Педагогика сотрудничества: Теория и практика В. А. Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить позитивный опыт Павлышской средней школы и выявить возможность применения идей В. А. Сухомлинского В современном образовательном процессе младших школьников.
Задачи исследования:
Дать научное определение понятию «педагогическое взаимодействие», рассмотреть принципы, направленности и типы (формы) педагогического взаимодействия;
Проанализировать основные принципы педагогической системы В. А. Сухомлинского, основанной на союзе школы и семьи;
Охарактеризовать формы педагогического взаимодействия, практиковавшиеся в Павлышской средней школе;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..3
1. Взаимодействие школы и семьи как педагогическая проблема
1.1 Краткий исторический обзор проблемы…………………..6
1.2 Сухомлинский. В. А о сотрудничестве как о высшей форме педагогического взаимодействия…………………………………...11
2. Система работы Павлышевской средней школы по педагогическому взаимодействию
2.1 « Школа радости » и принципы ее организации………....14
2.2 Формы взаимодействия школы и семьи по организации педагогического процесса……………………………………………19
2.3 Педагогический всеобуч родителей как форма повышения их педагогической культуры……………………………………………28
3. Реализация идей В. А. Сухомлинского в современной школьной практике……………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………...44
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая3курс.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

 

      1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: Текст с дополнениями и изменениями на ноябрь 2011года [текст] / Минск 2011 – 352с.
      2. Макаренко А. С. : Проектировать лучшее в человеке [ текст ] / А. С. Макаренко. – Ми.: Універсітэцкае. 1989 – 416с.
      3. Осипова. М. П., Г. А. Бутрим, И. А. Мельничук и др.: Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений, [ текст ] / Под общей редакцией М. П. Осиповой, Г. А. Бутрима. – Ми.: «Экоперспектива», 2003 – 480с.
      4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей [текст] / Под общей редакцией В. С. Кукушина. – Ростов на Дону: издательский центр «Март» 2002. – 320
      5. Пыжова, Н. Н. Деловая игра в обучении/Н. Н. Пыжова//Адукацыя i выхаванне. 2008. №10. С. 73.

 

 

      1. Сегянюк. Г. В.:  Гісторыя педагогікі: Вучэбны дапаможнік [текст] / Г. В. Сегянюк. – Мазыр: РВФ «Белы вецер», 2000. – 432с.
      2. Сухомлинский В. А: Родительская педагогика [текст] / составили О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская // избранные педагогические сочинения: В 3Т. – М. : Педагогика, 1981 – Т3 – 640с.
      3. Сухомлинский В. А: Павлышевская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе [текст] / В. А. Сухомлинский. – М: Просвещение, 1979 – 393с.
      4. Сухомлинский В. А: Как воспитать настоящего человека (этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие [текст] / В. А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1990 – 288с.
      5. Сухомлинский В. А: Сердце отдано детям [текст] / В. А. Сухомлинский. – Ми: Народная асвета, 1982 – 288с.
      6. Сухомлинский В. А: О воспитании [текст] / Составитель и автор вступительных очерков С. Соловейчи. – М.: Политическое издательство, 1975 – 272с.
      7. Сухомлинский В. А: Родина в сердце [текст] / Составитель А. И. Сухомлинская, Л. В. Голованов. – М.: Молодая Гвардия, 1978 – 175с.
      8. Сухомлинский В. А: Письма к сыну: Книга для учащихся [текст] / В. А.Сухомлинский – М.: Просвещение, 1987 – 128с.
      9. Сухомлинский В. А: Разговор с молодым директором школы [текст] / В. А. Сухомлинский. – Ми.: Университетское, 1988 – 241с.
      10. Сухомлинский, В. А. Воспитание без наказаний / В. А. Сухомлинский // Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 3. – С. 432 – 436.
      11. Сухомлинский, В. А. Работа с коллективом родителей/ В. А. Сухомлинский // Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 3. – С. 422 – 427.
      12. Степанов, Е. Н. Родительское собрание: методика подготовки и проведения/Е. Н. Степанов// Классный руководитель. 2006. №7. С. 6 – 13.

 

      1. Харламов, И. Ф. Педагогика. Краткий курс: учеб. пособие/ И. Ф. Харламов. – Минск: Высш. шк., 2004. – 272с.
      2. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие/В. В. Чечет. — Минск: Пачатковая школа, 2007. — 184 с.
      3. www. studzona. ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

                                               Приложения

            

Приложение а

 

 Сценарий родительского собрания «Учимся общению».

 

ПОДГОТОВКА

1. На классных часах:

проводится анкетирование учащихся с целью изучения отношений «ребенок-родитель» с использованием метода незаконченных предложений. Например:

Мои родители...

Мне кажется, что наша семья...

Я своих родителей люблю, потому что...;

учащимся предлагается сделать рисунки «Семья за праздничным столом», «Семья на отдыхе»; учащимся предлагается графический тест: «С кем вы чаще всего общаетесь?» (на схеме должны быть отражены взаимоотношения с окружающими - расстояние между партнерами на схеме должно отражать интенсивность их общения). Например:

 

 

Результаты тестов обрабатываются психологом совместно с классным руководителем.

  1. Родителям предлагается следующее задание. В течение педели они записывают свои слова и фразы, обращенные к детям. Затем эти записи классный руководитель собирает и запечатывает в отдельные конверты.
  2. Школьники оформляют плакаты, рисунки па тему «Как мы общаемся».
  3. Готовится музыкальное оформление: Б. Окуджава «Давайте говорить друг другу комплименты», В. Шаинский «Улыбка».
  4. Запись на доске:

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. (И. Лафатер)

Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе. (Ф. Честерфилд)

Примечание: предварительная работа проводится за 2-3 недели до начала собрания.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ

1. Вступление классного руководителя.

Зачитывает эпиграф Ф. Честерфилда.

Стихотворение:

 

Любим тебя без особых причин

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож:

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

 

В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло, все, чем характерна его семья. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно, и на общение часто уже не способны. Растет стена непонимания, возникают конфликты. Как следствие - обращение к психологу, к сожалению, уже в момент кризиса, когда налицо развал отношений.

2.Выступление психолога о проблемах взаимоотношений между родителями и детьми.

Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром?

По данным социологического опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребенку всего 18 минут. Это ли не парадокс?

Психолог знакомит родителей с итогами проведенного исследования (результаты анкет и тестов).

3.В группах родители обсуждают 3-4 ситуации общения «Родители -дети».

Представители от группы высказывают мнение о том, как разрешить возникший конфликт. Психолог или классный руководитель делают обобщение и дают совет.

Например: - Дочери разрешили гулять до 10 часов вечера, она пришла в 11 часов. Как реагируют отец, мать, старший брат?

- Как одеваться? Родители требуют  надеть одно, а ребенку хочется  другое.

  1. Работа родителей с конвертом, содержащим их собственные записи. Классный руководитель предлагает родителям поразмышлять над тем, как, по каким вопросам, проблемам и в каком тоне происходит их общение с детьми. По вынутым запискам они определяют особенности стиля общения.
  2. Работа по проектированию оптимальных вариантов общения родителей с детьми и защита своих проектов.
  3. Упражнение в проявлении невербальных средств общения (изумление, радость, интерес, улыбка, огорчение, тревога и др.).
  4. Подведение итогов собрания-практикума: что было самым интересным и полезным; какие выводы сделали для себя; что не устроило, не удовлетворило вас; ваши предложения на будущее.

Непосредственный интерес из педагогического опыта школы представляет деловая игра как метод оптимизации взаимодействия взаимоотношений между педагогами и родителями. Далее я вкратце расскажу о деловой игре и приведу сценарий деловой игры, который был предложен С. Бакинец – педагогом-психологом школы №14.

Деловая игра - это разновидность массовых, групповых игр, представляющая собой информационно-деятельностную модель проблемной ситуации, в процессе работы над которой участникам игры необходимо выявить противоречие и на основе принятия решений найти оптимальный выход из проблемной ситуации. Деловая игра применяется также для обучения командному взаимодействию, навыкам совместной продуктивной деятельности, работы над отдельными проектными заданиями и, в некоторых случаях, с целью оценки свойств и потенциала личностей участников, их профессиональных качеств.

Деловая игра характеризуется следующими основными признаками: [10,с.73].

  1. Наличие проблемной ситуации, включающей в себя противоречия. Игрокам необходимо сформулировать цель разрешения проблемы и на её основе из совокупности альтернативных вариантов выбрать оптимальный.
  2. Наличие общих целей участников игры. Так, при решении задачи развития собственного производства общей целью может быть сохранение общего источника ресурсов.

Наличие ролей и назначение на них участников деловой игры. Например, каждый слушатель, занятый в игре, может исполнять роль руководителя производства, или мастера, или начальника цеха и т.д.

4.Различие интересов участников  и учёт условий неопределённости  в игровой ситуации. Первое может  иметь место из-за разного отношения  участников к рассматриваемой  проблеме, разного состояния ресурсов  и субъективных оценок их важности, неодинаковой ответственности участников игры за решение проблемы.

  1. Принятие и реализация в процессе игры определённой последовательности решений, каждое из которых зависит от решения, принятого данным участником на предыдущем этапе (шаге), и от действий других участников. Кроме того, имеет место повторяемость шагов, причём на каждом шаге, как и в реальной действительности, возможно достаточно сложное сочетание различных вариантов принимаемых мер.
  2. Объективность оценки результатов игровой деятельности. Она обеспечивается чёткими критериями оценивания и количественными показателями по нескольким шкалам.

Охарактеризованные признаки деловых игр дают возможность очертить область их наиболее эффективного применения. Очевидно, что таковыми являются организационно-управленческие процессы, требующие решений.

Приложение б

Сценарий деловой игры «На тропе сотрудничества»

Цель: оптимизация взаимодействия взаимоотношений между педагогами и родителями.

Задачи: сплочение родителей и педагогов, развитие сотрудничества; осознание общих задач, стоящих перед школой и семьей; развитие умений поставить себя на место другого человека; реализация творческих способностей.

Категория участников: родители и педагоги.

Количество участников: 25 – 30 человек.

Время проведения: 2 – 2,5 часа.

Материалы: две коробки из-под обуви, маркеры, восковые мелки, бумага формата А3 и А4.

Ход игры:

Знакомство:

Участники располагаются по кругу, взявшись за руки. Каждый участник по очереди называет своё имя и рассказывает о себе. При проведении упражнения необходимо соблюдать правила: не разнимать руки. После знакомства педагогов и родителей нужно разделить на 2 группы (в каждой должно оказаться представители разных стран). Группы размещаются за столами.

Упражнение « Коробка» (правую – в одну, левую - в другую).

Приглашают 3 участника (по желанию). Один ставит ноги в коробки, участники сбоку ставят ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении им предлагают пересечь комнату.

По окончанию проводят обсуждение:

- Удобно ли было двигаться?

- Кому из участников наиболее  сложно перемещаться?

- В каком случае игроку в  центре двигаться легче, увереннее  – когда участники сбоку, помогают  ему и двигаются в одном  направлении или когда каждый  участник двигается в своём  направлении.

Ведущий: В положении человека, стоящего в центре, находится ребёнок. С одной стороны располагается ребёнок со своими методами, а с другой – семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребёнку необходимо соответствовать ожиданиям школы и семьи, выполнять требования и родителей и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребёнка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.

Мы разделились на 2 группы. По сценарию нашей игры каждая группа является отдельным царствам. Сегодня образовались такие царства- государства:

- Царство Родителей,

- Царство Педагогов.

Каждое государство имеет свою символику, следовательно, жителем царств нужно создать свой герб.

Упражнение « Царский Герб»

На листах А3 участник каждой группы изображает свою символику. Представление каждой группы.

 

Приложение 3

                    

Анкета для изучения характера отношений между педагогами и родителями.

Предлагаемая анкета позволит проанализировать степень доверия родителей школе. Анкету можно провести перед проведением общешкольного родительского собрания или перед педсоветом, посвященным взаимодействию школы и семьи.

Информация о работе Педагогика сотрудничества: Теория и практика В. А. Сухомлинского