Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад
Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.
Подсчет средних арифметических для
начальных результатов (фона) контрольной
и экспериментальной групп
Для обработки данных использовался
статистический метод подсчета критерия
Стьюдента для зависимых
Для определения достоверности разницы средних использовалась компьютерная программа STADIA. Результатом обработки данных с ее помощью являются показатели критерия Стьюдента для зависимых выборок. Полученные критерии для контрольной группы говорят о том, что разница между выборками недостоверна, то есть различие между начальными и конечными результатами недостаточно значительно.
Полученные критерии Стьюдента для экспериментальной группы позволяют сделать вывод о достоверности альтернативной гипотезы, в соответствии с которой различия между распределениями (начальным и конечным) достаточно значимы и обусловлены влиянием применяемой методики.
Значит, можно сделать вывод
о необходимости применения предлагаемой
системы подготовки старших дошкольников
к школьному обучению, главная
особенность которой
Анализируя результаты эксперимента более подробно, можно выделить четыре группы детей:
I. Психологически готовые к
II. Психологически не готовые к обучению в школе "36 – за "Узор", <15 – за "Да и нет... ");
III. Обладающие произвольно-
IV. Способные к усвоению
Имея в виду, что психолого-педагогическая диагностика служит коррекции процесса подготовки старших дошкольников к школьному обучению, в зависимости от отнесения ребенка к какой-либо из групп, вносятся изменения: усиливается индивидуальная проработка игровых упражнений нужного направления – формирование произвольно-контекстной формы общения либо способности к усвоению обобщенного способа действования.
В контексте преемственности на
этапе дошкольное воспитание – школьное
обучение, полученные результаты могут
служить основой рекомендаций учителю
начальных классов об индивидуальном
стиле общения и
По окончании 1-й учебной четверти методом интервьюирования родителей и учителей детей, участвующих в эксперименте, были получены сведения относительно учебной деятельности испытуемых.
Опрос показал, что успешнее всего прошли адаптацию к школе, овладевают компонентами учебной деятельности испытуемые I группы.
Чуть менее успешно протекала адаптация испытуемых из III группы, они испытывали трудности на этапе выделения и усвоения общего способа действия в ситуации учебной задачи. Однако, наличие сформированной произвольно-контекстной формы общения позволило детям этой группы с помощью учителя прийти к усвоению общего способа действия и достаточно успешно закончить свою первую учебную четверть.
Гораздо хуже ситуация сложилась у испытуемых II и IV групп. В связи с отсутствием развитых форм произвольно-контекстного общения, эти дети психологически не были готовы к обучению в школе – они не принимали школьной дисциплины, с трудом включались в учебный процесс, медленно переключались на различные виды деятельности, и поэтому отставали от общего темпа работы, а затем и от усвоения учебного плана.
И если испытуемые из IV группы все-таки
включались в учебный процесс, и
постепенно втягивались в общий
режим работы, то дети из II группы, полностью
не готовые к школьному обучению,
должны были заниматься с учителем
дополнительно индивидуально
Таким образом, сопоставление результатов
эксперимента и контрольного обследования
детей показывает, что прогнозы,
основанные на диагностике психологической
готовности к обучению в школе
как оценке степени овладения
дошкольниками обобщенного
2.2. Анализ методических
особенностей предлагаемой
Предложенная методика определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия – это обследование детей в детском саду в апреле-мае. На доске объявлений в д/с или школе заранее вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога. Эти задания в общем виде могут быть сформулированы таким образом. Ребенок должен уметь: 1). Воспроизводить образец; 2). Работать по правилу; 3). Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ; 4). Различать отдельные звуки в словах.
Первый этап собеседования включает методику "Домик", проводимую коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики: "Экспериментальная беседа по выявлению "внутренней позиции школьника"; "Да и Нет"; "Звуковые прятки" и "Определение доминирования познавательного или игрового мотива". [Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996. – С. 68.]
Предварительно для каждого
ребенка готовится буклет, состоящий
из бланков методик и чистых листов,
необходимых для рисования
Практически все обследования проводятся
в присутствии родителей. Исключение
составляют только две методики "Домик"
и "Определение доминирования
познавательного или игрового мотива".
Во время проведения этих методик
родители не присутствуют, т. к. при
срисовывании домика они могут отвлекать
детей, а при исследовании доминирования
мотивов случайной или
По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.
Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.
Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта. На первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье, класс. Затем идет таблица "Сводные данные о работе с ребенком", заполняющаяся постоянно на протяжении всего времени пребывания ученика в школе.
Для предотвращения утечки информации
карту целесообразно
К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там данными только по согласованию с психологом.
При переходе ученика в новое учебное заведение карта может передаваться психологу этого учреждения.
Основная цель психологического обследования
ребенка при приеме в школу
– выявление его индивидуальных
особенностей. Если пришел ребенок, нуждающийся
в специальной развивающей
Методика определения
Теоретическая и практическая значимость
изучения самосознания, включая различные
аспекты самоотношения и
Ребенку предлагаются шесть вертикальных отрезков одинаковой длины. Можно использовать вместо отрезков лесенку из пяти ступенек (методика В. Г. Щур), где верхняя ступенька – позитивная оценка, а нижняя – негативная. [Хомская Е. Д., Бытова Я. Я. Мозг и эмоции. – М., 1998. – С. 21.] Просят отметить крестиком на каждом отрезке свое место "среди всех людей" по уровням, соответственно "здоровья", "ума", "характера", "счастья", "красоты", "доброты". Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность – "счастье" и частные самооценки – "здоровье", "ум", "характер", "красота", "доброта".
Для дошкольников благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый...). Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка.
После выполнения этого задания ребенок отмечает условным обозначением (кружочком, звездочкой, крестиком другого цвета и т. п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку – ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.
Можно добавлять или изменять названия уровней (например: большой – маленький...)
Методика используется для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей детского сада.
Методика родительских оценок и притязаний.
Анкета позволяет использовать
ее для сравнительной
Специальная таблица отражает результаты оценок и самооценки ребенка.
Анкета состоит из 16 пунктов, которые называют психические процессы и способности ребенка. Родителям и воспитателям предлагается оценить по пятибалльной системе выраженность у ребенка определенных способностей и психических процессов:
5 баллов – очень высокая;
4 балла – высокая;
3 балла – средняя;
2 балла – низкая;
1 балл – очень низкая;
О баллов – отсутствие выраженности.
В конце анкеты оценочные баллы суммируются. Анализ суммы и оценок по каждому пункту дает необходимую информацию.
АНКЕТА
Дошкольное учреждение (номер) _________________ Группа _________Возраст ребенка _____________ Фамилия, имя ребенка _______________________
№ |
Названия
психических процессов и |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
баллы | |||||||
1 |
Познавательная активность (вопросы, рассуждения, анализ, синтез) |
|
|
|
|
|
|
2 |
Внимательность, усидчивость |
|
|
|
|
|
|
3 |
Память (запоминание, сохранение, воспроизведение) |
|
|
|
|
|
|
4 |
Эмоциональность, чувственность, выразительность мимики |
|
|
|
|
|
|
5 |
Речевые особенности (словарь, грамматический строй, звукопроизношение, дикция, интонационная выразительность) |
|
|
|
|
|
|
6 |
Умение общаться со взрослыми |
|
|
|
|
|
|
7 |
Умение общаться со сверстниками (успех, лидерство) |
|
|
|
|
|
|
8 |
Способности к математике, технике |
|
|
|
|
|
|
9 |
Способности к рассказыванию, к чтению стихотворений (гуманитарные) |
|
|
|
|
|
|
10 |
Способности к музыке |
|
|
|
|
|
|
11 |
Способности к изодеятельности |
|
|
|
|
|
|
12 13 |
Способности к движениям (физические способности) Способности к языкам |
|
|
|
|
|
|
14 |
Творческая активность |
|
|
|
|
|
|
15 |
Умение играть, самостоятельно создавать сюжет, правила игры |
|
|
|
|
|
|
16 |
Организаторские способности |
|
|
|
|
|
|
Сумма |
|