Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:42, курсовая работа
Цель исследования – изучить позитивный опыт Павлышской средней школы и выявить возможность применения идей В. А. Сухомлинского В современном образовательном процессе младших школьников.
Задачи исследования:
Дать научное определение понятию «педагогическое взаимодействие», рассмотреть принципы, направленности и типы (формы) педагогического взаимодействия;
Проанализировать основные принципы педагогической системы В. А. Сухомлинского, основанной на союзе школы и семьи;
Охарактеризовать формы педагогического взаимодействия, практиковавшиеся в Павлышской средней школе;
Введение …………………………………………………………..3
1. Взаимодействие школы и семьи как педагогическая проблема
1.1 Краткий исторический обзор проблемы…………………..6
1.2 Сухомлинский. В. А о сотрудничестве как о высшей форме педагогического взаимодействия…………………………………...11
2. Система работы Павлышевской средней школы по педагогическому взаимодействию
2.1 « Школа радости » и принципы ее организации………....14
2.2 Формы взаимодействия школы и семьи по организации педагогического процесса……………………………………………19
2.3 Педагогический всеобуч родителей как форма повышения их педагогической культуры……………………………………………28
3. Реализация идей В. А. Сухомлинского в современной школьной практике……………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………...44
Список использованной литературы
Сухомлинский В. А. все ставил на свое место. Семья есть семья. Взаимопомощь семьи и школы строится на взаимном уважении, без которого бы «разваливалось» и обе стороны только вносят разлад в душу ребенка.
Итак, павлышевский педагог построил свою систему воспитания на принципе сотрудничества, прежде всего школы и семьи, где семья как первичная ячейка общества стоит на первом месте.
2. Система работы Павлышевской средней школы по педагогическому взаимодействию
2.1 «Школа радости» и принципы ее организации
Сухомлинский В. А. назвал свою школу «Школой радости», потому что младшие школьники получают большое удовольствие от посещения этой школы, обучение приносит им радость, бодрое настроение и желание ходить туда каждый день. «Школа лишь тогда очаг воспитания, – писал В.А. Сухомлинский, – когда она стала для ребенка очагом радостей, интересной жизни, зовущей его к знаниям, к науке». [12, с. 40]
Павлышевский педагог утверждал: « Первый год обучения в школе – это огромный шаг в умственном развитии ребенка; путь, который проходит ребенок в этот год, не идет ни в какое сравнение с мобильным школьным годом.… Этому году я придаю исключительное значение. Параллельно и одновременно с приобретением знаний в классе мальчики и девочки проходят школу мышления под открытым небом». [13, с. 80] Так, жизнь «Школы радости» не была стеснена строгим регламентом. Ребята много времени проводили на природе, и не было установлено, сколько они должны там находиться. Самое главное – чтобы ребятам не надоедало. Из этого следует, что основным принципом «Школы радости» являлась опора на интерес младших школьников. «Я старался окончить работу нашей школы в тот момент, когда у ребят обострялся интерес к предмету наблюдения, к труду которым он занят. Пусть малыши с нетерпением ожидают завтрашнего дня, пусть он обещает им новые радости, пусть ночью снятся им серебреные искорки.… Очень важно, чтобы каждый ребенок не только чувствовал радость, но и творил ее» [14, с. 35].
Сухомлинский В. А не один год думал, каким трудным, утомительным, неинтересным делом для ребенка становятся первые дни его школьной жизни. Чтение и письмо, как много неудач постигают дети на тернистом пути к знаниям. И все от того, что учение превращается в чисто книжное дело. Так, педагог писал: «Я видел, как на уроке ребенок напрягает усилия, чтобы различить буквы, как эти буквы прыгают у него перед глазами, сливаются в узор, в котором невозможно разобраться. И в то же время я видел, как легко дети запоминают буквы, слагают из них слова, когда это занятие озарено каким-то интересом, связано с игрой, и что особенно важно, когда от ребенка ничего не требуют: обязательно запомни, не будешь знать – плохо тебе будет» [14, с. 75].
Так, «Школа радости» приносила удовольствие своим воспитанникам, желание ее посещать, так как детям можно было послушать любимую сказку и даже придумать ее. Заглянуть в «Уголок сказки» и увидеть в известных предметах фантастических существ, нарисовать то, что тревожило, поговорить с воробьем, которого вылечили сами в «Птичьей лечебнице», послушать музыку любимых композиторов и музыку природы, поиграть в любимые игры и многое-многое другое. «Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью. Учение в первые месяцы и годы школьной жизни не должны превращаться в единственный вид деятельности. Ребенок лишь тогда полюбит школу, когда учителя откроют перед ним те же радости, которые были у него раньше». [14, с. 111]
Борисовский А. М., анализируя педагогическую систему В. А. Сухомлинского, пишет: «Учить и воспитывать детей нелегко. В обучении и воспитании должны сливаться усилия педагога и ученика. Если ученик не хочет учиться, учитель никогда его не научит. Пробудить у ребенка желание учиться! Этого можно достичь, если ученика научить учиться, чтобы он видел плоды своего умственного труда». [1, с. 53] Так, В. А. Сухомлинский считал, что когда ученик научиться учиться, ему и в школе будет интересно. Он будет счастлив, будет стремиться к знаниям. Павлышевский педагог утверждал, что для того, чтобы ученик учился с удовольствием, чтобы постоянно развивался и укреплялся его ум. Ему следует объяснить, что из учебного материала надо твердо запомнить; какой учебный материал следует просто понять; в чем нужно только разобраться. «Учение не должно сводиться к непрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья, и для умственного развития зубрежке». [14, с. 100]
Сухомлинский В.А. считал отметку идолом, который для одних может быть добрым, снисходительным, а для других – жестким, безжалостным. Так, педагог писал: «Самое главное, что, на мой взгляд, требуется от отметки в начальной школе, – это ее оптическое, жизнерадостное начало. Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень». [14. с, 76] Сам В. А. Сухомлинский никогда не ставил в начальных классах плохих отметок, а стимулировал получение только хороших.
Отсюда вытекает еще один
Павлышевский педагог на основании своего опыта убеждает учителей в том, что успех в его работе будет обеспечен, если его ученики поверят в себя, в свои силы и возможности. Так, он писал: «До тех пор, пока в детском сердце живет эта сила, Вы – мастер-воспитатель, Вы – человек, которого ребенок уважает. Но как только угасает огонек этой ни с чем не сравнимой духовной силы, Вы становитесь бессильным: самые мудрые, самые тонкие средства воздействия на душу ребенка остаются мертвыми». [10, с. 406] Ученик может поверить в себя, если учитель верит в него, верит, что он может и способен хорошо учиться.
Здесь прослеживается и такой
принцип организации «Школы
Не менее важный принцип организации «Школы радости» – участие детей в творчестве. «Труд мысли, – писал В. А. Сухомлинский, – невозможен, если нет творчества». [15, с. 71] Дети в Павлышевской школе начинали складывать сказки еще до того, как выучились читать, и составляли сказки, писали огромное количество маленьких сочинений с первого класса и до окончания школы. Пишут сказки, рисуют, не только решают математические задачи, но и сами составляют их. Все доступные виды творчества использовались в «Школе радости». Павлышевский педагог считал, что если не дать возможность подростку делать что-то творческое, то он вообще не станет учиться. Так, В. А. Сухомлинский писал: «Творчество детей – это глубоко своеобразная среда их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка». [14, с. 51]
Важное место «Школе радости» занимала природа. «Я стремился к тому, – писал В. А. Сухомлинский, – чтобы, прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово, ребята прочитали страницы самой чудесной книги – книги природы… Природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли – среди наглядных образов, и прежде всего среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на «отработку» информации об этом образе. Если же изолировать детей от природы, если с первых дней обучения ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с работой». [14, с. 30] Так В. А. Сухомлинский посвящал несколько уроков в неделю «путешествиям» в природу. В солнечные дни дети занимались в одном из «зеленых классов» – среди высоких яблонь, на лужайке, либо задолго до рассвета отправлялись в лес, на луг, в поле. Это имело исключительно большое значение не только для самого процесса обучения, а еще и в том, что в продолжение учебного времени дети чувствовали себя бодрыми и жизнерадостными, никогда не уходили с «тяжелой» головой.
Все принципы организации «Школы радости» реализовывались через разнообразные формы взаимодействие школы и родителей. Так, первоначальной формой было посещение В. А. Сухомлинского семей своих учеников. Педагог писал: «Чтобы хорошо узнать детей, надо узнать семью – отца, мать, братьев, сестер, дедушек и бабушек.… За несколько недель до открытия «Школы радости» я познакомился с каждой семьей. Меня тревожило, что в отдельных семьях не было атмосферы дружбы между родителями и детьми, отцом и матерью, не было взаимного уважения, без которого счастливая жизнь ребенка». [14. с, 16] Общеизвестно, что чем больше узнаешь человека, тем легче с ним общаться. Для того, чтобы наладить эффективное взаимодействие с семьей, повышать ее педагогическую культуру, учителю необходимо иметь общие сведения о семье. То есть о ее возможностях в воспитании ребенка, индивидуальных особенностях родителей, их детей. Без этого трудно установить с родителями позитивное взаимодействие, общение и сотрудничество. Павлышевский педагог понимал это и реализовывал в своей практике.
Пожалуй, самой значительной формой взаимодействия школы, и семьи в Павлышевской средней школе были беседы В. А. Сухомлинского с родителями учеников. «Мы сидим на лужайке в тени ветвистой груши, – рассказывает педагог, – я говорю родителям о том, как представляю себе воспитание ребят, говорю то, что можно сказать при детях, а из головы не выходят беды и тревоги каждой семьи. У каждого свое горе, и выносить его на мир, давать советы в присутствии других людей – это означало бы выворачивать наизнанку чужую душу, выставлять напоказ глубоко интимное. Нет, все это я должен только знать, но рассказывать об этом родителям нельзя. Если и придется прикоснуться к самым сокровенным уголкам сердец родителей, то делать это надо только в личной беседе, тысячу раз обдумав и взвесив каждое слово. Сердечные раны, невзгоды, обиды, печали, тревоги, страдания отцов и матерей, о которых я рассказывал, настолько индивидуальны, что какого-то общего разговора не может быть». [14, с. 22]
В первые недели работы «Школы радости» В. А. Сухомлинский внимательно изучал здоровье детей. И в этом вопросе не обошлось без взаимодействия с родителями ребят. «Я убедил матерей в том, – писал павлышевский педагог, – что чем больше они будут оберегать малышей от простуды, тем слабее будут дети. Все согласились с моей настоятельной просьбой посылать детей в жаркие дни в школу босиком – для ребят это было большой радостью.… С большим трудом удалось добиться того, чтобы родители не кутали детей в сто одежек». [14. с, 47] Так, даже в вопросах здоровья детей прослеживается такая форма взаимодействия школы и семьи, как беседа с родителями.
Большое значение, как для родителей, так и для педагогов имела следующая форма взаимодействия – лекции для отцов и матерей младших школьников. Эти лекции читались два раза в месяц. На занятиях педагог рассказывал, как правильно воспитывать детей, укреплять и беречь здоровье ребенка, как эффективнее развить его умственные способности и речь, как воспитать любовь к труду и учению.
В целях практической помощи
школе со стороны родителей
ежегодно избирался
Распределяя уроки и
Педагогический совет заботился о подготовке детей к обучению в школе. «Мы берем на учет всех детей в поселке, начиная с четырехлетнего возраста. В семьи этих детей идут педагоги, которым придется их учить, и врач. Они знакомятся с родителями, помогают определить правильный режим, обеспечивающий здоровье и нормальное духовное развитие ребенка». [12, с. 87]
Значительные возможности для взаимодействия в «Школе радости» представляла такая форма обучения, как кружковая работа. В Павлышевской средней школе существовали также и математические кружки, и кружки художественной вышивки, и драматический кружок, и литературно-творческий кружок, и кружок юных слесарей-моделистов, и кружок юных исследователей природы, и многое-многое другое. Все было направлено на то, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, на то, чтобы у каждого ребенка был свой любимый предмет, свое увлечение, интерес.
Итак, организация работы «Школы радости» основывалась на индивидуальности каждого ученика. Ребенок – это сложный организм, богатый мир чувств, мыслей, воли. Ребенок – главный герой, в педагогических работах В. А. Сухомлинского. Причем не собирательный, а конкретный: Федя, Нина, Коля. Обучение учеников основывалось на особенностях их развития, на улучшении их интереса к учению. Павлышевский педагог знал каждого своего ученика. У него было много записных книжек, в которые он записывал свои наблюдения за каждым учеником. Каждому ребенку отводил страницу. Всего три тысячи семьсот страниц записей наблюдений и выводов. Так же «Школа радости» основывалась на вере в ребенка, в его успех, на интересе младших школьников. Акцент был на достоинство, а не на недостатки детей. Все эти принципы реализовывались через разнообразные формы взаимодействия школы и семьи в практике В. А. Сухомлинского. С родителями проводились беседы на тему воспитания детей, они входили в состав педагогического совета школы, активно привлекались к участию в жизни «Школы радости».
Информация о работе Педагогика сотрудничества: Теория и практика В. А. Сухомлинского