Педагогика сотрудничества: Теория и практика В. А. Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить позитивный опыт Павлышской средней школы и выявить возможность применения идей В. А. Сухомлинского В современном образовательном процессе младших школьников.
Задачи исследования:
Дать научное определение понятию «педагогическое взаимодействие», рассмотреть принципы, направленности и типы (формы) педагогического взаимодействия;
Проанализировать основные принципы педагогической системы В. А. Сухомлинского, основанной на союзе школы и семьи;
Охарактеризовать формы педагогического взаимодействия, практиковавшиеся в Павлышской средней школе;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..3
1. Взаимодействие школы и семьи как педагогическая проблема
1.1 Краткий исторический обзор проблемы…………………..6
1.2 Сухомлинский. В. А о сотрудничестве как о высшей форме педагогического взаимодействия…………………………………...11
2. Система работы Павлышевской средней школы по педагогическому взаимодействию
2.1 « Школа радости » и принципы ее организации………....14
2.2 Формы взаимодействия школы и семьи по организации педагогического процесса……………………………………………19
2.3 Педагогический всеобуч родителей как форма повышения их педагогической культуры……………………………………………28
3. Реализация идей В. А. Сухомлинского в современной школьной практике……………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………...44
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая3курс.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

            Сухомлинский В. А. все ставил  на свое место. Семья есть семья. Взаимопомощь семьи и школы строится на взаимном уважении, без которого бы «разваливалось» и обе стороны только вносят разлад в душу ребенка.

            Итак, павлышевский педагог построил  свою систему воспитания на  принципе сотрудничества, прежде всего школы и семьи, где семья как первичная ячейка общества стоит на первом месте.

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система работы Павлышевской средней школы по педагогическому взаимодействию

 

         2.1 «Школа радости» и принципы ее организации

            Сухомлинский В. А. назвал свою школу «Школой радости», потому что младшие школьники получают большое удовольствие от посещения этой школы, обучение приносит им радость, бодрое настроение и желание ходить туда каждый день. «Школа лишь тогда очаг воспитания, – писал  В.А. Сухомлинский, – когда она стала для ребенка очагом радостей, интересной жизни, зовущей его к знаниям, к науке».  [12, с. 40]

         Павлышевский педагог утверждал: « Первый год обучения в школе – это огромный шаг в умственном развитии ребенка; путь, который проходит ребенок в этот год, не идет ни в какое сравнение с мобильным школьным годом.… Этому году я придаю исключительное значение. Параллельно и одновременно с приобретением знаний в классе мальчики и девочки проходят школу мышления под открытым небом». [13, с. 80] Так, жизнь «Школы радости» не была стеснена строгим регламентом.  Ребята много времени проводили на природе, и не было установлено, сколько они должны там находиться. Самое главное – чтобы ребятам не надоедало. Из этого следует, что основным принципом «Школы радости» являлась опора на интерес младших школьников. «Я старался окончить работу нашей школы в тот момент, когда у ребят обострялся интерес к предмету наблюдения, к труду которым он занят. Пусть малыши с нетерпением ожидают завтрашнего дня, пусть он обещает им новые радости, пусть ночью снятся им серебреные искорки.… Очень важно, чтобы каждый ребенок не только чувствовал радость, но и творил ее» [14, с. 35].

            Сухомлинский В. А не один год думал, каким трудным, утомительным, неинтересным делом для ребенка становятся первые дни его школьной жизни. Чтение и письмо, как много неудач постигают дети на тернистом пути к знаниям. И все от того, что учение превращается в чисто книжное дело. Так, педагог писал: «Я видел, как на уроке ребенок напрягает усилия, чтобы различить буквы, как эти буквы прыгают у него  перед глазами, сливаются в узор, в котором невозможно разобраться. И в то же время я видел, как легко дети запоминают буквы, слагают из них слова, когда это занятие озарено каким-то интересом, связано с игрой, и что особенно важно, когда от ребенка ничего не требуют: обязательно запомни, не будешь знать – плохо тебе будет» [14, с. 75]. 

              Так, «Школа радости» приносила удовольствие своим воспитанникам, желание ее посещать, так как детям можно было послушать любимую сказку и даже придумать ее. Заглянуть в «Уголок сказки» и увидеть в известных предметах фантастических существ, нарисовать то, что тревожило, поговорить с воробьем, которого вылечили сами в «Птичьей лечебнице», послушать музыку любимых композиторов и музыку природы, поиграть в любимые игры и многое-многое другое. «Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью. Учение в первые месяцы и годы школьной жизни не должны превращаться в единственный вид деятельности. Ребенок лишь тогда полюбит школу, когда учителя откроют перед ним те же радости, которые были у него раньше».           [14, с. 111]

           Борисовский А. М., анализируя педагогическую систему В. А. Сухомлинского, пишет: «Учить и воспитывать детей нелегко. В обучении и воспитании должны сливаться усилия педагога и ученика. Если ученик не хочет учиться, учитель никогда его не научит. Пробудить у ребенка желание учиться! Этого можно достичь, если ученика научить учиться, чтобы он видел плоды своего умственного труда».  [1, с. 53] Так, В. А. Сухомлинский считал, что когда ученик научиться учиться, ему и в школе будет интересно. Он будет счастлив, будет стремиться к знаниям. Павлышевский педагог утверждал, что для того, чтобы ученик учился с удовольствием, чтобы постоянно развивался и укреплялся его ум. Ему следует объяснить, что из учебного материала надо твердо запомнить; какой учебный материал следует просто понять; в чем нужно только разобраться. «Учение не должно сводиться к непрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья, и для умственного развития зубрежке». [14, с. 100]

             Сухомлинский В.А. считал отметку идолом, который для одних может быть добрым, снисходительным, а для других – жестким, безжалостным. Так, педагог писал: «Самое главное, что, на мой взгляд, требуется от отметки в начальной школе, – это  ее оптическое, жизнерадостное начало. Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень». [14. с, 76] Сам В. А. Сухомлинский никогда не ставил в начальных классах плохих отметок, а стимулировал получение только хороших.

            Отсюда вытекает еще один принцип  организации « Школы радости»  – вера в ребенка. «Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания рушатся как карточный домик. Кроме того, чтобы ребенок проверил свои силы, привык никогда не отступать перед трудностями, он должен верить в своего воспитателя, видеть в нем помощника». [14, с. 40]

            Павлышевский педагог на основании своего опыта убеждает учителей в том, что успех в его работе будет обеспечен, если его ученики поверят в себя, в свои силы и возможности. Так, он писал: «До тех пор, пока в детском сердце живет эта сила, Вы – мастер-воспитатель, Вы – человек, которого ребенок уважает. Но как только угасает огонек этой ни с чем не сравнимой духовной силы, Вы становитесь бессильным: самые мудрые, самые тонкие средства воздействия на душу ребенка остаются мертвыми». [10, с. 406] Ученик может поверить в себя, если учитель верит в него, верит, что он может и способен хорошо учиться.

              Здесь прослеживается и такой  принцип организации «Школы радости», как опора на успех. Павлышевский  педагог считал, что дети должны  переживать радость успеха, преодоления  трудностей. «Нельзя давать ребенку почувствовать, будто он хуже, не способен, отстает, нельзя унижать его достоинство: он не виноват в том, например, что он думает медленнее других. Постоянно поддерживать ребенка, не ставить ему плохих отметок, не ставить ему никаких отметок, пока он не добьется успеха. Оценивать не знание само по себе и не старательность, а именно в продвижении вперед, этот результат соединения знания со старательностью. Учение – это труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат – все это надежные источники человеческой радости». [15, с. 70]

               Не менее важный принцип организации «Школы радости» – участие детей в творчестве. «Труд мысли, – писал В. А. Сухомлинский, – невозможен, если нет творчества». [15, с. 71] Дети в Павлышевской школе начинали складывать сказки еще до того, как выучились читать, и составляли сказки, писали огромное количество маленьких сочинений с первого класса и до окончания школы. Пишут сказки, рисуют, не только решают математические задачи, но и сами составляют их. Все  доступные виды творчества использовались в «Школе радости». Павлышевский педагог считал, что если не дать возможность подростку делать что-то творческое, то он вообще не станет учиться. Так, В. А. Сухомлинский писал: «Творчество детей – это глубоко своеобразная среда их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка». [14, с. 51]

               Важное место  «Школе радости» занимала природа. «Я стремился к тому, – писал В. А. Сухомлинский, – чтобы, прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово, ребята прочитали страницы самой чудесной книги – книги природы… Природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли – среди наглядных образов, и прежде всего среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на «отработку»  информации об этом образе. Если же изолировать детей от природы, если с первых дней обучения ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с работой». [14, с. 30] Так В. А. Сухомлинский посвящал несколько уроков в неделю «путешествиям» в природу. В солнечные дни дети занимались в одном из «зеленых классов» – среди высоких яблонь, на лужайке, либо задолго до рассвета отправлялись в лес, на луг, в поле. Это имело исключительно большое значение не только для самого процесса обучения, а еще и в том, что в продолжение учебного времени дети чувствовали себя бодрыми и жизнерадостными, никогда не уходили с «тяжелой» головой.

              Все принципы организации «Школы радости» реализовывались через разнообразные формы взаимодействие школы и родителей. Так, первоначальной формой было посещение В. А. Сухомлинского семей своих учеников. Педагог писал: «Чтобы хорошо узнать детей, надо узнать семью – отца, мать, братьев, сестер, дедушек и бабушек.… За несколько недель до открытия «Школы радости» я познакомился с каждой семьей. Меня тревожило, что в отдельных семьях не было атмосферы дружбы  между родителями и детьми, отцом и матерью, не было взаимного уважения, без которого счастливая жизнь ребенка». [14. с, 16] Общеизвестно, что чем больше узнаешь человека, тем легче с ним общаться. Для того, чтобы наладить эффективное взаимодействие с семьей, повышать ее педагогическую культуру, учителю необходимо иметь общие сведения о семье. То есть о ее возможностях в воспитании ребенка, индивидуальных особенностях родителей, их детей. Без этого трудно установить с родителями позитивное взаимодействие, общение и сотрудничество. Павлышевский педагог понимал это и реализовывал в своей практике.

               Пожалуй, самой значительной формой взаимодействия школы, и семьи в Павлышевской средней школе были беседы В. А. Сухомлинского с родителями учеников. «Мы сидим на лужайке в тени ветвистой груши, – рассказывает педагог, – я говорю родителям о том, как представляю себе воспитание ребят, говорю то, что можно сказать при детях, а из головы не выходят беды и тревоги каждой семьи. У каждого свое горе, и выносить его на мир, давать советы в присутствии других людей – это означало бы выворачивать наизнанку чужую душу, выставлять напоказ глубоко интимное. Нет, все это я должен только знать, но рассказывать об этом родителям нельзя. Если и придется прикоснуться к самым сокровенным уголкам сердец родителей, то делать это надо только в личной беседе, тысячу раз обдумав и взвесив каждое слово. Сердечные раны, невзгоды, обиды, печали, тревоги, страдания  отцов и матерей, о которых я рассказывал, настолько индивидуальны, что какого-то общего разговора не может быть».  [14, с. 22]

               В первые недели работы «Школы  радости» В. А. Сухомлинский внимательно  изучал здоровье детей. И в  этом вопросе не обошлось без  взаимодействия с родителями ребят. «Я убедил матерей в том, – писал павлышевский педагог, – что чем больше они будут оберегать малышей от простуды, тем слабее будут дети. Все согласились с моей настоятельной просьбой посылать детей в жаркие дни в школу босиком – для ребят это было большой радостью.… С большим трудом удалось добиться того, чтобы родители не кутали детей в сто одежек». [14. с, 47] Так, даже в вопросах здоровья детей прослеживается такая форма взаимодействия школы и семьи, как беседа с родителями.

               Большое значение, как для родителей, так и для педагогов имела следующая форма взаимодействия – лекции для отцов и матерей младших школьников. Эти лекции читались два раза в месяц. На занятиях педагог рассказывал, как правильно воспитывать детей, укреплять и беречь здоровье ребенка, как эффективнее развить его умственные способности и речь, как воспитать любовь к труду и учению.

              В целях практической помощи  школе со стороны родителей  ежегодно избирался педагогический  совет, который состоял из учителей, библиотекаря, воспитателей школы продленного дня, врача, руководителей кружков, директора школа, завуча, пяти членов родительского комитета, избираемых на общешкольном родительском  собрании каждый год. Такая форма взаимодействия школы и семьи позволила реализовать принцип демократизма. Ведь в управлении и планировании учебного процесса были задействованы и родители учеников.

            Распределяя уроки и внеклассную  работу, педагогический совет руководствовался  общими интересами дела: каждый учитель должен был, прежде всего, обеспечить высокий уровень преподавания предмета и воспитания детей. Здесь принималось во внимание не только мнение педагогического коллектива школы, но и мнение родительской общественности. «У нас был один случай, – писал В. А. Сухомлинский, – когда представители родителей – члены педагогического совета потребовали не допускать к работе преподавателя истории: он недобросовестно относился к делу, плохо готовился к урокам, не повышал своих знаний». [12, с. 87] Это факт еще раз укрепляет принцип сотрудничества и взаимодействия школы и семьи в Павлышевской средней школе.

                 Педагогический совет заботился о подготовке детей к обучению в школе. «Мы берем на учет всех детей в поселке, начиная с четырехлетнего возраста. В семьи этих детей идут педагоги, которым придется их учить, и врач. Они знакомятся с родителями, помогают определить правильный режим, обеспечивающий здоровье и нормальное духовное развитие ребенка». [12, с. 87]

                Значительные возможности для  взаимодействия в «Школе радости» представляла такая форма обучения, как кружковая работа. В Павлышевской средней школе существовали также и математические кружки, и кружки художественной вышивки, и драматический кружок, и литературно-творческий кружок, и кружок юных слесарей-моделистов, и кружок юных исследователей природы, и многое-многое другое. Все было направлено на то, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, на то, чтобы у каждого ребенка был свой любимый предмет, свое увлечение, интерес.

              Итак, организация работы «Школы радости» основывалась на индивидуальности каждого ученика. Ребенок – это сложный организм, богатый мир чувств, мыслей, воли. Ребенок – главный герой, в педагогических работах В. А. Сухомлинского. Причем  не собирательный, а конкретный: Федя, Нина, Коля. Обучение учеников основывалось на особенностях их развития, на улучшении их интереса к учению. Павлышевский педагог знал каждого своего ученика. У него было много записных книжек, в которые он записывал свои наблюдения за каждым учеником. Каждому ребенку отводил страницу. Всего три тысячи семьсот страниц записей наблюдений и выводов. Так же «Школа радости» основывалась на вере в ребенка, в его успех, на интересе младших школьников. Акцент был на достоинство, а не на недостатки детей. Все эти принципы реализовывались через разнообразные формы взаимодействия школы и семьи в практике В. А. Сухомлинского. С родителями проводились беседы на тему воспитания детей, они входили в состав педагогического совета школы, активно привлекались к участию в жизни «Школы радости».

Информация о работе Педагогика сотрудничества: Теория и практика В. А. Сухомлинского