Подготовка детей к школе на основе игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

Файлы: 1 файл

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИГР.docx

— 184.99 Кб (Скачать файл)

Примечание. 1. Разделы "Подготовка руки к письму " и "Познавательное чтение", вынесенные на вечер, могут  чередоваться с любом из разделов, которые ведет специалист, т. е. "Изобразительное  искусство", "Развитие музыкальности", "Физическая культура" (в зависимости  от условий и кадров данного ДОУ). 2. Дополнительные разделы "Выразительное  движение", "Художественное конструирование", "Режиссерская игра" выбираются по усмотрению каждого ДОУ. Считается  возможным проведение занятий по "Развитию элементов логического  мышления", "Ознакомлению с пространственными  отношениями", "Конструированию" 3 раза в месяц (вместо 4-х), проведение занятий по "Развитию элементарных математических представлений" 6 раз  в месяц (вместо 8-ми раз), что высвобождает 6 занятий в месяц для выбранных  факультативов.

Ознакомление с пространственными  отношениями.

Последний год работы с детьми по данному разделу связан с закреплением представлений об ориентировке в  пространстве.

Завершается работа освоением ориентировки в плане, схеме родного города – дети должны уметь отыскивать основные магистрали города, его центра, расположение своего детского сада, место  собственного дома, некоторых достопримечательностей города.

Для освоения программы достаточно 25-30 занятий за год.

Если не сразу осваивается программное  содержание занятия, то его необходимо повторить с группой детей  или индивидуально.

Для работы с детьми необходимо иметь  листы бумаги разного формата, тетради (или отдельные листы) в крупную  клетку, карандаши, ластики для каждого  ребенка, различные предметы для  измерения расстояний (линейки, бруски, рейки), большую грифельную доску, мел, несколько наборов карточек с  крупно нарисованными цифрами (от 1 до 10). Необходимо заранее подготовить  планы, изображающие отдельные основные помещения детского сада, общие поэтажные  планы детскрго сада, схемы родного  города и пригорода; желательно серии  открыток с изображениями достопримечательностей города.

Развитие элементов логического  мышления.

В подготовительной группе дети продолжают осваивать сложные отношения, существующие между понятиями разной степени  обобщенности. Занятия включают два  направления. [Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. –  М., 1998. – С. 20.]

Первое направление связано  с освоением детьми новой формы  модели классификационных отношений  между понятиями – в виде "древа", позволяющего наглядно представить  родо-видовую иерархию понятий. Этот тип модели служит опорой в установлении отношений между понятиями по уровню обобщенности.

Новая форма модели классификационных  отношений в виде "древа" имеет  ряд структурных особенностей: родовое  понятие изображается верхней точкой, видовые понятия-точками, расположенными ниже. Связи между понятиями отображаются линиями, соединяющими точки, обозначающие родовое и видовые понятия. Например, древо для понятий "человек" (родовое), "мужчина" и "женщина" (видовые) будет выглядеть так:

Человек

Женщина Мужчина

Освоение моделирования в форме "древа" начинается с опорой на модель тех же отношений в форме  кругов и разворачивается в той  же последовательности, с теми же линиями  усложнения, что и в старшей  группе.

Сочетание в опыте детей разных форм моделирования отношений между  понятиями обеспечивает развитие наиболее обобщенных представлений ребенка  о понятийных отношениях.

Второе направление связано  с работой над содержаниями понятий. Дети учатся выделять разные признаки объектов, выбирая их в качестве основания классификации; находить существенные признаки, составляющие содержание понятий; использовать существенные признаки объекта для выяснения  категории, к которой он относится  и т. д.

Таблица 2. Типы задач по развитию умственных способностей в процессе ознакомления с логическими отношениями.

Развивающие задачи

Средства  решения задач

Материал

Действия  детей

Освоение  действий замещения понятий

Модель в форме "древа"

Реальные объекты или картинки с их изображением

Дети группируют объекты или  картинки с их изображением по заданному  признаку и соотносят полученные группы объектов с наглядной моделью

Освоение  действий по использованию наглядных  моделей (на наглядном или словесном  материале)

Модель в форме "древа" и  условные обозначения понятий

Картинки с

изображением объектов или слова, обозначающие понятия

Дети достраивают модель, расставляют  условные обозначения, отвечают на вопросы  воспитателя, сравнивая понятия  по объему

Освоение  действий по построению наглядной модели понятийных отношений

Модель в форме "древа" и  карточки с условными обозначениями  понятий

Картинки с изображением объектов или набор слов, обозначающих понятия

Дети самостоятельно проводят классификацию  картинок (если задание на наглядном  материале), строят модель и расставляют  условные обозначения


 

 

Развитие элементарных математических представлений

Программа развития элементарных математических представлений у детей подготовительной группы основывается на представлениях детей, сформированных в средней  и старшей группах.

В подготовительной группе для развития познавательных способностей и математических представлений детям предлагаются задания на выделение и установление различных видов математических отношений. Это количественные отношения, отношения между величинами и  элементами множества, приводящие к  определенному пониманию числа, отношения между числами числового  ряда (от 0 до 20), отношения, возникающие  между числами при составлении  числа из двух меньших, временные  отношения, математические и логико-грамматические отношения, выступающие при решении  арифметических задач.

Развитие представлений о количественных отношениях, о числе, о числовом ряде, временных представлений, а также  обучение детей решению арифметических задач происходит на основе построения и использования детьми наглядных  моделей.

Обучение начинается с повторения ряда заданий, предлагавшихся детям  старшей группы и являвшихся наиболее трудными. Это задания на установление количественных отношений при помощи графических моделей в виде линии  с нулевой отметкой и стрелкой, показывающей направление увеличения, в результате чего у детей возникает  представление о числе как  отношении измеряемого к мере.

Для совершенствования представлений  детей о числовом ряде в пределах десяти используются модели в виде кругов или разветвляющихся отрезков в более усложненном по сравнению  со старшей группой варианте: круги  задаются в форме пересечений, отрезки  предлагаются с двумя и более  разветвлениями.

Для развития представлений о составе  чисел (от 3 до 10) из двух меньших используются как предметные, так и графические  модели в виде различных предметных (геометрические фигуры, фишки) или  графических (знаки "минус", "плюс", галочки, волнистые линии, любые  геометрические фигуры и пр.) значков  двух видов.

Обучение решению арифметических задач проводится с использованием моделей "часть-целое" в виде прямоугольников  двух размеров. В качестве частей в  зависимости от условий выступают  слагаемые или вычитаемое и разность, в качестве целого – сумма или  уменьшаемое (этот тип моделей предложен  для обучения детей решению арифметических задач Н. И. Непомнящей). [Лэндрет  Г. Л. Игровая терапия: искусство  отношений. – М., 1998. – С. 119.]

Использование в обучении различных  наглядных моделей, с одной стороны, дает возможность сделать представления  детей обобщенными, т. е. позволяет  применять их не только в тех ситуациях, которые создавались в обучении, но и для решения более широкого круга математических задач. С другой стороны, учит выделять существенные для  каждой познавательной задачи признаки, устанавливать между ними различные  отношения, т. е. развивает умственные способности детей.

Первоначальные основы грамоты

В подготовительной группе завершается  работа по овладению детьми основами грамоты. Программа этого года (как  и предыдущих лет) построена с  учетом избирательной восприимчивости  детей дошкольного возраста к  разным сторонам процесса обучения их грамоте. Дети 6-ти лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой  в фонетической стороне нашей  речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности, испытывая  интерес к узнаванию все новых  букв и тягу к чтению; владеют  пишущим инструментом и могут  перейти к написанию основных элементов букв. Вследствие чего работа с детьми проходит в трех направлениях: в развитии фонетической, знаковой сторон языка и в плане подготовки руки ребенка к письму. [Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной  школе. – М., 1998. – С. 80.]

Первое – развитие способности  ориентироваться в звуковой действительности нашего языка. Дети б-ти лет, владея умственным действием звукового анализа  и качественной характеристикой  звуков, свободно оперируют условно-символическими моделями: составляют их из цветных  фишек-заместителей, соответствующих  обозначений (гласный ударный –  красная фишка дополнительно  с черной и безударный – просто красная фишка, согласный твердый  – синяя и мягкий – зеленая), подбирают по заданным моделям различной  звуковой конструкции трех-, четырех- и пятизвуковые подходящие слова. Они  также знакомятся с анализом предложения, состоящих из 3-5 слов и его графическим  моделированием.

Второе – введение детей в  знаковую систему языка: дети узнают буквы русского алфавита, овладевают механизмом позиционного чтения, впоследствии послоговым и слитным чтением, составляют слова и предложения из букв разрезной  азбуки, знакомятся с некоторыми грамматическими  правилами. [Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999. – С. 23.]

Третье – подготовка руки к письму: дети осваивают пишущий инструмент и овладевают некоторыми графическими умениями (обведение предмета по контуру, штриховка предмета внутри контура, копирование рисунка, дорисовывание  фигуры, освоение основных элементов  письменных букв, работа в рабочей  строке, конструирование букв из общих  элементов по аналогии, инструкции, памяти).

Обучение начинается с повторения программных задач старшей группы (умение проводить звуковой анализ слов; называние слов с заданным звуком; различение гласных и согласных  звуков, твердых и мягких согласных; вычленение словесного ударения; различение ударных и безударных гласных).

Дети знакомятся со всеми гласными буквами попарно: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы, И и их употреблением после  твердых и мягких согласных звуков (после твердых согласных пишутся  буквы: а, о, у, э, ы, после мягких –  я, ю, е, ё, и). Модель гласного звука (красная  фишка) заменяется гласной буквой красного цвета. Дети также узнают йотированную функцию гласные буквы: Я, Е, Ё, Ю, которые несут в себе два звука (когда в слове слышатся рядом  два звука "и" и-"а", то пишется  буква "я" и т. п.). Кроме того, дети узнают, что правила есть заглавные  и строчные буквы (на примере своих  имен: Аня, Оля, Яша, Юра и т. д.).

С этого момента дети учатся работать со смешанными моделями слов (твердые  и мягкие согласные обозначаются соответственно синими и зелеными фишками, а гласные звуки – гласными буквами красного цвета). Это в  свою очередь создает у детей  ориентировку на гласную букву, так  необходимую для формирования механизма  позиционного чтения в русском языке (чтение прямого слога, связанное  с наличием твердых и мягких согласных).

Далее у детей непосредственно  осваивают действие изменение слов, заменяя только гласную букву (лак-лук-люк). На этом этапе дети временно возвращаются к фишкам серого цвета для обозначения  согласных звуков. Смысл этого  действия заключается в том, чтобы  сформировать механизм чтения до знакомства с согласными буквами, тем самым  избежать пресловутые "муки слияния", т. е. побуквенность чтения.

Расширение диапазона работы в  звуковой стороне речи происходит за счет введения новой задачи: дети учатся подбирать слова к заданной звуковой модели (сначала 3-х, затем 4-х и 5-ти звуковой). Эта задача решается на протяжении всего года и является ярким показателем  ориентировки в звуковой действительности языка. Усложненным вариантом работы с моделью является игра-загадка  по модели, когда дети с помощью  логически построенных вопросов и соотнесения со звуковой конструкцией слова, представленного моделью  из разноцветных фишек, отгадывают загаданное воспитателем или ребенком слово.

Далее дети знакомятся со знаковой системой языка: со всеми согласными буквами (М, Н, Р, Л, Г, К, 3 и др.), обозначающими, как правило, пару звуков – эм-м, мь; пэ – п, пь и т. д.). Кроме того, дети узнают Ъ и Ь знаки и  возможность их употребления.

В это время у дети овладевают первоначальным навыком слогового  чтения с помощью пособия "окошечки".

Детям можно предложить для чтения тексты, включающие материал разной степени  сложности (слоги, слова, предложения, рассказы, пословицы и т. д.). Для  понимания прочитанного проводится специальная работа над текстом  и его пересказ. К концу учебного года у дети подходят уже к плавному слоговому и слитному чтению.

В контексте работы в области  знаковой системы языка дети знакомятся с предложением, учатся делить его  на слова, графически изображать его  на доске; составлять предложение из букв разрезной азбуки. Дети работают с предложениями, состоящими из 3-5 слов, включающих предлоги и союзы, знакомятся с правилами написания предложений.

Наиболее характерные трудности  в овладении материалом по грамоте  проявляются у детей 6-ти лет в  следующих случаях.

В работе со смешанными моделями у  детей появляется необходимость  практически применять грамматические правила написания гласных букв после согласных звуков. Так, в  слове "мяч" после мягкого согласного звука слышится звук "а", а пишется  буква "я" и т. п. Некоторые дети подчас, зная правило, не употребляют  его, забывают. При напоминании: "Не забыл ли ты наш секрет?" или "После  мягкого согласного слышится..., а  пишется... ?" – ребенок сразу  исправляет ошибку. Таким образом, у  детей этого возраста постепенно развивается осознанность и произвольность в своих действиях в этой области.

Информация о работе Подготовка детей к школе на основе игр