Подготовка детей к школе на основе игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

Файлы: 1 файл

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИГР.docx

— 184.99 Кб (Скачать файл)

ТЕСТ "СТРАХИ В ДОМИКАХ"

Тест предназначен для диагностики  страхов у детей и подростков.

В каждом возрасте наблюдаются нормативные  страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т. д. При  благоприятных обстоятельствах  жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них "вырастают". Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному  развитию, создают адаптационные, невротические  проблемы и др.

В работе А. И. Захарова "Психотерапия неврозов у детей и подростков" в 1982 году были предложены возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и годам). Из 29 страхов у  детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских современных детей  эта норма доходит до 15 страхов. Тест А. И. Захарова прост в применении, но при использовании могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные  дети на поставленный вопрос: "Скажи" пожалуйста, ты боишься или не боишься... ? Постоянно отвечают: "Я ничего не боюсь!" Безусловно, физиологические  и другие реакции подсказывают психологу  о внутреннем проявлении страха у  ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации  даже опытному профессионалу.

В практике встречаются дети, которые  могут при перечислении страхов  постоянно твердить о боязни всего. "Я всего боюсь!" – говорят  они. И как здесь отследить  истинное количество страхов?

Учитывая эти трудности, мы предлагаем использовать метод А. И. Захарова в  соединении с тестом "Красный  дом – черный дом". [Кочюнас  Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999. – С. 98.]

Тест "Страхи в домиках" проводится с одним ребенком или с группой  детей или подростков. После выполнения задания детям предлагается закрыть  страшный дом на замок, который они  сами рисуют, а ключ – выбросить  или потерять. (Тем самым психолог несколько успокаивает актуализированные  страхи.) Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными  нормами.

Инструкция. "В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком  доме (красном или черном) будут  жить страшные страхи, а в каком  – нестрашные? Я буду перечислять  страхи, а ты записывай их номера внутри дома". (Дошкольники показывают соответствующий дом.)

Страхи:

1) когда остаешься дома один;

2) нападения, бандитов;

3) заболеть, заразиться;

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) каких-то людей;

7) маму или папу;

8) того, что они тебя накажут;

9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ  (у школьников добавляются страхи  невидимок, скелетов, Черной руки  и Пиковой Дамы (страхи сказочных  персонажей);

10) опоздать в детский сад  (школу);

11) перед тем, как заснуть;

12) страшных снов;

13) темноты;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15) машин, поездов, самолетов  (страхи транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17) когда очень высоко (страх  высоты);

18) когда очень глубоко (страх  глубины);

19) в маленькой, тесной комнате,  помещении, туалете, переполненном  автобусе, метро (страх замкнутого  пространства);

20)воды;

21)огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших улиц, площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови (когда идет кровь);

27) уколов;

28) боли (когда больно);

29) неожиданных, резких звуков, когда  что-то внезапно упадет, стукнет.

Возрастные нормы (по А. И. Захарову) Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)

Возраст

Число страхов

Возраст

Число страхов

мальчики

девочки

мальчики

девочки

3

9

7

9

7

10

4

7

9

10

7

10

5

8

11

11

8

11

6

9

11

12

7

8

7 (дошк.)

9

12

13

8

9

7(шк.)

6

9

14

6

9

8

6

9

15

6

7


Возрастные особенности проявления страхов:

Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст – страх  смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, страх пожара, страх  нападения, страх войны. У девочек: страх заболеть, наказания, перед  засыпанием, и сказочных персонажей.

Младший школьный возраст – страх  опоздания в школу, порицания, сделать  что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

Подростковый возраст – страх  смерти родителей, страх войны.

ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амвн)

Американский тест тревожности, разработанный  Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, представляет собой комплект из 14 сюжетных картинок, где лицо ребенка не прорисовано  художником. Испытуемым (детям 4-7 лет) предлагается выбрать предлагаемое лицо на рисунке  – "грустное" или "веселое". Картинки делятся по половому признаку: для девочек – картинки с девочкой, для мальчиков – с мальчиком. Для практического психолога  тест удобен в использовании и  в обработке. Однако существует ряд  сложностей, которые необходимо учитывать  и устранять при работе с данным тестом:

1. Данный тест выявляет не  личную тревожность, а ситуативную  тревогу детей.

2. Дети с нарушениями восприятия  мимики (реальной и рисуночной) не  отражают в тесте тревогу, с  ними требуется проводить дополнительное  исследование.

3. Дети с личной тревожностью  требуют объяснения причин отсутствия  лица на рисунке.

4. Некоторые дети делают выбор,  не анализируя ситуацию на  картинке, а учитывая пространственное  соотношение (какое ближе, чередование  и т. д.).

В связи с этими трудностями  предлагается применять на практике следующую модификацию данного  теста, состоящую из 2-х частей.

I.

Инструкция.

"На картинке девочки и  мальчики смотрят в окошки. Раскрась  грустные окошки (где грустное  лицо) синим карандашом, а веселые  окошки (где веселое лицо) – желтым  карандашом".

Рис. 7.

При анализе данного задания  учитывается адекватность рисунка  и цвета, которые использует ребенок. Если у ребенка нарушено восприятие мимики лица, то прежде, чем предлагать тест "тревожности", необходимо провести обучение, например, с помощью психогимнастики.

Затем ребенку предлагаются поочередно 14 картинок без дополнительных рисунков.

Инструкция.

"Один знакомый художник нарисовал  картинки, но не смог нарисовать  лица детей. Он не знает,  какое должно быть лицо у  ребенка: грустное или веселое.  Давай ему поможем!"

Протоколы обследования подвергаются качественному и количественному  анализу.

Количественный анализ. На основании  данных протокола вычисляется индекс тревожности (тревоги) ребенка (ИТ), который  равен процентному отношению  числа эмоционально-негативных выборов (грустное лицо) к общему числу рисунков (14):

По ИТ дети в возрасте от 5 до 7 лет  подразделяются на три группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ > 50%);

б) средний уровень тревожности (20% < ИТ < 50%);

в) низкий уровень тревожности (0% < ИТ <20%).

Качественный анализ. Каждый ответ  ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта  ребенка в данной ситуации (и подобной ей). Особенно проективным значением  обладают рисунки 4 (одевание), 6 (укладывание) и 14 (еда). Дети, делающие в этих ситуациях  отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности  будут обладать наивысшим ИТ.

Результаты интеллектуальной и  эмоциональной диагностики оформляются  в специальную таблицу, которая  позволяет ежегодно (или чаще) производить  сравнительный анализ развития ребенка. [Измерения интеллекта детей /Под  ред. Гилъбух Ю. З. – Киев, 1999. –  С. 112.]

Ф. И. ребенка_____________________________ Общая  характеристика (контактность, установка  на исследование, работоспособность) ______________________

 

Дата  исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

младшая группа

средняя группа

старшая группа

подготовительная группа

1. ВОСПРИЯТИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

цвета

 

 

 

 

 

 

 

 

формы

 

 

 

 

 

 

 

 

времен  года

 

 

 

 

 

 

 

 

пространства

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЫШЛЕНИЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

наглядно-действенное

 

 

 

 

 

 

 

 

образное

 

 

 

 

 

 

 

 

логическое

 

 

 

 

 

 

 

 

классификация

 

 

 

 

 

 

 

 

аналогия

 

 

 

 

 

 

 

 

общая осведомленность

 

 

 

 

 

 

 

 

понятливость

 

 

 

 

 

 

 

 

счет  прямой

 

 

 

 

 

 

 

 

счет  обратный

 

 

 

 

 

 

 

 

понятие числа

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВНИМАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

зрительное

 

 

 

 

 

 

 

 

слуховое

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПАМЯТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

зрительная

 

 

 

 

 

 

 

 

слуховая

 

 

 

 

 

 

 

 

5. МОТОРИКА

 

 

 

 

 

 

 

 

крупная

 

 

 

 

 

 

 

 

мелкая

 

 

 

 

 

 

 

 

ведущая рука

 

 

 

 

 

 

 

 

6. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

связная речь по 1 картинке

 

 

 

 

 

 

 

 

связная речь по серии картинок

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

 

 

 

 

 

 

 

 

сензитивность

 

 

 

 

 

 

 

 

агрессия

 

 

 

 

 

 

 

 

тревога

 

 

 

 

 

 

 

 

страхи

 

 

 

 

 

 

 

 

8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

общая семейная ситуация

 

 

 

 

 

 

 

 

со  взрослыми

 

 

 

 

 

 

 

 

со  сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

9. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

произвольность

 

 

 

 

 

 

 

 

самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

уровень притязаний

 

 

 

 

 

 

 

 

СУММА БАЛЛОВ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основании диагностического материала производится составление  коррекционных занятий. [Измерения  интеллекта детей /Под ред. Гилъбух  Ю. З. – Киев, 1999. – С. 32.]

Основной целью психологического обследования ребенка приеме в школу  является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение  их дезодаптации.

Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной  и социальной. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое  мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также  развитие таких движений руки сенсомоторную  координацию.

Эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных реакций  и возможность длительное время  выполнять не очень привлекательные  задания.

К социальной зрелости относится потребность  в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам  детских групп, а также способность  исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.

На основании этих параметров создаются  тесты для определения школьной зрелости.

По данным Е. Е. и Г. Г. Кравцовых, примерно треть 7-ми летних первоклассников  недостаточно готова к школе. С 6-ти летними детьми ситуация еще более  сложная. Среди них есть дети, готовые  к школьному обучению, но их меньшинство.

Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом  обучения, определяет наиболее благоприятные  варианты развития, требующие большей  или меньшей коррекционной работы.

При поступлении детей в школу  часто выявляется недостаточная  сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.

Ученики с личностной неготовностью  к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями  и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а  в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку они обижаются на замечания  когда учитель и родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа  плохая или учительница злая. Мотивационная  незрелость, присущая этим детям, часто  влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и выполнить  требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом  является вербализм.

Информация о работе Подготовка детей к школе на основе игр