Подготовка детей к школе на основе игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

Файлы: 1 файл

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИГР.docx

— 184.99 Кб (Скачать файл)

Кроме описанных игр с правилами  и методических приемов, предлагаем и другие игры и упражнения, направленные на формирование предпосылки учебной  деятельности – усвоение обобщенного  способа действования.

Описанная выше методика способствует формированию и развитию у старших  дошкольников произвольно-контекстной  формы общения, а также усвоению обобщенного способа действования. Психодиагностическими методиками, дозволяющими оценить уровень их развития у ребенка и, тем самым  уровень готовности старшего дошкольника  к школьному обучению, являются методики "Да и нет не говорите" и "Узор".

Методика "Да и нет  не говорите" (для определения  уровня развития произвольно-контекстной  формы общения).

Методика представляет собой вариант  детской игры "Да и нет не говорите". Экспериментатор-взрослый задает ребенку  вопросы, на которые тот должен отвечать, не используя слов "да", "нет" и слов с частицей мне". – Перед  началом тестирования взрослый должен объяснить ребенку правила игры, привести примеры вопросов и ответов  на них, задать пробные вопросы.

Предлагается в методике 25 вопросов (20 из них носят провоцирующий  характер, 5 – нейтральные, то есть не предполагающие употребления в ответах  запрещенных слов).

1. Тебя зовут... (неверное имя)?

2. Ты ходишь в детский сад?

3. Какого вкуса конфеты?

4. Ночью солнышко светит?

5. Весной трава зеленая?

6. Ты любишь мороженое?

7. Какого цвета у доктора халат?

8. Ты сейчас спишь?

9. Доктор стрижет детей?

10 .Ты хочешь учиться в школе?

11. Кошка боится мышей?

12. Морковка круглая?

13. Какого цвета глаза у кошки?

14. Лекарства вкусные?

15. Тебе нравятся музыкальные  занятия?

16. Конфеты горькие?

17. Сколько тебе лет?

18. Ты умеешь играть на пианино?

19. Ты умеешь читать?

20. Повар шьет одежду?

21. Луна на небе квадратная?

22. Какие ты любишь цветы?

23. Снег красного цвета?

24. Деревья ниже тебя?

25. Воспитательница варит суп?

Вывод об уровне развития произвольно-контекстного общения делается на основании количества правильных ответов (на наш взгляд, оно не должно быть меньше 75% на все  провоцирующие вопросы, то есть 15 ответов) и субъективного наблюдения экспериментатора – насколько старший дошкольник видит условность позиции взрослого, задаваемых им вопросов.

Методика "Узор" (для  диагностики степени овладения  обобщенным способом действования).

Общие требования:

1) Одновременно проверяют 6-10 детей.

2) Общая длительность работы  детей на одном занятии не  должна превышать 40-45 минут.

3) Если ребенок не справляется  с общим темпом работы или  отказывается ее выполнять, рекомендуется  подвергнуть его индивидуальной  проверке.

Материал: Тетрадка, состоящая из 4 страниц размером 10х15 см.

На каждой странице изображены 3 ряда мелких геометрических фигур (размер 2х2 мм). Верхний ряд состоит из треугольников, средний – из кружков, нижний –  из квадратов. Фигурки верхнего и  нижнего рядов располагаются  друг против друга, среднего – в  промежутках между ними. Треугольников  и квадратов по 17 в ряду, кружков  по 16.

Ha первой странице кроме длинной  полоски из этих фигур изображена  более короткая. Она располагается  в центре верхней части листа.  На короткой полоске дан образец  узора, который детям предстоит  вычерчивать под диктовку проверяющего, после того, как им будут объяснены  правила работы.

На нижней полоске дети учатся делать это.

Инструкция к проведению.

Детям говорят: "Мы будем учиться  рисовать узор. У вас на листочках  нарисованы ряды треугольников, квадратов  и кружочков. Мы будем соединять  треугольники и квадраты, чтобы получился  узор. Надо внимательно слушать и  делать то, что я буду говорить. У  нас будут такие три правила: 1) Два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником  можно соединять только через  кружок; 2) линия нашего узора должна идти только вперед; 3) каждое новое  соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда  она будет непрерывной и в  узоре не получится промежутков. Посмотрите на листочке, как можно  соединять треугольники и квадраты" (внимание детей обращается на образец, дается его анализ).

Затем проверяющий говорит: "Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два  квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с  квадратом".

Проверяющий следит за тем, как каждый ребенок выполняет задание, и  в случае надобности исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем  он ошибся. В процессе обучения дети производят четыре соединения.

Далее следует первая серия. Проверяющий  говорит: "Теперь мы будем рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно  слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок, что линия узора  должна идти все время вперед и  быть перерывной, то есть начинать надо с той фигурки, на которой кончилась  линия. Если ошибетесь, то не исправляйте  ошибку, а начинайте со следующей  фигурки".

Диктант для первой серии: "Соедините  треугольник с квадратом, квадрат  с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два  квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два  квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом".

Диктовать следует медленно, так, чтобы  все дети успевали прочертить очередное  соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, так как некоторых  детей это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений.

После того, как дети закончили  работу, следует вторая серия, а затем  третья. Серии отличаются друг от друга  только характером воспроизводимого под  диктовку узора. Правила выполнения работы остаются те же.

Диктант для второй серии: "Соедините  квадрат с треугольником, два  треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником, два  треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник  с квадратом, два квадрата и квадрат  с треугольником".

Диктант для третьей серии: "Соедините  два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с  квадратом, два квадрата, квадрат  с треугольником, треугольник с  квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с  квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника".

Никакой помощи детям во время выполнения задания проверяющий не оказывает. После окончания работы всеми  детьми тетради собираются.

Оценка результатов.

Каждое правильное соединение засчитывается  за 2 очка.

Штрафные очки (по 1) начисляются:

1) За лишние соединения, не предусмотренные  диктантом (кроме находящихся  в начале и в конце узора,  то есть предваряющих диктант  и следующих за ним); 2) за "разрывы"  – пропуски "зон" соединения  – между правильными соединениями.

Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, так как  их наличие автоматически снижает  количество начисляемых очков.

Максимально возможное количество очков в каждой серии – 24. Максимально  возможное количество очков за выполнение всего задания – 72.

При сверке работы с ключом следует  иметь в виду возможность ошибок в выполнении задания, возврат к  успешному выполнению, который, однако, трудно обнаружить из-за вызванного ошибкой  нарушения соответствия последовательности элементов выводимого ребенком узора  ключу. Сомнения в таких случаях  следует разрешать в пользу ребенка.

Штрафные очки не начисляются за разрывы между ошибочными соединениями или соединениями, одно из которых  ошибочно, а другое правильное.

Описание эксперимента.

Для подтверждения гипотезы о том, что предлагаемая методика соответствует  цели и действительно направлена на формирование психологической готовности к школьному обучению, был проведен следующий эксперимент.

Выборка состояла из двух групп детей  старшего дошкольного возраста. Эксперимент  проводился в двух подготовительных к школе группах детского сада N338 Октябрьского района г. Самары. Контрольная  группа состояла из 26 старших дошкольников, экспериментальная – из 27.

Первоначально в обеих группах  с помощью описанных выше методик "Да и нет не говорите" и "Узор" были определены уровни развития произвольно-контекстной  формы общения и степень овладения  обобщенным способом действования.

Затем в экспериментальной группе был поставлен формирующий эксперимент, который заключался в том, что  с детьми проводились предлагаемые выше игры и упражнения с целью  формирования психологической готовности к школьному обучению.

Формирующий эксперимент длился 3 месяца. Игры проводились по 30-40 минут  ежедневно. В заключение было проведено  тестирование теми же методиками. Полученные результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты начального и  конечного тестирования старших  дошкольников по методикам "Да и  нет не говорите" и "Узор".

Контрольная группа

NN пп.

"Узор" (max 72)

"Да  и нет" (max 20)

Имя, ф.

Возраст

Начальный

Конечный

Начальный

Конечный

1

2

3

4

5

6

7

1.

Саша Л.

6л 6м

65

66

18

18

2.

Миша Р.

6л 8м

53

50

15

16

3.

Никита Р.

6л 8м

48

50

12

12

4

Кирилл Р.

6л 8м

66

68

15

16

5.

Миша К.

6л 11м

68

68

10

11

6.

Дима Ч.

65

66

10

10

7.

Настя К.

50

48

18

19

8.

Настя С.

7л Зм

70

72

17

18

9.

Яна Ч.

7л 2м

68

70

15

14

10.

Алеша С.

5л 7м

16

14

12

12

11.

Даша Г.

6л11м

31

32

14

15

12.

Саша В.

6л 2м

6

4

15

15

13.

Ваня О.

7л 6м

58

60

11

10

14.

Сережа А.

5л 11м

40

41

11

9

15.

Катя В.

7л  3м

42

40

16

17

16.

Аня С.

72

72

18

18

17.

Коля З.

7л  2м

59

58

16

16

18.

Андрей К.

6л  8м

64

66

17

18

19.

Саша Б.

52

54

15

15

20.

Лариса Д.

6л  2м

48

48

13

13

21.

Коля А.

6л  10м

61

64

16

17

22.

Дима В.

7л  1м

68

72

18

18

23.

Юля С.

6л  6м

70

72

18

18

24.

Таня Р.

6л  9м

62

60

12

13

25.

Даша У.

7л  1м

40

42

10

11

26.

Игорь М.

6л  11м

70

72

19

20


Таблица 2.

Результаты начального и конечного  тестирования старших дошкольников по методикам "Да и нет не говорите" и "Узор".

Экспериментальная группа

NN пп.

Имя, ф.

Возраст

"Узор" (max 72)

"Да  и нет" (max 20)

Начальный

Конечный

Начальный

Конечный

1

2

3

4

5

6

7

1.

Света Л.

6л 6м

2

5

12

15

2.

2.Аня Н.

6л 3м

0

12

20

6

3.

Лена П.

6л 10м

10

14

3

5

4

Таня Ф.

6л 9м

0

6

3

20

5.

Аня Л.

6л 8м

72

72

18

16

6.

Наташа П.

6л 7м

48

72

12

18

7.

Коля Ш.

6л11м

54

60

15

19

8.

Ваня М.

6л 11м

34

48

17

20

9.

Минияр С.

7л 3м

72

72

19

20

10.

Дима Ф.

7л 2м

35

68

20

20

11.

Максим К.

6л 11м

67

72

19

6

12.

Ренат С.

5л 6м

72

72

2

7

13.

Юля К.

6л 8м

58

66

4

12

14.

Рита П.

5л 7м

46

60

12

17

15.

Катя Т.

7л 2м

61

60

17

20

16.

Оля П.

6л 1м

66

72

17

18

17.

Лена Е.

70

72

14

7

18.

Рома Ш.

6л 7м

4

12

3

4

19.

Миша Ш.

6л 6м

6

12

0

20

20.

Ярослав Г.

7л 1м

70

72

20

20

21.

Катя Д.

72

72

20

5

22.

Света К.

6л 7м

8

14

2

19

23.

Таня К.

6л 10м

66

72

16

20

24.

Алеша И.

72

72

20

18

25.

Ира К.

7л 1м

64

72

16

20

26.

Леня С.

6л 8м

66

70

18

15

27

Костя Д.

6л 6м

42

50

12

 

Информация о работе Подготовка детей к школе на основе игр