Педагогика сотрудничества: Теория и практика В. А. Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить позитивный опыт Павлышской средней школы и выявить возможность применения идей В. А. Сухомлинского В современном образовательном процессе младших школьников.
Задачи исследования:
Дать научное определение понятию «педагогическое взаимодействие», рассмотреть принципы, направленности и типы (формы) педагогического взаимодействия;
Проанализировать основные принципы педагогической системы В. А. Сухомлинского, основанной на союзе школы и семьи;
Охарактеризовать формы педагогического взаимодействия, практиковавшиеся в Павлышской средней школе;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..3
1. Взаимодействие школы и семьи как педагогическая проблема
1.1 Краткий исторический обзор проблемы…………………..6
1.2 Сухомлинский. В. А о сотрудничестве как о высшей форме педагогического взаимодействия…………………………………...11
2. Система работы Павлышевской средней школы по педагогическому взаимодействию
2.1 « Школа радости » и принципы ее организации………....14
2.2 Формы взаимодействия школы и семьи по организации педагогического процесса……………………………………………19
2.3 Педагогический всеобуч родителей как форма повышения их педагогической культуры……………………………………………28
3. Реализация идей В. А. Сухомлинского в современной школьной практике……………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………...44
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая3курс.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

                Поэтому павлышевский педагог  проводил беседы и консультации  с родителями о том, как нравственно воспитать ребенка, какие нравственные качества необходимо у него развивать. Это одна из основных форм сотрудничества с семьей в плане нравственного воспитания. Так как именно при такой форме взаимодействия родители получали необходимые знания о том, как повысить свою моральную культуру и тем самым успешно осуществить нравственное воспитание своих детей. Так, в своих беседах В. А. Сухомлинский говорил, что отношения, которые должны складываться в семье между детьми и родителями, должны быть основаны на вере и верности. «Я знаю семьи, где восторженная вера ребенка в мать, в отца, в старшего брата, в дедушку как в людей, нравственное единство которых с детьми стало могучей воспитательной силой, – это вера, живущая в душе ребенка, оказывалась сильнейшим противоядием, преодолевающим семена и ростки зла, неправды, нередко встречающиеся на жизненном  пути ребенка».[13. с, 73]

                     Темы бесед были разнообразны, но все они посвящались тому, как нравственно воспитывать младших школьников. В «Школе для  родителей» имелся ряд отделений, в которых родители учились педагогическому мастерству. Педагогическое  просвещение семей не ограничивалось теоретическими знаниями; здесь они получали главным образом практические советы и рекомендации по различным вопросам семейных отношений, в том числе и по нравственному воспитанию. Например, вопросы о воспитании младших школьников культуры поведения, о воспитании духовных интересов и потребностей, чувства любви к прекрасному, к природе и многое другое.

                     В Павлышевской школе царил культ матери. «Я считаю, что воспитал настоящего человека тогда, когда воспитал сына, которому нужна мать не тогда, когда ему, сыну, трудно, а в любое мгновение жизни… Я вижу важную воспитательную миссию в том, чтобы сын умел жалеть, оберегать сердце матери, потому что оно бесконечно в своей любви» [13, с. 61]  Существовал там Уголок Матери, где находились портреты матерей. Все это способствовало развитию у младших школьников чувства любви, уважения и заботы о матери.

                  Важной формой сотрудничества семьи и школы в нравственном воспитании детей являлись праздники. Отцы и матери приглашались в школу очень часто. Так, например, на Праздник матери и Праздник отца, на Праздник книги и творчества. «Здесь – это и есть наш замысел – матери и отцы соприкасаются с умом, способностями, наклонностями своих детей. Здесь родители видят умственный труд и успехи сыновей и дочерей. Каждая мать, каждый отец несут сюда тайную надежду на то, что сегодня их порадуют успехи сына, дочери. Не всегда эти надежды оправдываются сегодня, но, ни у одного отца, ни у одной матери нет несбывшихся надежд. Без этого невозможно было бы представить правильное воспитание детей» [13, с. 67]

                 Поскольку нравственное воспитание тесно связано с трудовым, то и такие праздники, как праздник первого хлеба, праздник древонасаждения, Праздники цветов, способствовали развитию у детей любви к труду, ответственности и долга перед родиной, уважение к трудящимся людям. Создавая красоту для семьи, для матери и отца, для других, делая добро, которое волновало детские сердца, младшие школьники приобретали драгоценное богатство души. Они чувствовали сердцем, когда нужно помочь человеку, что значит прекрасное и что значит беречь это прекрасное.

                  Таким образом, основными формами сотрудничества школы и семьи в практике В. А Сухомлинского в нравственном воспитании детей, являлись беседы и консультации с родителями, лекции родительской школы и праздники.

                   Наряду с трудовым и нравственным воспитанием в практике павлышевского педагога было воспитание младших школьников на национальных традициях. Сухомлинский В. А. писал: « Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многонациональной Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит язык родной матери, которому ничего не говорит родное слово – это человек без рода и без племени».[16, с. 51]Поэтому педагог стремился к тому, чтобы родной язык был близок детям с первых шагов их школьной жизни. В. А. Сухомлинский добивался, чтобы они чувствовали красоту родного языка, бережно относились к родному слову, заботились о его чистоте.

                   Так, воспитывая школьников на национальных традициях, павлышевский педагог читал детям большое количество народных сказок, произведений народных поэтов. «Однажды мы вышли в поле; перед нами открылся чудесный ид на пруд. Я  прочитал строки Т. Шевченко… Дети чувствовали, что в сочетании слов, создающих живой образ, рождается музыкальное звучании речи, которое открывает новую красоту в окружающем мире». [14, с. 216]

                    Позже ребята сами стали создавать сказки, писать сочинения о своем крае. В Павлышевской средней школе существовала Комната сказки, в которой, как правило, проходили уроки приобщения к народному сказочному творчеству. Окружающие детей сказочные персонажи создавали благоприятный эмоциональный фон для восприятия нравственного смысла народных произведений, усиливали сопричастность ребенка и педагога к описываемым событиям, способствовали их общению, сотрудничеству.

                    «Я знал, – писал В. А Сухомлинский, – что дети пишут стихотворения. Ничего исключительного в том, что ребята стихи, я не видел: это нормальная игра духовных сил, обычный творческий огонек, без которого нельзя представить полноценного детства». [13, с. 218] Так, педагога радовало, что духовная жизнь ребят богатой благодаря произведениям народных писателей.

                     Сухомлинский В. А. совершал  младшими школьниками «путешествия» в мир природы, которые не были оторваны от книги. Под открытым небом, читая произведения народных поэтов, павлышевский педагог воспитывал в детях любовь к Родине, чувство восхищения и  видение красоты родного края. «Путешествия» совершались в разные поры года, и ребята видели природу родного села в разное время. «Путешествия в Сад родного слова стали для моих воспитанников настоящим праздником… На всю жизнь запоминается детям теплый, по-осеннему прозрачный звонкий вечер, когда мы сидим под дубом и смотрим на голубое небо… Дети грустят: прошло лето, скоро наступят холодные дни. Я читаю стихи о птицах, летящих на берега теплых морей». [16, с. 57]

                     Путешествия в природу позволяли  также детям наблюдать и изучать сезонный труд их родителей, уже в сфере производства, а не быта, вступать с ними в контакт и узнавать больше об их деятельности, о специфике работы полевода, животновода, механизатора и других специальностях. Знакомились учащиеся и с произведениями народных умельцев, каковых в селе было немало.

                      В воспитании младших школьников  на национальных традициях нашло  свое отражение взаимодействие  школы и семьи. Постоянные беседы  павлышевского педагога с родителями привели к тому, что в каждой семье была создана библиотека. « В одних семьях библиотека насчитывала свыше 500 книг, в других – меньше, но книжные богатства ежемесячно умножались в каждом доме. Если в течении месяца библиотека не пополнялась ни одной книгой, я считал это тревожным явлением». [14, с. 206] Так, беседа была самой распространенной формой взаимодействия павлышевского педагога с родителями.

                    Не меньшее значение имела  и такая форма взаимодействия, как праздники. Например, Праздник родного слова, который воспитывал и приобщал младших школьников к  национальной культуре. Ребята приглашали на праздник старейших жителей села и родителей, которые решали кто лучше всех читал рассказ или стихотворение. Это было своеобразное творческое соревнование, победители награждались книгами. Награды детям вручали старшие колхозники, среди которых были дедушки некоторых детей. На четвертом году обучения весенний праздник родного слова длился два дня – так много было желающих прочесть рассказ, басню.

                    «Постоянное общение со старшими  отцами, матерями, дедушками и бабушками, пробудило к жизни еще одну  интересную традицию – лучшие  чтецы стали читать дома своим  родителям, в школу начали приходить  взрослые, чтобы послушать, как читают дети».[14, с. 205] Так, возникла еще одна форма взаимодействия школы и семьи – кружковая работа. Кружки состояли из взрослых и детей, и были не только для любителей и почитателей родного слова. Например, существовал кружок художественной вышивки, декоративно-прикладного творчества. Произведения народного творчества, в частности декоративно-прикладного искусства, украшали праздничные мероприятия, проводимые в школе. Это вышитые скатерти, рушники, резьба по дереву и многое другое.

                  Дети с увлечением работали также над композициями – воспроизводили сцены из народных сказок. «Это целая поэма, созданная из разноцветных ниток, и дети, создавая ее, чувствовали себя поэтами». [18, с.46] В часы занятий кружка дети жили в мире книг, у них воспитывалась любовь к родному слову, формировались моральные убеждения, так как во время работы ребята слушали народные произведения: сказки, былины, предания.

                    Существовали кружки литературно-творческие. На занятиях этих кружков ученики  читали рассказы, очерки. Отдельные занятия посвящались путешествиям к источникам родного слова – в природу, в мир красоты.

                     Итак, формами сотрудничества школы и семьи в воспитании младших школьников на народных традициях являлись беседы, праздники, совместная кружковая работа. Эти формы в практике В. А Сухомлинского приобщали детей к народному творчеству и национальной культуре, а также учили любви к Родине и родному слову.

 

 

 

        2.3 Педагогический  всеобуч родителей как форма  повышения их           педагогической культуры

 

 

 

         Сухомлинский В. А был убежден, что необходимо поднять педагогическую культуру родителей для наиболее полноценного развития детей. Поэтому в Павлышской средней школе была создана «Школа для родителей». «Мы в Павлыше, – писал педагог – изучаем и знаем духовную жизнь каждой семьи, но это лишь начало школьно-семейного воспитания. По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех – и для учителя и для родителей. И мы стараемся дать каждому родителю минимум педагогических знаний. Для этого у нас существует родительская школа, куда родители записываются за два года до поступления их ребенка в школу, посещая затем занятия до окончания им средней школы».[12, с. 46]

         Почему  было необходимо записываться  в родительскую школу за два  года до поступления ребенка  в первый класс? Сухомлинский  В. А долго изучал и наблюдал  за тем, какими дети приходят  в школу, а также присматривался  к духовной жизни семьи, к интеллектуальной, моральной, эстетической атмосфере, в которой ребенок делает первые шаги своей сознательной жизни. Педагог пришел к выводу о зависимости умственного развития ребенка от культуры семьи. Эти выводы говорили о том, что необходимо заблаговременно заботиться о подготовке к школьному обучению. Павлышский педагог проводил беседы с родителями, дети которых в следующем учебном году пойдут в первый класс. « Это был разговор о том, – писал В. А. Сухомлинский, – как, обогащая духовную жизнь семьи, расширить кругозор детей, их понятия и интересы».[18, с.86 ]

           «Школа  родителей», а по сути, родительский университет (курс лекций составлял 250 часов), представлял собой целенаправленную систему психолого-педагогического просвещения родителей на протяжении 12 – 13 лет. Именно системность занятий, которые проходили два раза в месяц по полтора часа, разнообразие их тематического содержания, сочетания теоретических и практических форм занятий, дифференциация занятий со слушателями по группам в зависимости от возраста детей – все это являлось условие эффективности работы по повышению педагогической культуры родителей.

Слушатели были разделены на несколько групп (по возрасту детей):

  • Молодожены, у которых еще не было детей;
  • Родители дошкольников (дети 4 – 6 лет);
  • Родители учащихся 1 – 2 классов;
  • Родители учащихся 3 – 4 классов;
  • Родители учащихся 5 – 8 классов;
  • Родители учащихся 8 – 10 классов;
  • Родители учащихся с особенностями психофизического развития.

«Десять лет ребенок учится в школе, а родители учатся в родительской школе. Посещают занятия и отец, и мать».[18, с. 54]

          Занятия в родительской школе проводились два раза в месяц в каждой группе. Лекции читали директор, завуч, организатор внеклассной работы, учителя, врачи. « Эту работу коллектив считает самой нужной, самой важной среди всех других дел, – писал В.А. Сухомлинский. – Мы бы вообще ничего не добились, если бы не работали с родителями. На занятиях родительской школы мы рассказываем, как правильно воспитывать детей. Учим отцов и матерей, как укреплять и беречь здоровье ребенка, как развивать его умственные способности и речь, как предотвращать нервные заболевания, как воспитывать любовь к труду и к учению. Забота о здоровье и нравственном развитии стала предметом нашей семейной педагогики».[18, с. 55]

          На занятиях  для молодоженов, будущих родителей, разговор велся главным образом  о культуре взаимоотношений супругов, об умении управлять своими  желаниями, чувствами, об общественной  значимости дела воспитания детей и ответственности.

          На занятиях  с родителями дошкольной группы рассказывалось о значении семьи в нравственном воспитании ребенка, о роли для него детской книги, сказки, о человеческих отношениях, необходимых для ребенка от рождения до поступления в школу. Эти отношения не всегда создаются в детских учреждениях. «Общаясь между собой, дети одного и того же возраста проходят только маленький курс человеческой практики. Во всей полноте практика человеческих отношений раскрывается лишь тогда, когда ребенок общается с матерью и отцом. Мы рассказываем родителям, о чем  говорить с детьми младшего возраста, как вводить их в мир природы, красоты, искусства». [18, с. 134]

            Родителям, дети которых уже поступили и учились в 1 – 4 классах, рассказывали, как развивать умственные способности и речь детей ( темы: «Отец и сын», « Мать и дочь», « Семья как школа человеческих взаимоотношений», « Первые норма нравственной культуры детей» и другие).[18, с. 434] Заботясь о понимании родителями своей ответственности в духовной жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов  (Сухомлинский считал период от 2 до 7 лет важнейшим в развитии человека), учителя проводили беседы с родителями о том, как вводить детей в окружающий мир, как воспитывать культуру поведения, как организовать режим труда, питания, отдыха. На лекциях рассматривались вопросы по физическому и психическому развитию школьников, по поведению ребенка  7 – 9 лет и воспитанию гражданского долга, о роли природы в развитии мышления и нравственного воспитания.

Информация о работе Педагогика сотрудничества: Теория и практика В. А. Сухомлинского