Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад
Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.
2.3. Логика и структура
предложенной психолого-
Программа для детей старшей и подготовительной к школе групп предполагает продолжение работы, начатой во второй младшей и средней группах детского сада. Она базируется на прошлой работе и направлена на развитие способностей у детей в процессе специфически дошкольных видов деятельности.
Основное внимание предлагаемая программа переносит с содержания обучения на его средства. Напомним, что содержания – это знания, конкретные навыки и умения, усваиваемые детьми на разных видах занятий или в свободной деятельности (представления о явлениях природы, о жизни людей в обществе, о математических отношениях; навыки счета, связной речи и т. п.). Но для развития способностей важны не столько сами по себе эти знания и навыки (каковы бы они ни были), сколько то, каким образом они преподносятся детям, и, соответственно, осваиваются детьми.
Действия, которые выполняет ребенок
в ходе обучения, выполняют двойную
функцию: с одной стороны, они
обеспечивают усвоение предлагаемых в
обучении содержаний, что особенно
важно для детей старших
Задача, стоявшая перед автором
программы, заключалась в том, чтобы
и в этом возрасте ввести в обучение
такие действия детей, которые в
максимальной степени развивают
их умственные способности. Для детей
старшего дошкольного возраста –
это, прежде всего, действия по построению
и использованию наглядных
Развитие действий наглядного моделирования
в старшей и подготовительной
группах проходит по нескольким линиям.
Первая линия – это расширение
диапазона моделируемых отношений.
В средней группе основное внимание
уделялось работе с графическим
планом, который дети использовали
при ознакомлении с пространственными
отношениями, и графическим моделям
предметов при решении
Вторая линия изменений
Третья линия изменений
В младшей и средней группах осуществлялась фактически лишь подготовка к освоению наглядного моделирования. Дети осваивали преимущественно разрозненные действия замещения, построения и использования простейших моделей в их внешней форме. В старшем возрасте начинается собственно развитие различных форм наглядного моделирования и его включение в решение интеллектуальных задач.
Наглядное моделирование позволяет
ребенку с помощью таких
Выражать же свое отношение к
действительности ребенку позволяет
использование символических
В области развития творческих способностей,
воображения дети не просто создают
образы отдельных предметов, их действий
и различных деталей, но переходят
к созданию предварительных замыслов
своих произведений. Замысел начинает
предшествовать непосредственному
выполнению деятельности (например, в
конструировании ребенок
Основной задачей развития художественных способностей остается освоение специфических средств художественных видов деятельности наряду с развитием эмоциональной отзывчивости на эти средства и развитием общих творческих способностей.
Что касается развития личности ребенка, то тут по-прежнему основными задачами являются становление его активной позиции (через предоставление инициативы), развития произвольности и осознанности поведения, ответственности, умения сотрудничать с другими детьми, проявление индивидуальности каждого ребенка.
И деятельность детей друг с другом, и взаимодействие воспитателя с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества.
Большей индивидуализации работы воспитателя способствует разделение разделов программы на обязательные и дополнительные (по выбору). Количество занятий в обязательных разделах сокращено с тем, чтобы оставалось время для проведения дополнительных занятий или занятий по выбору детей. Таким образом, воспитатель может проектировать свою работу по программе. Ему предоставляется возможность проанализировать реальную ситуацию, существующую в конкретном дошкольном учреждении; выявить возможности, форму и способы своей работы и составить ее проект. Реализация проекта зависит от конкретного продвижения детей и взрослых по программе. Однако необходимо сохранение последовательности развивающих задач и средств, с помощью которых ребенок решает эти задачи.
В целом материалы для каждого
возраста состоят из собственно программы
и планов занятий (планы занятий
являются рабочим материалом, который
дается после специального обучения).
Программа содержит характеристику
основных направлений работы по каждому
разделу, а также таблицу, в которую
входит: а) последовательность развивающих
заданий; б) описания средств, которые
необходимы ребенку для решения
задач и освоение которых является
ядром развития способностей; в) описание
материала, необходимого для решения
поставленных задач; г) характеристику
деятельности детей по решению задач.
Таблица ориентирует
Программа предусматривает проведение
большинства занятий по подгруппам
в 8-10 детей. Желательно, чтобы одновременно
использовались два помещения. Если
занятия проводятся в групповой
комнате, то остальная часть детей
может находиться в спальне, в
зале или на участке с помощником
воспитателя или педагогом-
Сами подгруппы могут
Естественно, что проведение занятий
по подгруппам создает известные
трудности, связанные с тем, что
если имеется одно помещение, то дети,
занятые свободной
Само слово "занятие" употребляется условно, как характеристика времени, отведенного на специальную работу с детьми. Занятия проводятся в самой различной форме: свободной игры, когда дети перемещаются по всей группе; дидактических игр за столиками; бесед и слушания чтения, когда дети сидят на полу и др. За время занятия часто происходит смена форм и видов деятельности детей. Многие занятия связаны между собой единой сюжетной линией или появлением постоянно действующего персонажа или сказочной детали (волшебный ключик, старушка-Сказочница и т. п.).
В данной программе представлены разделы занятий, направленных на развитие умственных и художественных способностей детей.
Ориентирами воспитателя в работе
могут служить также
Для детей старшей и
• Ознакомление с пространственными отношениями.
• Развитие элементов логического мышления.
• Развитие элементарных математических представлений.
• Грамота.
• Подготовка руки к письму.
• Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.
• Конструирование.
• Развитие экологических представлений
Программа для подготовительной группы завершает работу, проходившую в младшей, средней и старшей группах. Она базируется на этой работе и продолжает развитие умственных и художественных способностей детей.
Для детей подготовительной группы,
как и для детей старшей
группы, основными средствами, определяющими
развитие их умственных способностей,
являются наглядные модели. В подготовительной
группе происходит интериоризация действий
наглядного моделирования, то есть их
перевод во внутренний план. Само освоение
построения моделей включает в себя
два последовательных этапа: построение
модели по наличной ситуации и по собственному
замыслу (в соответствии с требованиями
задачи). В последнем случае моделирование
выступает в функции
В подготовительной группе продолжается также освоение различных форм символизации, позволяющих ребенку выражать свою субъектную позицию по отношению к действительности, решать многие творческие задачи. Во многих разделах программы прямо предлагаются задачи, направленные на развитие воображения.
Что касается форм и основных направлений работы с детьми (разделы программы), то они остаются такими же, как и в старшей группе.
Таблица 1. Примерная сетка занятий
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница | |
УТРО | |||||
Грамота |
Развитие элементарных математических представлений |
Грамота |
Развитие элементарных математических представлений |
Конструирование | |
Ознакомление
с пространственными |
Развитие элементов логического мышления | ||||
Развитие музыкальности | |||||
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи | |||||
Развитие экологических представлений | |||||
ВЕЧЕР | |||||
Подготовка руки к письму |
Изобразительное искусство |
Развитие музыкальности |
Изобразительное искусство |
Познавательное чтение | |
Физическая культура |
Физическая культура |