Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:42, курсовая работа
Цель исследования – изучить позитивный опыт Павлышской средней школы и выявить возможность применения идей В. А. Сухомлинского В современном образовательном процессе младших школьников.
Задачи исследования:
Дать научное определение понятию «педагогическое взаимодействие», рассмотреть принципы, направленности и типы (формы) педагогического взаимодействия;
Проанализировать основные принципы педагогической системы В. А. Сухомлинского, основанной на союзе школы и семьи;
Охарактеризовать формы педагогического взаимодействия, практиковавшиеся в Павлышской средней школе;
Введение …………………………………………………………..3
1. Взаимодействие школы и семьи как педагогическая проблема
1.1 Краткий исторический обзор проблемы…………………..6
1.2 Сухомлинский. В. А о сотрудничестве как о высшей форме педагогического взаимодействия…………………………………...11
2. Система работы Павлышевской средней школы по педагогическому взаимодействию
2.1 « Школа радости » и принципы ее организации………....14
2.2 Формы взаимодействия школы и семьи по организации педагогического процесса……………………………………………19
2.3 Педагогический всеобуч родителей как форма повышения их педагогической культуры……………………………………………28
3. Реализация идей В. А. Сухомлинского в современной школьной практике……………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………...44
Список использованной литературы
Приложение а
Сценарий родительского собрания «Учимся общению».
ПОДГОТОВКА
1. На классных часах:
проводится анкетирование учащихся с целью изучения отношений «ребенок-родитель» с использованием метода незаконченных предложений. Например:
Мои родители...
Мне кажется, что наша семья...
Я своих родителей люблю, потому что...;
учащимся предлагается сделать рисунки «Семья за праздничным столом», «Семья на отдыхе»; учащимся предлагается графический тест: «С кем вы чаще всего общаетесь?» (на схеме должны быть отражены взаимоотношения с окружающими - расстояние между партнерами на схеме должно отражать интенсивность их общения). Например:
Результаты тестов обрабатываются психологом совместно с классным руководителем.
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. (И. Лафатер)
Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе. (Ф. Честерфилд)
Примечание: предварительная работа проводится за 2-3 недели до начала собрания.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ
1. Вступление классного руководителя.
Зачитывает эпиграф Ф. Честерфилда.
Стихотворение:
Любим тебя без особых причин
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож:
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло, все, чем характерна его семья. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно, и на общение часто уже не способны. Растет стена непонимания, возникают конфликты. Как следствие - обращение к психологу, к сожалению, уже в момент кризиса, когда налицо развал отношений.
2.Выступление психолога о проблемах взаимоотношений между родителями и детьми.
Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром?
По данным социологического опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребенку всего 18 минут. Это ли не парадокс?
Психолог знакомит родителей с итогами проведенного исследования (результаты анкет и тестов).
3.В группах родители обсуждают
3-4 ситуации общения «Родители -
Представители от группы высказывают мнение о том, как разрешить возникший конфликт. Психолог или классный руководитель делают обобщение и дают совет.
Например: - Дочери разрешили гулять до 10 часов вечера, она пришла в 11 часов. Как реагируют отец, мать, старший брат?
- Как одеваться? Родители требуют надеть одно, а ребенку хочется другое.
Непосредственный интерес из педагогического опыта школы представляет деловая игра как метод оптимизации взаимодействия взаимоотношений между педагогами и родителями. Далее я вкратце расскажу о деловой игре и приведу сценарий деловой игры, который был предложен С. Бакинец – педагогом-психологом школы №14.
Деловая игра - это разновидность массовых, групповых игр, представляющая собой информационно-деятельностную модель проблемной ситуации, в процессе работы над которой участникам игры необходимо выявить противоречие и на основе принятия решений найти оптимальный выход из проблемной ситуации. Деловая игра применяется также для обучения командному взаимодействию, навыкам совместной продуктивной деятельности, работы над отдельными проектными заданиями и, в некоторых случаях, с целью оценки свойств и потенциала личностей участников, их профессиональных качеств.
Деловая игра характеризуется следующими основными признаками: [10,с.73].
Наличие ролей и назначение на них участников деловой игры. Например, каждый слушатель, занятый в игре, может исполнять роль руководителя производства, или мастера, или начальника цеха и т.д.
4.Различие интересов
Охарактеризованные признаки деловых игр дают возможность очертить область их наиболее эффективного применения. Очевидно, что таковыми являются организационно-управленческие процессы, требующие решений.
Приложение б
Сценарий деловой игры «На тропе сотрудничества»
Цель: оптимизация взаимодействия взаимоотношений между педагогами и родителями.
Задачи: сплочение родителей и педагогов, развитие сотрудничества; осознание общих задач, стоящих перед школой и семьей; развитие умений поставить себя на место другого человека; реализация творческих способностей.
Категория участников: родители и педагоги.
Количество участников: 25 – 30 человек.
Время проведения: 2 – 2,5 часа.
Материалы: две коробки из-под обуви, маркеры, восковые мелки, бумага формата А3 и А4.
Ход игры:
Знакомство:
Участники располагаются по кругу, взявшись за руки. Каждый участник по очереди называет своё имя и рассказывает о себе. При проведении упражнения необходимо соблюдать правила: не разнимать руки. После знакомства педагогов и родителей нужно разделить на 2 группы (в каждой должно оказаться представители разных стран). Группы размещаются за столами.
Упражнение « Коробка» (правую – в одну, левую - в другую).
Приглашают 3 участника (по желанию). Один ставит ноги в коробки, участники сбоку ставят ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении им предлагают пересечь комнату.
По окончанию проводят обсуждение:
- Удобно ли было двигаться?
- Кому из участников наиболее сложно перемещаться?
- В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее – когда участники сбоку, помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своём направлении.
Ведущий: В положении человека, стоящего в центре, находится ребёнок. С одной стороны располагается ребёнок со своими методами, а с другой – семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребёнку необходимо соответствовать ожиданиям школы и семьи, выполнять требования и родителей и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребёнка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.
Мы разделились на 2 группы. По сценарию нашей игры каждая группа является отдельным царствам. Сегодня образовались такие царства- государства:
- Царство Родителей,
- Царство Педагогов.
Каждое государство имеет свою символику, следовательно, жителем царств нужно создать свой герб.
Упражнение « Царский Герб»
На листах А3 участник каждой группы изображает свою символику. Представление каждой группы.
Приложение 3
Анкета для изучения характера отношений между педагогами и родителями.
Предлагаемая анкета позволит проанализировать степень доверия родителей школе. Анкету можно провести перед проведением общешкольного родительского собрания или перед педсоветом, посвященным взаимодействию школы и семьи.
Информация о работе Педагогика сотрудничества: Теория и практика В. А. Сухомлинского