Подготовка детей к школе на основе игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

Файлы: 1 файл

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИГР.docx

— 184.99 Кб (Скачать файл)

Реализация ролевых отношений  – важный элемент психологической  и личностной готовности к обучению в школе: ситуацию общения учителя  и ученика в школе на уроке  можно, с небольшими оговорками, рассматривать  как осуществление, развитие и реализацию именно ролевых отношении.

Для того, чтобы дети смогли легко  понимать учебную задачу, их надо научить  хорошо играть в сюжетно-ролевую  игру. Для этого прежде всего необходимо самим взрослым играть с детьми, играть на равных, не боясь потерять авторитет взрослого. Взрослый выступает  перед ребенком в двух основных ролях. С одной стороны, это представитель  общества, который овладел нормами  и образцами, который учит и которого надо слушаться, то есть это взрослый, который противостоит ребенку. Другая же роль – взрослый как равный партнер, с которым можно действовать  как со сверстником: его совсем не обязательно беспрекословно слушаться, с ним можно спорить, играть во все детские игры и забавы. Игре можно научить, находясь только во второй роли, то есть взрослого как равного  партнера. Эта позиция дается с  трудом, однако на нее должны встать все – и родители, и, конечно, воспитатель. Ведь именно педагог находится целый  день в коллективе, именно он обладает необходимыми знаниями и умением.

Детям очень нравятся совместные игры, начиная от традиционных в "дочки-матери", в "школу" и кончая самыми современными в "космонавтов", "инопланетян". Сюжеты должны быть самыми разнообразными; их источником могут служить целенаправленные наблюдения, рассказы, сказки, диафильмы. Однако, это не означает, что темы и сюжеты всегда будут строго заданы. Пусть старшие дошкольники сами их придумывают, используя свои впечатления. Надо только следить, чтобы они не играли в одну и ту же игру совершенно одинаково. И если сегодня дети продолжают игру в "доктора", которую начали вчера, педагог должен стремиться дать ей другое направление, чтобы она  не продолжалась стереотипно, поскольку  сформировавшийся эталон будет мешать развитию воображения и творческих способностей. Взрослый демонстрирует  в игре способы разного поведения  персонажа, учит ребенка согласовывать  действия с партнерами.

Если дети испытывают трудности  в согласовании ролей, целесообразно  организовывать и проводить с  ними чисто ролевые игры, цель которых  – изображение тех или иных персонажей, животных, вещей. Иногда необходимо отвлекать ребенка от игрушек, манипулирования  с ними. Игрушки должны быть лишь средством, помощником в игре, а следовательно, иметь подчиненное значение. Наличие  большого количества разнообразных  игрушек ведет к тому, что они  становятся главным объектом игры, заслоняя собой очень важную сферу  – социальные отношения. Чтобы в  игре появилась социальная направленность, дети должны хорошо понимать специфику  той или иной роли. Именно ролевые  игры помогают дошкольникам сконцентрировать внимание на главных характерных  особенностях изображаемых объектов.

При проведении сюжетно-ролевых игр  старших дошкольников надо учить  согласовывать не только роли с противоположным  или одинаковым содержанием, но и  роли никак внешне не связанные между  собой (врач-шофер). Важно, чтобы дети постоянно меняли роли, а не закрепляли их за собой (один ребенок все время  врач, а другой – пациент), чтобы  каждый мог побывать и в главной  и во второстепенной роли, независимо от особенностей своего характера и  уровня игровых умений.

Большое значение для подготовки детей  к систематическому обучению имеет  игра в "школу". Она требует  от детей довольно высокого уровня развития, и поэтому может быть использована лишь в старшем дошкольном возрасте. Для освоения социальных отношений каждый ребенок должен обязательно побывать и в роли ученика и в роли учителя. В  роли учителя он сможет лучше понять реального педагога, который будет  предлагать для решения различные  учебные задачи и следить за успеваемостью  учеников. Детям важно показывать образцы взаимодействия участников между собой, учить их слушать  друг друга, понимать, подчинять свою, индивидуальную, деятельность задачам  и целям общей, коллективной. Это  связано и с не менее важной стороной психологической подготовленности ребенка к школе – формированием  произвольности в общении со сверстником. Это свойство личности может положительно влиять на формирование учебных действий, способствующих усвоению обобщенного  способа действования в ситуации решения определенного вида задач.

Развитие сюжетно-ролевой игры обычно идет от индивидуальной игры к  играм вдвоем со сверстником и  в конце концов к развернутой  коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Характерно, что наиболее инициативные в такой  игре дети, являясь ее организаторами и творцами новых сюжетных поворотов, в своей деятельности сочетают исполнение принятой на себя роли и руководство  другими ролевыми взаимосвязями, то есть занимаются своеобразной режиссерской деятельностью. Таким образом, в  развитой сюжетно-ролевой игре "скрыта" особая форма режиссерской игры.

Однако режиссерская игра обнаруживается у старших дошкольников не только внутри сюжетно-ролевой игры, но и  как самостоятельная деятельность. Она не является исключительным достоянием раннего и младшего дошкольного  возраста и не исчезает с повзрослением  детей. Скорее, такая ограниченность во времени характеризует сюжетно-ролевую  игру, тогда как режиссерская с  новой силой вспыхивает к концу  дошкольного возраста.

Режиссерскую игру на новом уровне отличает качественное обогащение сюжета. Это происходит за счет включения  в игру многих взаимосвязанных персонажей, появления нескольких линий в  развитии сюжета, разыгрывания нового содержания, ставшего доступным пониманию  детей в этом возрасте. Важнейшая  особенность этого уровня режиссерской игры – возможность коллективного  действия и сотрудничества в совместной игровой деятельности. Коллективная режиссерская игра зачастую включает в себя элементы продуктивных видов  деятельности – конструирования, рисования, изготовления поделок и т. п.

Таким образом, режиссерская игра предполагает умение создавать и воплощать  сюжет, она требует от ребенка  одновременного исполнения множества  ролей. Эта игра стимулирует воображение, требуя сюжетных построений, распределения  ролей, сложных ролевых взаимодействий. Режиссерская игра помогает ребенку  вместить в свое "Я" множество  разных образов и позиций и  тем самым стимулирует разностороннюю и более объективную оценку своих  и чужих поступков.

Для режиссерской игры нужен соответствующий  материал, например, мелкие игрушки, с  помощью которых ребенок сможет разыгрывать сюжет. Игрушки должны быть разнообразные, но такие, которые  можно использовать для разных сюжетов, то есть они должны быть не очень  специфические, сугубо смысловые, а  обобщенные.

Как и в сюжетно-ролевых играх, здесь необходимо участие взрослого. Но взрослый участвует в такой  игре не в качестве равного партнера, а становится ее зрителем, наблюдателем, который по ходу игры задает ребенку  разные вопросы. Они стимулируют  режиссерскую игру, направляют ее, уводят ребенка от простого манипулирования  предметами. К примеру: "А что  это у тебя?", "Куда едет машина?", "Что было до этого?", "Что  будет дальше в игре?" и т. д.

Режиссерские игры могут быть и  коллективными, но все же предполагают выполнение одним ребенком нескольких ролей одновременно.

Один из этапов в обучении режиссерской игре – игра-драматизация. В ней  дети разыгрывают самостоятельно или  коллективно заранее заданные сюжеты. Как правило, это бывают сказки, рассказы, пьесы и т. д. Однако, игра-драматизация и режиссерская игра – это не одно и то же, поэтому надо учить  детей играть, сначала в игру-драматизацию, а затем обязательно в режиссерскую игру.

Удачным приемом формирования режиссерской игры может служить задание придумать  и показать сказку. Для этого старшему дошкольнику дают набор одномасштабных небольших игрушек, которые он может  уместить на плоскости. Если ребенок  затрудняется выполнить это задание, взрослый сам начинает показывать придуманную  сказку, а затем, прервав действие, просит ребенка продолжить его. Можно  изменить задание: нарушить расположение игрушек и попросить дошкольника "угадать" почему игрушки расположены  на плоскости не так как раньше. Для этого старший дошкольник должен придумать оправдательный сюжет. Можно предложить ребенку самому придумать и загадать такую загадку  сверстнику. Дети убеждаются, что одно и то же решение (в данном случае расположение игрушек на плоскости) может быть получено разными путями. Такие методы обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста обеспечивают развитие у них подлинного творчества и инициативы.

Как один из способов разнообразить, сделать интереснее сюжет игры старших  дошкольников, лишить его трафаретности  и стереотипности, авторы Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова предлагают совместное придумывание с ребенком сказки, используя  некоторую схему.

Обобщая, можно предложить сводный  список игр и упражнений, способствующих формированию у старших дошкольников произвольно-контекстной формы общения. [Глозман Ж. М. Личность и нарушения  общения. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 97.]

Выделять и усваивать обобщенный способ действования старший дошкольник учится в коллективных видах деятельности. Поэтому при подготовке к школе  необходимо формировать надлежащий уровень общения со сверстниками. Его специфика заключается в  следующем. Старший дошкольник, отличающийся высоким уровнем общения, воспринимает ситуацию предложенной задачи в целом, то есть не только со своей позиции, но и с позиции разных людей, участвующих  в учебном процессе. Ребенок устанавливает  с окружающими определенные отношения, сохраняющиеся на протяжении всей совместной деятельности.

Старший дошкольник способен относиться к партнеру как к противнику, с  которым у него противоположные  позиции и интересы. Очень часто  такая деятельность приобретает  характер соревнования. Одновременно при выполнении задания дети должны систематически согласовывать свои действия с действиями партнера.

Этому старший дошкольник обучается  в игре с правилами. Она появляется лишь к концу дошкольного детства (5-7 лет). Ее появление теснейшим образом  связано с развитием сюжетно-ролевых  игр. Однако, в практике дошкольного  воспитания сложилась традиция вводить  игру с правилами одновременно с  сюжетно-ролевой, начиная с младшей  группы детского сада. Это отчасти  нарушает естественный закон развития игры – от развернутой воображаемой ситуации, сюжета, полноценно представленных ролей и скрытых правил к развернутым, явным правилам и свернутым, едва заметным сюжету и ролям. Этот закон  развития игры как раз и объясняет  необходимость появления игры с  правилами к концу дошкольного  возраста, когда подчинение правилам, произвольность уже естественно  вытекает из развития самой игры. Слишком  раннее появление этой игры ведет  к тому, что она препятствует и  своему дальнейшему развитию, и развитию сюжетно-ролевой игры. Обучать ребенка  умению подчиняться игровому правилу  в сюжетно-ролевой игре следует  постепенно. [Хомская Е. Д., Бытова Я. Я. Мозг и эмоции. – М., 1998. – С. 55.] Дошкольник долгое время учится выделять эти правила из сюжета и  субординации ролей, поэтому не рекомендуется  выделять за него игровые правила  и заставлять им подчиняться. Однако надо иметь в виду, что игровые  правила в ролевой игре и правила  в игре с правилами – это  не одно и то же. Если первые всегда присутствуют в игре и процесс  овладения ими не составляет самостоятельной  цели для детей, то усвоение последних  является определенным этапом в развитии игры и требует соответствующих  способов и методов, влияющих на их усвоение. Представленные в неявном  виде игровые правила определяются соподчинением ролей, спецификой сюжета и многими другими факторами, тогда как для участия в  играх с правилами старшему дошкольнику  необходимо усваивать любые правила, в том числе и никак не связанные  с ролями и сюжетом. В этом и  состоит трудность обучения дошкольников этим играм.

В играх с правилами взрослый должен также участвовать на "равных", демонстрировать способы согласования действий всех участников игры. Для  формирования надлежащего уровня общения  со сверстниками необходимо выполнять  следующие методические приемы:

1. Совместная деятельность-игра, где  дети должны согласовывать свои  действия не по заданным ролям,  а по смыслу этой деятельности.

2. Наблюдение взрослого за совместной  игрой детей: он подсказывает  им, советует, непосредственно учит  взаимодействовать при решении  общей задачи.

3. Введение в игру роли болельщиков,  которые возгласами одобрения  поддерживают одного из участников  или одну из команд, помогая  тем самым игрокам установить  соревновательные отношения.

4. Введение в коллективную игру  роли управляющего, который руководил  бы действиями остальных участников, но сам непосредственного участия  не принимал. Эта роль помогает  ребенку одновременно учитывать  позиции разных участников игры.

5. Обучение ребенка игре одновременно  за двух партнеров со взаимно  противоположными интересами: это  формирует у него "двойную позицию", то есть умение одновременно  рассматривать сложившуюся ситуацию  с разных точек зрения.

Предлагаемые методические приемы можно отрабатывать с детьми на занятиях, а затем обязательно включать в коллективную игру. Она проходит с разным количеством участников, начиная с двух и кончая целой  группой. При этом важно не только формировать отношения между  участниками разных команд, но и  учить их согласовывать свои действия внутри одной команды.

Кроме описанных приемов, при обучении старших дошкольников игре с правилами  надо иметь в виду, что такие  игры предполагают особый подготовительный этап, в течение которого дети осваивают  правила последующей игры. Он важен  для психического развития детей  и возможности школьного обучения. Поэтому при руководстве играми следует обращать внимание старших  дошкольников на этот этап, учить их договариваться о правилах дальнейшей игры, уметь распределяться по командам и т. д. Деятельность детей на таком  подготовительном этапе игры с правилами, как уже отмечалось, очень сходна по своей структуре и задачам  с учебной деятельностью младших  школьников. Цель последней, так же как и цель подготовительного  к игре этапа, сводится к освоению ребенком общего способа (правил) предстоящей  деятельности. Поэтому надо выбирать не только хорошо известные дошкольникам игры, но и придумывать совместно  с ними новые, которые нуждаются  в разработке правил для своего существования.

Информация о работе Подготовка детей к школе на основе игр