Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад
Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.
Конечно, развитие самостоятельной игровой деятельности детей нуждается в определенном педагогическом руководстве, но это руководство должно носить совершенно особый, косвенный характер.
Когда мы говорим о формировании
в игре определенных психических
свойств и способностей, то, естественно,
подразумеваем, что такие свойства,
сложившись в игре, проявятся затем
и в других видах деятельности,
станут достоянием личности ребенка. К
сожалению, вопрос о возможных путях
и границах переноса сформированных
в игре свойств никогда не подвергался
специальному исследованию. Вместе с
тем, в нашей лаборатории получены
данные, показывающие, что такой
перенос не происходит "автоматически".
Это относится, в частности, к
складывающимся в игре действиям
замещения. Дети, весьма широко пользующиеся
в игре разнообразными заместителями,
нередко нуждаются в
Не существует, по-видимому, и непосредственного использования в других видах деятельности сформированного в игре уровня оперирования представлениями в умственном плане. Об этом говорит отсутствие корреляции между проявлениями активного воображения, с одной стороны, в игре, с другой – в рисовании, конструировании и при выполнении специальных диагностических заданий.
Для полноценной реализации развивающего значения сюжетно-ролевой игры в практике дошкольного воспитания необходимо дальнейшее углубленное изучение как условий использования самой игры для формирования психических свойств и способностей, так и условий обобщения этих свойств и способностей и их переноса в другие виды деятельности ребенка.
Дети старшего дошкольного возраста смелее и разнообразнее комбинируют в игре свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых. В играх старших детей, как и у младших, новые впечатления часто включаются в прежние игры, но дети пяти – семи лет знают больше и пользуются своими знаниями более сознательно.
Особый характер приобретает замысел в играх-драматизациях, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету. План игры, последовательность действий определены заранее. Особое значение игры-драматизации в том, что она помогает детям глубже понять рассказы, стихотворения, сказки, почувствовать их художественную ценность, способствует развитию выразительности речи и движений.
Сказки и рассказы отражаются в играх детей всех возрастов, но по-разному. Маленькие дети, как уже говорилось, обычно передают отдельные эпизоды сказки. Позже они начинают передавать целиком всю сказку, иногда внося в нее изменения, вставляя детали, взятые из жизненного опыта.
У детей шести-семи лет игра-драматизация часто становится спектаклем, который показывается для зрителей, детей других групп. В этих играх можно видеть, как указывает Б. М. Теплов, переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме. Новое и более сложное в этих играх заключается в том, что дети играют для зрителей, а не для себя, как это бывает в обычной игре, и маленькие дети иногда играют в "театр" или "кино" и приглашают взрослых или других детей. Но им зрители нужны только как принадлежность театра. Показывая свое "кино", они нисколько не заботятся о том, понятно ли оно и интересно ли зрителям, хорошо ли им видно.
У старших детей появляется свое отношение к спектаклю. Они стараются правильно передать образ героя, выразить свое отношение к нему. Иногда дети поражают выразительностью мимики, жеста, слова.
Ставилась сказка С. Я. Маршака "Двенадцать месяцев". Дети готовились к этому спектаклю: им несколько раз читали сказку, с ними обсуждали образы героев, подготовку декораций, костюмов. Дети распределяли роли, причем/подошли к этому по-деловому, серьезно решали, кто лучше справится с той или иной ролью. Когда они поняли идею сказки, вошли в образ, они самостоятельно находили средства ее выражения.
Таким образом, в дошкольном возрасте способность к замыслу получает значительное развитие – от случайно, по ассоциации возникшей цели до сознательно задуманной темы игры, планирование сюжета, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.
Игра обычно богата эмоциями, причем такими, которые в жизни еще не доступны ребенку.
Изучение детских игр
В связи с развитием игрового
замысла чувства становятся более
осознанными, сложными. Игра и выявляет
переживания ребенка, и формирует
его чувства. Подражая космонавтам,
он передает свое восхищение ими, мечту
стать таким же. А при этом возникают
новые чувства –
Разностороннее игровое
Беря на себя роль, ребенок старается подражать поступкам, манерам, речи своего героя. Игровые действия ребенка всегда реальны. "Мама" из ложечки поит больную дочку-куклу молоком. И ложка, и молоко – воображаемые, но действия "мамы" настолько выразительны, что наблюдающий игру видит эту ложку, которая осторожно подносится к губам куклы. Старшие дети движениями, мимикой передают переживания изображаемых ими людей. [Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. – С. 75.]
Выразительность действий и речи достигаются естественно, без специальной выучки, если дети захвачены сюжетом, вошли в роль, поняли и почувствовали ее.
В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Все, о чем говорилось выше, развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.
Л. С. Выготский показывает, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения. [Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., Посткриптум, 2000. – С. 20.]
Связь развития воображения с речью доказывается интересными исследованиями игр глухих детей, проведенными Г. Д. Выготской. Игры глухих много беднее игр нормальных детей. Требуется специальное обучение игровым действиям, чтобы глухой ребенок научился играть. Между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, – сама игра развивается под влиянием развития речи.
Развитие словесных способов осуществления
задуманного заключается в
В старшем дошкольном возрасте иногда эпизоды игры создаются с помощью слова. Так, "водолаз" вернувшись на корабль с морского дна, рассказывает, что он там видел.
Особенно велика роль слова в так называемых режиссерских играх. Эти игры называются так потому, что в них ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре; действующие лица – куклы и другие игрушки. Ребенок передвигает их, говорит за них.
Элементы режиссирования содержатся в каждой игре с куклами. "Мама" говорит и действует и за себя и за свою дочку-куклу. Но в такой игре главную роль выполняет сам ребенок. Кукла нужна ему чтобы сильнее, ярче почувствовать себя в роли матери. В режиссерской игре иногда приходится выполнять разные роли, но не действовать самому, а заставлять действовать игрушки. Это требует от ребенка умения регулировать свое поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Поэтому режиссерские игры наблюдаются преимущественно в старшем дошкольном возрасте.
Для осуществления замысла ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, дети заменяют один предмет другим, наделяют его воображаемыми признаками. Это способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детского творчества.
Наблюдения показывают, что для того, чтобы заменить один предмет другим, надо найти такой, с которым можно действовать, как с настоящим: из палки удобно "стрелять", фанерный кружок можно превратить в руль.
Чем старше и развитее дети, тем
требовательнее они к предметам
игры, ищут большее сходство с действительностью.
Отсюда, естественно, возникает стремление
самим сделать нужные вещи. Одна
из тенденций развития творческой игры
– все большая связь ее с
трудом. Эта связь закономерно
развивается потребностями
Игровое творчество развивается под
влиянием воспитания и обучения, зависит
от приобретения знаний и умений, от
воспитания интересов и отношений.
Это развитие идет неравномерно, в
нем много противоречий. В игре
с особой силой проявляются
Глава 2. "Содержание и методика организации процесса подготовки старших дошкольников к школьному обучению в системе развивающих игр"
2.1. Практическая
Описывая функциональную подсистему системы подготовки старших дошкольников к школьному обучению, мы будем считать, что процесс подготовки включает в себя две взаимосвязанные цели: воспитание разносторонне развитой личности и формирование психологической готовности к школьному обучению.
Таким образом, содержание, методика организации процесса подготовки к школьному обучению и психолого-педагогическая диагностика дошкольников включают в себя две части. Первая – это содержание и методика воспитательного процесса, направленного на формирование личности дошкольника, и психолого-педагогическая диагностика различных сторон этой личности. Вторая часть – это содержание и методика организации процесса подготовки дошкольников непосредственно к обучению в школе, и психолого-педагогическая диагностика уровня психологической готовности к школьному обучению.
Содержание учебно-
- физическое здоровье (здоровая
нервная система, правильная
- некоторый содержательный
- умственная активность, развитая
познавательная потребность и
связаннее с ней желание, идти
в школу с целью
- качества, способствующие установлению контакта с другими детьми, учителем (умение войти в коллектив, вести совместные действия и т. д.);
- волевая регуляция поведения;
- культурно-гигиенические
- навыки культуры поведения;
- умения: сравнивать, анализировать,
обобщать, делать самостоятельные
выводы (однако, логическая форма
мышления еще не типична для
старших дошкольников, наиболее
характерны наивысшие формы
Таким образом, необходимо, чтобы внимание
уделялось формированию и развитию
различных сторон личности и не допускалось
перекоса в сторону обучения по сравнению
с психологическим развитием
ребенка. Нет необходимости "наполнять"
дошкольника "мертвыми" знаниями,
не используемыми в его