Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад
Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.
Реализация ролевых отношений – важный элемент психологической и личностной готовности к обучению в школе: ситуацию общения учителя и ученика в школе на уроке можно, с небольшими оговорками, рассматривать как осуществление, развитие и реализацию именно ролевых отношении.
Для того, чтобы дети смогли легко понимать учебную задачу, их надо научить хорошо играть в сюжетно-ролевую игру. Для этого прежде всего необходимо самим взрослым играть с детьми, играть на равных, не боясь потерять авторитет взрослого. Взрослый выступает перед ребенком в двух основных ролях. С одной стороны, это представитель общества, который овладел нормами и образцами, который учит и которого надо слушаться, то есть это взрослый, который противостоит ребенку. Другая же роль – взрослый как равный партнер, с которым можно действовать как со сверстником: его совсем не обязательно беспрекословно слушаться, с ним можно спорить, играть во все детские игры и забавы. Игре можно научить, находясь только во второй роли, то есть взрослого как равного партнера. Эта позиция дается с трудом, однако на нее должны встать все – и родители, и, конечно, воспитатель. Ведь именно педагог находится целый день в коллективе, именно он обладает необходимыми знаниями и умением.
Детям очень нравятся совместные игры, начиная от традиционных в "дочки-матери", в "школу" и кончая самыми современными в "космонавтов", "инопланетян". Сюжеты должны быть самыми разнообразными; их источником могут служить целенаправленные наблюдения, рассказы, сказки, диафильмы. Однако, это не означает, что темы и сюжеты всегда будут строго заданы. Пусть старшие дошкольники сами их придумывают, используя свои впечатления. Надо только следить, чтобы они не играли в одну и ту же игру совершенно одинаково. И если сегодня дети продолжают игру в "доктора", которую начали вчера, педагог должен стремиться дать ей другое направление, чтобы она не продолжалась стереотипно, поскольку сформировавшийся эталон будет мешать развитию воображения и творческих способностей. Взрослый демонстрирует в игре способы разного поведения персонажа, учит ребенка согласовывать действия с партнерами.
Если дети испытывают трудности в согласовании ролей, целесообразно организовывать и проводить с ними чисто ролевые игры, цель которых – изображение тех или иных персонажей, животных, вещей. Иногда необходимо отвлекать ребенка от игрушек, манипулирования с ними. Игрушки должны быть лишь средством, помощником в игре, а следовательно, иметь подчиненное значение. Наличие большого количества разнообразных игрушек ведет к тому, что они становятся главным объектом игры, заслоняя собой очень важную сферу – социальные отношения. Чтобы в игре появилась социальная направленность, дети должны хорошо понимать специфику той или иной роли. Именно ролевые игры помогают дошкольникам сконцентрировать внимание на главных характерных особенностях изображаемых объектов.
При проведении сюжетно-ролевых игр старших дошкольников надо учить согласовывать не только роли с противоположным или одинаковым содержанием, но и роли никак внешне не связанные между собой (врач-шофер). Важно, чтобы дети постоянно меняли роли, а не закрепляли их за собой (один ребенок все время врач, а другой – пациент), чтобы каждый мог побывать и в главной и во второстепенной роли, независимо от особенностей своего характера и уровня игровых умений.
Большое значение для подготовки детей 
к систематическому обучению имеет 
игра в "школу". Она требует 
от детей довольно высокого уровня 
развития, и поэтому может быть 
использована лишь в старшем дошкольном 
возрасте. Для освоения социальных 
отношений каждый ребенок должен 
обязательно побывать и в роли 
ученика и в роли учителя. В 
роли учителя он сможет лучше понять 
реального педагога, который будет 
предлагать для решения различные 
учебные задачи и следить за успеваемостью 
учеников. Детям важно показывать 
образцы взаимодействия участников 
между собой, учить их слушать 
друг друга, понимать, подчинять свою, 
индивидуальную, деятельность задачам 
и целям общей, коллективной. Это 
связано и с не менее важной 
стороной психологической 
Развитие сюжетно-ролевой игры обычно идет от индивидуальной игры к играм вдвоем со сверстником и в конце концов к развернутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Характерно, что наиболее инициативные в такой игре дети, являясь ее организаторами и творцами новых сюжетных поворотов, в своей деятельности сочетают исполнение принятой на себя роли и руководство другими ролевыми взаимосвязями, то есть занимаются своеобразной режиссерской деятельностью. Таким образом, в развитой сюжетно-ролевой игре "скрыта" особая форма режиссерской игры.
Однако режиссерская игра обнаруживается 
у старших дошкольников не только 
внутри сюжетно-ролевой игры, но и 
как самостоятельная 
Режиссерскую игру на новом уровне отличает качественное обогащение сюжета. Это происходит за счет включения в игру многих взаимосвязанных персонажей, появления нескольких линий в развитии сюжета, разыгрывания нового содержания, ставшего доступным пониманию детей в этом возрасте. Важнейшая особенность этого уровня режиссерской игры – возможность коллективного действия и сотрудничества в совместной игровой деятельности. Коллективная режиссерская игра зачастую включает в себя элементы продуктивных видов деятельности – конструирования, рисования, изготовления поделок и т. п.
Таким образом, режиссерская игра предполагает 
умение создавать и воплощать 
сюжет, она требует от ребенка 
одновременного исполнения множества 
ролей. Эта игра стимулирует воображение, 
требуя сюжетных построений, распределения 
ролей, сложных ролевых 
Для режиссерской игры нужен соответствующий материал, например, мелкие игрушки, с помощью которых ребенок сможет разыгрывать сюжет. Игрушки должны быть разнообразные, но такие, которые можно использовать для разных сюжетов, то есть они должны быть не очень специфические, сугубо смысловые, а обобщенные.
Как и в сюжетно-ролевых играх, здесь необходимо участие взрослого. Но взрослый участвует в такой игре не в качестве равного партнера, а становится ее зрителем, наблюдателем, который по ходу игры задает ребенку разные вопросы. Они стимулируют режиссерскую игру, направляют ее, уводят ребенка от простого манипулирования предметами. К примеру: "А что это у тебя?", "Куда едет машина?", "Что было до этого?", "Что будет дальше в игре?" и т. д.
Режиссерские игры могут быть и коллективными, но все же предполагают выполнение одним ребенком нескольких ролей одновременно.
Один из этапов в обучении режиссерской 
игре – игра-драматизация. В ней 
дети разыгрывают самостоятельно или 
коллективно заранее заданные сюжеты. 
Как правило, это бывают сказки, рассказы, 
пьесы и т. д. Однако, игра-драматизация 
и режиссерская игра – это не 
одно и то же, поэтому надо учить 
детей играть, сначала в игру-драматизацию, 
а затем обязательно в 
Удачным приемом формирования режиссерской 
игры может служить задание 
Как один из способов разнообразить, сделать интереснее сюжет игры старших дошкольников, лишить его трафаретности и стереотипности, авторы Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова предлагают совместное придумывание с ребенком сказки, используя некоторую схему.
Обобщая, можно предложить сводный 
список игр и упражнений, способствующих 
формированию у старших дошкольников 
произвольно-контекстной формы 
Выделять и усваивать 
Старший дошкольник способен относиться к партнеру как к противнику, с которым у него противоположные позиции и интересы. Очень часто такая деятельность приобретает характер соревнования. Одновременно при выполнении задания дети должны систематически согласовывать свои действия с действиями партнера.
Этому старший дошкольник обучается 
в игре с правилами. Она появляется 
лишь к концу дошкольного детства 
(5-7 лет). Ее появление теснейшим образом 
связано с развитием сюжетно-
В играх с правилами взрослый 
должен также участвовать на "равных", 
демонстрировать способы 
1. Совместная деятельность-игра, где 
дети должны согласовывать 
2. Наблюдение взрослого за 
3. Введение в игру роли 
4. Введение в коллективную игру 
роли управляющего, который руководил 
бы действиями остальных 
5. Обучение ребенка игре 
Предлагаемые методические приемы можно отрабатывать с детьми на занятиях, а затем обязательно включать в коллективную игру. Она проходит с разным количеством участников, начиная с двух и кончая целой группой. При этом важно не только формировать отношения между участниками разных команд, но и учить их согласовывать свои действия внутри одной команды.
Кроме описанных приемов, при обучении 
старших дошкольников игре с правилами 
надо иметь в виду, что такие 
игры предполагают особый подготовительный 
этап, в течение которого дети осваивают 
правила последующей игры. Он важен 
для психического развития детей 
и возможности школьного