Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад
Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.
Во время обучения чтению воспитатели, как правило, уделяют внимание плохо читающим детям и хорошо читающим. А "среднее звено" детей как бы выпадает из поля зрения педагога. Поэтому в практике основное правило заключается о том, чтобы почитал каждый ребенок, несмотря на те незначительные минуты, которые отводятся на чтение, и то, каким способом чтения владеет ребенок (слоговым, целым словом, беглым, побуквенным). Воспитатель обязательно внимателен ко всем читающим. Здесь уместно просить родителей, чтобы дети каждый день читали дома от 5-ти до 20-ти минут.
Курс обучения, включающий первые два раздела (звуковой и знаковый) состоит из 60 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю длительностью 30-35 минут.
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.
В процессе занятий по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе продолжается работа по тем же основным направлениям, что и в старшей группе.
Первое направление: ознакомление детей с художественной литературой. Так же, как и в старшей группе, произведения подобраны таким образом, что они знакомят детей с разными сторонами действительности: произведениями культуры, явлениями живой и неживой природы, миром человеческих отношений, миром собственных переживаний. Предлагаемая литература расположена по усложнению содержания, с одной стороны, и по некоторому соответствию содержания временам года, с другой. Эта работа, в основном, проводится в свободное от занятий время во вторую половину дня. Одна из основных линий этой работы – развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы.
Литература подбирается по хрестоматиям и книгам, адресованным детям дошкольного возраста. Естественно, что для детей подготовительной группы рекомендуются более сложные произведения, чем для детей старшей группы. Однако вполне допустимо повторение произведений, прочитанных в старшей группе, их обыгрывание и обсуждение. Часть произведений может быть рекомендована для чтения дома. Список литературы, рекомендованной для чтения и обсуждения, приведен в конце данного раздела.
Второе направление: освоение средств
литературно-речевой
По этому направлению в
- Ознакомление детей со
В подготовительной группе продолжается и углубляется работа по ознакомлению детей со всеми указанными средствами художественной выразительности. Работа проводится в форме специальных игр и упражнений или ответов на вопросы (как часть занятия).
- Развитие у детей связной
речи. Детям подготовительной группы,
как и детям старшей группы,
предлагаются вопросы по
В этот же раздел работы включается проведение с детьми бесед на интересующие их темы, свободное обсуждение событий, происходящих дома и в детском саду.
- Развитие у детей
Третье направление: развитие умственных
способностей на материале ознакомления
с детской художественной литературой.
Сюда входят задания, направленные на
развитие мышления и воображения
детей. Эти задания могут быть
сгруппированы следующим
- Развитие у детей возможностей
самостоятельно строить и
- Развитие умения строить и
использовать пространственные
модели при планировании и
проведении игр-драматизаций. В подготовительной
группе от планирования игры
с опорой на заместители дети
переходят к планированию в
умственном плане и
- Развитие способности к
- Развитие способности к
В основном, все задания на воображение в подготовительной группе направлены на развитие у детей способности свободно комбинировать образы отдельных объектов и целостных сюжетов без опоры на какие бы то ни было вспомогательные средства (картинки, игрушки, заместители предметов, модели). Предполагается, что по окончании занятий дети будут сочинять достаточно оригинальные истории и сказки на любую тему с описанием деталей, опираясь только на собственные образы воображения.
- Развитие понимания
- Развитие умения обозначать
свое отношение к персонажам
сказок и историй. В
Работу по третьему направлению можно представить следующим образом.
Большинство занятий в подготовительной группе, как и в старшей, проводится по подгруппам. Используются самые разные формы организации детей: слушание сидя, работа за столиками, перемещения по комнате в ходе игр-драматизаций и выполнения игровых упражнений, участие в настольных и подвижных развивающих играх.
В подготовительной группе, как и в старшей, желательно проведение сюжетно связанных занятий, когда несколько занятий объединяются одной сказочной ситуацией. Эта ситуация может задаваться введением в занятия постоянных сказочных персонажей и сказочных предметов.
Игровые сюжеты программы.
Воспитатель обеспечивает условия
для разнообразной игровой
Способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
Поощряет свойственное детям этого возраста стремление смастерить своими руками недостающие для игры предметы.
Основное внимание воспитатель уделяет формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнерами, придумывать новые правила игры и соблюдать соглашение относительно принятых совместно правил в процессе игры.
Педагог имеет в виду, что игра в старшем дошкольном возрасте представляет собой форму организации жизни детского сообщества. Поэтому воспитатель внимателен к отношениям, складывающимися между детьми в игре; способствует укреплению детских игровых объединений.
1 Воспитатель ориентирует детей
на сотрудничество и
Развивает умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникающие в игре конфликты, использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).
Сюжетная игра.
Главной задачей педагога является
формирование у детей умений строить
новые разнообразные сюжеты игры,
согласовывать творческие индивидуальные
игровые замыслы с партнерами-
Для решения этой задачи целесообразно организовывать с небольшими подгруппами детей (2-4 человека) совместную игру-придумывание, которая развертывается в речевом плане, освобождает участников от необходимости осуществлять предметно-игровые и ролевые действия, что позволяет сделать комбинирование разнообразных событий центром внимания детей.
Воспитатель, участвуя в такой игре
как партнер детей, демонстрирует
возможность соединения в новом
сюжете (в истории о ком-то или
о чем-то, которую предлагается придумать
всем сообща) разнообразных знаний,
получаемых детьми при восприятии окружающего,
из литературных произведений и сказок,
при просмотре детских
Творческому развертыванию детьми нового сюжета также способствует ролевая игра на основе соединения в ней персонажей (ролей) из совершенно разных смысловых сфер (например, Буратино и космонавт, Баба-Яга и продавец, учитель и пожарник и т. п.); воспитатель является инициатором и участником такой игры.
Воспитатель использует еще одну форму
активизации, оживления детского воображения:
организацию подготовительного
периода самостоятельной игры детей,
где все будущие участники
высказывают свои предложения относительно
развертывания выбранной для
игры темы. Обсудив с детьми различные
возможные варианты сюжета будущей
игры, воспитатель предоставляет
детям возможность
Воспитатель поощряет самостоятельную
сюжетную игру детей во всех ее формах,
создает условия для игры с
настольными игрушечными
Поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок и литературных произведений.
Организует с небольшими подгруппами
детей игру-драматизацию по готовым
сюжетам в виде короткого спектакля
для младших детей или
Игра с правилами.
Игра с правилами у детей 7-го года жизни занимает не меньшее место, чем сюжетная игра. Воспитатель использует игру с правилами для развития у детей нормативной регуляции поведения, активности, стремления к достижению успеха, самоутверждению через результаты в игре.
При организации игры наиболее важной задачей является активизация состязательных отношений между партнерами при достижении конечного результата-выигрыша.
Организуя с детьми игры с правилами
и включаясь в них как