Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад
Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.
Примечание. 1. Разделы "Подготовка руки к письму " и "Познавательное чтение", вынесенные на вечер, могут чередоваться с любом из разделов, которые ведет специалист, т. е. "Изобразительное искусство", "Развитие музыкальности", "Физическая культура" (в зависимости от условий и кадров данного ДОУ). 2. Дополнительные разделы "Выразительное движение", "Художественное конструирование", "Режиссерская игра" выбираются по усмотрению каждого ДОУ. Считается возможным проведение занятий по "Развитию элементов логического мышления", "Ознакомлению с пространственными отношениями", "Конструированию" 3 раза в месяц (вместо 4-х), проведение занятий по "Развитию элементарных математических представлений" 6 раз в месяц (вместо 8-ми раз), что высвобождает 6 занятий в месяц для выбранных факультативов.
Ознакомление с
Последний год работы с детьми по данному разделу связан с закреплением представлений об ориентировке в пространстве.
Завершается работа освоением ориентировки
в плане, схеме родного города
– дети должны уметь отыскивать
основные магистрали города, его центра,
расположение своего детского сада, место
собственного дома, некоторых
Для освоения программы достаточно 25-30 занятий за год.
Если не сразу осваивается программное содержание занятия, то его необходимо повторить с группой детей или индивидуально.
Для работы с детьми необходимо иметь
листы бумаги разного формата, тетради
(или отдельные листы) в крупную
клетку, карандаши, ластики для каждого
ребенка, различные предметы для
измерения расстояний (линейки, бруски,
рейки), большую грифельную доску, мел,
несколько наборов карточек с
крупно нарисованными цифрами (от 1
до 10). Необходимо заранее подготовить
планы, изображающие отдельные основные
помещения детского сада, общие поэтажные
планы детскрго сада, схемы родного
города и пригорода; желательно серии
открыток с изображениями
Развитие элементов
В подготовительной группе дети продолжают осваивать сложные отношения, существующие между понятиями разной степени обобщенности. Занятия включают два направления. [Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1998. – С. 20.]
Первое направление связано с освоением детьми новой формы модели классификационных отношений между понятиями – в виде "древа", позволяющего наглядно представить родо-видовую иерархию понятий. Этот тип модели служит опорой в установлении отношений между понятиями по уровню обобщенности.
Новая форма модели классификационных
отношений в виде "древа" имеет
ряд структурных особенностей: родовое
понятие изображается верхней точкой,
видовые понятия-точками, расположенными
ниже. Связи между понятиями
Человек
Женщина Мужчина
Освоение моделирования в форме "древа" начинается с опорой на модель тех же отношений в форме кругов и разворачивается в той же последовательности, с теми же линиями усложнения, что и в старшей группе.
Сочетание в опыте детей разных форм моделирования отношений между понятиями обеспечивает развитие наиболее обобщенных представлений ребенка о понятийных отношениях.
Второе направление связано с работой над содержаниями понятий. Дети учатся выделять разные признаки объектов, выбирая их в качестве основания классификации; находить существенные признаки, составляющие содержание понятий; использовать существенные признаки объекта для выяснения категории, к которой он относится и т. д.
Таблица 2. Типы задач по развитию умственных способностей в процессе ознакомления с логическими отношениями.
Развивающие задачи |
Средства решения задач |
Материал |
Действия детей |
Освоение действий замещения понятий |
Модель в форме "древа" |
Реальные объекты или картинки с их изображением |
Дети группируют объекты или картинки с их изображением по заданному признаку и соотносят полученные группы объектов с наглядной моделью |
Освоение действий по использованию наглядных моделей (на наглядном или словесном материале) |
Модель в форме "древа" и условные обозначения понятий |
Картинки с изображением объектов или слова, обозначающие понятия |
Дети достраивают модель, расставляют условные обозначения, отвечают на вопросы воспитателя, сравнивая понятия по объему |
Освоение действий по построению наглядной модели понятийных отношений |
Модель в форме "древа" и карточки с условными обозначениями понятий |
Картинки с изображением объектов или набор слов, обозначающих понятия |
Дети самостоятельно проводят классификацию картинок (если задание на наглядном материале), строят модель и расставляют условные обозначения |
Развитие элементарных математических представлений
Программа развития элементарных математических
представлений у детей
В подготовительной группе для развития
познавательных способностей и математических
представлений детям
Развитие представлений о
Обучение начинается с повторения ряда заданий, предлагавшихся детям старшей группы и являвшихся наиболее трудными. Это задания на установление количественных отношений при помощи графических моделей в виде линии с нулевой отметкой и стрелкой, показывающей направление увеличения, в результате чего у детей возникает представление о числе как отношении измеряемого к мере.
Для совершенствования
Для развития представлений о составе чисел (от 3 до 10) из двух меньших используются как предметные, так и графические модели в виде различных предметных (геометрические фигуры, фишки) или графических (знаки "минус", "плюс", галочки, волнистые линии, любые геометрические фигуры и пр.) значков двух видов.
Обучение решению
Использование в обучении различных
наглядных моделей, с одной стороны,
дает возможность сделать
Первоначальные основы грамоты
В подготовительной группе завершается
работа по овладению детьми основами
грамоты. Программа этого года (как
и предыдущих лет) построена с
учетом избирательной восприимчивости
детей дошкольного возраста к
разным сторонам процесса обучения их
грамоте. Дети 6-ти лет способны овладеть
уже более широкой
Первое – развитие способности
ориентироваться в звуковой действительности
нашего языка. Дети б-ти лет, владея умственным
действием звукового анализа
и качественной характеристикой
звуков, свободно оперируют условно-
Второе – введение детей в знаковую систему языка: дети узнают буквы русского алфавита, овладевают механизмом позиционного чтения, впоследствии послоговым и слитным чтением, составляют слова и предложения из букв разрезной азбуки, знакомятся с некоторыми грамматическими правилами. [Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999. – С. 23.]
Третье – подготовка руки к письму: дети осваивают пишущий инструмент и овладевают некоторыми графическими умениями (обведение предмета по контуру, штриховка предмета внутри контура, копирование рисунка, дорисовывание фигуры, освоение основных элементов письменных букв, работа в рабочей строке, конструирование букв из общих элементов по аналогии, инструкции, памяти).
Обучение начинается с повторения
программных задач старшей
Дети знакомятся со всеми гласными
буквами попарно: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы,
И и их употреблением после
твердых и мягких согласных звуков
(после твердых согласных
С этого момента дети учатся работать со смешанными моделями слов (твердые и мягкие согласные обозначаются соответственно синими и зелеными фишками, а гласные звуки – гласными буквами красного цвета). Это в свою очередь создает у детей ориентировку на гласную букву, так необходимую для формирования механизма позиционного чтения в русском языке (чтение прямого слога, связанное с наличием твердых и мягких согласных).
Далее у детей непосредственно осваивают действие изменение слов, заменяя только гласную букву (лак-лук-люк). На этом этапе дети временно возвращаются к фишкам серого цвета для обозначения согласных звуков. Смысл этого действия заключается в том, чтобы сформировать механизм чтения до знакомства с согласными буквами, тем самым избежать пресловутые "муки слияния", т. е. побуквенность чтения.
Расширение диапазона работы в звуковой стороне речи происходит за счет введения новой задачи: дети учатся подбирать слова к заданной звуковой модели (сначала 3-х, затем 4-х и 5-ти звуковой). Эта задача решается на протяжении всего года и является ярким показателем ориентировки в звуковой действительности языка. Усложненным вариантом работы с моделью является игра-загадка по модели, когда дети с помощью логически построенных вопросов и соотнесения со звуковой конструкцией слова, представленного моделью из разноцветных фишек, отгадывают загаданное воспитателем или ребенком слово.
Далее дети знакомятся со знаковой системой языка: со всеми согласными буквами (М, Н, Р, Л, Г, К, 3 и др.), обозначающими, как правило, пару звуков – эм-м, мь; пэ – п, пь и т. д.). Кроме того, дети узнают Ъ и Ь знаки и возможность их употребления.
В это время у дети овладевают первоначальным навыком слогового чтения с помощью пособия "окошечки".
Детям можно предложить для чтения тексты, включающие материал разной степени сложности (слоги, слова, предложения, рассказы, пословицы и т. д.). Для понимания прочитанного проводится специальная работа над текстом и его пересказ. К концу учебного года у дети подходят уже к плавному слоговому и слитному чтению.
В контексте работы в области
знаковой системы языка дети знакомятся
с предложением, учатся делить его
на слова, графически изображать его
на доске; составлять предложение из
букв разрезной азбуки. Дети работают
с предложениями, состоящими из 3-5 слов,
включающих предлоги и союзы, знакомятся
с правилами написания
Наиболее характерные
В работе со смешанными моделями у
детей появляется необходимость
практически применять