Подготовка детей к школе на основе игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

Файлы: 1 файл

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИГР.docx

— 184.99 Кб (Скачать файл)

Во время обучения чтению воспитатели, как правило, уделяют внимание плохо  читающим детям и хорошо читающим. А "среднее звено" детей как  бы выпадает из поля зрения педагога. Поэтому  в практике основное правило заключается  о том, чтобы почитал каждый ребенок, несмотря на те незначительные минуты, которые отводятся на чтение, и  то, каким способом чтения владеет  ребенок (слоговым, целым словом, беглым, побуквенным). Воспитатель обязательно  внимателен ко всем читающим. Здесь  уместно просить родителей, чтобы  дети каждый день читали дома от 5-ти до 20-ти минут.

Курс обучения, включающий первые два раздела (звуковой и знаковый) состоит из 60 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю длительностью 30-35 минут.

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.

В процессе занятий по ознакомлению с художественной литературой и  развитию речи в подготовительной группе продолжается работа по тем же основным направлениям, что и в старшей  группе.

Первое направление: ознакомление детей с художественной литературой. Так же, как и в старшей группе, произведения подобраны таким образом, что они знакомят детей с разными  сторонами действительности: произведениями культуры, явлениями живой и неживой  природы, миром человеческих отношений, миром собственных переживаний. Предлагаемая литература расположена  по усложнению содержания, с одной  стороны, и по некоторому соответствию содержания временам года, с другой. Эта работа, в основном, проводится в свободное от занятий время  во вторую половину дня. Одна из основных линий этой работы – развитие эмоциональной  отзывчивости на произведения детской  литературы.

Литература подбирается по хрестоматиям и книгам, адресованным детям дошкольного  возраста. Естественно, что для детей  подготовительной группы рекомендуются  более сложные произведения, чем  для детей старшей группы. Однако вполне допустимо повторение произведений, прочитанных в старшей группе, их обыгрывание и обсуждение. Часть  произведений может быть рекомендована  для чтения дома. Список литературы, рекомендованной для чтения и  обсуждения, приведен в конце данного  раздела.

Второе направление: освоение средств  литературно-речевой деятельности. Сюда, как и в старшей группе, включается ознакомление детей со средствами художественной выразительности; овладение  лексической и грамматической культурой; развитие связной и выразительной  речи. [Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1998. –  С. 75.]

По этому направлению в подготовительной группе осуществляется следующая работа.

- Ознакомление детей со средствами  художественной выразительности.  В старшей группе с детьми  уже проводилась специальная  работа по развитию умения  использовать в своей речи  эпитеты, обозначающие как наглядные  (цвет, форма, величина, материал), так  и ненаглядные (грустный, веселый,  добрый) свойства объектов. Кроме  того, с детьми проводилась работа  по ознакомлению их со сравнениями,  синонимами и антонимами.

В подготовительной группе продолжается и углубляется работа по ознакомлению детей со всеми указанными средствами художественной выразительности. Работа проводится в форме специальных  игр и упражнений или ответов  на вопросы (как часть занятия).

- Развитие у детей связной  речи. Детям подготовительной группы, как и детям старшей группы, предлагаются вопросы по содержанию  прочитанных произведений, по описанию  картинок, игрушек, представляемых  событий и предметов, по пересказу  прочитанного, по придумыванию новых  эпизодов знакомых сказок и  сочинению собственных. Все эти  типы заданий усложняются и  основной упор делается на  работу по представлению, без  опоры на предметы (картинки, игрушки). Кроме того, в подготовительной  группе детям предлагаются задания  по пересказу и рассказыванию  без вспомогательных вопросов. [Семья  в психологической консультации (Опыт и проблемы психологического  консультирования) / Под ред. Бодалева  А. А., Столина В. В. – М.: Педагогика, 1999. – С. 97.]

В этот же раздел работы включается проведение с детьми бесед на интересующие их темы, свободное обсуждение событий, происходящих дома и в детском  саду.

- Развитие у детей выразительного  чтения и рассказывания. С одной  стороны, это заучивание и выразительное  чтение отдельных эмоционально  насыщенных стихотворений. С другой  стороны, это продолжение занятий  по драматизации произведений  детской художественной литературы, требующих от детей интонационной  и мимической выразительности.  В подготовительной группе детям  даются для драматизации более  сложные произведения, и от них  требуется большая самостоятельность  при организации игр-драматизаций  и исполнении более сложных  индивидуальных ролей.

Третье направление: развитие умственных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Сюда входят задания, направленные на развитие мышления и воображения  детей. Эти задания могут быть сгруппированы следующим образом.

- Развитие у детей возможностей  самостоятельно строить и использовать  пространственные модели при  пересказе. При этом, если в  старшей группе дети выполняли  задания такого типа в процессе  совместной деятельности (составляли  одну общую модель сказки), то  в подготовительной группе эта  работа осуществляется как в  совместной деятельности, так и  индивидуально (каждый ребенок  составляет собственную модель). К концу подготовительной группы  осуществляется переход к планированию  пересказа сказки без помощи  наглядной модели и осуществлению  последовательного пересказа без  опоры на внешние вспомогательные  средства.

- Развитие умения строить и  использовать пространственные  модели при планировании и  проведении игр-драматизаций. В подготовительной  группе от планирования игры  с опорой на заместители дети  переходят к планированию в  умственном плане и самостоятельному  распределению ролей и расстановке  действующих лиц и "декораций"  на игровой площадке.

- Развитие способности к реализации  образов воображения при создании  целостных произведений на основе  использования заместителей предметов  и наглядных моделей-планов. По  сравнению с подобными занятиями  в старшей группе в подготовительной  происходит их усложнение: вводится  большее количество заместителей  и они меняются по своим  параметрам (цвету, форме, величине).

- Развитие способности к реализации  образов воображения при создании  целостных произведений с опорой  на высказывания других детей.  В данный раздел занятий входят  задания на коллективное сочинение  историй, когда каждый ребенок  должен сказать 1-2 предложения,  а воспитатель направляет коллективное  творчество детей. Эти задания  направлены на развитие умения  предвидеть и планировать ход  придумываемой истории.

В основном, все задания на воображение  в подготовительной группе направлены на развитие у детей способности  свободно комбинировать образы отдельных  объектов и целостных сюжетов  без опоры на какие бы то ни было вспомогательные средства (картинки, игрушки, заместители предметов, модели). Предполагается, что по окончании  занятий дети будут сочинять достаточно оригинальные истории и сказки на любую тему с описанием деталей, опираясь только на собственные образы воображения.

- Развитие понимания обобщенного  смысла сказок на основе сопоставления  близких по смыслу, но разных  по сюжету сказок. Дети слушают  две близкие по смыслу сказки, обсуждают их, и в процессе  обсуждения подходят к пониманию  этого обобщенного смысла. [Кряжева  Н. Л. Развитие эмоционального  мира детей. – Ярославль, 1996. –  С. 31.]

- Развитие умения обозначать  свое отношение к персонажам  сказок и историй. В подготовительной  группе освоение символических  средств происходит в процессе  выполнения детьми двух типов  заданий. В заданиях первого  типа дети опираются на символические  средства, заданные взрослым, при  сочинении сказок и историй,  второго – сами придумывают  символы для обозначения своего  отношения к персонажам в заданной  взрослым игровой ситуации. В  подготовительной группе дети  от общей оценки персонажей  как положительных либо отрицательных  переходят к более дифференцированному  обозначению их внутренних, качественных  характеристик при помощи символических  средств.

Работу по третьему направлению  можно представить следующим  образом.

Большинство занятий в подготовительной группе, как и в старшей, проводится по подгруппам. Используются самые  разные формы организации детей: слушание сидя, работа за столиками, перемещения  по комнате в ходе игр-драматизаций и выполнения игровых упражнений, участие в настольных и подвижных  развивающих играх.

В подготовительной группе, как и  в старшей, желательно проведение сюжетно  связанных занятий, когда несколько  занятий объединяются одной сказочной  ситуацией. Эта ситуация может задаваться введением в занятия постоянных сказочных персонажей и сказочных  предметов.

Игровые сюжеты программы.

Воспитатель обеспечивает условия  для разнообразной игровой деятельности детей, свободного выбора ребенком вида игры, соответствующего его интересам.

Способствует развитию у детей  инициативы и самостоятельности  в игре, активности в реализации игровых замыслов.

Поощряет свойственное детям этого  возраста стремление смастерить своими руками недостающие для игры предметы.

Основное внимание воспитатель  уделяет формированию у детей  умений создавать новые разнообразные  сюжеты игры, согласовывать замыслы  с партнерами, придумывать новые  правила игры и соблюдать соглашение относительно принятых совместно правил в процессе игры.

Педагог имеет в виду, что игра в старшем дошкольном возрасте представляет собой форму организации жизни  детского сообщества. Поэтому воспитатель  внимателен к отношениям, складывающимися  между детьми в игре; способствует укреплению детских игровых объединений.

1 Воспитатель ориентирует детей  на сотрудничество и состязание  в совместной деятельности, совершенствует  умения детей регулировать поведение  на основе творческих игровых  замыслов и комплекса игровых  правил.

Развивает умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо  решать возникающие в игре конфликты, использовать для этого нормативные  способы (очередность, разные виды жребия).

Сюжетная игра.

Главной задачей педагога является формирование у детей умений строить  новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с партнерами-сверстниками. [Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1998. –  С. 87.]

Для решения этой задачи целесообразно  организовывать с небольшими подгруппами  детей (2-4 человека) совместную игру-придумывание, которая развертывается в речевом  плане, освобождает участников от необходимости  осуществлять предметно-игровые и  ролевые действия, что позволяет  сделать комбинирование разнообразных  событий центром внимания детей.

Воспитатель, участвуя в такой игре как партнер детей, демонстрирует  возможность соединения в новом  сюжете (в истории о ком-то или  о чем-то, которую предлагается придумать  всем сообща) разнообразных знаний, получаемых детьми при восприятии окружающего, из литературных произведений и сказок, при просмотре детских телевизионных  передач. В совместной игре-придумавании воспитатель поощряет любые предложения  детей, направленные на творческие комбинирование различных событий и персонажей (реалистического, сказочного, фантастического  характера).

Творческому развертыванию детьми нового сюжета также способствует ролевая  игра на основе соединения в ней  персонажей (ролей) из совершенно разных смысловых сфер (например, Буратино и космонавт, Баба-Яга и продавец, учитель и пожарник и т. п.); воспитатель  является инициатором и участником такой игры.

Воспитатель использует еще одну форму  активизации, оживления детского воображения: организацию подготовительного  периода самостоятельной игры детей, где все будущие участники  высказывают свои предложения относительно развертывания выбранной для  игры темы. Обсудив с детьми различные  возможные варианты сюжета будущей  игры, воспитатель предоставляет  детям возможность реализовывать  или комбинировать эти варианты в самостоятельной игре.

Воспитатель поощряет самостоятельную  сюжетную игру детей во всех ее формах, создает условия для игры с  настольными игрушечными персонажами (режиссерской).

Поддерживает интерес детей  к свободной игре-импровизации по мотивам сказок и литературных произведений.

Организует с небольшими подгруппами  детей игру-драматизацию по готовым  сюжетам в виде короткого спектакля  для младших детей или сверстников. Стимулирует участников к использованию  выразительных средств (речи, жестов) при передаче характера исполняемого персонажа. Вместе с детьми воспитатель  готовит простые костюмы и  декорации к спектаклю.

Игра с правилами.

Игра с правилами у детей 7-го года жизни занимает не меньшее место, чем сюжетная игра. Воспитатель использует игру с правилами для развития у детей нормативной регуляции  поведения, активности, стремления к  достижению успеха, самоутверждению  через результаты в игре.

При организации игры наиболее важной задачей является активизация состязательных отношений между партнерами при  достижении конечного результата-выигрыша.

Организуя с детьми игры с правилами  и включаясь в них как участник, воспитатель уделяет особое внимание предварительному соглашению об условиях определения выигравшего. Продолжает формировать умения распределять различные  функции между участниками, подчиняться  нормам справедливого распределения  функций (результаты установления очередности, жребия), взаимно контролировать действия, относиться к правилу как обязательному  для всех участников. Продолжает учить  детей использованию различных  видов жребия (предметный, считалка).

Информация о работе Подготовка детей к школе на основе игр