Подготовка детей к школе на основе игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

Файлы: 1 файл

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИГР.docx

— 184.99 Кб (Скачать файл)

Заключение.

В заключении дипломной работы мною подводятся общие итоги и формулируются  выводы:

1. Проведенный в нашем исследовании  теоретический анализ состояния  проблемы в философской и психолого-педагогической  литературе доказывает возможность  и необходимость использования  игрового общения в образовательном  процессе дошкольного учреждения  с целью повышения степени  развития познавательной готовности  старших дошкольников к обучению.

2. Познавательная готовность к  обучению в школе представляет  собой целостную систему свойств  и качеств личности ребенка,  которая должна обеспечить успешное  освоение будущим школьником  учебно-познавательной деятельности. Данная система включает в  себя мотивационно-потребностный  (уровень познавательного интереса  и познавательной активности), интеллектуально-операционный (степень развития умственных  операций анализа и синтеза,  сравнения и обобщения) и волевой  (сформированность механизма регуляции  поведения и произвольного внимания) компоненты.

3. Постепенное, планомерное развитие  у каждого ребенка выделенных  компонентов познавательной готовности  к школе обеспечивается применением  теоретико-технологического алгоритма  игрового общения, который включает  в себя следующие этапы: 1) нормативно-установочный; 2) исходно-диагностический; 3) прогностический; 4) коррекционно-технологический; 5) промежуточно-диагностический; 6) деятельностно-технологический; 7) итогово-диагностический.

4. Дидактическим условием, обеспечивающим  успешность воспитания познавательной  готовности дошкольников к обучению  является реализация функций  игрового общения в воспитательно-образовательном  процессе дошкольного учреждения (культурологической, системообразующей,  коррекционной, формирующей, информационной).

5. Использование разработанного  теоретико-технологического алгоритма  игрового общения оказало позитивное  влияние на развитие структурных  компонентов познавательной готовности  детей к школе – установлены  статистически достоверные положительные  изменения в показателях всех  исследуемых характеристик.

6. Спланированная на основе данных  предложенной программы воспитательно-образовательная  работа не только формировала  познавательную готовность детей  к обучению, но и обеспечила  в дальнейшем их успешную адаптацию  к новым условиям учебно-познавательной  деятельности – школьным.

С точки зрения перспектив и актуальных направлений дальнейшей работы внимание, на наш взгляд, может быть сосредоточенно на исследовании возможности игрового общения при воспитании познавательной активности, интереса к познавательной деятельности у детей младшего школьного  возраста; на более глубоком и всестороннем изучении преемственности и закономерных связей в этом виде педагогической деятельности.

В ходе дипломного исследования выяснено, что под психологической готовностью  к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень  психологического развития ребенка  для освоения школьной программы  в условиях обучения в коллективе сверстников. [Семья в психологической  консультации (Опыт и проблемы психологического консультирования) / Под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. – М.: Педагогика, 1999. – С. 28.]

Психологическая готовность к школьному  обучению определяется прежде всего  для выявления детей, не готовых  к школьному обучению, с целью  проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить  в группах развития. В этих группах  реализуется развивающая психику  ребят программа. Не ставится специальной  задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести  психологическое развитие ребенка  до уровня готовности к школе. Основной акцепт в группе развития делятся  на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного  интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить  у ребенка желание научится чему то новому а уже затем начинать работу по развитию высших психологических  функций.

Список использованной литературы.

1. Абраменкова В. В. Совместная  деятельность дошкольников как  условие гуманного отношения  к сверстникам // Вопросы психологии. – 1980 – № 5.

2. Семья в психологической консультации (Опыт и проблемы психологического  консультирования) / Под ред. Бодалева  А. А., СтолинаВ. В. – М.: Педагогика, 1999.

3. БодалевА. А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

4. Божович Л. И. Этапы формирования  личности в онтогенезе // Вопросы  психологии. – 1978.– № 4; 1979, №  2,4.

5. Бурменская Г. В., Карабанова  О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое  консультирование (проблемы психического  развития детей). – М.: Изд-во МГУ, 1980.

6. Выготский Л. С. Собрание  сочинений: В 6 т. – Т. 4. –  М.: Педагогика, 1984.

7. Выготский Л. С. Игра и  ее роль в психическом развитии  ребенка // Вопросы психологии. –  1966.– № 6.

8. Гальперин П. Я., Запорожец А.  В., Карпов С. Н. Актуальные проблемы  возрастной психологии. – М.: Изд-во  МГУ, 1978.

9. Глозман Ж. М. Личность и  нарушения общения. – М.: Изд-во  МГУ, 1987.

10. Дубровина И. Я. и др. Активные  методы в работе школьного  психолога. – М.: АН СССР, 1989.

11. Захаров А. И. Психотерапия  неврозов у детей и подростков. – М., 1982.

12.Кадырова З. Р. Формирование  нравственных норм у старших  дошкольников в различных условиях  семейного воспитания (на материале  нравственной нормы ("отзывчивость"): Дис.... канд. псих. наук. – М., 1987.

13. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г.  Игра и нравственное развитие. – М., 1986.

14. Кравцова Е. Е. Психологические  проблемы готовности детей к  обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991.

15. Леонтъев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политическая  лит-ра, 1979.

16. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза  общения. – М.: Педагогика, 1986.

= 152 =

17. Лысюк Л. Г. Различные планы  взаимоотношений детей в игровой  деятельности (на материале усвоения  ребенком нравственных норм): Дис... канд. псих. наук.

18. Мухина В. С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985.

19. Репина Т. А. Отношения между  сверстниками с группе детского  сада. – М.: Педагогика, 1978.

20. Родари Дж. Грамматика фантазии (Введение в искусство придумывания  историй). – М.: Прогресс, 1990.

21. Рузская А. Г. Развитие общения  дошкольников со сверстниками. –  М.: Педагогика, 1989.

22. Спиваковская А. С. Профилактика  детских неврозов: комплексная психологическая  коррекция. – М., 1988.

23. Фелъдштейн Д. И. Психология  развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989.

24. Хоментаускас Т. Г, Семья  глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1999.

25. Чистякова М. И. Психогимнастика.  – М.: Просвещение, 1990.

26. Элъконин Д. Б. Избранные  психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

27. Элъконин Д. Б. Психология  игры. – М.: Педагогика, 1978.

28. Карабанова О. А. Игра в  коррекции психического развития  ребенка. – М., 1997.

29. Зенкевич-Евстигнеева Т. Г.  Путь к волшебству. – СПб: Златоуст, 1998.

30. Паренс Г. Агрессия наших  детей. – М.: Форум, 1997.

31. Фурманов И. А. Детская агрессивность.  – Минск, 1996.

32. Захаров А, И. Ребенок до  рождения. – СПб., 1998.

33. Бютнер К. Жить с агрессивными  детьми. – М., 1991.

34. Лешан Э. Когда ваш ребенок  сводит вас с ума. – М., 1990.

35. Субботский Е. В. Ребенок  открывает мир. – М., 1991.

36. Кащенко В. П. Педагогические  коррекции. – М., 1994.

37. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая  диагностика умственного развития  детей. – М., 1995.

38. Богданова Т. Г., Корнилова  Т. В. Диагностика познавательной  сферы ребенка. – М., 1994.

39. Романова Е. С., Потомкина О.  Ф. Графические методы в психологической  диагностике. – М.: Дидакт, 1991.

40. Акишина А. А., Кано X., Акишина  Т. Е. Жесты и мимика в  русской речи. – М.: Русский язык, 1991.

41. Кочюнас Р. Основы психологического  консультирования. – М., 1999.

42. Зимбардо Ф. Застенчивость,  – М., 1991.

43. Клюева Н. В., Касаткина Ю.  В. Учим детей общению. –  Ярославль, 1996.

44. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального  мира детей. – Ярославль, 1996.

45. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия:  искусство отношений. – М., 1998.

46. Хомская Е. Д., Бытова Я. Я.  Мозг и эмоции. – М., 1998.

47. Измерения интеллекта детей  /Под ред. Гилъбух Ю. З. –  Киев, 1999.

48. Матыцин Б. П. Будь еще  умнее. – Тверь: РНФ, 1993.

49. Астапов В. М. Введение в  дефектологию с основами нейро-  и патопсихологии. – М., Посткриптум, 2000.

50. Овчарова Р. В. Практическая  психология в начальной школе.  – М., 1998.


Информация о работе Подготовка детей к школе на основе игр