Подготовка детей к школе на основе игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

Файлы: 1 файл

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИГР.docx

— 184.99 Кб (Скачать файл)

2.3. Логика и структура  предложенной психолого-педагогической  программы по подготовке детей  к школе на основе игрового  обучения.

Программа для детей старшей  и подготовительной к школе групп  предполагает продолжение работы, начатой  во второй младшей и средней группах  детского сада. Она базируется на прошлой  работе и направлена на развитие способностей у детей в процессе специфически дошкольных видов деятельности.

Основное внимание предлагаемая программа  переносит с содержания обучения на его средства. Напомним, что содержания – это знания, конкретные навыки и умения, усваиваемые детьми на разных видах занятий или в  свободной деятельности (представления  о явлениях природы, о жизни людей  в обществе, о математических отношениях; навыки счета, связной речи и т. п.). Но для развития способностей важны  не столько сами по себе эти знания и навыки (каковы бы они ни были), сколько то, каким образом они  преподносятся детям, и, соответственно, осваиваются детьми.

Действия, которые выполняет ребенок  в ходе обучения, выполняют двойную  функцию: с одной стороны, они  обеспечивают усвоение предлагаемых в  обучении содержаний, что особенно важно для детей старших дошкольных возрастов в связи с подготовкой  их к школе, а с другой стороны, и это главное, – развивают  умственные способности.

Задача, стоявшая перед автором  программы, заключалась в том, чтобы  и в этом возрасте ввести в обучение такие действия детей, которые в  максимальной степени развивают  их умственные способности. Для детей  старшего дошкольного возраста –  это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей  различных типов и содержаний. Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных  предметов, явлений, событий, в которых  выделены и представлены в более  или менее обобщенном и схематизированном  виде основные отношения их компонентов, причем сами эти компоненты обозначены при помощи условных заместителей. [Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей  общению. – Ярославль, 1996. – С. 65.]

Развитие действий наглядного моделирования  в старшей и подготовительной группах проходит по нескольким линиям. Первая линия – это расширение диапазона моделируемых отношений. В средней группе основное внимание уделялось работе с графическим  планом, который дети использовали при ознакомлении с пространственными  отношениями, и графическим моделям  предметов при решении конструктивных задач. В старшей группе к моделированию  пространственных отношений добавляется  моделирование временных отношений (например, при построении наглядной  модели сказки, звуковой модели слова), логических и прочих. [Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996. – С. 143.]

Вторая линия изменений касается степени обобщенности моделируемых отношений. Если вначале дети осваивали  моделирование единичных конкретных ситуаций (например, схема данной постройки  в конструировании), то в старшей  группе они учатся строить модели, имеющие обобщенный характер и отображающие существенные черты многих объектов и ситуаций (например, так называемые круги Эйлера на занятиях по логике моделируют отношения между самыми различными предметами).

Третья линия изменений состоит  в изменении самых наглядных  моделей, с которыми действуют дети. Здесь движение идет от моделей, имеющих "иконический" характер, т. е. сохраняющих  известное внешнее сходство с  моделируемыми объектами (например, изображение на плане помещения  различных предметов, находящихся  в нем), к моделям, представляющим собой чисто условное изображение (числовая ось, модель звукового состава  слова и т. п.).

В младшей и средней группах  осуществлялась фактически лишь подготовка к освоению наглядного моделирования. Дети осваивали преимущественно  разрозненные действия замещения, построения и использования простейших моделей  в их внешней форме. В старшем  возрасте начинается собственно развитие различных форм наглядного моделирования  и его включение в решение  интеллектуальных задач.

Наглядное моделирование позволяет  ребенку с помощью таких средств  как схемы, модели, планы выявлять объективные связи между предметами или частями предмета, обобщать свой познавательный опыт.

Выражать же свое отношение к  действительности ребенку позволяет  использование символических средств. Эти средства дают ребенку возможность  обобщить и проявить свой эмоционально-познавательный опыт. Освоение символических средств  происходит, в основном, в заданиях, требующих комплексации различных  видов деятельности (например, рисование  иллюстраций к сказке, когда ребенок  выражает свое отношение к ее героям с помощью цвета, композиции и  других средств живописи). При этом, если в младшей и средней группах  дети, прежде всего, использовали отдельные  признаки предметов (цвет, форма, величина) и их сочетания для выражения  своего отношения к действительности, то в старшем возрасте они уже  находят предметное символическое  обозначение для выражения своего эмоционально-познавательного опыта (например, на занятиях по конструированию  придумывают, каким может быть дом  злого волка, доброй волшебницы и  т. п.). [Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., Посткриптум, 2000. – С. 21.]

В области развития творческих способностей, воображения дети не просто создают  образы отдельных предметов, их действий и различных деталей, но переходят  к созданию предварительных замыслов своих произведений. Замысел начинает предшествовать непосредственному  выполнению деятельности (например, в  конструировании ребенок сначала  изображает свою будущую постройку  на чертеже, а затем уже реализует  задуманное). Практически в каждом разделе имеются задачи, прямо  направленные на развитие у детей  возможностей на все более высоком  уровне создавать и реализовывать  собственные замыслы.

Основной задачей развития художественных способностей остается освоение специфических  средств художественных видов деятельности наряду с развитием эмоциональной  отзывчивости на эти средства и развитием  общих творческих способностей.

Что касается развития личности ребенка, то тут по-прежнему основными задачами являются становление его активной позиции (через предоставление инициативы), развития произвольности и осознанности поведения, ответственности, умения сотрудничать с другими детьми, проявление индивидуальности каждого ребенка.

И деятельность детей друг с другом, и взаимодействие воспитателя с  детьми носит характер диалога и  активного сотрудничества.

Большей индивидуализации работы воспитателя  способствует разделение разделов программы  на обязательные и дополнительные (по выбору). Количество занятий в обязательных разделах сокращено с тем, чтобы  оставалось время для проведения дополнительных занятий или занятий  по выбору детей. Таким образом, воспитатель  может проектировать свою работу по программе. Ему предоставляется  возможность проанализировать реальную ситуацию, существующую в конкретном дошкольном учреждении; выявить возможности, форму и способы своей работы и составить ее проект. Реализация проекта зависит от конкретного  продвижения детей и взрослых по программе. Однако необходимо сохранение последовательности развивающих задач  и средств, с помощью которых  ребенок решает эти задачи.

В целом материалы для каждого  возраста состоят из собственно программы  и планов занятий (планы занятий  являются рабочим материалом, который  дается после специального обучения). Программа содержит характеристику основных направлений работы по каждому  разделу, а также таблицу, в которую  входит: а) последовательность развивающих  заданий; б) описания средств, которые  необходимы ребенку для решения  задач и освоение которых является ядром развития способностей; в) описание материала, необходимого для решения  поставленных задач; г) характеристику деятельности детей по решению задач. Таблица ориентирует воспитателя  на ключевые этапы в развитии способностей ребенка. При этом характеристика средств  имеет первостепенное значение.

Программа предусматривает проведение большинства занятий по подгруппам в 8-10 детей. Желательно, чтобы одновременно использовались два помещения. Если занятия проводятся в групповой  комнате, то остальная часть детей  может находиться в спальне, в  зале или на участке с помощником воспитателя или педагогом-специалистом (музыкальным руководителем, художником и т. п.). Расписание занятий составляется с таким учетом, чтобы подгруппы  по возможности менялись местами (видами занятий).

Сами подгруппы могут составляться на разных основаниях: это могут  быть "сильная" и "слабая" подгруппы  по разным видам занятий; смешанные  подгруппы, где "слабые" дети имеют  возможность видеть особенности  выполнения заданий "сильными" детьми; переменные подгруппы, когда дети объединяются на отдельных занятиях по разным основаниям.

Естественно, что проведение занятий  по подгруппам создает известные  трудности, связанные с тем, что  если имеется одно помещение, то дети, занятые свободной деятельностью, могут шуметь, отвлекать тех, кто  участвует в занятии. Дети могут  чувствовать себя свободно, но следует  постепенно приучать их считаться с  другими, не мешать им. Желательно избегать, чтобы дети, участвующие в занятии, покидали его до завершения и отправлялись заниматься другими делами. Помочь детям можно не "дисциплинарными  мерами", а индивидуальным обращением к ребенку, поощрением его деятельности, если требуется – помощью в  ее выполнении или изменении предложенного  ему задания. [Хомская Е. Д., Бытова Я. Я. Мозг и эмоции. – М., 1998. –  С. 93.] В тех случаях, когда это  возможно, детям предлагаются разные варианты заданий по выбору. Детям, выполнившим задания раньше других, можно (в зависимости от желания  и состояния самого ребенка) либо дать дополнительное задание, либо разрешить  перейти к свободным занятиям.

Само слово "занятие" употребляется  условно, как характеристика времени, отведенного на специальную работу с детьми. Занятия проводятся в  самой различной форме: свободной  игры, когда дети перемещаются по всей группе; дидактических игр за столиками; бесед и слушания чтения, когда  дети сидят на полу и др. За время  занятия часто происходит смена  форм и видов деятельности детей. Многие занятия связаны между  собой единой сюжетной линией или  появлением постоянно действующего персонажа или сказочной детали (волшебный ключик, старушка-Сказочница и т. п.).

В данной программе представлены разделы  занятий, направленных на развитие умственных и художественных способностей детей.

Ориентирами воспитателя в работе могут служить также рекомендации по педагогической диагностике (анализ продвижения ребенка в программе) и дневник наблюдений за ребенком (анализ основных направлений развития дошкольника).

Для детей старшей и подготовительной к школе групп обязательными  являются следующие виды занятий:

• Ознакомление с пространственными  отношениями.

• Развитие элементов логического  мышления.

• Развитие элементарных математических представлений.

• Грамота.

• Подготовка руки к письму.

• Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.

• Конструирование.

• Развитие экологических представлений

Программа для подготовительной группы завершает работу, проходившую в  младшей, средней и старшей группах. Она базируется на этой работе и  продолжает развитие умственных и художественных способностей детей.

Для детей подготовительной группы, как и для детей старшей  группы, основными средствами, определяющими  развитие их умственных способностей, являются наглядные модели. В подготовительной группе происходит интериоризация действий наглядного моделирования, то есть их перевод во внутренний план. Само освоение построения моделей включает в себя два последовательных этапа: построение модели по наличной ситуации и по собственному замыслу (в соответствии с требованиями задачи). В последнем случае моделирование  выступает в функции планирования деятельности, а возможность построения модели и ее особенности свидетельствуют  о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования. Они  же и представляют собой ядро умственных способностей ребенка.

В подготовительной группе продолжается также освоение различных форм символизации, позволяющих ребенку выражать свою субъектную позицию по отношению  к действительности, решать многие творческие задачи. Во многих разделах программы прямо предлагаются задачи, направленные на развитие воображения.

Что касается форм и основных направлений  работы с детьми (разделы программы), то они остаются такими же, как и  в старшей группе.

Таблица 1. Примерная сетка занятий

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

УТРО

Грамота

Развитие  элементарных математических представлений

Грамота

Развитие  элементарных математических представлений

Конструирование

Ознакомление  с пространственными отношениями

Развитие  элементов логического мышления

Развитие  музыкальности

Ознакомление  с художественной литературой и  развитие речи

Развитие  экологических представлений

ВЕЧЕР

Подготовка  руки к письму

Изобразительное искусство

Развитие  музыкальности

Изобразительное искусство

Познавательное чтение

Физическая  культура

Физическая культура

Информация о работе Подготовка детей к школе на основе игр