Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад
Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.
Ф. И. О. (взрослого, заполняющего анкету)
Для диагностики притязаний, родителям ребенка предлагается в этой анкете ручкой другого цвета проставить желаемые баллы, т. е. родители должны отразить свои пожелания в анкетной таблице по каждому пункту. Таким образом, в данной методике наглядно предстанет разница между родительскими оценками детей и родительскими притязаниями на их развитие.
Внутриличностные проблемы ребенка
обостряются в том случае, когда
родительские притязания и реальные
психологические возможности
Диагностика реальных психологических возможностей ребенка.
Диагностика реальных психологических возможностей ребенка состоит из диагностики познавательных процессов и диагностики эмоциональных нарушений. Используются следующие диагностические методы.
Экспресс-диагностика
Экспресс-диагностика
задание выполнено полностью + (3 балла);
1-2 ошибки в задании + – (2 балла);
3 и более ошибок – 4-(1 балл);
не понимает задание, не выполняет – (0 баллов).
Задание № 1 "ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА"
А. Как тебя зовут? С кем ты живешь? Как их зовут?
Б. Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? (Число, месяц, время года.)
В. Ты, возможно, все про себя знаешь? А где расположен у тебя нос? А ты можешь правой рукой дотянуться до своего левого уха? А левой рукой до правого глаза?
Оценивая результаты ответов на вопросы группы " А", учитывается контактность ребенка; группы "Б" – отражается особенность восприятия временных понятий; группы "В" – пространственных понятий (лево – право).
Задание № 2 "КУБИКИ-ВКЛАДЫШИ" (Можно использовать пирамидки, матрешки, "ведерки".)
А. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить? (Взрослый разбрасывает кубики-вкладыши на полу.)
Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики. Дай самый большой кубик. Самый маленький. А теперь большой красный... маленький желтый и т. д.
В. Давай посчитаем, сколько всего кубиков? (От 1 до 9.) Г. А сможешь посчитать в обратную сторону? (От 9 до 1.)
Д. Каких кубиков больше? (Четыре больших кубика, пять маленьких.)
Е. Попробуй собрать и сложить кубики вместе.
Оценивая результаты, анализируются:
А – контактность ребенка, сила социальных запретов;
Б – восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам;
В – навык прямого счета;
Г – навык обратного счета;
Д – сформированность понятия числа;
Е – сформированность мышления ("пробы и ошибки" – наглядно-действенное мышление; внутренние представления – наглядно-образное мышление); активность руки (левая, правая).
Задание № 3 "ЧУДЕСНЫЕ ОКОШКИ"
Используются 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки);
5 карточек различной формы (
А. Один волшебник построил дворец с "чудесными окошками". Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и попробуем назвать цвет и форму. (Карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое "окошко".)
Б. А теперь выбери свое " окошко ", которое тебе больше всего нравится по цвету, по форме.
Оценивая результаты, анализируются:
А – восприятие цвета, формы;
Б – эмоциональные предпочтения.
Задание № 4 "СЕМЕНА"
Используются карточки с изображением фруктов, овощей, ягод (цветов) (от 3 до 9 карточек).
Для детей младшего дошкольного возраста предлагают 3 карточки, для среднего – 6 карточек, для старшего – 9 карточек. А. Продавец семян разложил пакетики на три группы. Но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помоги продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакетики и называет "семена".) [Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. – С. 73.]
Б. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Стол закрывается ширмой или ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку.) Что купили у продавца. Чего не стало? Где лежал этот пакетик?
Оценивая результаты, анализируются:
А – способность ребенка
Б – развитие зрительного внимания и памяти.
Задание № 5 "ПОПУГАЙЧИК" (вербальная методика)
А. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной непонятные звуки, как это делал попугайчик: то – ца (ребенок повторяет); то – ца – му (ребенок повторяет); то-ца-му – дэ (ребенок повторяет); то-ца-му-дэ-ни (ребенок повторяет); то-ца-му – дэ-ни-зу (ребенок повторяет); то-ца-му – дэ – ни – зу – па (ребенок повторяет); то – ца-му – дэ – ни – зу-па – ки(ребенок повторяет); то – ца – му – дэ-ни – зу – па – ки-ча (ребенок повторяет); то-ца – му-дэ – ни – зу – па-ки – нале (ребенок повторяет).
Б. Попугайчик научился не только повторять звуки, но далее запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.) [Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996. – С. 87.]
В. Когда попугайчик научился запоминать слова, то ему захотелось подсказывать нужные слова своим друзьям. Я сейчас буду говорить начало предложения, а ты его будешь заканчивать. Например: лимон кислый, а сахар сладкий.
Днем светло, а ночью... (ребенок отвечает).
Ходишь ногами, а бросаешь... (ребенок отвечает).
Девочки вырастают и становятся женщинами, а мальчики... (ребенок отвечает).
У птицы перья, а у рыбы... (ребенок отвечает).
Оценивая результаты, анализируются:
А – кратковременная слуховая память (эхо-память), слуховое внимание, фонематический слух (хороший результат – более пяти слогов);
Б – объем слуховой памяти (словесной памяти), слухового внимания (хороший результат – более пяти слов);
В – способности ребенка к аналогиям.
Задание № 6 "ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ"
Используются: а) три картинки: 1-я разрезана на две части; 2-я – на четыре части; 3-я – на шесть частей; б) серия сюжетных рисунков (3-4 картинки).
А. В этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. (Взрослый предлагает сначала сложный уровень – 6 частей, затем средний – 4 части, последний – простой – 2 части. После того как ребенок сложит картинку, предлагается придумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.)
Б. А другие картинки не ломаются, зато они все время путаются. Какая картинка должна быть первой, второй...? Разложи их по порядку и придумай рассказ.
Оценивая результаты, анализируются:
А – целостность восприятия образа;
особенности наглядно-
Б – развитие логического мышления; умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связность речи, контекстность речи.
Задание № 7 "ЗАЙЧИК"
Используется простой карандаш средней твердости, лист бумаги, на котором изображены зайчик и его домик. Между зайчиком и домиком нарисована узкая извилистая дорожка.
А. Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от листа бумаги.
В. Зайчик благополучно добрался до дома и решил потанцевать. Попрыгай как зайчик. Молодец! С тобой очень интересно играть!
Оценивая результаты, анализируются: А – ведущая рука, развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линии, равномерность);
Б – развитие общей моторики, координация и выразительность движений.
Результаты обследования фиксируются в протоколе, обрабатываются количественно.
В процессе экспресс-диагностики взрослый наблюдает за эмоциональными проявлениями ребенка, оценивает произвольность, выносливость, темп деятельности.
ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА "КАКТУС"
Графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь), подтвердить данные других тестов (уточняющая помощь).
При интерпретации рисунков обязательно
учитывается изобразительный
Графическая методика "Кактус" предназначена
для работы с детьми старше трех
лет. Благодаря этой методике можно
увидеть состояние
При проведении диагностики испытуемому
выдаются лист белой бумаги стандартного
размера А4 и простой карандаш.
Возможен вариант с использованием
карандашей восьми "люшеровских"
цветов, в этом случае при интерпретации
учитываются соответствующие
Инструкция. "На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, какой ты себе представляешь".
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
При обработке результатов
В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:
Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, центр листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – использование
Тревога – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность – на рисунке изображен один кактус.
Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества – дикорастущие, "пустынные" кактусы.
Ниже приводятся примеры того, какие образы кактусов существуют в детском воображении.
Рисунок 1 (мальчик 7 лет). Агрессивно-тревожный кактус. Наличие агрессии, импульсивности, тревоги, интроверсии, стремлений к лидерству и домашней защите.
Рисунок 2 (мальчик 8 лет). Агрессивно-одинокий кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества; отсутствие стремления к домашней защите.
Рисунок 3 (мальчик 7 лет). Агрессивно-испуганный кактус. Наличие агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе, зависимости, скрытности, осторожности, тревожности, интроверсии, стремления к домашней защите.
Рис. 3
Рис. 1. Рис. 2. Рис. 3.
Рисунок 4 (девочка 8 лет). Добрый экстравертированный кактус. Наличие женственности, экстраверсии, стремления к домашней защите, чувства семейной общности; отсутствие агрессии.
Рисунок 5 (мальчик 7 лет). Агрессивно-
Рис. 4. Рис. 5. Рис. 6.
Рисунок 6 (девочка 9 лет). Добрый интровертированный кактус. Наличие чувства семейной общности, стремления к домашней защите, женственности, интроверсии; отсутствие агрессии.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с
каким-то растением по
5. Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?
Еще раз хочется обратить внимание на осторожность в выводах после обработки данного теста. Ведь кроме учета изобразительных навыков, детских стереотипов, возрастных особенностей, на образ рисунка может повлиять ситуация, например, наличие дома кактуса определенной формы, недавно прочитанная книга о кактусах пустыни и прочее. Не забывайте, что этот тест, как и другие графические методики, эффективен только в комплексе с основными, классическими методами.