конечно, никогда не будем женщину ограничивать только воспитанием детей. Мы не будем отрывать ее от широкой общественной жизни». В ее наставлениях выдвигалось требование, чтобы советская женщина училась воспитывать детей в коммунистическом духе. Крупская всегда стояла за широкое вовлечение женщины в общественную жизнь. Это участие ни в коей мере не отвлекает женщину от обязанностей матери, наоборот, именно мать-общественница и может давать детям настоящее, «наше, советское воспитание».
Мать — «естественная воспитательница», ее влияние на детей, особенно на малышей, огромно. Школа обязана помочь родителям (и матери в первую очередь) правильно направить воспитание детей, «ибо можно воспитать из дочери рабыню, можно воспитать из нее мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающей ее бурностремительной жизнью, стоящую в стороне от этой жизни и лишь бесконечно копающуюся в своих переживаниях, и можно воспитать из девчурки коллективистку, активную строительницу социализма, человека, черпающего радость в дружном труде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку». [25]
С. Т. Шацким для изучения процесса взаимодействия школы и социальной среды, а также разработки других актуальных вопросов школы были организованы учреждения определенного типа — опытные станции. Одним из таких учреждений и была Первая опытная станция по народному образованию, в которой больше, чем где-либо еще, по словам заместителя Наркома просвещения С.М.Эпштейна, претворялся в жизнь «синтез внутришкольной работы с неорганизованным педагогическим процессом». Эффективно работающая школа, по С.Т.Шацкому, глубоко связана, прежде всего, с семьей. Для того, чтобы превратить семью в союзника школы, нужно хорошо изучить ее традиции и обычаи и использовать их в процессе воспитательной деятельности. Родительские собрания и школьные комитеты играли роль проводников влияния школы на население. Они решали широкий круг вопросов, связанных с хозяйственной и педагогической деятельностью школ, и при необходимости помогали школе материально, из средств, собранных родителями. К работе в школьных комитетах привлекались широкие круги общественности: делегаты населения, выбранные на сходках, представители общественных организаций, родители. Пропаганда прогрессивных педагогических идей, распространение знаний и правил обращения с детьми с помощью актива проходили намного быстрее и эффективнее. В Первой опытной станции систематически проводились съезды школьных комитетов, где представители общественности обсуждали насущные вопросы жизни школы и деревни. Однако, кроме работы с семьей, необходимо было тесное сотрудничество с общественными организациями. Поэтому, педагоги, прежде всего, стремились укрепить школьные пионерские и комсомольские организации. Содержание и цели работы пионеров и школьников совпадали: для тех и других главной задачей была учеба и участие в строительстве новой жизни — различие же заключалось в степени организованности, дисциплины, ответственности.
П.П. Блонский уделял большое внимание разработке проблемы усвоения знаний школьниками уже в 20-е гг. В учебнике «Педология», в работе «Педология в массовой школе 1-й ступени» П.П. Блонский дал анализ известных в то время в науке исследований процесса усвоения ребенком определенных идей и знаний. Он уделил внимание описанию характера наилучшим образом усваиваемого материала, указал на особые изменения, происходящие с усваиваемым материалом, выделил зависимость качества усвоения от понимания материала, заинтересованности в усвоении, от управления, силы внимания и бодрого самочувствия, описал возрастные изменения в процессе усвоения. В более поздних своих работах П.П. Блонский рассматривал проблему усвоения знаний школьниками на основе диалектического принципа взаимосвязи таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и речь, на основе трактовки процесса учения как сложного вида деятельности. Ценным является его подход к данной проблеме с точки зрения изучения роли отдельных психических процессов в усвоении на разных этапах возрастного развития.
В результате многочисленных экспериментов, направленных на выяснение соотношения восприятия и мышления в усвоении знаний школьниками различных возрастов, П.П. Блонский пришел к выводам: 1) чем старше школьник, тем мышление у него становится значительно шире и детализированное, а под влиянием мышления расширяется восприятие и совершенствуется усвоение; 2) чем старше и чем более развит испытуемый, тем целенаправленнее он обдумывает, прежде чем приступить к работе. Мышление планомерно организует восприятие, благодаря чему происходит лучшее усвоение воспринимаемого.
Педагоги советского времени рассматривают сотрудничество как взаимодействие школы, семьи и общественности. Они утверждают, что успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательной работы семьи и школы. По их мнению, в стороне от воспитания детей не стоит и общественность – коллективы промышленных предприятий, государственных учреждений, а также различных общественно-политических организаций и объединений. Они содействуют проведению разнообразных внешкольных воспитательных мероприятий с детьми в рабочих клубах, домах культуры, организовывают шефство над школами, оказывают влияние на родителей по вопросам улучшения воспитания детей.
Еще большее развитие педагогики сотрудничества в практике и теории советской школы произошло в 80 – 90-х годах. « Этот период характеризуется усиленной работой педагогических коллективов и руководителей школ по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса. Для решения этой задачи большая роль принадлежит как отдельным учителям-экспериментаторам, так и целым, творчески работающим коллективам, многие из которых известны по именам директоров: «школа Сухомлинского», «школа Костяшкина», «школа-завод Карманова», «школа-санаторий Дубровского» и другие». [9, с 314]
Широко известны такие авторские школы, или методические системы, как система донецкого педагога В. Ф. Шаталова, система московской учительницы начальных классов С. М. Лысенковой.
Авторская школа ленинградского профессора И. П. Иванова – это методика организации коллективной творческой деятельности детей, главной особенностью которой является их содружество с взрослыми в общей заботе по улучшению окружающей жизни. Школа Я. М Ильина – это школа ускорения духовного развития учеников через уроки литературы (уроки «морального просвещения» учеников).
Выявлению
и целенаправленному развитию
творческих способностей детей
на уроках рисования и
В то
же время есть многое в этих
выше перечисленных
Отсюда второй принцип педагогики сотрудничества – учение без принуждения, исключение всех средств, кроме одного – радости, успеха. «Педагогика сотрудничества вся направлена на одно – дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание». [4]
Идея трудной цели – важный принцип педагогики сотрудничества. Его значение в том, что у детей развивается уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. Без общего воодушевления сотрудничества с детьми добиться трудно.
Следующий
принцип – это идея опоры. У
каждого педагога свои
Своеобразные
отношения в педагогике
Многие представители
Нельзя не отметить и идею
личностного подхода к ученику
как форму индивидуализации
Педагогика сотрудничества, как считают ее представители – это не только сотрудничество между учениками и детьми. Это также сотрудничество учителей и родителей. На своей встрече педагоги говорили: «Педагогика сотрудничества предполагает, что дети открыто, доверчиво относятся к взрослым – в школе и семье. Для этого нужны не единые требования, как принято говорить, а дружественные, товарищеские отношения с детьми в семье». [4]
Дети, которые умеют и любят думать, владеют дидактическими способностями, организаторскими и коммуникативными умениями, которые способны к творчеству. Дети с развитым чувством социальной ответственности – это тот идеал, к которому давно стремились лучшие педагоги и который складывается только в атмосфере сотрудничества.
Cхомлинский В. А. – один из тех педагогов, который построил свою
систему воспитания на принципе сотрудничества, под которым он понимал как взаимодействие между детьми, между педагогами и детьми, так и контакт педагога с семьей, единство в педагогическом воздействии на ребенка.
Определяя принцип сотрудничества как стержневой в своей теории и практике, В. А. Сухомлинский писал: «Наиболее полноценное общественное воспитание – это, как известно, школьно-семейное. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания». [12, с.20]
Педагог
считал, что школьно-семейное
Сухомлинский В. А. считал, что школа должна быть тесно связана с общественностью, так как родители должны принимать непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе как члены педагогического совета, как участники обсуждения вопросов обучения и воспитания.
Извечную проблему «семья и школа» павлышевский педагог в своей практике решает с той же ответственностью, что и все другие проблемы. В школьно-семейном воспитании он со всей решительностью ставит на первое место семью, но вовсе не для того, чтобы забросать упреками в том, что она (семья) плохо помогает школе. Нет, он просто берет на себя «на школу» ответственность за то, каково ребенку в семье, как его воспитывают.
Как только входишь в Павлышевскую среднюю школу, видишь большой стенд со словами, обращенными не к детям, а к матерям: «Мать, помни, что ты главный педагог, главный воспитатель. От тебя зависит будущее общества». И затем идут советы: рассказывай детям родные сказки…, пусть ребенок слышит родную речь из твоих уст…, пусть дети твои любят красоту…, пусть ребенок любит все живое и красивое…, сызмальства приучайте детей к труду…
А неподалеку другой стенд, с обращением к школьникам: « Берегите ваших матерей!» И еще один ниже: «Без матери нет ни поэта, ни героя» – и на нем портреты матерей Ленина, Гоголя, Гагарина и других.
Все – к матери, все – к семье! Такой культ свидетельствует о значении школьно-семейного воспитания в практике В. А. Сухомлинского. Школа поддерживает семью, старается укрепить ее, помочь ей в воспитании детей. Школа не станет жаловаться отцу на нерадивость сына, не станет ссорить сына с отцом, в школе не допускается осуждение родителей, даже если они совершили предосудительные поступки (а в селе все известно).
«Любите маму», – говорит учитель и сразу становится близким ребенку, дружески располагает ребенка к школе. «Любите маму», – и это напоминание о доме сразу делает школу частью родного мира – дома. «Любите маму», – школа и дом, семья и школа объединяются в сознании ребенка.
Сухомлинский В. А. считал, что школа справедливо требует, чтобы семья укрепляла ее, школы, авторитет в глазах детей. Но и семья имеет право требовать от школы, чтобы она укрепляла авторитет семьи в глазах детей.
Павлышевский педагог постоянно искал прочную основу в душе самого ребенка, на которую мог бы опереться воспитатель. Собственное достоинство, достоинство семьи, любовь к матери, жалость к ней, уважение – используя эти чувства, В. А Сухомлинский возбуждает в ребенке «стремление стать хорошим». Но если сначала многочисленными вызовами в школу поссорить сына с отцом или матерью, если постоянными унижениями, двойками посеять в нем равнодушие к отметкам, к слову учителя, то как потом воспитать его? Призывая ребят любить своих матерей и заботиться о них, воспитатель тем самым решает сразу несколько задач: укрепляет авторитет школы в глазах школьника, учит ребенка любви и ответственности, учит его уважать старшее поколение.
Информация о работе Педагогика сотрудничества: Теория и практика В. А. Сухомлинского